A. Представьте образ "ключа" (ассоциированная картинка с образом проблемного поведения.)
B. Очень быстро замените его на образ желательного состояния (метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра, маленькая картинка желательного состояния в углу большой (ключа) и, вырастая, заслоняет его и т.д.) C. Отвлечение: погасите все образы, посмотрите вокруг.
D. Повторите процедуру 5-7 раз. Старайтесь с каждым шагом ускорять процесс замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ ключа, на образ "желательного Я", но замена должна происходить очень быстро. Для скорости можно помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки…
4. Проверка новой стратегии.
а) Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге техники? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа (если всё сработало, Клиент будет говорить, что "он размывается", "его трудно удержать", "он ускользает").
б) Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать то, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и управлять им?
5. Экологическая проверка и подстройка к будущему.
Спросите Клиента: - Может ли новое поведение как-то помешать ему в жизни.
Если может - вернитесь на 2-ой шаг (образ желаемого состояния) и внесите туда необходимые ресурсы.
Предложите Клиенту представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше возникало проблемное поведение.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Может, вы что-то упустили, или можете сделать что-то еще, чтобы этот процесс заработал.
Демонстрация.
Хорошо, Женя. Какое поведение тебя не устраивает?
- Я курю.
А чего хочешь?
- Ну как. Бросить курить.
И действительно сильно хочешь?
- Да!
Хорошо. А что ты получишь, если бросишь курить?
- Здоровье. Ещё я буду сам себя больше уважать. И ещё большее уважение на работе. Вот, смог.
Это всё?
- В основном, да.
А не в основном?
- Женщинам буду больше нравиться! (Интенсивная положительная невербальная реакция).
- Итак: здоровье, самоуважение, уважение на работе, привлекательность для женщин. Так?
- - Так. Только я бы сказал, не самоуважение, а уважение себя. Самоуважение - это несколько другое.
Хорошо: здоровье, уважение себя, уважение на работе, привлекательность для женщин?
- Да!
Отлично. А теперь немного о другом. Женя, зачем ты куришь. Что тебе это даёт?
- Да вроде ничего особо не даёт.
Если бы совсем ничего не давало, ты бы наверно и не курил бы. Давай подумаем, если ты это делаешь, зачем-то тебе это нужно.
- Привычка, я думаю.
Но любая привычка что-то даёт. Например, люди грызут ногти, чтобы успокоиться, а чистят зубы по вечерам, чтобы чувствовать себя лучше и чтобы зубы были здоровыми. А ты для чего куришь?
- Ну, если подумать… Во-первых, это возможность расслабиться. Во-вторых, время разбить. Закончил дело, вышел, покурил и хорошо. Для чего ещё? Наверно раньше было самоутверждение, но сейчас это уже не важно. Вроде бы всё.
Итак, ты куришь для того, чтобы расслабиться и время разбить?
- Да. (Неуверенно).
Давай подумаем ещё. Что ещё тебе это даёт? Самоутверждение?
- Нет. (Когруэнтно).
Может это возможность познакомиться: вышел в курилку и познакомился. Или способ отвлечься.
- А, да. Наверно это способ получить удовольствие. Иногда выйдешь на балкон, чашка кофе, сигарета…
Итак, расслабиться, разбить время, удовольствие?
- Да! (Конгруэнтно).
- Хорошо. Давай подумаем, а как по-другому ты можешь получать расслабление, удовольствие и разбивать время? Нам нужно для каждой потребности найти не менее трёх новых способов.
- - Расслабляться. Так. Могу полежать, сходить в душ. Ещё можно почитать что-нибудь лёгкое, газету или детектив. В игрушку компьютерную простенькую сыграть. За окно посмотреть – у нас на роботе там улица. Довольно забавно на людей смотреть.
Для того, чтобы расслабиться ты можешь: полежать, сходить в душ, сыграть в простенькую компьютерную игрушку, посмотреть за окно?
- Да. Так, удовольствие… Ну, тоже почитать, в душ сходить. Кино посмотреть. Поболтать с кем-нибудь. Порисовать – я рисовать люблю.
Замечательно. Для того, чтобы расслабиться, ты можешь: почитать, сходить в душ, поболтать, порисовать?
- Ещё можно прогуляться с женой, в кафе с ней зайти или в ресторан. А с чашкой кофе на балкон и без сигареты можно выйти.
Хорошо. Теперь как ты можешь другим способом разбивать время?
- Если на работе – тоже сыграть в игрушку. За окно посмотреть. Ещё можно встать и сделать пару упражнений. Наклониться, присесть.
Для того, чтобы разбить время: сыграть в игрушку, посмотреть за окно, сделать несколько упражнений.
- Да, наверно всё.
Хорошо. Давай тогда договоримся. Я обязуюсь помочь убрать тебе тягу к курению, но за это нужно заплатить. Временем, усилиями. Ты готов?
- М-м-м. Да!
Хорошо. Что ты больше всего не любишь делать?
- Скандалить.
А из того, что ты контролируешь.
- Пылесосить не люблю. Возиться с этой штукой…
Отлично. Давай договоримся так. Я помогаю тебе убрать тягу к курению, а ты обязуешься. Во-первых, использовать новые найденные варианты поведения для того, чтобы расслабляться, разбивать время и получать удовольствие. Во-вторых, ты в течение месяца обязуешься пылесосить свою квартиру в течение часа, за каждую закуренную сигарету.
- О-о-о! Да.
Договорились?
- Да!
Тогда идём дальше. То, что ты перестанешь курить, может тебе как-то навредить в жизни?
- Нет, что вы!
Замечательно. Жень, а как ты узнаёшь, что пора курить. Может, ты чувствуешь ощущение жжения во рту или у тебя есть голос, который говорит: "Пора курить".
- Голоса нет точно. А ощущение. Да, есть ощущение. Тянущее такое ощущение в горле.
И когда ты его чувствуешь, тебе хочется курить?
- Наверно.
А ты можешь его сделать сильнее?
- Да, могу. Да, вот сейчас очень хочется курить.
Сделай его менее интенсивным. … Хорошо. А теперь покажи, как ты куришь.
- Вытаскиваю сигарету из пачки, зажимаю губами, щёлкаю зажигалкой…
Ты всегда закуриваешь правой рукой?
- Сейчас… Нет, могу и левой.
А держишь сигарету одинаково, двумя пальцами?
- Да, держу всегда одинаково.
Тогда сделай такую картинку: сигарета, зажатая двумя пальцами. Но так, чтобы не было понятно, правая это рука или левая. Просто два пальца. И некая абстрактная сигарета.
- Да, сделал.
Отлично. А теперь сделай так: ты видишь руку с сигаретой и тут же чувствуешь тянущее ощущение в горле.
- Сейчас. Да, сделал.
Хорошо. Пока этот образ на время забываем. Следующий образ. Итак, образ Жени, который прекратил курить, он такой пышущий здоровьем, очень уважает себя, крайне уважаем на работе. И все женщины от него просто без ума. Это может быть достаточно размытый образ, но ты в него вкладываешь эти характеристики.
- Сейчас. Да… Сделал.
Хорошо, а теперь добавь ему туда умения расслабляться, получать удовольствие и разбивать время. Просто как способность.
- Сейчас попробую. То есть он там не получает удовольствие, а я просто наделяю его этой способностью?
Да.
- - Так. Сделал.
И ещё добавь туда способность быть гибким. То есть придумывать, как что-то делать по-другому.
- И это сделал.
Как мы его назовём? Успешный, счастливый, жизнерадостный?
- Пусть будет Успешный.
Что ты ещё хочешь этому Успешному Жене добавить?
- Хотелось бы довить ему спокойствия, жизнерадостности и энергичности.
Замечательно. Добавь.
- Да.
Нравится тебе этот образ?
- Ну да…
Сделай его тогда достаточно ярким и привлекательным для себя. И пусть он будет на пустом фоне. Только образ Успешного Жени и всё. Знаешь, так в рекламе или в клипах бывает: на экране только модель или певец, и больше ничего. Сплошной белый или серый фон.
- О-о-о. Да. Сделал.
Теперь он тебе нравится?
- Вполне.
Отлично. А теперь, когда ты на него смотришь, что ты чувствуешь?
- Такую бодрость в теле и распирание в груди.
Отлично. Ты смотришь на него и чувствуешь бодрость и распирание в груди. Теперь дальше. Помнишь, раньше были такие диапроекторы, в которые можно было вставить два слайда. И перещёлкивать.
- Да, помню.
Представь: у тебя такой диапроектор. Первый слайд – это сигарета в пальцах. Второй слайд – образ Успешного Жени. Когда ты смотришь на первый слайд, ты чувствуешь тянущее ощущение в горле. Но ты можешь щёлкнуть переключателем, и вместо слайда с рукой появляется образ Успешного Жени, и ты будешь чувствовать бодрость во всём теле и распирание в груди.
- Так, хорошо.
А теперь я сначала расскажу, а потом ты будешь делать. Ты включаешь первый слайд – чувствуешь тянущее ощущение в горле – щелчок – ты видишь слайд с Успешным Женей – чувствуешь бодрость и распирание в груди – отвлекаешься и смотришь по сторонам. Так надо сделать 5-7 раз. Ты можешь относительно долго смотреть на образ руки с сигаретой, относительно долго смотреть на образ Успешного Жени, но щелчок должен быть максимально быстрым. Старайся сделать его с каждым разом всё более быстрым.
...
- Да, я сделал.
Отлично. Представь себе образ с рукой.
- Трудно. Он куда-то уплывает, и вместо него появляется вот этот второй образ. Успешный.
Хорошо. Попробуй закурить.
- Чёрт, рука не идёт. Да и не хочется что-то. Я вот сейчас смотрю на сигарету, и совершенно курить не хочется.
Замечательно. А теперь посмотри на Женю в различных ситуациях, где раньше он бы курил. Пусть это будут ситуации из разных контекстов: дома, на работе, на улице. И по времени тоже – завтра, через неделю, через месяц. Всего три-пять ситуаций. Устраивает ли тебя, что Женя там делает?
- Посмотрел. В общем, хорошо. Что не курит – точно.
Это то, что ты хотел?
- Да, вполне!
Спасибо!
Комментарии
"Взмах" – отличная техника для работы с навязчивостями. В том числе и с курением. Но только если Клиент действительно хочет измениться. Если его мотивация слаба, скорее всего, ничего не получится. Это первое.
Второе. "Взмах" - очень гибкая и мотивирующая техника. Он не определяет новое поведение, он создаёт направление движения. И одновременно предоставляет необходимые ресурсы. И человек может находить новые варианты поведения вместо старого.
Третье. Здесь мы убираем только навязчивость. Это не означает, что человек не будет больше никогда курить. Теперь он может контролировать этот процесс. У него появляется выбор. Я работал с одной девушкой, вот она как раз хотела иметь возможность изредка курить, если ей захочется. Я её встретил через год, спрашиваю, курит ли она. Она отвечает:
- Да, курю. Ну, раз в один-два месяца хочется выйти на природу, сесть и покурить.
Учитывая, что до этого она выкуривала около пачки в день, я считаю это вполне хорошим результатом.
- Если человек просит сделать так, чтобы он вообще не мог курить? Для надёжности.
Если он так хочет, и это достаточно конгруэнтно и экологично, можно после "удаления навязчивости" поставить ему на ощущение сигареты во рту какой-нибудь сильно отрицательный якорь. Спросите, что ему очень сильно не нравится из еды. Или спросите, что бы он почувствовал, если бы внезапно съел червяка или гусеницу. Ну и так далее. А потом перенесите этот якорь на ощущение сигареты во рту.
- Что будет, если не убирать навязчивость, а просто наставить этих отрицательных якорей на сигарету?
Тогда он будет мучаться, но курить. С рвотой, с омерзением и прочими забавными реакциями. Я не считаю, что это достаточно экологичный способ.
- Зачем нам сознательно искать способы удовлетворения потребностей, потом заключать договор, несмотря на то, что во "Взмах" встраивается генератор нового поведения?
Лично я делаю это для разделения ответственности. Если этого не сделать, у Клиента может не быть никаких явных стимулов поддерживать новое состояние, но зато прекрасный повод свалить всё на Оператора:
- Вот вы взялись меня лечить. А мне опять курить захотелось! Вы меня плохо закодировали!
На мой взгляд, Клиент должен принимать активное участие в процессе изменения и прилагать к этому определённые усилия. Чтобы ценить полученный результат. То, что досталось слишком легко, обычно мало ценится. Эта проблема - обратная сторона эффективности методов НЛП. Можно сделать изменение быстро, легко и совершенно незаметно для Клиента. Что позволяет ему относиться к достигнутому довольно несерьёзно.
Например, в случае прекращения курения, человеку нужно довольно сильно перестраивать свою жизнь. А это требует внутренней работы. Мало достигнуть нового состояния, нужно ещё научиться его поддерживать.
- Что будет, если сознательно не найти новые способы удовлетворения вторичных выгод?
Возможно, всё нормально сработает. Во "Взмах" мы вставляем генератор нового поведения. Но может быть так, что этого будет недостаточно. Тогда Клиент может опять начать курить. Скорее всего, в меньшем количестве. И другим способом: например, если он раньше закуривал правой рукой, то теперь только левой. Или если раньше держал сигарету двумя пальцами, то теперь тремя.
- Что делать, если Клиенту не удаётся найти достаточно эффективные способы удовлетворения вторичной выгоды?
Вы можете использовать все те техники, которые уже знаете: интеграцию и коллапс якорей, шкалирование состояния, работу с субмодальностями. У вас в руках уже огромная куча инструментов, а тут предоставляется прекрасная возможность всё это опробовать.
Аудиальный "Взмах".
Более удобно (именно удобно), чтобы ключ был визуальным – эта система самая быстрая и делать технику просто проще. Но как быть, если нашёлся только аудиальный ключ, или, не дай бог, кинестетический?
Первое, что мы можем сделать – это создать искусственный визуальный образ, к которому привязать звук или ощущение. И это иногда даже срабатывает! Иногда, правда, не срабатывает. Тогда приходится пользоваться тем, что есть. С чисто кинестетическим опытом я бы "Взмахом" работать не стал, поискал бы другую технику. Благо в НЛП их предостаточно. А вот если ключ чисто аудиальный – то попытаться стоит. Аудиальная система достаточно быстрая.
Но здесь возникает немного другая сложность – как в "образ" желаемого состояния вложить все необходимые качества и способности.
-
Я понимаю, что "образ" - слово визуальное, но я даже не знаю, чем его здесь будет адекватно заменить из аудиального канала, так что просто беру в кавычки.
Один из обходных манёвров (если мы работаем с внутренним голосом) – сначала сконструировать желательный визуальный "Я-образ", а потом уже сконструировать ему голос. И "махать" уже этим голосом.
-
Понятно, что если у Клиента не возникает трудностей с тем, чтобы вложить нужные качества в голос "Нового Я", то обходные манёвры не нужны.
Демонстрация.
Ирина:
- У меня проблема. Я очень много ем по вечерам.
Да? Я думаю, это скорее удача – знаешь сколько людей лишены такой возможности?
- Я не хочу есть по вечерам!
Итак, ты ешь по вечерам. Это ситуация. А в чём проблема?
- Мне это не нравится!
Тебе не нравится есть? Так не ешь!
- Но я не могу себя остановить. Я прихожу с работы и ем, ем… Я вообще не хочу есть по вечерам.
То есть ты не хочешь есть в любом случае. Даже если тебя вечером пригласят в ресторан, ты хочешь, чтобы придя туда, ты не смогла съесть ни кусочка?
- Э-э-э. В ресторане я хотела бы возможность покушать.
Можно сказать, что тебе не нравится то, что ты не можешь контролировать процесс еды по вечерам? Так, чтобы остановиться, когда решишь, что тебе уже "хватит"?
- Да, наверно это более правильная формулировка. Мне не нравится, что я не могу контролировать этот процесс.
Это то, что тебя не устраивает. А что ты хочешь вместо этого?
- Я хочу есть по вечерам ровно столько, чтобы подкрепиться.
Отлично. Теперь у меня несколько странный вопрос, но мне очень важно, чтобы ты на него ответила. Что тебе мешает остановиться?
- Ну, не знаю точно. Но как только я собираюсь остановиться, я слышу голос матери, который говорит: "Ты должна хорошо есть. И обязательно всё доедай".
Хорошо. Давай проверим. Попробуй услышать этот голос… Что чувствуешь, когда он тебе это говорит?
- Я чувствую себя очень виноватой. И ещё я чувствую себя маленькой. И я готова сделать что угодно, лишь бы он перестал меня ругать.
А если бы он тебе предлагал сделать что-то другое. Например, пойти помыть руки или раздеться?
- Он говорить только про еду.
Это только голос? Или есть ещё и какой-то визуальный образ, картинка?
- Это только голос. Никаких картинок там нет.
А этот голос у тебя есть каждый раз, когда ты ешь?
- Сейчас подумаю… Нет, только по вечерам.
Хорошо. Теперь давай подумаем. Что тебе даёт этот голос? Что он для тебя хочет?
- Он хочет, чтобы я ела.
А зачем ему, чтобы ты ела?
- Наверно мама хотела, чтобы я была более здоровой. Я всё время была такой худой и много болела. Ела мало, да ещё оставляла в тарелке.
То есть он для тебя хочет, чтобы ты была здоровой?
- Да!
А тебе важно быть здоровой? Это для тебя важно?
- Да, конечно!
Хорошо. Подумай, а что тебе ещё даёт переедание, что полезное тебе.
- Да что это может мне давать?
Ну вот подумай – ты приходишь с работы усталая. Садишься есть – и успокаиваешься, расслабляешься, получаешь удовольствие. Может, с мужем поговоришь.
- Да. Действительно. Прихожу, ем и расслабляюсь. Приободряюсь немножко. С мужем, правда, не говорю – это время, когда я могу собой заняться. Успокоиться.
Итак, еда вечером тебе даёт. Так?
- Да, получается, что так. Только не то, чтобы собой заняться – своими мыслями. Привести их в порядок.
Есть ещё что-то, что тебе даёт переедание по вечерам?
- Я подумала… Наверно, ещё я от этого получаю удовольствие. Просто даже вкусовое – я вечером могу позволить себе расслабиться и обращать внимание на вкус еды.
Возможность расслабиться, приободриться, улучшить здоровье, успокоиться, привести в порядок мысли, получить удовольствие.
- Как много полезного, оказывается! Я даже не думала. А ещё…Может и есть что, но я пока этого не могу найти.
Хорошо. Теперь нам нужно найти тебе другие способы получать удовольствие, расслабляться... Не менее трех вариантов для каждой потребности.
- То есть мне нужно придумать поведение, которое будет удовлетворять все эти потребности?
Это было бы замечательно. Но обычно достаточно, чтобы ты придумала три новых отдельных способа для каждой потребности.
- Для здоровья я могу съесть какой-нибудь фрукт. Или просто чая выпить. Для того чтобы расслабиться, я могу полежать, принять ванну, посмотреть телевизор, поговорить по телефону с подругой. Последние три можно использовать для получения удовольствия. А также можно сходить с мужем куда-нибудь, пообниматься, ну и так далее. Для того, чтобы успокоиться, тоже можно полежать, принять ванну, посмотреть телевизор. Почитать. Что там ещё?
Привести мысли в порядок.
- Это можно тоже сделать пока лежишь, в ванной можно. Еще можно просто посидеть спокойно и подумать. Ещё хорошо сесть с бумажкой и всё записать.
Берёшь ли ты на себя обязательство вместо переедания по вечерам использовать эти найденные варианты поведения?
- Да, конечно!
А теперь мне бы хотелось, чтобы ты встала и пообещала всем здесь сидящем в зале, что ты не будешь переедать по вечерам.
- Что, вот так встать и сказать?!
Ты действительно хочешь перестать переедать по вечерам?
- Да, конечно!
А мне не хочется просто так терять на тебя время. Я хочу быть уверен, что ты действительно готова подойти к этому достаточно ответственно. И к тому же, если ты дашь обещание такому большому количеству людей, у тебя будет ещё один стимул довести дело до конца.
- Хм. Торжественно обещаю прекратить переедать по вечерам!
Отлично! Теперь подумай об Ирине, которая может есть по вечерам ровно столько, чтобы подкрепиться. Что это ей даёт?
- Она спит лучше, более стройная, чувствует себя более уверенно, здоровье получше. И счастливая она. Наверное, всё.
Как бы ты назвала такую Ирину: стройной, уверенной, здоровой?
- Счастливая.
Представь себе эту Счастливую Ирину, стройную, уверенную, здоровую. Пусть она также умеет расслабляться, приободряться, успокаиваться, получать удовольствие и приводить в порядок мысли. Именно как умение, способность. И ещё одна очень важная способность – придумывать, как что-то можно сделать по-другому. Умение быть гибкой.
- Да, я могу себе представить такую Ирину.
Отлично. А какой у неё голос?
- Такой низкий, бархатистый.
А что она тебе говорит?
- Будь такой, какой хочешь!
Тебе нравится такая Счастливая Ирина?
- Да, очень!
Хорошо. А теперь подумай, если ты станешь вот такой Счастливой Ириной, это тебе никак в жизни не повредит?
- М-м-м… Вот если такой. На меня наверно мужчины будут больше внимания обращать – она такая привлекательная. Ну и… Это может быть несколько неприятно мужу.
Понятно. Подумай, а что нужно добавить Счастливой Ирине, какой ресурс, чтобы она могла справиться с этой ситуацией?
- Ей наверно нужно что-то вроде умения держать мужчин на дистанции.
Добавь ей эту способность.
- Да, я сделала.
А вот если ты будешь такой Счастливой Ириной, это может тебе как-то помешать в жизни?
- Наверное, нет. Я, по крайней мере, не могу представить такой ситуации.
Отлично. Идём дальше. Представь себе музыкальный центр, а у тебя в руках пульт от него. Если ты нажмёшь на кнопочку с циферкой один – ты будешь слышать голос, который будет говорить: "Ты должна хорошо есть. И обязательно всё доедай". А если нажмёшь на кнопочку два – то голос Счастливой Ирины: "Будь такой, какой хочешь!" Можешь представить себе такой центр?
- Да. Забавно.
Что ты делаешь дальше. Сначала я тебе расскажу, а потом ты сделаешь. Сначала ты нажимаешь на кнопочку один и слушаешь голос матери, который говорит тебе о том, что должна хорошо есть. Как только ты его услышишь, ты сразу нажимаешь на кнопочку номер два, и слышишь уже голос Счастливой Ирины. Потом возвращаешься сюда в комнату, смотришь по сторонам, слушаешь, что творится вокруг тебя. Потом снова: голос матери – переключение – голос Счастливой Ирины. Так тебе нужно сделать не менее семи раз. И старайся, чтобы переключение с голоса на голос было максимально быстрым.
…
- Да, я сделала это.
Отлично! А теперь попробуй услышать голос матери, который говорит о еде.
- Он в какой-то момент вдруг останавливается, как кассету заело. А вместо него я слышу голос этой новой Ирины. Слов, правда, не разобрать, но её голос я слышу вполне отчётливо.
Следующая проверка. Предположим завтра, ты приходишь домой вечером. Что ты делаешь?
- Прихожу. Раздеваюсь. Иду на кухню. Наливаю себе чаю. Пью чай. Потом… Да, как-то странно. Есть не хочется. Чаю попить хочется, а есть – нет.
И последнее. Посмотри в будущее. Как Ирина ведёт себя в ситуациях, где раньше у неё была навязчивость. Через неделю, месяц, полгода?
- Да нормально. Приходит домой, пьёт чай. Иногда может чем-то слегка перекусить – яблочко или мандаринчик. Хорошо, короче.
Это то, что ты хотела получить?
- Да!
Спасибо.
Комментарии
- Почему в одном случае вы договариваетесь, что человек будет делать что-то неприятное, если закурит, а в случае с перееданием ограничиваетесь дачей обещания?
Я определяю, что, на мой взгляд, будет более действенно. Иногда я вообще не ввожу пункт с обещаниями и прочими вещами, если мне кажется, что мотивации человека уже достаточно. А иногда я даже делаю письменный договор, с подписями доверенных лиц. Выбор я делаю на основе опыта и калибровки ответов Клиента.
- Бывает ли так, что даже давши обещание, Клиента возвращается к старому поведению?
Бывает, конечно. И к этому нужно быть готовым. Работа с навязчивостью -серьёзный процесс, и здесь очень много зависит от уровня мотивации Клиента и его готовности действительно меняться. Я могу помочь ему убрать навязчивость, создать генератор нового поведения и так далее, но я не могу вместо Клиента пройти весь этот путь – это его ответственность и его работа.
- Но если навязчивость убрали, почему человек начинает опять курить?
Во-первых, не всякое курение – навязчивость. Можно курить и без неё. И многие так и делают. Во-вторых, воссоздать навязчивость при желании довольно просто, тем более, если известно, как она устроена.
По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru
Все статьи
|