Базовые модели пpименения HЛП в психотеpапии

НЛП возникло в 70-е годы нашего века в американском городе Санта- Круз, штат Калифорния. Ассистент профессора лингвистики Калифорнийского Университета Джон Гриндер и студент психологического факультета Ричард Бендлер заинтересовались работой трех замечательных психотерапевтов: Фрица Перлза (основоположника гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (семейного терапевта) и Милтона Эриксона (основателя недирективного гипноза и терапии). Наблюдая работу этих психотерапевтов и стараясь выделить "хорошо срабатывающие техники" и их элементы, Гриндер и Бендлер создали свое описание этих техник модель, объединившую в какой-то мере, эти три подхода. Это не была новая психотерапевтическая школа, скорее хорошее, пошаговое описание терапевтических техник, применяемых замечательными терапевтами интуитивно. Используя идею модели, создатели НЛП шагнули дальше. И в сотрудничестве с Грегори Бейтсоном - антропологом, занимавшемся описанием процессов коммуникации, теорией систем, ученым, которого интересовали многие темы: биология, кибернетика, психотерапия Дж.Гриндер и Р.Бендлер развили НЛП как модель, описывающую внутренние процессы человека и его коммуникацию. Одним из следствий такого описания оказалась возможность достичь более высокой эффективности во многих областях человеческой деятельности, "повторяя" успешное поведение, предварительно его моделируя. Поэтому позже НЛП стало использоваться не только в применении к психотерапии, но и в других областях: бизнесе, спорте, обучении.

Просуществовав 25 лет, НЛП приобрело самостоятельность метода, имеющего учителей последователей, приверженцев и противников. Появились: институты, обучающие НЛП, градация обучения на НЛП- практиков, НЛП-мастеров, НЛП-тренеров, и конечно, новые имена Роберт Дилтс, Стив, Тамара, Конира Андреасы, Тэд Джеймс, Тод Эпштейн, Антенн Роббинс второе поколение, которое, развивая, дополняя, пересматривая идеи и разработки первого, действует как бы в двух направлениях - укрепляет фундамент уже выстроенного здания и в то же время занимается его отделкой.

В литературе, описывающие терапевтические техники НЛП, нет привычной для психиатра и врача ссылки на диагноз, соотнесенности с синдромологией, а термин например "фобия", "депрессия", употребляются скорее в бытовом нежели в профессиональном, диагностическом значении. И поэтому перед погружением в метод стоит уточнить и провести хотя бы одну параллель между миром терминологии - НЛП, как терапевтический метод, применим к пациентам, имеющим расстройства невротического, экзогенного круга и его не стоит применять, как метод помощи при эндогенном процессе или подозрениях на него. Данных о применении в этой области недостаточно для обеспечения безопасности пациентов. НЛП рассматривает человека как живую систему, получающую информацию о мире, перерабатывающую ее, на основе этой переработки делающую определенные выводы (когнитивная, эмоциональная оценка ситуации), на основе которых выбирается тип взаимодействия (различные способы поведения) со средой. Поддержание гомеостатических характеристик, а значит, успешное взаимодействие со средой зависит от точности информации, которую система получает от среды. Поэтому так важны исследования факторов, влияющих на искажение информации фильтров восприятия.

Фильтрами восприятия являются репрезентативные системы, мета- программы, убеждения и ценности. Кроме того, важны эффективность систем переработки информации (вербальное и образное мышление) и адекватность оценки (эмоциональной и когнитивной), а также наличие в репертуаре форм поведения, адекватных ситуации. Жесткая связь между оценкой поведением лишает систему возможности гибкого выбора разнообразных форм поведения, что ведет к дезадаптации. Соответственно продвижение к большей адекватности и адаптивности в ходе терапии возможно на уровне работы с фильтрами восприятия, стратегиями переработки и внутреннего представления информации, оценкой, а также жесткой связью между оценкой и поведением, размыкание которой освобождает валентность для более адаптивной поведенческой реакции. Создавая модели актуального и желаемого состояния клиента, учитывающие все эти параметры, терапевт выбирает тактику, которая позволяет за минимальное число шагов достичь необходимого продвижения от первого состояния ко второму, используя так же информацию о временном контексте (затронутость в звучание проблемы субъективного прошлого, настоящего и будущего клиента) и определение глубины необходимого изменения (модель нейрологических уровней). Рамкой для такой работы является техника хорошо сформулированного результата; критерием эффективности - включения в эту технику, проверка экологичности изменения и подстройка к будущему; условием установление особого контакта - раппорта, дающего возможность переключать внимание клиента на его внутренний опыт и в измененном состоянии сознания переживать его по новому.

Итак, тактикой терапевта является: установление раппортных отношений, сбор информации об актуальном и желаемом состоянии клиента, создание модели обоих состояний, выбор и проведение терапевтической техники, позволяющей изменить настоящее состояние в сторону желаемого.

МОДЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО И ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЙ

Для создания модели состояний необходимо получить информацию об индивидуальных фильтрах восприятия - факторах, искажающих восприятия реальности. Кроме того, требуется выявить характерные для каждого состояния черты невербального поведения клиента (калибровка), созвучность, соотносимость вербального и невербального компонентов поведения (конгруэнтность/неконгруэнтность), некоторые физиологические характеристики (например: глубину, частоту дыхания) и особенности мышления - образного (последовательность обращения к репрезентативным системам) и вербального (индивидуальное своеобразие процессов мышления - метамодель), проявляющиеся в создании из всего сенсорного опыта (глубинной структуры) его краткого описания (поверхностной структуры) ; особенность восприятия личностью себя во временном континууме (прошлое-настоящее-будущее - техника построения линии времени) и специфичность использования сенсорных каналов (описания состояния по субмодальным характеристикам). Фильтры восприятия

Воспринимаемый мир отличается от реального. Часть информации обобщается, опускается и искажается, то есть модель мира строится из отфильтрованной информации о нем. Фильтрами информации являются: 1) избирательно используемые возможности органов чувств или систем восприятия: зрения, обоняния, осязания, слуха, вкусовых и обонятельных анализаторов репрезентативных систем; 2) убеждения и ценности - обобщенные суждения, выводы о мире - что важно, что правильно, что существует и т.д. 3) привычки восприятия - мета-программы. Все описанные фильтры формируются в процессе развития. Часто это происходит на бессознательном уровне, становясь импринтом прошлой травмирующей ситуации или детского опыта. Они формируют индивидуальности и с этой точки зрения, сами по себе они не хороши и не плохи. Вместе они составляют определенную систему. Она может быть достаточно сбалансированной, целостной и непротиворечивой. Но чаще уже на уровне "фильтров" проявляются противоречия, которые возникают между так называемыми "частями личности", или "субличностями". И для того чтобы полностью выполнить задачу сбора информации о состоянии клиента, терапевту необходимо знать, насколько эти противоречия велики.

Одной из идей, почему клиент стал клиентом, является мысль о том, что та модель мира, которую клиент создал, слишком рассогласуется с реальным миром и поэтому не дает ему возможности ориентироваться и выстраивать свое поведение таким образом, чтобы достигать конкретных результатов. Поэтому терапевту следует иметь информацию о том, как его пациент использует свои репрезентативные системы, какие у него убеждения и ценности, какие мета-программы являются его фильтрами, насколько целостна (конгруэнтна) его модель, нет ли противоречия между убеждениями, ценностями и мета-программами, используемыми в одном контексте. Репрезентативные системы (PC) Человек воспринимает мир через органы чувств: зрение (визуальная система), слух (аудиально-тональная система), ощущения (кинестетическая система), а также используя вербальный канал (аудиально-дигитальная система). Индивидуальное предпочтение разных репрезентативных систем (PC) и является одним из тех фильтров, который создает карту, отличающуюся от территории. Предпочитаемая РС-система та, которая чаще используется по сравнению с остальными. Например, задав клиенту вопрос: что Вам легче вспоминать: образы, звуки или ощущения? Вы получите ответ о предпочитаемой системе. Ведущая РС-система - та, с помощью которой осуществляется доступ в памяти к хранимой информации. Например, попросив клиента подумать о прошедшем событии и выяснив, что первое вспомнилось: визуальная картинка, звуки или ощущения - Вы получите ответ о том, какая из систем ведущая. Часто ведущая и предпочитаемая системы различны, но иногда они совпадают. Для того чтобы определить, в какой из PC происходит вспоминание, обдумывание, переработка информации, выделены специальные маркеры (предикаты) каждой. Наблюдая за движением глазных яблок, отмечая особенности физиологии, а так же внимательно слушая речь клиента. Вы получите ответ на этот вопрос. Определение PC с помощью движения глаз находится здесь?

Схема на рисунке иногда не соответствуют реальности, например, она может быть иной у левшей, амбидекстров. Поэтому в таких ситуациях Вам необходимо сначала создать подобную схему, для того чтобы иметь возможность в ходе терапевтического сеанса на нее опираться. Чаще всего это необходимо чтобы понимать, соответствуют ли действия клиента инструкциям терапевта обращение в определенный момент терапии к конкретной PC, а также для выявления стратегий последовательности обращения к PC в ходе переработки информации. Необходимо попросить клиента проделать шесть операций, спрашивая клиента, каким образом он выполнил задание и наблюдая глазные движения сразу после его произнесения.

1. Визуальная память: вспомните как выглядит ...

2. Визуальное конструирование: Постарайтесь увидеть, что произойдет, если (далее пример никогда не виденной клиентом ситуации)

3. Аудиальное воспоминание: послушайте, как звучит ...

4. Аудиальное конструирование: послушайте, как звучит (далее никогда не слышанное клиентом)

5. Аудиально-дигитальная: поговорите с собой о ... что Вы говорите себе, когда ...

6. Кинестетическая система: что Вы чувствуете, когда ...

Обязательно переспросите клиента о том, насколько точно он выполнил Ваше задание: увидел ли то, что Вы его просили увидеть, и сразу ли он это сделал, например, сначала вспомнил и испытал ощущения, а лишь потом увидел образ. И если произошло именно такое рассогласование, значит, то первое движение глаз, которое Вы наблюдали, соответствует той системе, к которой обратился клиент (кинестетической), а не той, в которой был задан вопрос (визуальная память). Опытные НЛП-практики обычно пользуются этим способом лишь частично, только иногда уточняя какое-либо соответствие между движением глаз и PC, и просто внимательно слушая, о чем говорит клиент, описывает ли он сейчас свои ощущения (глаза вниз), вспоминает ли он визуальные образы (глаза вверх) или вспоминает чьи-либо слова (движение глаз по горизонтали).

Обращение к той или иной PC иногда очень явно выражено в речи клиента. Существуют так называемые Вербальные маркеры - слова, указывающие на фокусировку внимания клиента на той или иной PC. Например:

Визуальная PC: посмотреть, видеть ясно, перспектива, фокусировать, иллюстрировать, неясность.

Аудиальная PC: высказывать, резонанс, монотонность, акцент, гармоничность, тишина.

Кинестетическая PC: затронуть, теплота, давление ощутить, напряженность, концентрация.

ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЙ ПО СУБМОДАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ

Тонкие различия характеристики контекстуального использования репрезентативных систем называются субмодальными характеристиками. Именно они определяют специфичность представленности в памяти, уникальность процессов обработки и восприятии информации, формирующих опыт, который влечет за собой его эмоциональную и когнитивную оценку, приводящую к определенной форме реакции на ситуации.

В НЛП разработан специальный способ описания своеобразия репрезентации опыта в каждом состоянии - описание по субмодальностям. Данное описание используется в терапии как компонент модели актуального, ресурсного и желаемого состояний клиента, помогающего зафиксировать уникальность каждого из них и дает хороший, почти объективный критерий их достижения в ходе терапии.

Наиболее существенной субмодальной характеристикой является ассоциированность/диссоциированность восприятия. Ассоциация - восприятие себя субъектом , а ситуацию объектом действия. Полный контакт с ощущениями, поступающими по всем сенсорным каналам (репрезентативным системам), полное проживание эмоций в данной ситуации. Диссоциация восприятие себя в ситуации как объект наблюдения, видение, слышание себя в ситуации со стороны (фокусировка внимания на одной или двух PC; отсутствие информации, поступающей по кинестетической PC).

Для выявления субмодальных характеристик клиента просят "вспомнить" или "подумать" об определенном состоянии. Задание специально звучит достаточно нейтрально, так как если попросить клиента "почувствовать" или "побыть" в этом состоянии, предложение сразу " ассоциирует" клиента с теми чувствами, которые он испытывал в этом состоянии и не даст Вам возможности выяснить, какова была начальная репрезентация этого опыта - ассоциированная или диссоциированная.

Субмодальные различения

Визуальные

Некоторые вопросы для извлечения этих различий

Цвет: Это цветное или черно-белое?

Это весь цветовой спектр?

Яркость: Цвета живые, яркие или блеклые?

В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?

Контраст: Это сильно контрастное (яркое) или блеклое?

Фокус: Этот фокус резкий, в фокусе или он размыт?

Фактура: Гладкое или грубое? поверхности в этом образе

Детальность: Передний план и фон детализированы?

Размер

Дистанция

Форма

Границы

Глубина резкости

Видите ли вы эти детали как часть целого или вы должны сдвигать фокус, чтобы увидеть их?

Как велика эта картинка? (Попросите для определения оценить размеры порядка 1 1см х 14см)

Как далеко этот образ? (Снова попросите для определения оценить дистанцию порядка 6м)

Какой формы эта картинка: квадратная, прямоугольная, круглая?

Есть ли границы вокруг него, или его края Положение расплывчаты?

Имеет ли граница цвет?

Как широка эта граница?

Где этот образ помещен в пространстве?

Покажите мне?

Движение внутри образа вне образа

Ориентация Ассоциирован- диссоциирован

Перспектива

Пропорции

Объемность

Единственность-множественность Положение

Высота обеими руками, где вы видите этот образ?

Это движущаяся или неподвижная картинка?

Насколько быстро это движение: быстрее или медленнее, чем обычно?

Этот образ стабильный?

В каком направлении он движется?

Как он движется?

Эта картинка наклонна?

Вы видите себя или не видите это событие как если бы не были в нем?

С какой перспективой вы видите это? (Если диссоциирован).

Вы видите себя справа или слева, спиной или лицом?

Эти люди и вещи в этом образе в натуральной пропорции или некоторые из них больше или меньше, чем в жизни?

Это плоское или трехмерное?

Эта картинка обернута вокруг вас?

Есть только один образ или больше, чем один?

Вы видите их один за другим или одновременно?

Аудиальные

Вы слышите это изнутри или снаружи?

Откуда этот звук (голос) исходит?

Какова высота звука?

Высота выше или ниже.

Тональность

Мелодия

Изменяемость модуляции голоса

Громкость

Темп

Ритм

Длительность

Моно/стерео

Кинестетические

Качество

Интенсивность Положение

Движение

Направление

Продолжительность

Некоторые вопросы для извлечения этих различений

Это цветное или черно-белое?

Это весь цветовой спектр?

Цвета живые, яркие или блеклые?

В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?

Это сильно контрастное (яркое) или блеклое?

Этот фокус резкий, в фокусе или он размыт?

Гладкое или грубое?

Скорость Передний план и фон детализированы?

Видите ли вы эти детали как часть целого или вы должны сдвигать фокус, чтобы увидеть их?

Как велика эта картинка? (Попросите для определения оценить размеры порядка 1 1см х 14см)

Как далеко этот образ? (Снова попросите для определения оценить дистанцию порядка 6м)

Какой формы эта картинка: квадратная, прямоугольная, круглая?

Ценности организованы в иерархическую структуру. Наиболее важная из них находится на вершине. Ценности - это то, к чему или от чего люди двигаются. Ценности могут меняться с контекстом. Например, есть ценности во взаимоотношениях, в бизнесе и они могут быть разными.

Мета-программы - наиболее подсознательные фильтры. Способы, с помощью которых поддерживаем то индивидуальность. Мета-программы - не контекстуальный фильтр, создающий контекст опыта. Мета-программы очень заметны в поведении и языке людей. В разной литературе по НЛП описываются разные мета-программы. Упомянем кратко наиболее важные из них.

Проактивный рефлективный

Проактивный человек обычно является инициатором действия. Рефлективный ждет от другого проявления инициативы к действию, тратит много времени на решение вопроса, действовать или нет.

Движение к - движение от

Люди с мета-программой "движение к" сосредоточены на своих целях. Они движутся к тому, чего хотят достичь. Люди с мета-программой "движение от" в основном больше внимания уделяют проблемам. Они очень хорошо знают, чего бы им хотелось избежать и чего они не хотят.

Внешний - внутренний

Эта мета-программа - об ориентации на стандарты. "Внутренние" люди имеют свою внутреннюю стандартизацию и ориентацию в большей степени на себя в ситуации сравнения или принятия решения. "Внешние" ориентируются на других и часто интериоризация норм и правил превалирует над выработкой своих собственных.

Возможности - процедуры

Люди "возможностей" порождают много выборов и развивают альтернативы. Они воодушевлены многообразием идей и вариантов. Люди "процедур" очень хорошо поддерживают установленный порядок. Они готовы отвечать за поддержание постоянства и теряются при возможностях перемен.

Обобщающий - конкретизирующий

Эта мета-программа про то, как человек склонен обращаться с поступающей информацией. "Обобщающие любят видеть "целостную перспективу" ситуации. Они мыслят глобально. "Конкретизаторы" любят видеть нюансы, разбивают ситуацию на последовательность мелких шагов.

Совпадатели - несовпадатели

Мета-программа о склонностях по-разному делать сравнения. "Совпадатель" первоначально отмечает, что похожего в двух сравниваемых вещах, "несовпадатель" - что между ними различного.

Мета-модель

Мета-модель структурная модель речи, помогающая обратить внимание на индивидуальное использование универсальных способов обработки информации обобщения, искажения, ощущения, дающая возможность вернуться к первоначальному материалу, чтобы переработать его заново и минимизировать неточности понимания между терапевтом и клиентом. Мета-модель восстанавливает связь с непосредственным опытом и может быть использована для:

1. подробного сбора информации об опыте клиента;

2. прояснения значений, которые клиент придает словам;

Заявления ограничений (которые существуют, но могут быть не высказаны в модели мира и себя, созданной клиентом; раскрытие новых вариантов поведения. Далее даны названия речевых структур, описываемых мета-моделью, краткое объяснение механизма потери информации на пути от первичного опыта к созданию его модели в речевых структурах, примеры таких структур и вопросы позволяющие восстановить более полную информацию. Предложения с неопределенным существительным

Каждое существительное, использованное в предложении, нуждается в уточнении в большей или меньшей степени. Например, Задавая вопрос "Что конкретно". Вы выявите опущенную информацию.

Предложение с неопределенным глаголом Глаголы иногда нуждаются в уточнении вопросами :''Как конкретно?"

Например: "Я не успеваю во время", "Я не выполняю работу". Сравнения В предложении, содержащем сравнения, обычно отсутствует объект, которым проводится сравнение.

Уточняющий вопрос :"По сравнению с кем или чем?"

Например: "Это хорошо", "Это замечательно".

Суждения

Суждения высказываются обычно вне контекста: кто конкретно так считает. Это пример излишнего обобщения, объективизация субъективной точки зрения. Вопрос: "Кто вынес это суждение (заключение), на каком основании (что заставило его так считать?" Например : "Будет полезно решить это сейчас".

Предложения с номинализацией

Использование статичного отглагольного существительного для обозначения динамичного процесса, имеющего начало, конец, субъект и объект действия. Например: обучение-учиться; болезнь-болеть; интерес-интересоваться. Это процесс опускания и искажения информации. Для возвращения к глубинной структуре нужно вернуться к глагольной форме.

Модальные операторы возможности, необходимости

Не могу, могу, должен, обязан, не должен, необходимо - являются отражением границ возможности человека. Чем жестче, чем ближе к необходимости они звучат, тем больше ограничение в них заложено. Это иллюстрация процесса обобщения информации, для того, чтобы восстановить полноту информации о субъективных границах. Задайте вопрос: "Что случится, если Вы это сделаете? Что случиться, если Вы этого не сделаете? Что мешает Вам это делать?" Например: "Я не могу решиться на этот шаг".

Предложения с универсальными числительными

Всегда, никогда, никто, ничто, везде, нигде, все, всюду, каждый, всякий любой и т.д. несут в себе обобщение, которое чаще всего нуждается в уточнении и возвращении к той информации, на основе которой это обобщение сделано. Вопрос: "Был ли такой пример в Вашей жизни, когда это (обобщение) было по-другому?" Например: "Меня никто не понимает".

Предложения, содержащие комплексную эквивалентность

Например: "Ты мне не улыбаешься, значит ты мне не рада." Предложение структуры А=В явно содержит искажение и излишнее обобщение информации. Вы можете задать вопрос: "Как А значит для тебя В?" - или несколько вопросов: Были ли такие случаи, когда было не А, но было Б? Всегда ли, когда не А, то и не В? Это простой способ доказательства или опровержения равенства, использующий законы математической логики. Вспомним: если утверждение А=В истинно, не должно быть ни одного случая, когда не A=B, А не= В и всегда не А! =не B! Подобный способ используется в интереснейшем методе работы с убеждениями так называемыми "языковыми раскрутками".

Предложения, содержащие причинно-следственную связь

Например: Ты заставляешь меня сердиться. Погода делает меня раздражительным. Я бы помог тебе, но я устал. Я рада потому, что ты пришел. Вопрос: Как именно причина делает это с Вами? Что должно случиться, чтобы это перестало быть причиной этого (следствия)? Как конкретно Вы настраиваете себя, вводите себя в это чувство (состояние), когда Вы видите, слышите, чувствуете эту причину?

Предложение с "чтением мыслей"

Первый тип: человек утверждает, что его предложение о том, что думает, чувствует другой человек, истинно. Например: Виталий счастлив. Второй тип "Чтения мыслей": как бы зеркально отражение первого и предполагает, что у людей есть сила читать и понимать без слов, что происходит в Вашей собственной голове. Например: Неужели ты не видишь, что я нездоров! Вопрос, уточняющий информацию: Как конкретно ты сделал такой вывод?

"Части личности".

Структуры личности, метафорически называемые "частями", чаще всего неосознаваемы, организованы вокруг несогласующихся убеждений и ценностей, поддерживают определенное внешнее поведение, имеют внутреннюю репрезентацию и возникли обычно в детском возрасте в результате интериоризации ребенком разных несогласующихся моделей мира значимых других или в момент психологической травмы. "Части личности" проявляются в некогруентном поведении клиента.

Конгруэнтность/неконгруэнтность

Неконгруэнтность выражает себя в несоответствии между невербальным и нербальным компонентами поведения. Вы можете наблюдать видеть и слышать ее, когда в общении с клиентом по разным каналам восприятия, например, обращая внимание на речь, интонацию голоса, позу, жесты, мимику, получаете разные сообщения. Как будто с Вами одновременно об одном и том же разговаривают несколько противоречащих друг другу собеседников. Лесли Камерон -Бендлер советует обращать внимание на: руки (как они жестикулируют, каково положение кистей рук, сжаты они или расслаблены, симметрична ли жестикуляция); дыхание (вздохи, задержки дыхания, углубленное дыхание; ноги (как повернуты носки, одинаково ли стоят ноги на полу, есть ли покачивание ногой). А также, стоит заметить, не выдвигается ли подбородок, не втянута ли голова в плечи, что выражает лицо и его черты; хмурится ли человек; глядит ли исподлобья, морщится.печально улыбается. Глядя на это, прислушайтесь: к тону голоса, отметьте темп речи, особые ударные слова, фразы и предложения, громкость голоса, интонационный рисунок речи (плаксивые интонации, повышение, понижение интонации).

Существуют определенные правила работы с неконгруэнтностью клиента.

1.Неконгруэнтность должна замечаться терапевтом всегда. Вы можете не обращать внимание клиента на его неконгруэнтность в коммуникации по поводу каких-либо сторон его жизни, но обязательно должны запомнить, в какой момент она возникает и после проведения терапии вернуться к этой ситуации и проверить, стал ли ваш пациент более конгруэнтен по отношению к ней. Существует несколько способов обращения внимания клиента на собственную неконгруэнтность: 1) техника "но". Часто клиент говорит только часть предложения, как бы сигнализируя о существовании второй, противоречащей первой. Пример: Клиент: - Я действительно хочу изменить это ... Терапевт - Но ... Клиент: - Но боюсь, что мне это не удастся. 2)Техника комментария.

Пример: Терапевт комментирует замеченную им несогласованность. "Вы говорите, что хотите измениться, но поза и тон Вашего голоса не согласуются с этим сообщением ..."

3)Техника зеркального повторения.

Терапевт зеркалит клиента, пробует произнести фразу тем же тоном голоса и в той же позе.

4)Техника прямого вопроса. Пример:

Терапевт: "Я действительно хочу это изменить"

Клиент: "Возможно, есть какое-то внутреннее противоречие, которое не дает Вам это сделать?"

Цель терапевта каждый раз одна и та же - дать возможность этим частям проявиться явно, так как именно это даст Вам возможность собрать информацию о ФС, PC, МП, убеждениях и ценностях каждой из них. Обычно одна часть чувствует себя более "хорошей", "достойной", "правильной", разрешенной, "полезной". Очень важно, чтобы Вы как терапевт, пригласив к коммуникации обе, не отдавали предпочтения какой- либо из них. Так как одно из положений НЛП "Каждое поведение имеет позитивное намерение". И поэтому необходимо выявить позитивное намерение части. Как бы противоречиво ни вели себя "части", находящиеся в "оппозиции", ни в коем случае нельзя дать клиенту "победить", "подавить" их. Намерение "части" позитивно и только понимание этого и его открытие в ходе терапии ведет к интеграции и разрешению противоречий. <Н3>ТЕХНИКА ПОСТРОЕНИЯ ЛИНИИ ВРЕМЕНИ

Время является наиважнейшим элементом в организации опыта. Техника выявления линии времени - техника выявления индивидуальных способов репрезентации прошлого, настоящего, будущего. Сначала терапевт просит клиента подумать о каком-либо простом повседневном действии, которое он многократно совершали в прошлом и, вероятно, будет продолжать совершать в будущем. "Подумайте о том, как вы совершали это действие много времени назад, а затем как совершали его в недавнем прошлом. Подумайте о том, как совершаете его в настоящем. Потом представьте, как совершаете его в ближайшем будущем, и наконец в отделенном будущем". Думая о совершении одного и того же действия в каждый момент времени, сохраняйте содержание неизменным, так чтобы единственным различием было то, КОГДА совершается это действие. Терапевт должен обнаружить субмодальные отличия, относящиеся к тому, как клиент представляет свой опыт во времени. Эти отличия станут гораздо очевиднее, если вы попросите клиента ОДНОВРЕМЕННО подумать о том, как он совершает это действие в разные моменты времени. Когда он ОДНОВРЕ- МЕННО представляете себе это действие пять лет назад и пять лет спустя. Получив таким образом две картинки легче выявить, используя таблицу субмодальных различий, как отличаются репрезентации прошлого, настоящего, будущего.

Будьте внимательны к несловесным характеристикам. Например: клиент показывает на разное пространство как бы размещая в нем разные периоды своей жизни. Важной субмодальностью является местоположение образа,иногда важен размер. Не забудьте проверить другие субмодальные характеристики, детальность, прозрачность, яркость, фокус, цвет. УСТАНОВЛЕНИЕ РАППОРТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Раппорт особый контакт с клиентом, позволяющий терапевту проводить терапевтическую интервенцию. Описывают две стадии раппортных отношении - подстройка и ведение.

Подстройка (на поведенческом уровне) - прямое зеркальное повторение элементов невербального поведения клиента. Например: поза; моргание; дыхание; темп речи и т.д. или же перекрестное зеркаление повторение элементов невербального поведения клиента, но не прямо ( например: частота дыхания клиента - повторяется не частотой дыхания, а терапевт лишь сохраняя общую тенденцию (частоту) - частотой покачивания туловищем.

Ведение - изменение терапевтом элементов невербального поведения и в след за этим такое же изменение на бессознательном уровне, осуществляемое клиентом . Феномены подстройки и вслед за ней ведения обеспечивают возможность своего рода разогрева терапевта, его подготовки для работы именно с этим конкретным клиентом. В каком-то смысле происходит частичная синхронизация скоростей и ритмов того и другого, и если терапевту это удается, то он как бы допускается к совместной работе с клиентом по изменению его мира. И этот пропуск осуществляется в большей степени не на сознательном (доверяю-не доверяю), а на бессознательном уровне (в стадии ведения, например (следую за изменением позы терапевтом или нет). Терапевту нужно быть очень внимательным к сигналам рассогласованности на стадии ведения это маркер невозможности начала терапевтической работы, которая будет абсолютно бесполезна без внутреннего доверия клиента. Вопрос: "Есть ли у меня раппорт с клиентом" поможет выйти на эффективный путь, если "терапевтическая техника не идет". <Н3>КАЛИБРОВКА

Калибровка - выявление характерных для данного состояния черт невербального поведения клиента. Каждое внутренние состояние уникальным образом преломляется во внешнем поведении. Ему свойственны определенная мимика и жестикуляция, тон голоса и темп речи. Терапевту необходимо замечать и запоминать невербальные маркеры разных состояний клиента: актуального, ресурсного, желаемого. Так же очень важна соотнесенность , созвучность сообщений, которые клиент посылает невербально с вербальными сообщениями - информация о конгруэнтности или не конгруэнтности. <Н3>НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ

В нашей нервной системе, языке и восприятии имеются "естественные" иерархии и уровни опыта. Каждый последующий уровень влияет на организацию информации на всех нижних уровнях. Изменение на б алее высоких уровнях неизменно приводят к изменениям на низших уровнях; изменение на нижнем уровне может, но не обязательно сказывается на верхнем уровне. Хотя высшие уровни в большой Степени абстрактны, они оказывают большее влияние на наше поведение и опыт. Внимательно слушая, как заявляется проблема можно определить насколько глубинной она является и соответственно технику какого уровня следует применять. Модель нейрологических уровней своего рода модель структуры личности в НЛП. Назвав глубинный "ядерный" уровень личности "уровнем идентичности" и расположив следующие уровни последовательно - "убеждение и ценности"; "способности"; "поведения"; "окружения" - модель говорит о том , что для изменения структур одного из них необходимо изменение (то есть применение терапевтической интервенции) на более глубинном .

ЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ВНИМАНИЯ

ДУХОВНОСТЬ будущее

вселенная СУЩНОСТЬ

ХАРАКТЕРНЫЙ ВОПРОС СМЫСЛ ЖИЗНИ?

Природа вселенной?

Кто?

ФОКУС ВЗГЛЯД В

-Я_ И Цель

Понятие/ощущение

-я_

УБЕЖДЕНИЯ Разрешение/мотивация ЦЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ

стратегия/план ПОВЕДЕНИЕ Действия/реакции ОКРУЖЕНИЕ

Почему?

Что важно? Как?

Что?

Где? Когда? С кем?

Направление

Контекст

Примеры заявления проблемы на разных логических уровнях:

1. Алкоголизм

А. Сущность - -.Я - алкоголик

Б. Убеждения - -Раз уж алкоголик, то на всю жизнь

В. Способности - -Я не знаю, как контролировать себя

Г. Поведение - -Я выпил вчера слишком много

Д. Окружение - -Хорошо бы с друзьями выпить

Материалы тренинга Э. Энтус, Дж. Делозьер, П. Врица и Я. Ардуй -НЛП-практик, 1992 г. использованы для двухлетней программы по НЛП Института Групповой и Семейной психотерапии.

Техника хорошо сформулированного результата - способ создания модели актуального и желаемого состояний.

Страницы: 1 2 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться