Модель метания ножа

Авторы и исполнители:

Павел Тихонов, Дима Евдунов

ВАК результата – после броска нож втыкается в мишень, либо оставляет явный след от острия, что означает правильную ориентацию ножа в момент контакта с мишенью.

А. Описание модели.

  1. При броске, задействовано все тело, движение начинается с правильной постановки ног, дальше двигается бедра, туловище, плечо, кисть. Волнообразно.
  2. Постановка ног: На ширину плеч. Взаимное расположение ног – см. рисунок. Центр тяжести в начале броска – на той ноге, которая сзади, во время броска – переносится на переднюю. Правая или левая стойка – как удобно бросающему.
  3. Есть две составляющие броска – поступательная и вращательная.
  4. Поступательная составляющая дает силу броска, обеспечивающую дальность полета ножа и силу втыкания. ПС обеспечивается работой мышц ног, туловища, плеч, руки в целом. ПС, также, обеспечивает направление полета, т.е., меткость. (меткость не входит в задачу данного проекта, поскольку, предполагается, что для тренировки меткости нет разницы чем кидаться – ножом, камнем, снежком или чернильницей)
  5. Правильное выполнение поступательного движения в броске – быстрое, плавное, движение рукой с ножом по направлению к мишени.
  6. Вращательная составляющая – это придание ножу вращения необходимого и достаточного для того, чтобы за время полета нож повернулся в положение острием вперед, по направлению движения. ВС обеспечивается поворотом предплечья и кисти.
  7. Из рисунка видно, что из-за движения предплечья, нож вынужденно совершает около четверти оборота. Крутящий момент, приобретаемый им из-за этого движения можно считать основным. Движение кистью дает дополнительный момент, но это движение произвольно, и может быть более или менее сильным, что позволяет регулировать скорость поворота ножа в полете.
  8. Правильное выполнение вращательной составляющей – в начале движения нож крепко зажат пальцами, воображаемая прямая от острия до кончика рукоятки параллельна предплечью. Незадолго до полного выпрямления руки (5-10 см) пальцы разжимаются и нож больше не удерживается.
  9. Из рисунка очевидно, что если брать нож ближе к вершине рукояти, крутящий момент будет меньше, следовательно, нож в полете будет вращаться медленнее. Следовательно, чем больше расстояние до мишени, тем ближе к вершине рукояти надо брать нож.
  10. Расстояние броска – 4-5 шагов.
  11. Выполняя бросок, Дима фокусирует взгляд на области поражения, поджимает губы, немного наклоняет голову, прищуривает глаза. Тело «мобилизуется».
  12. Бросок в перчатке или варежке у Димы не получается. Ему это неудобно и «не хочется». Пальцы должны плотно контактировать с ножом.
  13. Для броска на 4-5 шагов нужно, чтобы большой палец располагался на центре тяжести ножа.
  14. Центр тяжести определяется так: Нож кладется плашмя на палец, в точке, где нож балансирует – и будет центр тяжести.
  15. При каждом броске Дима всегда входит в одно и то же состояние, признаки которого есть в п.17. В это же состояние Дима входит и тогда, когда имитирует бросок, без ножа в руке.
  16. Для того, чтобы успешно бросить нож, Дима представляет себе нож уже воткнувшимся, траекторию полета ножа, то, как он будет вращаться на траектории. В момент, когда направление движения предплечьем совпадает с этой воображаемой траекторией, Дима отпускает нож. Область поражения Дима при броске воспринимает в максимальной резкости. Становятся видны все мелкие детали. Все остальные предметы, вне фокуса внимания – по-прежнему цветные, но расплываются.
  17. Тяжелые ножи кидать легче, чем легкие.
  18. Рекомендации Димы «как правильно» кидать нож:
  1. Чтобы совершенно точно не попасть, надо:
  1. На что похож бросок ножа? – На удар хлыста. На «волну с ноги».
  2. Кем надо быть, чтобы удачно бросить нож? – Маугли. Хорошо понимать, что зависит от броска.
  3. Для того, чтобы получить доступ к состоянию броска, Дима постоянно воспроизводил глазо-двигательный паттерн «влево, вверх – прямо, вверх – вправо, вниз». Этим движениям глаз соответствуют : ЛВ – представляю вращение ножа, прямоВ – молитва «Господи, помоги», ПН – принятие решения, чувство, что бросать надо.
  4. Доворот. Это движение кистью, придающее ножу вращение. Определяется бессознательно. Связан с линией между мной и тем местом, куда нож должен прийти. Доворот зависит от расстояния. Как я понимаю, что хватит доворачивать: это ощущение в плечах, кисти. Когда надо отпустить нож – это ощущение в предплечье, ближе к локтю.

Б. Вычитание.

  1. Метание ножа – это двигательный навык, плюс состояние метателя.
  2. Броска не будет без сильного, плавного и быстрого движения рукой, придания правильного вращательного момента.
  3. С поступательной составляющей просто – это так же, как метать любой предмет на то же расстояние (оставляем пп.8,9).
  4. Для придания правильного вращательного момента важно движение кисти и время, когда пальцы разжимаются и отпускают нож (пп 13, 15, 18). Поскольку само движение быстрое, сознательно его проконтролировать нельзя, значит, когда отпускать и как доворачивать – надо почувствовать (бессознательный контроль). Значит, для успешного броска важно состояние.
  5. Оставляем мысленную тренировку броска (п.22) – это помогает получить доступ к состоянию.
  6. Остальные вещи, такие как «волнообразность», или правильная постановка ног не так существенны, либо получаются автоматически, когда человек готовит тело к броску.

В. Т.О.Т.Е. метания ножа.

Г. Модель встраивания

  1. Необходимо встроить двигательный навык и нужное состояние.
  2. Для тренировки двигательного навыка – два упражнения.
  1. Для тренировки состояния:

Все модели