Александр Любимов «Вторичная выгода»

Вторичная выгода - цель, которую человек попутно достигает в процессе удовлетворения намерения. Выяснение и удовлетворение не только намерения, но и вторичных выгод - необходимое условие успешного изменения.

1. Намерение – это то, ради чего человек создаёт поведение. Ценность, которую он хочет удовлетворить в первую очередь.

За поведением человека стоит определённая цель. Внутренняя потребность. То, что он хочет получить для себя. Намерение еды – насыщение, намерение зарядки по утрам – здоровье.

2. Намерение всегда положительно для его обладателя.

Намерение положительно для его обладателя. То есть намерение – это то, что человеку нравится и то, что он хочет. Другое дело – поведение, при помощи которого он это намерение пытается удовлетворить. У грабителя в тёмном переулке вполне позитивное (для него) намерение – получение удовольствия, благосостояние… Но вот его способ удовлетворения этого намерения весьма неприятен окружающим.

3. Намерение всегда внутри. Поведение чаще направлено наружу.

Как понять, а что является поведением, а что намерением? Намерение отвечает на вопрос "зачем", а поведение – "каким образом". Намерение это то, что внутри. Поведение чаще всего направлено наружу – то, что человек делает в этом мире.

Намерение – сытость. Поведение – купить пирожок и съесть его.

Довольно часто трудно определить, какое же намерение стоит за поведением. Иногда как намерение пытаются назвать: "объяснить другим, познакомиться, поесть". Это поведение. Это некое действие снаружи. А намерение: "понимание, самоутверждение, сытость". Намерение – это что вы хотите для себя. Внутри. Какую ценность хотите удовлетворить. А ценности обычно описываются номинализациями: понимание, сытость, удовольствие, любовь, внимание. Можно и уточнить: настоящая любовь, искреннее внимание, подтверждение важности.

4. Поведение может быть неэффективным в контексте удовлетворения намерения.

Понятно, что поведение может быть несколько неэффективным. В том смысле, что оно может не удовлетворять намерение. Просто человек по другому не умеет. Но он старается.

Намерение – получение внимания. Вечеринка. Девушка с расстроенным видом сидит в углу, надеясь, что её там заметят и придут утешать. Но вот что-то никто не идёт… Намерение весьма положительно, но способ поведения, в данном контексте, судя по результату совершенно не эффективен. Но эта девушка по другом не умеет.

5. Вторичные выгоды – какие ещё важные потребности поведение удовлетворяет.

Но часто бывает так, что одним поведением человек пытается убить двух, а то даже трех, четырёх и более зайцев. То есть удовлетворить попутно ещё несколько потребностей. Например, намерение еды – насыщение (сытость). А попутно может удовлетворяться ещё куча потребностей: получение удовольствие, спокойствие (снять стресс), общение и т.д.Вот те потребности, которые попутно удовлетворяются поведением и называются вторичными выгодами. Ради вторичных выгод человек это поведение не создаёт. Это вроде дополнительных дивидендов.

Работа с навязчивостями типа курение, переедание и т.д. обычно осложнены тем, что такое поведение удовлетворяет большому количеству вторичных выгод.

Женщина приходит вечером домой и начинает активно кушать. Намерение её – сытость. Но попутно она получает удовольствие, отдыхает, расслабляется и отключается от неприятных мыслей о работе (что даёт ей спокойствие).

Мужчина курит для удовольствия. Но так же он использует курение для разбивки времени (закончил дело – покурил), для завязывания контактов (зашёл в курилку, закурил, завязал разговор с теми, кто курит там вместе с ним), для расслабления, для общения ("Пойдём, покурим") и т.д.

6. Для того, чтобы выяснить ценность задаются вопросы: - Зачем тебе это надо? Для чего ты это делаешь?

7. Для того, чтобы выяснить вторичные выгоды задаются вопросы: - Что ещё тебе это даёт? Что ещё ты от этого получаешь?

Для того, чтобы выяснить намерение задаются вопросы: - А зачем тебе это нужно? Что это тебе даёт? Для чего ты это делаешь?

Для выяснения вторичных выгод задают вопросы: - Что ещё тебе это даёт? Для чего ещё ты это используешь? Что еще ты от этого получаешь?

8. При изменении очень важно найти новые способы удовлетворения вторичных выгод.

Иногда бывает так. Жил был муж-пьяница. Жена его уговорила на "кодирование". Сходили они в центр, где мужа "закодировали". То есть определённым образом сделали так, что пить он физически не может. И человек изменился. Понятно, что его поведение, скорее всего, стало более социально приемлемым: он перестал пропивать зарплату, шляться неизвестно где и с кем и возвращать домой в три часа утра. Но, одновременно, он перестал быть весёлым и общительным, потерял кураж и перестал заниматься починкой вещей в доме. Раньше он использовал алкоголь для доступа к куче ресурсных состояний: весёлости, бодрости. Слегка "приняв" он хорошо общался и был очень "заводным". В этом состоянии он с удовольствие занимался домашними делами. Поведение запретили, а вот другого способа доступа к этим ресурсам муж пока не обнаружил.

Представьте – у человека болит нога. Сильно болит. Так, что он на неё не может наступать. И он ходит с костылём. С костылём ходить не удобно – медленно, руки заняты… Приходит Доброжелатель, отбирает костыли и громогласно заявляет: - Теперь ты свободен! Ты можешь ходить как все! Без костыля!

Человек радостно пытается идти, но… Нога болит. Костыль отобрали. И если раньше он мог ходить, хотя бы и с костылём, то теперь сидит дома. Хотя и без костыля. Либо находит заменитель – трость или просто суковатую палку.

¨Понятно, что на человека, который ходил с костылём исключительно по привычке, а нога давно прошла, отбирание костыля сказывается крайне благотворно.

Короче, ногу надо лечить.

9. Способ удовлетворения вторичной выгоды должен быть доступным, эффективным и надёжным.

Например, есть вторичные выгоды "хорошее настроение" и "удовольствие", которые удовлетворяются методом поедания большого количества шоколада. Это поведение конечно более социально приемлемо чем пьянство, но довольно неэкологично для человека. Толстеет он. Да и большое количество шоколада плохо сказывается на здоровье. Хотелось бы найти более экологичные способы получения удовольствия и хорошего настроения.

НО! Шоколад штука такая. Во-первых, это эффективно. Съел шоколадку – и сразу хорошо (в шоколаде содержатся вещества, повышающие настроение). Во-вторых – это доступно. Достал из кармана и съел. А если нет в кармане – шоколад есть практически в каждом киоске и магазине. В-третьих - это надёжно – шоколад срабатывает всегда. Единственный недостаток – в больших количествах вреден (то есть неэкологичен). Значит, когда мы будем искать ему замену нужно найти что-то достаточно надёжное, эффективное и доступное, но при этом ещё и более экологичное.

Например, для поднятия настроения можно сходить в кино, и это будет эффективно, надёжно и более экологично, но менее доступно. Шоколад можно есть и на работе, а вот кино смотреть проблематично. Для получения удовольствия можно почитать анекдоты, но часто анекдоты бывают не слишком смешные. Так что этот метод не столь надёжен и эффективен. Хотя доступен и экологичен.

Что же делать? Мы можем подобрать несколько способов удовлетворения намерения. Например, для получения удовольствия можно: сходить в кино, поговорить с друзьями, заняться сексом, погулять, подумать о приятном. И хотя каждый из способов в отдельности может и не удовлетворяет всем требованиям во всех ситуациях (доступность, надёжность, эффективность и экологичность), но подбирая их под контекст можно получить вполне удовлетворительный результат. В субботу сходить в кино, на обеденном перерыве прогуляться, закончив печатать документ пару минут помечтать о предстоящем отпуске…

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться