Составление плана научно – исследовательской работы
Критерий:
1. В научно-исследовательской работе важно составить крутой план.
2. План должен быть понятным и приемлемым для того, кто делает работу и тех, кто принимает в ней участие (руководитель и другие заинтересованные лица).
Определение критерия:
1. Крутизна плана определяется:
- наличием «крутых» научных терминов, которые редко применяются в обыденной жизни.
Пример: «Влияние основных психологических качеств трудового коллектива, на процесс промышленного производства веников»
- примерно такими отзывами тех, кто с ним познакомился:
«Круто!», «Ни фига себе!», «Я бы так не смог!», «Не хотите стать соавтором моей монографии?» (предложение научного руководителя), и т.п.
2. Понятность и приемлемость плана – это простота и доступность в понимании его структуры и смысла его составных частей.
Запуск механизма:
Крутой план научно-исследовательской работы, составляется если есть необходимость и, особенно, желание его сделать.
Мотивация:
Чем лучше составлен план работы, тем легче (удобнее) ее делать.
Убеждения:
1. крутой (хороший) план – это основа (крутой) хорошей работы.
2. умение составить хороший план пригодится в других сферах жизнедеятельности.
Состояния:
Интерес, азарт.
Когда чувствуешь моральное удовлетворение (мне хорошо, я собой горжусь), хочется продолжать работу, чувствуешь прилив энергии, значит получается.
Если усталость, утомление, желание отдохнуть, бросить – не получается
VAK видишь план, внутренний диалог, чувствуешь кинестетически.
Эмоции:
Радость в процессе выполнения работы.
Сигнальные эмоции:
Если получается – радость, удовольствие, бодрость.
Если не получается – досада, разочарование, злость.
Ведущие метапрограммы:
Активный, внутренняя референция, стремление к результату, общительный, стабильность с развитием.
Первичная стратегия:
Введение
Т Необходимо определить актуальность проблемы (ВД – внутренний диалог)
О Обозначить существование проблемы в прошлом, настоящем и будущем (где, когда, кем, зачем). (ТС – трансовое состояние)
Пример: «Веники – это орудие труда, которое сопровождало человечество практически с момента его поселения в пещерах. Трудно себе представить в какой хлам превратилось бы жилище человека, и стал бы он тогда homosapience вообще, если бы не веник. Спасительный веник приходил на помощь в любой момент времени и был доступен различным социальным категориям. Даже сейчас, в век научно-технического прогресса, современные цифровые интернет-пылесосы так и не смогли вытеснить веник с мирового рынка. Более того, те социально-экономические потрясения, которые произошли в нашей стране и разделили общество на богатых и бедных, способствовали повышению спроса малоимущих слоев населения на веники. Таким образом, сейчас, как никогда необходимо развивать промышленное производство качественных веников, т.к. потребность в них в будущем возрастет, в связи с продолжающемся процессом расслоения общества и увеличением числа людей, живущих за чертой бедности.» И т.п.
Т VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е
Т1 Ннеобходимо определить научную новизну (ВД)
О1 Сузить проблему применительно к своей специальности, специфике темы, отметить, что в результате анализа научной литературы мы убедились в том, что никто, никогда, нигде не рассматривал эту проблему именно в этом контексте. (ТС)
Пример: «В результате анализа научной литературы, мы выяснили, что процесс промышленного производства веников изучался многими специалистами в области экономики, деревообрабатывающей промышленности и т.д.. Однако нами не было найдено систематических исследований данной проблемы в ее психологическом аспекте, что является большим пробелом в современной теоретической и практической психологической науке.» и т.п.
Т1 VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е1
Т2 Нужно определить объект исследования (ВД)
О2 Исходя из темы, выявить ключевое слово (слова, словосочетания) (ТС)
Пример: «Объектом нашего исследования стал процесс промышленного производства веников»
Т2VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е2
Т3 Нужно определить предмет исследования (ВД)
О3 Выявить качество, действие, процесс, происходящий с объектом (ТС)
Пример: психологические качества трудового коллектива, участвующего в процессе промышленного производства веников».
Т3 VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е3
Т4 Нужно определить гипотезу (ВД)
О4 Предположить наличие или отсутствие причинно-следственных взаимосвязей между чем-то и чем-то, т.е в результате этого произойдет (или нет) то. (ТС) то, что происходит с предметом влияет на объект.
Пример: знание психологических качеств трудового коллектива, может быть использовано в оптимизации процесса промышленного производства веников.
Т4VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е4
Т5 Нужно определить цель исследования (ВД)
О5 Исходя из названия темы и проблемы, наметить пути ее решения (Что нужно сделать, чтобы решить проблему: выявить, изучить, сформировать и т.д.) (ТС)
Пример: Выявить особенности психологических качеств трудового коллектива, участвующего в процессе промышленного производства веников».
Т5 VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е
Т6 определить задачи исследования (ВД)
О6 Отталкиваясь от цели выявить, перечислить, что нужно сделать для ее решения (1, 2, 3…). Каждая задача должна способствовать решению проблемы. (ТС)
Пример:
1. изучить литературу
2. подобрать методики
3. определить экспериментальную площадку
4. выявить уровень развития основных психологических качеств и.т.д.
Т6VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е6
Т7 Нужно определить методы исследования (ВД)
О7 Отталкиваясь от цели и задач, определить, как именно, с помощью чего будем решать задачи. (ТС). Методы должны способствовать решению задач.
Пример: тесты, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки и.т.д.
Т7VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е7
Теоретический блок
Т7 Нужно сформулировать название главы (ВД)
О7 Связать тему и проблему с ключевыми понятиями «теория», «теоретические аспекты» и т.п. (ТС)
Пример: «Теоретические аспекты влияния основных психологических качеств трудового коллектива, на процесс промышленного производства веников»
Т7VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е7
Т8 Нужно определить количество и названия параграфов, пунктов и подпунктов. (ВД)
О8 Отталкиваясь от более общих вопросов, двигаться к более частным в рамках своей темы (дедукция). (ТС)
Пример:
1. Становление промышленного производства веников.
1.1. Происхождение веника как орудия труда.
1.2. Возникновение промышленного производства веников
2. Человеческий фактор в производстве веников.
2.1. Выдающиеся специалисты по производству веников.
2.2. Сплочение специалистов по производству веников в трудовой коллектив.
3. Основные психологические аспекты производства веников.
3.1. Роль трудового коллектива в процессе производства веников
3.2. основные психологические качества, необходимые для процесса производства веников. И т.п.
Т8VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е8
Практический блок.
Т9 Назвать экспериментальную часть (ВД)
О9 Исходя из цели, что делать, чтобы решить проблему. Использовать ключевое слово, номинализацию от первого слова в постановки цели, определяющее решение проблемы (изучение, формирование и т.п.). (ТС)
Пример: Выявление основных психологических качеств трудового коллектива, влияющих на процесс промышленного производства веников»
Т9VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е9
Т10 необходимо выявить этапы исследования (ВД)
О10 определить по-шагово, что делать сначала, что потом, что в конце.
Двигаться от частного к общему (индукция). (ТС) использовать ключевые слова (анализ, диагностика, и т.д.)
Пример:
1. Организация и методы психологического эксперимента.
1.1. Организация психологического эксперимента.
1.2. Методики изучения основных психологических качеств трудового коллектива, участвующего в производстве веников.
2. Исследование основных психологических качеств трудового коллектива, участвующего в производстве веников.
2.1. Анализ диагностики основных психологических качеств трудового коллектива, участвующего в производстве веников.
3. Исследование основных психологических качеств другого трудового коллектива (контрольная группа).
3.1. Анализ диагностики основных психологических качеств другого трудового коллектива (контрольная группа)
4. Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп. И т.п
Т10VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е10
Выводы
Т11 Необходимо сделать основные выводы (ВД)
О11 Соотнести выводы с актуальностью, целью, задачами, гипотезой. (ТС) прописать, что результаты исследования подтвердило, что оно сделано не зря.
Пример:
1. Наше исследование психологических качеств трудового коллектива, производящего веники является уникальным в психологической науке.
2. В результате исследования было выявлено, что трудовой коллектив, производящий веники обладает особыми психологическими качествами, такими как ……
3. Была достигнута цель и решены задачи ……
4. Нами была подтверждена гипотеза… и т.п.
Т11VAK (вижу картинку-текст, читаю вслух, ощущаю кинестетически)
Е11
Вычитание
При составлении плана наблюдается трансовые состояния достигаемые разными способами питье чая, утренние пробежки, домашняя работа (глажка белья, вязание), разглядывание пейзажа за окном, курение. Т.е важно находиться в ТС, которое достигается любым удобным для модели способом.