Запись мелодии на слух
Модель разработана на тренинге "НЛП-мастер" весной 2009 года под руководством Тимура Гагина. (г.Москва)
Авторы и исполнители:
Виталий Калачев (оригинал), Александр Борисов, Александр Квасков, Сергей Хохлов
После обучения по этой модели, человек сможет на слух назвать ноту, сыгранную ему на фортепиано и записать простую мелодию по нотам (подробности см. ВАК).
Ограничения модели — знать нотную грамоту нужно до начала обучения, уметь воспроизводить мелодию по нотам на инструменте в компании.
Материалы:
Metronom — записи метронома
Ноты — сэмплы нот (вместо синтезатора)
Темп — мелодии, на которое наложен метроном
I. Вступление или 8+7
- Было ли у тебя так, когда услышав новую мелодию по радио, ты не можешь найти к ней нот?
- Или может быть тебе в память врезалась красивая мелодия на иностранном языке и ты хотел бы ее сыграть, но найти ее ноты просто нереально, ты не знаешь это язык... Или может быть она была вообще без слов... Такой приятный мотивчик...
- Просили ли тебя в приятной компании сыграть песню, которая всем нравится, но сыграть ее ты не смог, потому что не знал?Хотел ли ты поразить друзей или незнакомую девушку сыграв мелодию, которая подойдет именно сейчас? Ведь всех мелодий по нотам не запомнишь...
Когда-то давно, Дима, мой старый друг, рассказал мне про одну девушку, которая ему приглянулась.
Виделись они всего один раз, в компании на природе. Это был обычный выезд на природу на выходных с одной ночевкой в палатках — поесть шашлыки, попеть под гитару. Вечером они долго просидели у костра, пели песни. На гитаре играл и пел Вася, заводила, турист и вообще любимец всей компании. Часто к нему присоединялась и Вика, она очень хорошо пела, даже создавалось впечатление, что она вокалом занимается профессионально. Под конец ее уже просили спеть что-нибудь еще, так всем понравилось ее исполнение песен. В остальном, она была совершенно обычная девушка, каких много. Возможно, именно из-за ее голоса она так приглянулась Диме, а может и нет, наверное не так уж и важна причина.
Кстати, Дима тоже учился играть на гитаре, но знал еще мало песен и немного стеснялся сам петь и играть, ему казалось, что он пока плохо это умеет. При этом, в отличии от Васи, он знал не просто 3 аккорда, а довольно серьезно увлекся музыкой — учился играть на гитаре и синтезаторе, и брал уроки вокала. Он даже освоил подбор мелодий на слух, причем делал это на удивление быстро и точно, в этом ему очень помог курс НЛПения, который он недавно прошел.
Уже ближе к концу ночи, Вика захотела спеть одну известную всем песню, которая была в новом альбоме певицы Макsим и всем очень нравилась. Слова знали все, но аккомпанировать Вася не смог, его трех аккордов тут явно не хватало, а подбирать он не умел. Что делать? Петь без гитары?
Дима колебался, но хоть и с некоторой неуверенностью все-же предложил ей подиграть. Все, кто его знал очень удивились, ведь они вообще не знали о его увлечении музыкой. Несмотря на то, что он немного волновался, подобрать музыку оказалось проще простого, тут главное — уметь. И он начал играть вступление и запел, Вика присоединилась. Их голоса настолько звучали очень гармонично, что казалось, будто они хорошо отрепетировали и что это вовсе не «песня у костра», а настоящее исполнение. Песня звучала настолько красиво, что все слушали и наслаждались. А Дима и Вика смотрели друг на друга так, как будто они просто не в состоянии были отвести глаза... Когда они закончили петь, все им апплодировали. Потом они спели еще немало песен вместе, до конца вечера за гитарой и в центре внимания был уже Дима.
После того короткого похода Дима и Вика стали встречаться. Это было пять лет назад, а сейчас они уже живут вместе. Они до сих пор любят ходить в походы, и когда это происходит вся компания с радостью встречает вечер у костра, ведь они могу спеть любую песню, которую попросят. Дима любит говорить — мы споем, если вы подскажете слова.
На самом деле, слышать ноты, различать их на слух не так уже и сложно, любой человек на это способен. У одного моего товарища знакомый работает звонарем в церкви. Колокола в отличии от многих других инструментов настраиваются очень точно и высота их звука с течением времени не меняется — они не «расстраиваются», звонари всегда играют на предельно точных инструментах. Есть и другое отличие — высота звука колоколов не ограничивается тонами и даже полутонами, они имеют четверные и даже восьмые доли. Благодаря этим отличиям, профессиональные звонари обладают больше чем абсолютным слухом. Как раз тот знакомый легко слышит разницу в звучании одной ноты на двух разных фортепиано только что настроенных профессиональными настройщиками.
Это еще раз говорит о том, что любой человек может научиться «хотя бы абсолютному слуху», а уж записать мелодию потом просто «дело техники».
II. Техника или 5+2
Дайджест:>>Знать ноты, длительности, нотный стан. Уметь их записывать.Учить теорию.>>Чувствовать резонанс, когда поешь ноту.Упражнения.>>Повторить звучавшую ноту (без инструмента).Упражнения.>>Определить звучавшую ноту (пропевая).
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение 1 — Метрика
Вступление:
Ритмы пронизывают нашу жизнь: биение сердца, дыхание, стук колес машин, день и ночь, приливы и отливы...
Объяснение: Это упражнение помогает отыгрывать музыку телом.
Исполнение:
Включить метроном.
Хлопать в ладоши в один момент со звуками метронома.
(вместо «хлопать в ладоши» возможны любые другие варианты отбивки темпа)
Выход: Ученик двигается хлопает в такт, не менее 1й минуты и не ошибается.
Упражнение 2 — Учимся слушать музыку выделять сильную долю
Объяснение:
Для того, чтобы слушать музыку нужно ее чувствовать. Это упражнение помогает отыгрывать музыку телом. Музыка состоит из тактов, каждый такт начинается с сильной доли — наиболее громкого звука, который повторяется в одном темпе. Обычный музыкальный темп 60-90 ударов.
К упражнению нужно:
Специально подготовленные мелодии, в которых поверх мелодии наложено звучание метронома. А также эти же мелодии, в которых метроном не накладывался.
Исполнение:
Включить мелодию с наложенным метрономом.
Хлопать в ладоши на сильную долю и звук метронома. Когда звук закончится — продолжать хлопать в том же темпе.
Включить мелодию без наложенного метронома.
Хлопать в ладоши на сильную долю, как и ранее, но подсказки в виде сигнала метронома уже не будет.
Выход: Ученик хлопает в ладоши на сильную долю и не ошибается.
Упражнение 3 — Звукоподача и резонанс
Вступление:
Любой человек может звучать, речь — это набор звуков. Звуки издаются на выдохе, высота звука зависит от расстояния между голосовыми связками, которые находятся в горле. Ощущении в теле (груди, горле, голове) для звуков разной высоты различны.
Звуки имеют разную высоту. Голос это инструмент и им можно управлять. У каждого человека свой диапазон голоса. Существуют различные певческие регистры (мужские: бас, баритон, тенор; женские: альт, сопрано, контральто) — фактически это диапазон от самой низкой ноты до самой высокой, которые под силу исполнить певцу.
Кроме высоты, звук имеет тембр, именно по тембру мы отличаем фо-но от гитары или от вокала. Но, все инструменты, в т.ч. и голос могут звучать в одной высоте. Примерная аналогия с тканями — малиновый шелк, малиновая шерсть, малиновый ситец, малиновый лен — все ткани, все одного малинового цвета, но на ошупь разные...
Объяснения:
Когда звуки звучат в одно высоте - это хорошо слышно, они начинают совпадать и у слушаюшего их создается ощущение резонанса, когда несколько инструментов звучат как один и это усиливает их звук.
Подготовка:
Есть сэмплы или инструмент, на диапазон нот, который будет удобен ученику или на весь диапазон нот.
Исполнение — 4 части Звучит нота:
(1) в удобном регистре для ученика (ноты играются подряд),
(2) потом в том регистре, где ученик не может ее повторить, а ученик повторяет ее в своем регистре (ноты играются подряд)
(3) потом ноты играются опять в удобном регистре, но в разнобой
(4) потом ноты играются в неудобном регистре и в разнобой Ученик воспроизводит эту ноту. Совпадение слышно, как «растворение» издаваемого звука в звучащей ноте. Полное совпадение сопровождается чувством пропадания собственного звука, появляется желание усилить звук собственного голоса, чтобы убедиться, что он еще звучит.
Исправление:
Если ученик издает звучит выше или ниже, чем звук — начинает заново с самого низкого звука, который он может издать.
Ученик издает звук, начиная с самого низкого, и постепенно повышает высоту, пока не услышит, что звук, который он издает, совпадает с звучашим.
Выход:
Ученик воспроизводит звук совпадающий с сэмплом, без подстройки снизу, при необходимости до-подстраивается под звук за 1 секунду. Сэмплы в диапазоне одной октавы в середине его певческого регистра.
Упражнение 4 — Определение нот на слух (а еще пение нот, якорение их)
Объяснение: Это основное упражнение для работы модели.
Подготовка:
Есть сэмплы или инструмент, на диапазон нот, который будет удобен ученику или на весь диапазон нот.
Исполнение — 3 части:
часть 1 — подстройка под инструмент и якорение
(по очереди от ДО до СИ — вся часть делается на каждую ноту, то есть семь раз)
Исполнение:
- Звучит нота.
- Ученик ее повторяет. При воспроизведении он фокусируется на ощущениях в теле (см. рисунок) и смотрит на клавиши, на которых нажата конкретная нота.
часть 2 — воспроизведение по якорям, сверка с эталоном и повторное якорение
Ученик воспроизводит ноты (диапазон от ДО до СИ) и сравнивает их звучание с эталонным (сэмплы). В случае различий — еще раз подстраивается под ноты, как в части 1.
часть 3 — определение нот
Ученик слышит сэмплы, воспроизводит их сам и по внутренним ощущениям в теле определяет их названия. В случае различий — еще раз подстраивается под ноты, как в части 1.
Исправление: см. часть2
Выход: Ученик определяет ноты по слуху.
Упражнение 5 — Запись мелодии на слух
Слышыт мелодию, определяет по одной ноте, записывать мелодию на нотном стане. Фактически это тренировка навыка на простых мелодиях. Если дело не пойдет, в качестве исправления — повторять на упражнения выше, отрабатывать или темп или определение ноты — смотря в чем возникла сложность. Скорее всего — нужно еще раз делать упражнение 4, тестовый прогон показал, что темп все легко определяют.
III. Конфайнмент
1. ВАК
На нотном стане написана мелодия написанная нотами от до – си в темпе ¼ в диапазоне 4 такта состоящая из длительностей ½, ¼ и ⅛ и соответствующая проигранной мелодии на клавишном инструменте по белым клавишам.
2. ТОТЕ - «О»
Слушать музыку, запоминая мелодию и ритм
Определить первую ноту
Записать первую ноту на нотном стане
Определить темп, длительности (двигаясь в такт мелодии)
- Записать мелодию на нотном стане
3. Промежуточные результаты
/Первая нота горит в мозгу/
Первая нота записана на нотном стане
Мелодия записана на нотном стане
Мелодия пропета с движениями в темпе
- Мелодия записана на нотном стане с правильными длительностями
4. Кто я
- Я умею записывать ноты, длительности и мелодию на нотном стане на слух
5. Важное (фишки)
Важно уметь записывать ноты, длительности на нотном стане
Важно уметь чувствовать резонанс, когда поешь ноту
Важно повторить звучавшую ноту (без инструмента)
Важно правильно определять звучащую ноту
- Важно правильно определять длительности
6. Хочу
- Хочу записать мелодию и получить удовольствие от публичного результата этой деятельности
7. Результат (данность)
Рядом нужные люди, которые хотят услышать определенную мелодию и просят... и после исполнения дают обратную связь
- Кто-то из них мелодию напеть может или ты ее слышал сам
8. Как должно быть
Мелодии должны подбираться на слух, иначе лажа
Важно воспроизводить мелодию перед нужными людьми и видеть их реакцию
Если сыграл без подготовки, то это быстро и круто («Мы споем, если ты знаешь слова»)
Нотная запись помогает воспроизвести оригинал, но не может его заменить
- Мелодия должна звучать как оригинал
9. Последствия
Мелодия может быть воспроизведена и аранжирована, подарена, продана
Удовольствие от реакции публики от правильно сыгранной мелодии (умеешь играть!)
IV. ТОТЕ
- Слушать музыку, запоминая мелодию и ритм ВАК входа Слышу мелодию
Операция слушаю мелодию, определяю темп – подстраиваюсь к мелодии с помощью движения тела.
Подстраиваюсь к темпу по сильной доле — самому громкому из повторяющихся звуков.
Крайнее положение тела должно совпадать с сильной долей в движении качания.(Движение тела – стучать рукой по верхней поверхности бедра.).
ВАК выхода Тишина, двигаюсь в темп мелодии
- Определить (первую) ноту ВАК входа Пою (первую) ноту
Операция слух воспроизвожу ноту При воспроизведении ноты устанавливается ощущение в теле (на вертикали от ключицы допупка).
Ощущение вызывает визуальный образ клавиш ф-но. Каждая точка на вертикали соответствует определенной клавише ф-но, образ клавиши имеет название (маркер) соответствующее ноте.
ВАК выхода Назвал ноту и написал ее на нотном стане >>Определить мелодию (без длительностей) Делается через «определить ноту»
- Определить мелодию ВАК входа Мелодия без длительностей записана на нотном стане.
Операция Пропеваем мелодию по нотам двигаясь в темпе.
Проставляю длительности на нотном стане ВАК выхода Мелодия записана на нотном стане
V. Доп. Материалы
К упражнениям требуется:
сэмплы — хуже или музыкальный инструмент (желательно синтезатор) - лучше
метроном, хотя бы в виде аудиозаписи
подготовленные аудиозаписи к упражнениям на темп.