Мастерский проект на тему: "Создание практического навыка для самостоятельного проведения внутримышечных инъекций"
1. Цель: необходимость приобретения самостоятельного навыка для введения внутримышечных инъекций, вызванная затруднениями вызывать на дом медработника, нехватка времени для частого посещения лечебного учреждения и т.д. В конце концов - это просто надо уметь делать! Кроме этого следует учитывать, что это процедура медицинского характера и должна быть обязательно безопасной и грамотной.
2. Важный критерий: полезность.
3. Обязательный фактор: безопасность. Нельзя проводить инъекции без назначений врачей. Т.к. при введении медицинского препарата возможны различные побочные эффекты: аллергия, перидозировка, несовместимость препаратов и многое другое. Перед началом проведения процедуры необходимо обязательно проверить срок годности лекарства и самого шприца. Также нужно знать в какое именно место делают инъекцию и почему, т.е анатомические особенности .
4. Выбор модели: для своей модели я выбрала свою подругу – Воронцову Марию, которая является профессиональной, опытной процедурной мед. Сестрой. Кроме этого это добрый, приветливый человек. Умеет создать и сохранить хорошие отношения со своими пациентами.
Большой ТОТЕ: краткое описание.
1. Убеждение: выстраивание убеждений.
2. Состояния. Они достигаются сразу после убеждений и сохраняются в течение всей процедуры.
3. Внешний вид: с самого начала должна быть подстройка к человеку (пациенту) и месту, окружению.
4. Сбор информации.
5. Уровень окружения.
6. Проведение самой процедуры.
7. Контакт с пациентом.
8. Создание собственного навыка.
9. Описание навыка научившихся людей.
10. Вычитание.
11. Задел на будущее.
Такая последовательность была выявлена в процессе работы с моделями.
Подробное описание модели проведения в/м инъекций.
1. Убеждения. Для того, чтобы успешно провести процедуру, важно иметь несколько убеждений:
- «Мне необходимо научится делать в/м инъекции».
- «Когда я буду уметь это делать, то всегда смогу помочь себе и своим близким людям».
- «Теперь я буду меньше зависеть от ситуации (искать человека, кто сможет делать инъекции когда это надо делать; не ходить в поликлинику на уколы, когда ты себя плохо чувствуешь – а делать это самому)».
2. Состояния. Кроме убеждений важны и состояния, в которых осуществляется процесс проведения в/м инъекций: обязательно – спокойствие, которое включает в себе уверенность в себе, в свои силы и способности, доброту, неспешность в действиях.VAK – дыхание ровное, движения спокойные, легкий тонус, уверенный взгляд – «я контролирую ситуацию».
«Фокус внимания – на пациенте» - внешне ориентированный транс.
Способы достижения нужного состояния могут быть различны: техника взмаха, якоря и т.д.
3. Внешнии факторы. Следует обязательно учесть, что в/м инъекции – это медицинские манипуляции и поэтому проводить их надо в максимально «чистых» условиях, т.е. руки должны быть чистыми, стол на котором находится необходимые предметы должен быть сухим, чистым, желательно застеленным чистой салфеткой.
4. Сбор информации. Важно собрать максимум информации о процедуре:
- анатомические особенности человеческого тела ( куда именно делать укол и почему).
- Что такое стерильность и для чего она нужна.
- Особенности медицинского препарата, который собираемся вводить ( обязательно: срок хранения, побочные действия, противопоказания, особенность введения и т.д.).
- Делали ли этот препарат раньше ( аллергия)
5. Уровень окружения. В это понятие мы включаем все необходимые нам вещи: медицинский препарат, емкость для использованных ампул и шприц и спирт.
6. Проведение самой процедуры:
- Моем руки.
- На стол раскладываем все необходимое, для проведения процедуры, предметы: шприц, спирт, вату, ампулы лоток.
- Открываем флакон со спиртом
- Берем вату ( несколько тампонов – 2 шт.)
- Протираем верхнюю часть ампулы(1\3) тампоном со спиртом
- Выкидываем тампон
- Берем в правую руку пилку для ампул и 2-3 раза проводим ею по верхней части ампулы (1/3 части ампулы ) в одном месте .
- Откладываем пилку.
- Берем в руку сухой ватный тампон и захватываем им вокруг ампулы на месте «распиливания».
- Надламываем ампулу.
- Выкидываем «кончик» от ломаной ампулы в лоток.
- Ставим ампулу на стол.
- Берем в левую руку шприц ( прозрачной стороной упаковки вверх).
- Правой рукой фиксируем его с верхней и нижней стороны, т.е. большой палец сверху, а указательный и средний палец снизу вдоль щприца.
- Надавливаем большим пальцем сверху и «выдавливаем» шприц из упаковки.
- Берем левой рукой шприц.
- Шприц «одеваем» на иглу, т.е. шприц соединяем с цветной частью иглы (в медицине ее называют «канюлей»)
- Выкидываем упаковку от шприца в лоток.
- Держим шприц в правой руке.
- Снимаем колпачок с иглы и откладываем его в сторону.
- В левую руку берем ампулу.
- Правой рукой опускаем иглу в ампулу.
- Ампулу фиксируем пальцами левой руки, чтобы она случайно не упала.
- Правой рукой медленно тянем поршень вверх ( верхнюю выступающую часть шприца ) на себя.
- Видим, что лекарство из ампулы «затягивается» в шприц.
- Когда ампула опустеет – выкидываем ее
- Одеваем на иглу колпачок.
- Переворачиваем шприц иглой вверх на уровне лица.
- Берем его в левую рука.
- Смотрим на шприц и видим, что в полости шприца вместе с лекарством находится воздух, небольшие пузырьки с воздухом.
- Их необходимо удалить – для этого: держа в левой руке шприц иглой вверх слегка ногтем указательного пальца правой руки «постукиваем» по шприцу.
- Видим что воздух, пузырьки «побежали» на верх.
- Когда все пузырьки воздуха «слились» мы слегка давим на дно поршня большим пальцем. Это надо делать очень медленно и осторожно, чтобы случайно не выдавить из шприца все лекарство.
- Видим, что поднимаясь поршень «поднимает» лекарство, тем самым «выдавливает» воздух из шприца.
- Когда видим, что лекарство начинает заполнять нижнюю цветную часть иглы – прекращаем выпускать воздух.
- Одеваем колпачок на иглу и откладываем шприц.
ВНИМАНИЕ!
- Нельзя трогать иглу без колпачка рукой, т.к. игла стерильна.
- Инъекция делается в верхнюю крайнюю четверть ягодицы. Что бы определить это место мы можем условно разделить каждую ягодицу на 4 квадрата. Это связано с тем, что именно в этом месте наименьшее количество нервных окончаний и кровеносных сосудов. Внутримышечную инъекцию делают глубоко в мышцу, т.е. иглу вводят в мышцу до конца (до канюли) для того чтобы лекарство легко растворялось. Если иглу вводить не глубоко, то скапливаясь под кожей, лекарство может образовать воспалительный процесс.
Внутримышечную инъекцию следует проводить в расслабленную мышцу. Для этого надо человека либо положить, либо попросить слегка согнуть ту ногу с какой стороны будем делать укол.
- Освобождаем место для инъекций от одежды.
- Ватный тампон смачиваем спиртом, и обрабатываем ягодичную мышцу. При этом учитываем, что когда мы делаем укол самому себе, то площадь мышцы обрабатываем гораздо шире, т.к. место для инъекции с точность до 1 см. куда мы будем делать укол определить невозможно.
- Берем в руку шприц (в левую руку, если будем делать укол в левую мышцу, и в правую руку, если будем делать в правую).
- Становимся к зеркалу, чтобы видеть, куда мы будем делать укол или находим каждый сам для себя удобную позу, чтобы можно было видеть через плечо место инъекции.
- Снимаем колпачок с иглы, и откладываем его в сторону.
- Подносим шприц с иглой перпендикулярно ягодичной мышцы к тому месту, куда будем делать укол, так, чтобы игла слегка соприкасалась с кожей.
- Прокалываем кожу иглой, вводим иглу в мышцу до конца, т.е до канюли.
- Большим пальцем давим на шляпку поршня.
- Видим, что лекарство из полости шприца «идет» в мышцу.
- Когда шприц опустеет, выводим иглу с шприцом из мышцы.
- Немедленно прикладываем к месту инъекции ватный тампон со спиртом на 1 минуту.
7. Контакт с пациентом. Если мы делаем укол другому человеку - всегда после инъекции следует спросить пациента все ли нормально, т.к. введение самого препарата была довольно болезненной (т. к. препаратов, которые довольно чувствительны для человека) следует успокоить, попытаться отвлечь пациента.
8. Описание собственного навыка.
В приобретении собственного навыка для самостоятельного проведения в/м инъекции я руководствовалась в первую очередь оптом и помощью своей подруги, которую взяла для описания модели. Затем, я выработала свой план действий, и действовала по нему.
9. Описание навыка научившихся людей.
После того, как я составила план работы , в течении 17 дней, по составленной мной подробной схеме процедуры 3 человека научились самостоятельно делать себе внутримышечные инъекции. Откорректировала описание процедуры, т.к. чем подробней и проще составлен план – тем легче его делать. Он должен быть понятным и приемлемым для того, кто делает работу и для тех, кто наблюдает за ним. Он должен быть прост и доступен в понимание его структуры и смысла его составляющих частей.
10. Модель вычитания.
Все модели действовали по общему плану, но них использовал ту модель поведения, которая была для него наиболее приемлема, испытывал то эмоциональное состояние, которое было свойственно только ему.
Самое яркое отличительное свойство это психологическое состояние. У всех моделей без исключения был страх сделать укол иглой, руки дрожали, отказывался произвести манипуляции и т.д. Кто-то наоборот нервно смеялся, шутил и т.д.
Все модели производили манипуляции по плану, но у всех были незначительные различия: иначе держали шприц, с разной силой вводили и выводили иглу из мышцы, набирали по разному лекарственный препарат из ампулы и т.д.
11. Задел на будущее:
- Независимость от внешних факторов.
- Создание новых медицинских навыков.
- Уметь создать и сохранить хорошие отношения с пациентом.