Использование психологических методов позитивного стратегического планирования и арт-терапии для настройки и подготовки к работе в Причине

«…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности и не завершаются в наглядном опыте, т.е. те науки, начало, середина или конец которых не проходит ни через одно из пяти чувств».
Леонардо да Винчи

Объем поступающей к человеку информации огромен. К нему одновременно стекаются сведения и об окружающем мире, и о его внутреннем состоянии. Все это воспринимается через системы и органы чувств.

Описано пять систем восприятия: визуальная (зрение), аудиальная (слух), кинестетическая (ощущения), олфакторная (запах) и густаторная (вкус).
Каждая система в определенной последовательности связана с операциями получения, переработки, организации, хранения информации.

Используя перечисленные системы восприятия в определенной последовательности, человек создает свое собственное отражение мира (свою реальность). Здесь все зависит от направленности внимания. Известно, что каждый человек обладает ведущей системой восприятия как в поведении, так и в речи, а также организует с ее помощью собственные стратегии мышления. Ею он и пользуется в жизни для обработки информации, не задействуя остальные. Системой внутреннего диалога и оценки является аудиально-дигитальная система.

Мною отмечено, что обучиться работе в Причине можно быстрее и легче, развивая все системы восприятия и минимизируя влияние аудиально-дигитальной с помощью техник арт-терапии. Важно заметить, что непременным условием является практика «внутренней тишины», используемая в работе со слушателями. Это позволяет снять мысленный контроль, что способствует выходу в Причину, и является необходимым условием работы в этой сфере.

Необходимо также учитывать то, как человек воспринимает новое. Поскольку все новое несет в себе элемент чуда, это зачастую вызывает состояние тревоги, «возбужденной» радости или скептицизма [1]. Подобные состояния затрудняют работу в Причине. В этом случае можно расширить спектр восприятия действительности с помощью техник позитивной арт-терапии. Иногда обучение новому и непонятному кажется людям трудным, тяжелым и в принципе не реальным. Человек привычно доверяет тому, что он может увидеть, потрогать, измерить, с чем он привык контактировать. Возникает необходимость заново научить себя, свою руку и свое внутреннее состояние привыкать к более тонким ощущениям, поскольку то, что однажды понято, станет реально достижимо. Этому можно научиться, потому что если, как минимум, один человек умеет что-либо делать эффективно, то этому всегда могут научиться и другие. У каждого есть все необходимое для осуществления перемен и достижения успеха. Четко определенная и сформулированная цель — единственно верный путь достижения результата. С этого начинается планирование.

Новый опыт — это новый мир возможностей и способностей. Для настройки сознания на работу в Причине мною разработан ряд вопросов, позволяющих вначале фокусировать внимание человека на позитивной цели, затем переходить на более осознанное восприятие действительности. Каждый вопрос ведет к пониманию конкретных этапов работы, к видению позитивного развития жизненной линии.

Определяя цель и мотивацию обучения у слушателей, прошедших семинар по 1 ступени, мною были выявлены стратегии восприятия информации. Исходя из этого, удалось настроить сенсорные системы так, что они гармонично и эффективно функционируют, а мозг, в свою очередь, легко обрабатывает полученную информацию. Ведь каждый приходящий слушатель представляет собой совершенно уникальную личность со своим отношением к миру, основанном на личном опыте.

Наверняка каждый в определенные моменты жизни делал удачные и уверенные шаги, с удовлетворением отмечал хорошие результаты своего поведения и работы, был радостным и счастливым, легко и ясно воспринимал информацию. Остается это состояние закрепить, запомнить и перенести в настоящее время. Любое же внутреннее переживание, любая неудача когда-то была опытом внешнего взаимодействия с социумом.
Законсервированный «внутренний диалог» прошлого приводит к формированию хронического переживания незаконченной ситуации, некого застывшего образа во внутреннем пространстве человека. Эти внутренние образы подменяют реальность внешнего мира. Искажения сознания нарушают поведение во внешней среде. А как человек может знать и представлять себе хорошую работу? Как сделать ее качественно?
Из каких элементов состоит это качество? Ответы на эти вопросы хранятся в нашей памяти (опыт осязания и прикосновения к различным предметам, целостное восприятие).

Выявляя способ восприятия новой информации, я часто спрашиваю человека: «А что мешает хорошо ощущать и понимать?» Мы обнаруживаем механизм того, как он воспринимает новую информацию, выясняем основание того, что не позволяет эффективно работать в Причине, какие предубеждения и мифы затрудняют достижение уверенности и занижают самооценку. Важно, чтобы клиент сам находил свои собственные способы преодоления неудач в работе. Согласно «парадоксальной теории изменений» А. Бейссера, изменение возникает не в результате «вынужденной попытки другого человека или самого индивидуума изменить себя», а оно появляется, если личность в определенный момент времени приложит усилия к тому, чтобы быть «тем, кем она есть», полностью пребывать в своем актуальном положении. Отказываясь от роли «носителя изменений», изменения у человека происходят регулярно и осознанно (4). В этом случае, лишь указывая на неэффективные стратегии, он сам выбирает лучшую. Появляется способность решать проблемы, переводя их из неудач в ценный опыт.

Совместная работа создает и другой положительный эффект: слушатель начинает чувствовать себя увереннее, появляется самоуважение и ощущение решённости проблемы. А в будущем опыт работы над собой сыграет для человека положительную роль. При появлении критической ситуации человек найдет самый благоприятный выход, и ответственность за принятие решения всегда остается у клиента, что позволяет не искать внешнюю опору и поддержку, а всегда рассчитывать на собственные силы.

Встречаются случаи, когда человек хочет сразу получить ответ на вопрос, почему ничего не получается, либо желает иметь ответы на все вопросы. Он не отделил пока себя от своей неудачи. Он с ней слился, и из этой позиции не может найти решение. Необходим новый взгляд на обычные вещи. Как помочь человеку выйти из стереотипного, привычного состояния, из тех ментальных иллюзий, в которых он оказался? Здесь роль консультанта, к тому же владеющего техникой работы в Причине, очень полезна. Помочь осознать, проанализировать свое состояние и окружение, выйти на новый уровень понимания взаимоотношений — подготовительный этап для начала эффективной работы.

Важно определить, как человек узнает, что у него уже есть результаты работы в Причине. Это сразу меняет его самопредставление о себе, о том, кем он был вчера и каким может стать завтра. В процессе работы отмечаются следующие феномены: возрастающее напряжение, внезапное снижение чувствительности, изменение позы и тона голоса, изменение реакций. Разъяснение этих очевидных процессов позволяет вернуться к осознаванию и снизить порог тревоги. Видение результатов работы способствует закреплению устойчивой положительной мотивации при работе в Причине.

Соприкосновение с необычными знаниями, новыми энергиями, ощущениями требуют от слушателей 1 ступени изменения собственной позиции, мотивации, признания НОВОГО себя, готового соприкоснуться с необычным в жизни. Многие из них выступали вначале в роли клиентов, которых нужно было адаптировать и подготовить к обучению. В этой связи успешное применение стратегического моделирования ситуации играет важную роль. Сюда включены элементы арт-терапии и позитивного планирования. Тем людям, которые прослушали 1-ю ступень, прохождение этой методики дало возможность легче и осознаннее начать работу в Причине и перейти к изучению 2-й ступени.

Работа со слушателями школы Причины 1-й ступени вначале в роли клиентов позже переходила именно к объяснению и пониманию методики,

При сборе информации задавались уточняющие вопросы, до тех пор пока проблема не разрешалась за счет сбора всех данных. Главным помощником является инсайт, который переживает человек, в то время как все «раскладывает на свои места», отвечая на вопросы консультанта. Исходя из опыта, сбор информации прекращается в момент возникновения у консультанта идеи применения техники или набора техник, служащих для выведения клиента из неудачного состояния и достижения желаемого результата.

У прошедших 1 ступень слушателей на первый план часто выходило состояние тревоги и неуверенности, потому что получение новой малопонятной вначале информации у неподготовленного человека и дает подобное состояние. После проведения анализа и установления причины, используя методы арт-терапии, удалось снять возникшие состояния.

Важным условием работы является способность слушателя работать со своим внутренним состоянием.
Владение внутренним состоянием подразумевает владение не только своей психикой. Состояние человека регулируют его эмоции. Они живут в нем, влияют на него и его поведение. Изменяя их, можно улучшить состояние.

В настройке на работу используются различные виды арт-терапевтических техник и специальные упражнения, некоторые из которых приведены ниже.
Упражнение 1. Обучение разрядке негативных эмоций. (Тело-ощущение-образ-трансформация).
Упражнение 2. Модели осознанного прощения и прощания и перехода в «Новое сейчас».
Закрепление состояния в «Новом сейчас».
Упражнение 3. Техника «Благодарение».
Упражнение 4. Практика «внутренней тишины» [2]. «Путешествие к источнику тишины».

Различные виды упражнений, выполняемых в состоянии внутренней тишины, позволяют понимать и замечать ее в определенные естественные моменты жизни, а также использовать эти состояния наиболее эффективным образом.

Благодаря пониманию стратегии обучения каждого слушателя, удалось создать индивидуальную программу, позволяющую достигать отличных результатов в работе.

Необходимой частью работы является система парадоксальных заданий, позволяющих человеку работать с собой в любых условиях [4]. Это помогает самостоятельно справляться с трудностями в жизни. Результаты работы в Причине зависят от самого индивида, его потребностей и мотивации к личному изменению. Важно поддерживать мотивацию, особенно на первом семинаре, когда явного результата еще нет, и человек может усомниться в своих возможностях. Необходимо отмечать самые незначительные изменения и предоставлять их в качестве доказательств начавшегося процесса роста.

Технология Теории Причинности дает человеку ощущение начала жизни. Он смотрит на себя как на «точку приложения всех сил» и понимает, что он сам кузнец своего счастья, источник творчества и совершенства. И если целью здесь является настройка на работу по методике, то сверхцелью становится пробуждение личности и раскрытие сознания.

Гараганов А. В.

Все статьи