Адольф Макаров «Не просто, а очень просто»

Манипуляция сознанием индивида — изобретение постарше колеса и, вероятно, даже канонизированной учебниками истории палки-копалки. И если без колеса, в принципе, можно было обойтись (взял в руки кусок мяса и понес), то без манипуляции человеком — никак («Пусть он несет!»). Манипуляция коллективным сознанием появилась немного позже, чем внушение частному лицу, но настолько скоро, насколько человеческие особи стали сбиваться в стаи. Тут-то и началось раздолье для вождей, шаманов и прочих предводителей дворянства. Священные танцы, целебные напитки, обряды бракосочетания, демократические свободы и революционные лозунги — все эти условности не что иное, как уловки, призванные навязывать волю одного лица или небольшой группы. При этом надо отметить, что управлять толпой легче, чем отдельной личностью. Но факт остается бесспорным: сложнее уговорить жену приготовить зразы по-польски, чем заставить страну заходиться в счастливой истерике по поводу выбранного президента, единственно, разумеется, приемлемого. Проблема в том, что до недавнего — по понятиям истории — времени все наши манипуляции другими и, соответственно, издевательства типа «сначала побрейся» над нами носили частно-прикладной характер, я бы даже сказал — интимно-доверительный. Великие полководцы и политики честно пытались претворить в жизнь свои великие планы, наивно полагая, что рассказанного каламбура будет достаточно, чтобы отвлечь внимательные взгляды недоброжелателей от прорех в государственном устройстве, а квалифицированные донжуаны задаривали цветами и серенадами занозы своих сердец. 

Так примитивно. То ли дело сегодня. Став информационным обществом, мы подписали себе приговор, причем лоббирование некой свободы слова похоже на дезинфицирование иглы перед казнью через инъекцию яда. Здесь уже не важно, кто и что сказал: стиральная машина для хорошей промывки мозгов запущена. Двадцать пятый кадр — это как минимум. Валить вину на СМИ нелепо, поскольку СМИ — это метод, которым манипуляция сознанием живет. Просто инструмент, как, например, та же палка-копалка. Можно ямку выкопать и яблоню посадить. А рыжий — деда стукнул. А потом отмазался. «Я его, — говорит, — любил». Это, значит, лопата виновата? 

Лассуэл, американский исследователь прессы, между тем подчеркивал, что не цель, а метод отличает управление людьми с помощью пропаганды от управления ими с помощью насилия или подкупа. Нами хотят управлять — нами будут управлять. По-всякому. Благо способов много. Афера, манипуляция, блеф, мошенничество, пропаганда, дезинформация, интрига, мистификация, рекламная кампания, психологическая и рефлексивная игра, провокация — это только вершина айсберга. Итальянский культуролог Умберто Эко пишет, что объективной информации в прессе за исключением прогноза погоды быть вообще не может, поскольку уже сам по себе подбор сообщений и их расположение на полосе несут в себе имплицитное суждение. В общем-то все это нам знакомо. И, что самое интересное, не очень обидно. Величайшие умы мирового PR, по крайней мере, заняты тем, чтобы втюхать мне баночку крема, а я их ходы просчитываю, раскладываю стратегический план на тактические элементы и покупаю-таки пресловутую воду: пусть дальше ломают головы, придумывают что-нибудь новое и интересное. Высокая интеллектуальная игра, приятная для обеих сторон. Руками не трогать. 

Тем обиднее, когда кучка грязных неудачников пытается применить на тебе какие-то дешевые трюки, которые, как им кажется, созданы для того, чтобы обвести всех вокруг пальца, подбить бабки и исчезнуть. Это я о НЛП

В нескольких словах — рецепт счастья для интеллектуального быдла, полукровок от бизнеса и базара. Все просто, но даже при такой примитивности механизма ничего толком не работает. Я не проверял — на мне ставили эксперименты. Раздражает, что в отличие от тех, кто продает баночки с водой, здесь тебе пытаются продать гектар прошлогоднего снега по цене трех через пять лет (сумбурно, но это метод работы). Не вызывает умиления и то, как именно они пытаются это сделать: очень неизобретательно. Если PR-креаторы хоть как-то работают мозгами (по крайней мере, должны), то НЛПисты тупо следуют какой-то модели, которой их кто-то когда-то научил. Неудивительно, что их методы действуют исключительно на таких же «развитых», как они сами. При этом нужно учесть, что на НЛПисте заработать нельзя. Как правило, денег у них нет. Но зато всегда есть модель, благодаря которой «через две недели — железно». Отличительная особенность всех этих моделей — постоянство — в смысле, даже спустя полгода рискуешь услышать про те же «через две недели». 

Конечно, успешные НЛПисты есть — это те, кто учит других. Действительно, если применить технику толком нельзя, единственное, что остается — это объяснять кучке придурковатых студентов, что это за техника и как вообще надо жить. Толпе впарить какие-то общие положения проще, чем одному думающему человеку, тем более толпе, которая за тем самым сакральным знанием и пришла. Заплатила деньги. Те, кто стрижет баранов, таким образом зарабатывают свой хлеб, поскольку их главный принцип — «Если хоть один человек на Земле умеет что-то, он может научить этому всех». Непонятно только, почему они так щедры на раздачу билетов в счастье всем желающим: на всех места не хватит, а меркантильность НЛПистов известна. Принцип продажи билетов в «Провал», «чтобы не проваливался». НЛП — это просто свод абстрактных тезисов и техник, которые наглядно применимы и работают только в качестве примеров — они очень условны. На самом деле НЛП годится только для продажи несведущим, но жаждущим. Наверное, именно поэтому каждый НЛПист стремится стать тренером (преподавателем). Сами тренеры... ну, вы понимаете: хороший дилер сам не нюхает. 

Начиналось все, впрочем, довольно красиво и правильно. НЛП, или нейролингвистическое программирование, — незамысловатая сборная солянка из поверхностной нейрологии, теории систем и структурной лингвистики. Основателями считаются Джон Гриндер и Ричард Бэндлер — по крайней мере, именно они в 1975 году написали первую книгу по НЛП. На самом деле людей так или иначе виновных в появлении и развитии псевдонауки гораздо больше: Джудит Делозье, Лесли Камерон, Роберт Дилтс, Дэвид Гордон, Фрэнк Пьюселик. Впрочем, вначале были Вирджиния Сатир, Фриц Перлз и Милтон Эриксон. Именно их практику НЛП начали изучать Бэндлер с Гриндером и обнаружили некоторые закономерности, основываясь на которых они и сделали свои далеко идущие выводы. До того как наши герои решили взвалить на себя такую ношу, Бэндлер был студентом математического факультета в Калифорнийском университете в Санта-Крусе и основное время уделял информатике. Позже черт дернул его взяться за психологию, и он решил, что если копировать модель поведения успешных психологов, то можно добиться больших результатов в работе с людьми. Собственно, если перенять модель поведения некого Васи, то скоро жена Васи будет спать с вами. Этот подход был назван «Копирование Человеческого Совершенства» (с присущим НЛП пафосом все слова пишутся с большой буквы). Вдохновленный своим открытием, Бэндлер знакомится с доктором Джоном Гриндером, кандидатом наук, профессором кафедры лингвистики, полиглотом, пытавшимся с помощью психологии открыть скрытую грамматику мышления и действия. По вторникам Бэндлер начал проводить занятия по гештальт-терапии для местных обывателей. Собственно, создателем гештальт-терапии являлся немецкий психиатр Фриц Перлз, настолько, по всей видимости, импозантный, что Бэндлер в подобие ему отпускает бороду, начинает много курить и говорить по-английски с немецким акцентом. Вскоре становится ясно, что делать это не обязательно. 

На основе полученного колоссального опыта выходит книга «Структура магии» («магии» — все-таки с маленькой буквы). Главным принципом НЛП становится выработка отношений к проблеме. То, как именно человек относится к тому или иному явлению, влияет на то, как он это явление будет переживать. Если, например, человек боится крыс, то при виде крыс ему станет страшно. Не правда ли, глубокомысленное наблюдение? Зри, что называется, в корень. Потрясающая наблюдательность Бэндлера и Гриндера в скором времени сделала им какое-никакое паблисити, что позволило деятелям науки выйти уже на новый уровень общения с теми самыми Совершенными Людьми. Таким был, по их мнению, Милтон Эриксон, создатель Американского общества клинического гипноза. Причем аудиенцию отцы-основатели выбили тоже совершенно показательно. На предложение встретиться Эриксон ответил, что занят. Бэндлер парировал: «Некоторые, доктор Эриксон, знают, как найти время». «Вы можете приходить в любое время», — ответил сраженный доктор. По его мнению, отсутствие дипломов психологов было не в пользу Бэндлера и Гриндера, но «ученые» сразили его тем, что сделали акцент на нужных словах, вставив тем самым в предложение гипнотическую команду. Сработались. 

Весной 1976 года Бэндлер и Гриндер наконец уединились в домике в горах неподалеку от Санта-Круса и решили собрать и классифицировать все открытия, которые они сделали. Как гласит легенда, 36 часов они не смыкали глаз, и результатом полутора бессонных суток стала откупоренная бутылка красного вина и название «НЛП». В довесок к самой технике, конечно. Название получилось громоздким, зато его можно было писать с больших букв: «Нейро-Лингвистическое Программирование». Программирование поведения любого человека, основанное на командах, связанных с психосоматикой при помощи слов как раздражителей «рефлексов». Как и следовало предполагать, НЛП стало техникой выкачивания денег — в большинстве случаев. Говорить о его терапевтическом эффекте смысла не имеет, поскольку собрание уже известных действующих методов воедино вряд ли можно назвать оригинальной теорией. Для «духовного роста», «изменения мира», «влияния на людей», которые, как предлагается, несет НЛП, его адепты используют несколько типов приемов. Пресубпозиции. Убеждения, которыми НЛПисты пользуются, чтобы легче и эффективнее добиваться своих целей — менять себя и мир. При этом НЛПисты отдают себе отчет в том, что пресубпозиции не истинны, а полезны. «Если дали по морде, попробуйте что-нибудь другое». Я вас прошу, примите на заметку. Системы представления и субмодальности. Пять чувств, плюс восприятие мира, основанное на превалирующей роли одного из них. Одному нравится пиво, потому что цвет красивый, второму вкус нравится, третий запах любит, при том что на самом деле у всех похмелье. Тут уже приходится пиво любить. Метамодель. Набор вопросов, позволяющий выяснить точное значение слов для человека. «Папа, что это? А где море?» Продолжать смысла не имеет. И так ясно, что все глубоко научно. По-всякому
 

Автор статьи: Адольф Макаров

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться