Бросаем курить. Использование техники "Взмах" при работе с навязчивостями.

Бросить курить – нет ничего проще. Я сам это делал раз восемьдесят.
Марк Твен

Что такое навязчивость?

Бросить курить. Какая куча народа носится с этой идеей. Не меньшее количество людей желает прекратить переедать. А ведь есть ещё желание прекратить грызть ногти и играть в азартные игры.

- Доктор, наш мальчик пристрастился к компьютеру.
- Ну что же, будем лечить.
- А чем?
- Как водится: девочки, вино…

Что объединяет все эти варианты нежелательного поведения? По структуре это то, что называется навязчивостью. Навязчивость – это когда "я хочу вот это и совершенно не могу справиться с собой".

  • В психиатрии для обозначения навязчивостей используют окончания –мания, –филия, -голик: клептомания (навязчивое желание что-нибудь украсть), арахнофилия (любовь к паукам), филофилия (страсть к собирательству марок), работоголик (человек, получающий от работы удовольствие).

Навязчивость во многих случаях может быть крайне полезным и эффективным способом поведения. Например, у детей есть очень сильная навязчивость к обучению: сначала они учатся ходить, потом учат язык. Посмотрите на ребенка, который изо дня в день, несмотря на то, что он регулярно падает и отбивает себе всякие места, пытается встать и идти. Хотели бы вы тоже иметь настолько важную цель в жизни, чтобы стремиться к ней с той же искренностью и целеустремленностью? Чтобы не взирая на трудности, препятствия и травмы, всё так же стремиться к своей цели? А ведь одно из свойств гениальности – это сильная навязчивость в достижении желаемого результата.

Но эта статья про то, как навязчивости убирать. Так как обычно наибольшее внимание привлекает поведение, которое мешает. Оно эффективно, надёжно, но неэкологично. То есть человек получает от этого поведения то, что ему надо, вот только последствия этого поведения… Курение – крайне эффективный и надёжный способ отвлечься и получить удовольствие. Но вот последствия… Проблемы со здоровьем, неприятие определённой части общества, запахи не ощущаются и процесс какой-то неподконтрольный. Ну и так далее.

Есть плюсы, есть минусы.

- Так как мне бросить курить? – спросите вы.
- А мне переедать? – добавит ваша жена.

Хочу вас порадовать. Это может быть довольно просто. Если вы действительно этого хотите. Но для начала немного теории. Чтобы понимать, как устроена эта штука, под названием навязчивость.

Мужчина заходит в аптеку. Покупает пачку презервативов, бросает на пол и начинает отчаянно топтать.
- Мужчина! Вы чего?
- Да вот недавно я таким способом курить бросил!

Навязчивое поведение убрать сложно по причине его:

a) эффективности;

b) надёжности;

c) доступности.

Эффективность – достижение желаемого результата с наименьшими затратами.

Надёжность – эта штука стабильно работает и не ломается.

Доступность – легко достать.

Так в чём же проблема? Такое хорошее поведение. Но для того, чтобы поведение вас полностью устраивало, нужно, чтобы оно отвечало ещё одному критерию – экологичности.

Экологичность (поведения) – последствия такого способа достижения целиприемлемы для человека.

Понятно, что отдельно ещё стоит понятие экологичности цели: – Вот получил я то, что хотел, а от этого мне хуже не станет?

Обычно, навязчивое поведение становится проблемой, когда оно становится неэкологично. Это проявляется, в частности, в отсутствии контроля. Людям не нравится не то, что они курят, пьют, едят шоколад, а то, что они не могут это контролировать. Если бы курение было действительно управляемо – хочу курю, хочу не курю, - скорее всего, это бы проблем не создавало. Но вот если я не могу с собой справиться, несмотря на то, что "я решил", "меня просили" и "уволят с работы" – это уже проблема.

  • Сколько народу достаточно контролируемо потребляет алкоголь или шоколад, и это не создаёт им проблем – они контролируют процесс.

Соответственно, желаемое состояние – это не "бросить курить", "прекратить есть шоколад" (что обычно создаёт проблему при положительной формулировке цели), а "получить контроль над…". Но для этого как раз и надо убрать навязчивость.

  • Если поведение перестаёт быть эффективным и надёжным, то, скорее всего, оно перестаёт быть и навязчивым.

Например, есть потребности в получении "хорошего настроения" и "удовольствия", которые удовлетворяются методом поедания большого количества шоколада. Это поведение конечно более социально приемлемо, чем пьянство, но довольно неэкологично для человека. Толстеет он. Да и большое количество шоколада плохо сказывается на здоровье. Хотелось бы найти более экологичные способы получения удовольствия и хорошего настроения.

НО! Шоколад штука такая. Во-первых, это эффективно. Съел шоколадку – и сразу жизнь улучшилась (в шоколаде содержатся вещества, повышающие настроение). Во-вторых – это доступно. Достал из кармана и съел. А если нет в кармане – шоколад есть практически в каждом киоске или магазине. В-третьих – это надёжно. Шоколад срабатывает практически всегда. Единственный недостаток – в больших количествах вреден (то есть неэкологичен). Значит, когда мы будем искать ему замену, нужно найти что-то достаточно надёжное, эффективное и доступное, но при этом ещё и более экологичное.

Например, для поднятия настроения можно сходить в кино, и это будет эффективно, надёжно и более экологично, но менее доступно. Шоколад можно есть и на работе, а вот кино смотреть проблематично. Для получения удовольствия можно почитать анекдоты, но часто анекдоты бывают не слишком смешные. Так что этот метод не столь надёжен, хотя эффективен, доступен и экологичен.

Что же делать? Мы можем подобрать несколько способов удовлетворения намерения. Например, для получения удовольствия можно: сходить в кино, поговорить с друзьями, заняться сексом, погулять, подумать о приятном. И хотя каждый из способов в отдельности может и не удовлетворяет всем требованиям во всех ситуациях (доступность, надёжность, эффективность и экологичность), но подбирая их под контекст, можно получить вполне удовлетворительный результат. В субботу сходить в кино, на обеденном перерыве прогуляться, закончив печатать документ пару минут помечтать о предстоящем отпуске…

- А любое поведение, которое эффективно, надёжно и доступно становится навязчивым?

Нет. Для того, чтобы оно стало навязчивым, требуется ещё несколько условий. Во-первых, та потребность (или потребности), которая это поведение удовлетворяет, должна быть весьма важной для данного человека. Во-вторых, для поддержания навязчивости, нужно убеждение, что по-другому не получится эту самую потребность удовлетворить. В-третьих, желательно, чтобы данное поведение удовлетворяло сразу несколько важных потребностей.

Намерение

Намерение – это то, ради чего человек создаёт поведение. Ценность, которую он хочет удовлетворить в первую очередь.

За поведением человека стоит определённая цель. Внутренняя потребность. То, что он хочет получить для себя. Намерение еды – насыщение, намерение зарядки по утрам – здоровье.

Намерение всегда положительно для его обладателя.

Намерение положительно для его обладателя. То есть намерение – это то, что человеку нравится и то, что он хочет. Другое дело – поведение, при помощи которого он это намерение пытается удовлетворить. У грабителя в тёмном переулке вполне позитивное (для него) намерение – получение удовольствия, благосостояние… Но вот его способ удовлетворения этого намерения весьма неприятен окружающим.

Намерение всегда внутри. Поведение чаще направлено наружу.

Как понять, а что является поведением, а что намерением? Намерение отвечает на вопрос "зачем", а поведение – "каким образом". Намерение это то, что внутри. Поведение чаще всего направлено наружу – то, что человек делает в этом мире.

Намерение – сытость. Поведение – купить пирожок и съесть его.

Довольно часто трудно определить, какое же намерение стоит за поведением. Иногда как намерение пытаются назвать: "объяснить другим, познакомиться, поесть". Это поведение. Это некое действие снаружи. А намерение: "понимание, самоутверждение, сытость". Намерение – это что вы хотите для себя. Внутри. Какую ценность хотите удовлетворить. А ценности обычно описываются номинализациями: понимание, сытость, удовольствие, любовь, внимание. Можно и уточнить: настоящая любовь, искреннее внимание, подтверждение важности.

Поведение может быть неэффективным в контексте удовлетворения намерения.

Понятно, что поведение может быть несколько неэффективным. В том смысле, что оно может не удовлетворять намерение. Просто человек по-другому не умеет. Но он старается.

Намерение – получение внимания. Вечеринка. Девушка с расстроенным видом сидит в углу, надеясь, что её там заметят и придут утешать. Но вот что-то никто не идёт… Намерение весьма положительно, но способ поведения, в данном контексте, судя по результату, совершенно не эффективен. Но эта девушка по-другому не умеет.

Вторичные выгоды

Вторичные выгоды – какие ещё важные потребности поведение удовлетворяет.

Но часто бывает так, что одним поведением человек пытается убить двух, а то даже трех, четырёх и более зайцев. То есть удовлетворить попутно ещё несколько потребностей. Например, намерение еды – насыщение (сытость). А попутно может удовлетворяться ещё куча потребностей: получение удовольствие, спокойствие (снять стресс), общение и т.д.Вот те потребности, которые попутно удовлетворяются поведением и называются вторичными выгодами. Ради вторичных выгод человек это поведение не создаёт. Это вроде дополнительных дивидендов.

Работа с навязчивостями типа курение, переедание и т.д. обычно осложнена тем, что такое поведение удовлетворяет большому количеству вторичных выгод.

Женщина приходит вечером домой и начинает активно кушать. Намерение её – сытость. Но попутно она получает удовольствие, отдыхает, расслабляется и отключается от неприятных мыслей о работе (что даёт ей спокойствие).

Мужчина курит для удовольствия. Но также он использует курение для разбивки времени (закончил дело – покурил), для завязывания контактов (зашёл в курилку, закурил, завязал разговор с теми, кто курит там вместе с ним), для расслабления, для общения ("Пойдём, покурим") и т.д.

Для того, чтобы выяснить ценность задаются вопросы: - Зачем тебе это надо? Для чего ты это делаешь?

Для того, чтобы выяснить вторичные выгоды задаются вопросы: - Что ещё тебе это даёт? Что ещё ты от этого получаешь?

Для того, чтобы выяснить намерение, задаются вопросы: - А зачем тебе это нужно? Что это тебе даёт? Для чего ты это делаешь?

Для выяснения вторичных выгод задают вопросы: - Что ещё тебе это даёт? Для чего ещё ты это используешь? Что еще ты от этого получаешь?

Учтите, что вторичные выгоды чаще всего не осознаются человеком. Поэтому при их выяснении очень важно аккуратно и настойчиво, тщательно калибруя ответы, выяснить их все.

При изменении очень важно найти новые способы удовлетворения вторичных выгод.

Иногда бывает так. Жил был муж-пьяница. Жена его уговорила на "кодирование". Сходили они в центр, где мужа "закодировали". То есть определённым образом сделали так, что пить он физически не может. И человек изменился. Понятно, что его поведение, скорее всего, стало более социально приемлемым: он перестал пропивать зарплату, шляться неизвестно где и с кем и возвращаться домой в три часа утра. Но, одновременно, он перестал быть весёлым и общительным, потерял кураж и перестал заниматься починкой вещей в доме. Раньше он использовал алкоголь для доступа к куче ресурсных состояний: весёлости, бодрости. Слегка "приняв", он хорошо общался и был очень "заводным". В этом состоянии он с удовольствием занимался домашними делами. Поведение запретили, а вот другого способа доступа к этим ресурсам муж пока не обнаружил.

Представьте – у человека болит нога. Сильно болит. Так, что он на неё не может наступать. И он ходит с костылём. С костылём ходить неудобно – медленно, руки заняты… Приходит Доброжелатель, отбирает костыли и громогласно заявляет: - Теперь ты свободен! Ты можешь ходить как все! Без костыля!

Человек радостно пытается идти, но… Нога болит. Костыль отобрали. И если раньше он мог ходить, хотя бы и с костылём, то теперь сидит дома. Хотя и без костыля. Либо находит заменитель – трость или просто суковатую палку.

  • Понятно, что на человека, который ходил с костылём исключительно по привычке, а нога давно прошла, отбирание костыля сказывается крайне благотворно.

Короче, ногу надо лечить.

Навязчивости, вторичные выгоды и намерение

Методами НЛП навязчивое поведение превратить в контролируемое достаточно просто. Только этого мало. Вы можете убрать навязчивость, но если не помочь человеку найти новые способы удовлетворения намерения и вторичных выгод (причём желательно не менее эффективные, надёжные, доступные, но при этом ещё и более экологичные), то он с очень большой долей вероятности вернётся к прежнему поведению. Всё дело в том, что навязчивое поведение чаще всего достаточно универсально – оно соответствует первым трём критериям практически во всех контекстах. То, что предлагается человеку вместо этого, чаще всего не столь универсально. То есть хорошо работает только в каких-то конкретных ситуациях. В результате, вместо одного поведения человеку для удовлетворения своих потребностей требуется куча новых вариантов. Раньше достаточно было съесть шоколадку (выкурить сигарету), а теперь: сходить в кино, поговорить с друзьями, сделать зарядку, выпить минералки, помедитировать, прогуляться, вывести жену в ресторан (кино) и т.д. и т.п.

Поэтому всегда встаёт вопрос цены – насколько сильно человек хочет избавиться от этого столь эффективного, надёжного и доступного способа… То, что он получит, если будет вести себя более экологично, должно быть достаточно весомым. Чтобы хватило мотивации преодолеть те трудности, которые связаны с заменой поведения.

-Может ли НЛПер зажечь лампочку?
-Может. Но только если она этого захочет.

Часто случается так, что гораздо больше мотивированы родственники, чем сам обладатель проблемной навязчивости. Жена приводит мужа, и заявляет:
- Он хочет бросить курить!

И муж при этих словах вяло согласно качает головой. Да, правда, иногда страх перед гневом жены может быть весьма эффективной мотивацией. Иногда даже хватает на то, чтобы сменить поведение. Но чаще всего этого мало. Требуется ещё и внутренняя потребность, а не только внешнее давление.

- Но ведь есть люди, которые сами бросают курить!

Да, конечно есть. И их, как ни странно, довольно много. И даже есть люди, которые сами бросают пить. Намного реже встречаются те, которые сами перестают принимать наркотики. Такое бывает.

Понимаете, то, что мы получаем от навязчивости: удовольствие, расслабление и т.д., мы получаем прямо сейчас. А то, что нас не устраивает: скандалы с родственниками, проблемы со здоровьем, полнота, выпадение волос – через какое-то время. Иногда довольно большое. Часто вообще не совсем понятно, как связаны "моя полнота" и "поедание шоколада". Врачи говорят… Мало ли чего они говорят. Да и последствия часто наступают совершенно в другой ситуации и часто довольно не надёжно.

  • Для того, чтобы человек сам прекратил курить, пить, переедать, воровать нужно:

  • Чтобы то, что он теряет, было намного важнее того, что ему даёт навязчивость. Твёрдое убеждение в том, что потери связаны именно с навязчивым поведением.

Если самоутверждение от курения для меня важнее, чем некое абстрактное здоровье… Именно поэтому часто не работают те способы, при помощи которых взрослые пытаются убедить подростков бросить курить (пить и т.п.)

- Ты испортишь здоровье!

- Да ладно. Для меня это сейчас не важно, в этом возрасте оно у меня приличное, а в моём кругу здоровье не ценится. Здоровье сейчас для меня менее важно, да к тому же я и не верю, что оно может от этого испортится.

- У тебя мозги работать будут хуже, и ты ничего не добьешься в жизни!

- Не врите! Вон сколько всяких олигархов – бизнесменов – крутых ребят курят.

­- Курящие девочкам не нравятся!

- Ой, не надо. Как раз наоборот. Вон в фильмах почти все герои курят, а вокруг них куча всяких девчонок вьётся!

- Матери не понравится!

- Наконец-то я смогу достать этих взрослых! Курить – это круто!

И так далее. То, что им предлагают как альтернативу, может быть важно для взрослых, но совсем не работает для подростков. Им предлагают либо то, что им пока ещё не важно, либо просто нагло пытаются обмануть. И после этого взрослые хотят, чтобы им верили!

Но когда есть что-то действительно более важное.

- Я хочу поступить в лётное училище. А там нужно железное здоровье. И курящих не берут.

- Отец обещал, что если узнает, что я курю, выпорет меня. А рука у него тяжелая.

- Мама очень расстроится, если узнает, что я курю.

В Америке крутят фильм, где показаны курильщики на последней стадии. С раком лёгким, надсадным кашлем, жёлтые и измождённые. И как выглядят лёгкие курильщика в разрезе. В России, в одном достаточно криминогенном городе, подростков возят на экскурсию в зону. Чтобы они пару деньков прожили как зэки. Говорят, крайне убедительно.

- Но почему тогда все равно продолжает курить человек, даже если у него рак лёгких?

А с чего вы взяли, что для него здоровье более важно, чем то удовольствие, которое он получает от сигареты?

- Но он ведь может умереть!

Ну и что? Одни в это просто не верят, другим угрозы смерти мало.

Рассказ одного мужчины: "Как я бросил курить".
- Я как-то лежал в больнице. Были проблемы со здоровьем. Легкие и т.д. Врач мне говорил, что если я буду продолжать в том же духе (а я выкуривал в день по две пачке папирос), то скоро умру. Это как-то не действовало. Но однажды ко мне в палату положили парня после операции: молодой, красивый... Но ему только что удалили ногу. Как ни странно из-за курения (что-то там с сосудами). И вот когда я понял, что могу стать инвалидом из-за курения, вот тогда я курить и бросил. Как отрезало.

Ещё раз. Одна из причин, почему поведение становится навязчивым – это отсутствие другого эффективного и надёжного способа удовлетворения намерения в данном контексте. При отсутствии новых способов удовлетворения этого намерения – вы ему предлагаете просто отказаться от одной ценности во имя другой. Но с ценностями как – если ценность долго не удовлетворяется, она становится всё более и более важной. Именно поэтому, курильщик может какое-то время крепиться, например, ради здоровья, но потом опять закуривает…

Упражнение "Намерение и вторичные выгоды"

В парах: Клиент, Оператор.

Клиент выбирает вариант поведения, который его не устраивает и который вы хотите изменить. Например: переедание, регулярные опоздания, любовь к компьютерным играм.

Оператор помогает определить для данного поведения:

  • намерение;

  • вторичные выгоды.

Для каждой вторичной выгоды найдите не менее 3-х новых вариантов поведения, при помощи которых можно эту вторичную выгоду удовлетворить.

Задача Оператора внимательно отслеживать невербалику Клиента, проверять точность его ответов.

Проблемное поведение: много ем по вечерам.

Намерение: сытость.

Вторичные выгоды: удовольствие, расслабление.

Новые варианты поведения:

сытость:

  • более плотно поесть на обеде;

  • вечером съесть яблоко или апельсин;

  • выпить стакан минеральной воды.

получение удовольствия:

  • посмотреть телевизор;

  • почитать книгу;

  • сделать несколько гимнастических упражнений.

расслабление:

  • почитать книгу;

  • принять ванну;

  • попросить мужа сделать массаж.

15 мин.

- Мы не смогли определить намерение курения. Нашли несколько вторичных выгод, а намерение не смогли.

Разделение на намерение и вторичные выгоды довольно условно. Намерение – это то, ради чего человек это делает. А вторичная выгода – что попутно он от этого поведения получает. Чаще всего намерение курения – доступ к определённым ресурсным состояниям: расслаблению, спокойствию и т.д. А всё остальное – это вторичные выгоды. Это во-первых.

Во-вторых, при работе с навязчивостями различия между намерением и вторичными выгодами не столь принципиально.

  • Хотя, например, в других случаях это различие будет крайне важно.

Здесь вы можете просто работать в формате: - Какие потребности ты удовлетворяешь при помощи этого поведения?

В-третьих, бывает так: то, ради чего он начал курить, уже не важно, намерение сменилось. Многие подростки начинают курить для самоутверждения. Через некоторое время эта потребность может стать уже не важной, но курению уже нашли кучу других применений.

Техника "Взмах"

Взмах – вполне универсальная техника, но лучше всего он работает с изменением "нежелательного автоматического поведения". К этому типу можно отнести и нежелательное навязчивое поведение. Например: курение, переедание, грызение ногтей, "постоянно раздражаюсь при разговоре с мужем".

Ключ.

"Взмах" - очень эффективная и быстрая техника, но требует выполнения ряда условий. Для его использования нужно знать элемент опыта, которые обязательно присутствуют в проблемном поведении. Причём не важно, в голове он находится, или снаружи. Единственное разумное требование к этим "элементам опыта" – это то, чтобы они находились в самом начале. Чтобы на них навесить новую стратегию.

Это как с дорогой. Предположим, есть дорога в город Васюки. Довольно хорошее шоссе. Вот только проходит оно мимо какого-то химкамбината, который выделяет вокруг себя всяческую гадость, от которой портится машина и здоровье. Хотелось бы этот комбинат объехать. Понятно, что поворот на объездную дорогу должен быть до него. Потому что после уже смысла не имеет.

То есть для "Взмаха" требуется определить, что обязательно присутствует в опыте Клиента (либо внутреннем, либо внешнем) до того, как он "вляпается", то есть начнётся нежелательное поведение. Например, если это курение – нам нужно найти момент до того, как человек вставит сигарету в рот и подожжёт её (с этого момента, собственно, и начинается проблемное поведение).

  • Это даже в языке: сначала закуривание, а потом курение. Вы хоть раз слышали, чтобы человек хотел "бросить закуривать"?

Ведь процесс закуривания довольно большой: сначала человек узнаёт о том, что пора курить, потом он достаёт сигарету, потом подносит её ко рту, потом поджигает… Вот нам подойдёт всё, что от момента узнавания (включительно) до момента поджигания. Что же выбрать?

Первый вариант – попытаться найти, что проблемное поведение запускает (это называют триггером). Каким образом человек узнаёт, что ему пора бояться, раздражаться, курить, переедать или волноваться? Понятно, что триггер обязательно будет стоять до "вляпывания". Например:

Триггер – это то, что запускает процесс. Как человек узнаёт, о том, что пора начать беспокоиться, раздражаться, курить, переедать. Например:

- Я прихожу домой, захожу на кухню, и у меня в голове образ "Большого Пирожного". Меня к нему тянет и так и хочется откусить.

Триггер – образ "Большого Пирожного".

- Когда я вижу начальника, я вспоминаю ситуацию, когда он меня отчитывает, и чувствую себя униженным.

Триггер – образ ситуации, где "он меня отчитывает".

Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:

- Как ты узнаёшь, что пора начать делать это?

Или в более пассивном варианте:

- Что тебя заставляет делать это?

Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа (или звука), который обязательно присутствует в ситуации. Например:

  • курение – образ руки с сигаретой;

  • переедание – образ руки с вилкой;

  • раздражение – образ разъярённого лица начальника;

  • агрессия – характерные "обвиняющие" интонации в голосе.

Если вы нашли обязательно присутствующий кусочек опыта (триггер, образ), его можно будет использовать как ключ ­– тот элемент, к которому будем цеплять новою стратегию. Ту точку, где с шоссе на Васюки можно свернуть на объездную дорогу вокруг химкамбината.

После того, как нашлось место, где можно повернуть (ключ), надо ещё эту самую объездную дорогу построить. Но чем хорош "Взмах" – он вам предлагает не просто объездную дорогу, а целую строительную бригаду с техникой, которая под ваш заказ быстренько построит новый путь, удовлетворяющий всем вашим потребностям. И практически бесплатно. Не хотите ехать через болото – пожалте вам дорога через горы. В дождь не хотите через горы – пожалте через долину.

"Я-образ".

Роль этой самой строительной бригады во "Взмахе" выполняет образ желательного состояния, "Я-образ". Вы представляете себя в желаемом состоянии, всего светящегося, здорового, бодрого, уверенного в себе и т.д. и наделяете его вдобавок способностью строить любые дороги, ведущие к г.Васюки. То есть наделяете его умением:

  • удовлетворять все те потребности, которые раньше удовлетворялись при помощи проблемного поведения;

  • удовлетворять все потребности, которым мешало проблемное поведение;

  • способность быть гибким – придумывать новые варианты поведения.

Естественно, для этого предварительно нужно определить намерение и вторичные выгоды проблемного поведения, а также то, что даст желательное состояние (намерение и вторичные выгоды желательного состояния).

Ещё очень важно, чтобы этот "Я-образ" был для вас привлекательным. Для этого его делают ярким, красочным, убирают фон и т.д.

"Взмах" же очень хитрая техника – он не создаёт нового поведения, он задаёт направление движения и предоставляет ресурсы для этого. Про ресурсы понятно – это все те умения, способности и состояния, которые вы внесли в "Я-образ". Этот же "Я-образ" служит мотивацией движения в его сторону. Но для этого его нужно сделать максимально привлекательным – обычно для этого он должен быть ярким, большим, на размытом фоне и т.д. Просто для большинства людей эти субмодальности (яркость образа, размер, соотношение фигура-фон) и будут наиболее важными для кодирования "хочется мне этого или нет".

  • Понятно, что если у вас привлекательный образ – тёмный, маленький и размытый, то вам "Я-образ" тоже надо сделать тёмным, маленьким и размытым. Правда, я в своей практике такого не встречал…

Замена

Осталась совсем чуть-чуть: объяснить своему бессознательному, что вот в этой точке необходимо повернуть на новую дорогу.

Для этого нам нужно сделать связку - замечаю ключ, и включается новая стратегия. Во "Взмахе" это делается так, например: есть визуальный образ ключа, я на него смотрю, потом резко заменяю на "Я образ", смотрю на "Я-образ", всё стираю. Потом всё повторяется по-новой: ключ – "Я-образ" – отвлечение. И так раз 5-7. Здесь очень важно сделать смену ключ - "Я-образ" максимально быстрой.

  • Процессы в нашем бессознательном идут с очень большой скоростью, и если что-то делать медленно, оно просто не связывает между собой эти события. Это знаете как если бы вы задали человеку вопрос: - Как дела?. Он в ответ молчит. Но через три дня вдруг подходит к вам и говорит: - Нормально!

Итак, как можно организовать процесс переключения:

- Представьте себе слайд-проектор, в который можно поместить два слайда. И их можно быстро перещёлкивать. Вот один слайд – это руки с сигаретой (ключ), а второй – образ Успешного Пети ("Я-образ"). Что ты делаешь: включаешь слайд-проектор, смотришь на образ руки с сигаретой, щёлкаешь, смотришь на "Успешного Петю", выключаешь слайд-проектор. Потом повторяешь сначала. Это всё тебе нужно будет сделать семь раз. Ты можешь относительно долго смотреть на образ руки с сигаретой, можешь относительно долго смотреть на образ Успешного Пети, но щелчок должен быть максимально быстрым. Старайся с каждым разом сделать его всё быстрее и быстрее. Начали.

- Представь себе образ шоколадки (ключ). А в правый нижний угол помести маленький образ Гармоничной Ольги ("Я-образ"). Ты смотришь на образ шоколадки, потом резко образ Гармоничной Ольги вырастает и заслоняет образ шоколадки. Ты отвлекаешься. Смотришь по сторонам комнаты…

- Представь, что перед тобой телеэкран. У тебя в руках пульт. По первой программе тебе показывают образ большого пирожного (триггер), а по второй – Счастливую Елену. Попробуй, ты можешь очень быстро переключаться между этими образами. Также на пульте есть кнопка выключения телевизора. Ты на нёё нажимаешь – экран гаснет. Попробовала. Теперь, что ты делаешь. Я сначала расскажу, а потом ты сделаешь. Ты включаешь первый канал, смотришь на большое пирожное, потом быстро включаешь второй канал, смотришь на Счастливую Елену, потом выключаешь телевизор. Потом опять. Первый канал – переключаешь – второй канал – выключаешь телевизор. Так нужно сделать пять – семь раз.

Ну и тому подобное.

Проверка работоспособности

Сделали – надо проверить, работает или нет. Если сработало – человек автоматически сворачивает на объездную дорогу. Видит ключ – автоматически запускает новую стратегию.

- Представь себе образ ключа (руки с сигаретой, шоколадки, большого пирожного). Что с ним происходит?

- Он тает.

- Я не могу его удержать.

- Как только представлю, вместо него возникает образ нового себя.

Следующий вариант – поведенческая проверка. Предложите человеку закурить, съесть шоколадку, представить себе стол с едой. И калибруйте его состояние. Если он "зависает", не может поднести сигарету ко рту, вставляет её в рот – но не знает, что там с ней делать – скорее всего, всё работает. Спросите, что он испытывает, как изменилось его поведение.

- Меня совершенно не тянет курить. То есть я могу взять сигарету в рот, но ощущения от нее, как от любого другого нейтрального предмета. С тем же успехом можно ручку в губах зажать.

- Когда я беру в рот сигарету, у меня тут же возникает состояние "перекурил". Чуть ли не до рвоты.

- Я даже не могу сигарету поднести ко рту. Рука застывает, и я не могу двинуть ею дальше.

- Я беру в руку шоколадку, но снять с неё обёртку что-то мешает.

- Я откусила шоколад, но он совершенно безвкусный. Я не могу это объяснить, но он стал совершенно неинтересным.

По шагам

Пошаговое описание.

Техника

0. Намерение и вторичные выгоды.

Намерение и вторичные выгоды

Вначале нам нужно найти намерение и вторичные выгоды проблемного поведения. Для выяснения намерения вы задаёте вопросы:
- Зачем ты это делаешь?
- Что тебе это даёт?

  • Понятно, что вместо слова "это" вы подставляете проблемное поведение: курение, переедание, грызение ногтей и т.д.

Для выяснения вторичных выгод вы задаёте вопросы:
- Что ещё ты от этого получаешь?
- Для чего ещё ты это используешь?

Потом вы выясняете, что получит человек от нового состояния.
- Зачем ты хочешь прекратить это?
- Что тебе даст твое новое состояние?

Проверьте экологию:
- Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?
- Согласен ли ты с этой потерей?
- Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?

1. Определение визуального ключа.

Визуальный ключ

Для того, чтобы можно сделать взмах, нам нужно определить либо триггер, либо образ, который обязательно присутствует в процессе.

Для того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:
- Как ты узнаёшь, что пора начать делать это?
- Что тебя заставляет делать это?

Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа, который обязательно присутствует в ситуации. Например:

  • курение – образ руки с сигаретой;

  • переедание – образ руки с вилкой;

  • раздражение – образ разъярённого лица начальника.

Важно сделать ключ как можно более универсальным, то есть, чтобы он повторялся во всех ситуациях. В примере с курением: не конкретная пачка сигарет, а рука с сигаретой.

Этот образ должен быть ассоциированным.

2. Образ желательного состояния.

Образ желаемого состояния

Создайте образ желательного состояния.

Критерии желаемого состояния

Критерии "- Я-образа":

1. отражает способности и качества человека, а не поведение;

2. обладает способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);

3. диссоциирован от клиента;

4. имеет размытый фон;

5. нравится клиенту.

3. Замена.

Замена

Теперь замените эти две картинки.

Страницы: 1 2 Все