Части личностиЧто такое части личности.Сегодня хотелось бы поговорить об одной довольно интересной модели – модели «частей личности». Модель частей – только удобный способ описания ситуации.Человек – существо сложное, противоречивое, разнообразное. И довольно сложно найти понятный способ описания причин этих противоречий и сложностей. Модель частей – это довольно удачный способ этого самого описания. За каждую потребность человека отвечает отдельная часть, а конфликты и противоречия – это когда эти части скандалят. Нормальному человеку очень даже удобно всё это представить, достаточно вспомнить свою работу или семью. Каждая часть отвечает за реализацию своего положительного намерения.При этом в НЛП части представляются как некие «субличности», ориентированные на реализация определённого намерения. И если у человека «целиком» этих намерений много, у части это намерение одно. И часть занята только тем, чтобы реализовать это самое своё намерение. Правда способ реализации может быть неэффективным, а иногда и мешать способам реализации других частей – тогда и получается «проблема». Модель должна не только хоть как-то описывать, как что-то работает, но и быть понятной.Человек постоянно пытается понять мир. Для этого он и строит модели. Модель должна не только хоть как-то описывать, как что-то работает, но и быть понятной. Это обычно две крайние точки: потому что обычно чем более точна модель, тем менее она понятна. Модель частей – это попытка описания чрезвычайно сложных мыслительных процессов человека, по аналогии с обычными отношениями между людьми. Очень большой плюс – это достаточно хорошо понятно для нормального человека, и не надо тратиться на многочасовые объяснения, "о чем, собственно, идет речь". Минус – в недостаточной точности, даже некой фантастичности описания. Модель частей хорошо подходит для решения некоторых проблем, но не как базовый пример структуры психики человека. Тем более не стоит на ее примере строить представление о том, каким человек "должен быть". Никаких частей нет – это только способ описания.Красивая и аккуратная метафора завораживает. Именно это происходит с моделью частей. Некоторые даже настолько увлекаются, что начинают считать, будто там у него внутри и на самом деле есть части. Внутри него как будто бегают кучи маленьких зелёных (цвет можно подбирать по вкусу) человечков и каждый принципиально отстаивает свою позицию. Ну не думать же о всяких нейронах и участках головного мозга. Вот человечки – это понятно. Это обычная проблема хороших метафор – кажется, что "так и есть на самом деле". Но метафоры как раз и существуют для того, чтобы дать хоть какое-то представление о некой очень сложной для понимания вещи, на основе имеющегося у него опыта. Ещё раз: никаких частей там у нас внутри нет, это только удобная (в некоторых случаях) модель описания. При помощи модели частей можно понятно объяснить различные конфликтные ситуации.Например, как могут объясняются некоторые "странные" модели поведения: Ситуация: Трудно вставать по утрам. Объяснение: Есть часть, которая отвечает за комфорт, и есть часть, которая отвечает за успех. И они мешают друг другу. Ситуация: Когда мне предлагают хорошую работу, я всё делаю так, чтобы она мне не досталась. Объяснение: Часть, отвечающая за внутреннее равновесие, опасается, что человек может не справится и охраняет его от разочарований. Ситуация: Женщина выходит замуж и начинает стремительно полнеть. Объяснение: Часть, отвечающая за целостность семьи, опасается, что если к женщине будут проявлять внимание мужчины, она может не справится с ситуацией. И делает её менее привлекательной. Ситуация: Если я прихожу на свидание, а девушка опаздывает – я становлюсь крайне раздражённым. Объяснение: Часть, отвечающая за высокую самооценку, считает, что девушка поступает и оскорбительно и хочет уйти. А часть, отвечающая за получение внимания, считает, что нужно остаться. И они просто конфликтуют.
Модель частей можно успешно использовать для решения проблем.Плюсы модели частей. Во-первых эта модель напоминает обычные человеческие отношения. И можно просто использовать модели переговоров и типовые схемы решения этих проблем в межличностной коммуникации. Во-вторых поиск новых вариантов поведения можно провести на бессознательному уровне, что обычно более быстро и эффективно. Сознание не вмешивается, что помогает всё сделать быстрее и без лишних рассуждений. В-третьих, нет нужды поддерживать сознательно новое поведение. Оно будет автоматически включаться когда надо. В-четвёртых, есть определённая диссоциация от проблемы: виноват не я, а мои части. Да и они, как оказывается, не виноваты. Просто так вышло. Вопросы.- А если нет части, отвечающей за разрыв с мужчиной? О! Попались! Частей и так нет. Это метафора. У вас на много больше возможностей, если вы помните об этом. Как только вы решаете, что части – это "на самом деле", то вы получаете кучу ограничений. А если это только метафора - будет так, как вы скажете. Нужно только сделать так, чтобы эта метафора устроила и Клиента тоже. К тому же «разрыв с мужчиной» это поведение. И такое поведение может быть и как способ реализации какой-то части своего намерения (например, части отвечающей за свободу), и как результат конфликта между какими-то частями. - Но ведь Клиент может всё-таки не найти такую часть! Может. Значит метафора с частями ему не понравилась. И тогда вам придётся использовать какую-то другую. Например, можно же работать и без модели частей, а предполагать, что есть просто бессознательное. И вы беседуете с ним и даёте ему инструкции. Это тоже определённый вид разделения, но часто более приемлемый. - Получается, что нет ни какой разницы между тем, какую из моделей выбрать? Разница есть. Но она определяется тем, какая модель лучше описывает внутреннее противоречие Клиента. Модель же нам тут нужна, в том числе, и для нахождения "общего описания", понятного и Оператору и Клиенту. Вопрос обычно в том, какая из моделей лучше согласуется с картой Клиента. Если он говорит: "Я одновременно хочу и веселиться, и спать" - модель конфликта частей с большей вероятностью найдёт отклик у него в душе. Естественно, только моделью частей вы не ограничены: можно выбирать любой другой инструмент для работы. В этом и прелесть работы с моделями. Не подошла одна – возьми другую. Как только вы решаете, что карта и есть территория – например, части есть на самом деле - вы очень сильно ограничиваете свои возможности. - Какие ещё есть модели описание проблем? Довольно много. Например, вы можете считать что у человека просто не хватает эффективных способов действия и решение – обучить его новым, более эффективным. Или можно предположить что проблема – это «ошибки в программе» и нужно только устранить эти ошибки. Или всё дело в «неудачных» убеждениях и решение проблемы – изменение этих убеждений. И так далее. У каждой модели есть свои плюсы, минусы и ограничения. Хорошая модель, в данном случае, предлагает не только варианты описания проблемы, но и способы её решения. К тому же в некоторых моделях предполагается, что «проблем» нет, а есть только «задачи». - Есть ли какие-то ограничения у модели частей? Да, конечно. Во-первых, не всем нравиться раскладывать себя на части. Действительно, может я не хочу думать о себе, как о каком-то муравейнике или Думе Российской Федерации. Во-вторых, с частями нужно научиться общаться. Иногда довольно сложно найти действительно эффективный (могу общаться) и достоверный (уверен, что это не сам придумал) канал связи. В-третьих, отсутствие ответственности. За всё ответственны части, а я вроде как просто рядом стою. Ну пусть они и напрягаются. Взаимодействие с частью.Следующий закономерный вопрос – а что именно с частью делать? Хорошо, мы решили что за грызение ногтей отвечает какая-то часть. Что дальше? Например, можно с частью пообщаться и выяснить, каково её намерение. И как-то договориться с ней. Существует довольно большое число техник, которые описывают, как это можно сделать: «Договор частей», «Интеграция Конфликтующих Частей», «Шестишаговый Рефрейминг» и другие. Первый вариант – восприятие части как чего-то (или кого-то) внешнего. С частью можно поболтать, позадавать вопросы и получать ответы. Например, можно ввести Клиента в транс и общаться с частью посредством каких-нибудь невербальных сигналов. Например, движение большим пальцем правой руки – согласие, а движение большим пальцем левой руки – несогласие; движение телом вперёд – «Да», движение телом назад – «Нет»; грудное дыхание – «согласие», брюшное – «несогласие». Но такой вариант требует определённых навыков работы с трансовыми состояними. Следующий вариант – предложить Клиенту самому установить контакт с частью. И общаться с частью через «сознание» Клиента. Правда в этом случае всё-таки желательно, чтобы Оператор хорошо калибровал Клиента и мог проверить правильность ответа по невербальным сигналам. Второй вариант – предложить Клиенту «встать на место» части, ассоциироваться с нею. В этом случае главное следить, чтобы Клиент был в нужном состоянии и оставался в роли части. Демонстрация 1.Тренер: - Я хочу показать, как можно взаимодействовать с частями. Сейчас мы не будем решать каких либо проблем, только потренируемся различным способам взаимодействия. Кто хочет попробовать? Хорошо, Андрей. Выбери какое-то значимое для тебя поведение, с которым ты хотел бы получше разобраться. Клиент: - Что значит «значимое поведение»? Проблемное? Т: - «Значимое» - то есть достаточно важное, на которое ты обращаешь внимание. Это может быть и проблемным поведением, а может быть как раз и вполне приемлемым и эффективным, но тебе интересно понять, почему и зачем ты так поступаешь. К: - Хорошо. Я выбрал. Это «раздражение». Т: - Что значит «раздражение»? Ты часто раздражаешься? К: - Да нет, не очень. Т: - Тогда, наверно, ты имеешь в виду какой-то вполне конкретный контекст? К: - Ну, не совсем конкретный. Есть несколько ситуаций, где я раздражаюсь. И я не вижу особой связи между ними. Т: - Например. К: - Это может быть общение с женой, разговор с сослуживцем или с продавцом. Т: - А что ты делаешь, когда раздражаешься? Кричишь, ругаешься, бьёшь собеседника? К: - Нет, ничего такого я не делаю. Просто внутри такое чувство неудобства и начинаю говорить более грубо. Т: - Хорошо, сейчас мы не будем более конкретизировать, а попробуем пообщаться с частью, ответственной за это поведение. Назови её как-нибудь, только безоценочно, нейтрально. Икс, желтый, девять. К: - Часть «Раздражение». Т: - Это оценочно. Раздражаться вроде как считается не слишком хорошо. Выбери что-нибудь более нейтральное. К: - Часть «Девяносто Семь» Т: - Хорошо. Спроси у части, которое создаёт у тебя чувство неудобства, согласна ли она, чтобы её называли «Девяносто Семь»? К: - А как спросить? Т: - Например, крикни внутрь себя: - Часть, которая создаёт мне чувство неудобства когда общаюсь с продавцом, можно я тебя буду называть «Девяносто Семь»? К: - Хорошо, я попробую. … Нет, она не согласна. Т: - Придумай какое-нибудь другое имя. К: - Хорошо, «Игрек» Т: - Спроси часть, согласна ли она с таким именем? К: - Спросил. Согласна. Т: - Отлично. Поблагодари часть «Игрек» за то, что она для тебя делает и за то, что она согласилась общаться. К: - А что она для меня делает? Т: - Ну как, она реализует какое-то твоё намерение. Может не совсем так, как тебе хотелось, но это потом можно будет исправить. Твои намерения для тебя важны. К: - Да. Хорошо. Поблагодарил. Т: - Отлично. Спроси теперь часть «Игрек», каково её намерение? К: - Что-то вроде уважения или доверия. Т: - Спроси её: - Это скорее доверие? К: - Она говорит «Нет». Т: - Это уважение? К: - «Да». Т: - То есть это твоё раздражение – способ получения уважения? К: - Да. Т: - Отлично, поблагодари часть за общение. И у меня к тебе несколько вопросов. Первый – как ты общался с частью? К: - Ну, у меня возникало чувство в животе. Где-то внутри. Сжатие означало «Нет», а расслабление – «Да». Т: - Хорошо, а как ты узнал о намерении части? К: - У меня просто возникло это чувство – я, правда, не смог его сразу идентифицировать. Пришлось переспрашивать. Т: - Хорошо, спасибо Андрей. К: - А что делать с раздражением? Т: - Об этом, как и договаривались – чуть позже. Сейчас мы пока только учимся общаться с частями. Вопросы.- Что такое «ассоциация» и что такое «диссоциация»? В данном случае, ассоциация – это быть в ситуации, воспринимать её своими глазами, а диссоциация – взгляд со стороны. Мы этого уже касались, когда была тема субмодальностей, и чуть попозже разберёмся ещё более плотно. - Как Андрей определил, что сжатие – это «да», а расслабление – «нет»? Это нужно у него спрашивать. Обычно люди могут это сделать, и у вас будет сейчас такая возможность. - Почему часть не захотела, чтобы её называли «Девяносто Семь»? Возможно она восприняла это как проявление неуважения. При желании можно будет прояснить у части. Если Андрей захочет. - Почему не вывести сигналы от части на пальцы? В принципе это можно сделать. Правда при этом желательно человека погрузить в более глубокий транс, а мне бы не хотелось заострять на этом внимание здесь. На это есть тренинги по трансу. - А Андрей был в трансе? Да, конечно. Это было видно по невербалике: расфокусировка зрачка, покраснение кожи, расслабление мышц, более глубокое и расслабленное дыхание. Вы окажитесь в трансе как только достаточно пристально обращать своё внимание внутрь себя. - Зачем выяснять намерение у части, если можно это сделать просто так, как в прошлый раз? Действительно, можно это сделать через сознание. Это просто один из вариантов. Собственно, само по себе выяснение намерения в данном случае особо много не даёт. Просто контакт с частью и выяснение её намерения – необходимые шаги в нескольких техниках. К тому же выяснение намерения у части может давать некоторое преимущество. Например, это снятие определённой доли ответственности – поведение создаёт часть, а не я; большая достоверность информации – ответы идут от бессознательного, а не адаптируются сознанием. - Зачем сознанию адаптировать ответы? Например, чтобы лучше выглядеть в глазах окружающих. Есть такое понятие: «социально одобряемый ответ». Вот иногда человеку удобнее выдать этот самый «социально одобряемый ответ». Но нам он не подходит. - Но вы ведь с Андреем общались через сознание. Почему вы были уверены, что он ответы не адаптирует? А я не был уверен – я проверял. По невербальным сигналам. Кстати, кто какие сигналы заметил? - При согласии он отклонялся чуть вперёд, при несогласии – назад. - При несогласии была задержка дыхания. - При согласии он больше расслаблялся. - При согласии была симметричная улыбка, при несогласии – скорее ухмылка. Демонстрация 2.Тренер: - Теперь мне бы хотелось показать немного другой формат работы с частями. В этом варианте человек ассоциируется с частью. И мне сейчас нужен желающий разобраться с важным для него поведением. Ира. Клиент: - Я хочу разобраться со своей восторженностью. Т: - Тебе она не нравится? К: - Нет, совсем нет. Хотя иногда её бывает слишком много или не к месту. Т: - И ты хочешь разобраться в ней? К: - Да. Т: - Отлично, как бы ты назвала часть, отвечающую за «восторженность»? К: - «Восторженная» Т: - Хорошо. А можешь её представить в виде какого-то образа? К: - Например? Т: - В виде геометрической фигуры, животного, человека – на твоё усмотрение. К: - Пусть будет салют. Такой, с искрами. Т: - Отлично. А теперь, представь что ты и есть эта часть. Вживись в этот образ. Почувствуй себя ею. К: - Ух ты, забавно. Она такая … игристая. И весёлая. Т: - Не она, а «я». К: - Я игристая и весёлая. Т: - А каково твоё намерение, как Ириной части? К: - Делать, чтобы было весело. Т: - А зачем тебе, чтобы было весело? К: - Ну как, хорошо. Прикольно. Т: - Да, ты делаешь чтобы было весело и прикольно. А к чему ты стремишься? К: - К радости. Чтобы было радостно. Т: - А что тебе даст радость? К: - Счастье. Т: - То есть ты создаёшь «восторженность», чтобы получить «счастье»? К: - Да. Т: - Хорошо, Ира. Выйди из этого образа. Как тебе там было? К: - Хорошо. Подъём такой и состояние действительно похоже на салют – с искрами. Т: - Спасибо. Вопросы.- В чём принципиальные различия между вариантом, когда часть что-то внешние и когда в эту часть вживаешься? Вот это и есть принципиальное различие. В предыдущем случае часть была чем-то внешним и мы могли с ней беседовать как с отдельной личностью. Здесь же человек «вживается в образ», встаёт на место этой части. - В каком случае лучше диссоциироваться от части, а каком – ассоциироваться? Диссоциация лучше, когда часть «делает» что-то уж совсем неприятное человеку – ругается, боиться, переедает. Хотя тоже когда как – иногда ассоциация позволяет лучше понять намерение части, что она хочет. Так же это будет зависеть от того, насколько легко человек может ассоциироваться и диссоциироваться. - Зачем здесь нужно было придумывать образ для части? Многим так проще ассоциироваться. Но, в принципе, можно обойтись и без этого. - Нужно ли в таком варианте отслеживать невербальные сигналы? Обязательно. Просто здесь это будет скорее отслеживание конгруэнтности «согласия» и «несогласия». Плюс к этому нужно внимательно следить за состоянием Клиента – ассоциирован ли он в нужную часть. Упражнение «Выяснение намерения части - диссоциация»В парах: Оператор, Клиент. Оператор помогает Клиенту установить контакт с частью и выяснить её намерение. Так же Оператор отслеживает невербальные сигналы и сопоставляет их с ответами Клиента. 1. Идентификация части.Выделите какое-то свое поведение и дайте ему нейтральное имя (Х, Z, Д, 194). Дайте нейтральное имя части, ответственной за то поведение (А, Y, Семь, Красный).
2. Контакт с частью.Установите контакт с этой частью (сигналы "Да" и "Нет") и выясните, согласна ли она отзываться на это имя.
Если "Да" – на 3-й шаг, если "Нет" – предложите ей любое другое имя. Предлагайте до тех пор, пока не получите ответ "Да". 3. Выяснение намерения.Выясните намерение этой части, задавая вопрос:
~ 20 минут. Упражнение «Выяснение намерения части - ассоциация»В парах: Оператор, Клиент. Оператор помогает Клиенту установить контакт с частью и выяснить её намерение. 1. Идентификация части.Выделите какое-то свое поведение и дайте ему нейтральное имя (Х, Z, Д, 194). Дайте нейтральное имя части, ответственной за то поведение (А, Y, Семь, Красный). Придумайте образ для части
2. Ассоциация.Помогите Клиенту ассоциироваться с частью. Если нужно – поставьте якорь на ассоциированное состояние и удерживайте его во время работы. 3. Выяснение намерения.Выясните намерение этой части, задавая вопрос Клиенту. Обращаться к нему желательно по имени части:
~ 20 минут. Картография частей.ДемонстрацияТ: - Сейчас я хочу предложить довольно забавное упражнение. Называется оно «картография частей» и позволяет несколько разобраться в себе. Здесь не будет решаться какая-то конкретная проблема, но даётся возможность научиться лучше контролировать свои части. Кто хочет быть первым? Ольга. Выбери контекст, в котором ты хотел бы лучше разобраться: работа, друзья, личные отношения, учёба и т.д. К: - Личные отношения. Наверно даже не вообще личные отношения, а именно знакомство. Т: - Хорошо, знакомство. А теперь подумай, какие части у тебя задействуются в этой ситуации? К: - Как их определять? Т: - По намерениям и вторичным выгодам, которые ты удовлетворяешь или отслеживаешь в этой ситуации. Например: безопасность, интерес, внимание, удовольствие, развлечение и так далее. К: - Хорошо. Во-первых, конечно интерес. Потом удовольствие. Ещё наверно уважение и безопасность. Из основных вроде всё. Т: - Хорошо. Напиши имя каждой части на отдельном листике и разложи их в пространстве, отображая твою внутреннюю карту на данный момент. К: - Имена частям придумывать нейтральные? Т: - Думаю, достаточно назвать их по намерению. К: - А как их раскладывать? Что тут что обозначает? Т: - Как ты скажешь, так и будет. Это же твоя карта. Обычно расстояние обозначает, насколько ты к этой части прислушиваешься. К: - Да. Разложила.
Т: - Теперь по очереди вставай на бумажки, вживайся в часть и скажи пару слов о ситуации. К: - Интерес. Я фокусируюсь на собеседнике и прикладываю усилия, чтобы интересно было обеим сторонам. … Удовольствие. Я хочу чтобы Ольга от процесса общения получала удовольствие, а не наоборот. … Уважение. Я особо не вмешиваюсь, но слежу, чтобы отношения были уважительными. Как со стороны Ольги, так и со стороны молодого человека. … Безопасность. Смотрю по сторонам и строю прогнозы. Т: - Хорошо, Оля. Вернись в центр и подумай, комфортно ли тебе здесь. К: - Не очень. Собственно, я поэтому и вышла. Т: - Хорошо, тогда для начала поэкспериментируй – поперемещай листики, только по одному. И рассказывай, что получается. Потом возвращай листик обратно. К: - Безопасность у меня сейчас спереди и слишком близко. Если я отодвину подальше и назад – состояние становится более бесшабашное. Т: - Замечательно. А теперь посмотри на это со стороны – тебя всё устраивает. К: - Как-то безопасность слишком далеко. Можно нарваться. А в таком бесшабашном состояние это даже слишком вероятно. Т: - Хорошо, верни на «безопасность» на место. Передвинь что-нибудь ещё. К: - Ну например интерес. Он впереди, но слишком далеко. Я бы его ближе пододвинула. Хм, более энергично и более активно всё получается. Т: - А если со стороны посмотреть? К: - Развязанная какая-то девица. Т: - Хорошо, верни на место. Принцип ты поняла. Теперь возьми времени, сколько тебе нужно, и разложи листики так, чтобы тебе было комфортно внутри и тебя всё устраивало при взгляде со стороны. … К: - Разложила. Безопасность на том же расстоянии, но сзади. Интерес ближе, но спереди. Уважение чуть дальше, удовольствие рядом с интересом.
Т: - Отлично. Как тебе внутри и при взгляде со стороны. К: - Внутри вполне комфортно и прикольно. Такое взбудораженное состояние, но в меру. А со стороны – вполне нормально. Девушка с одной стороны не зажатая, с другой стороны не ведёт себя уж очень нагло. Т: - Представь себя в нескольких ситуациях знакомства. Например, через неделю, месяц, полгода. К: - Нормально. Мне нравится, что я вижу. Т: - Что тебе дал этот процесс? К: - Ну я с собой разобралась – стало несколько более понятно что откуда. И появилась возможность управлять – раньше как пассажир ехала, а теперь могу и порулить. Т: - Это то, что ты хотела? К: - Да, вполне. Т: - Спасибо. Вопросы.- Что будет, если не все части назовёшь? Скорее всего это выяснится в процессе. Тогда можно будет их добавить. - Можно ли какую-то часть совсем убрать? Ваши части – делайте с ними что хотите. Можно убирать, добавлять, переставлять и так далее. Только следите, чтобы было экологично. - Как тут проверяется экология? Она тут проверяется практически на каждом шаге и двумя способами: кинестетически, насколько человеку комфортно внутри и «взгляд со стороны». - Сколько нужно частей исследовать? Не меньше трёх, не больше десяти. По шагам.1. Контекст.Определите контекст, с которым вы хотите разобраться. 2. Части.Определите части, которые задействованы в данном контексте. Напишите название каждой на отдельном листке бумаге и выложите на полу текущую карту. 3. Ассоциация с частями.Проассоциируйтесь последовательно с каждой из частей. Для этого встаньте по очереди на каждый лист и проговорите пару слов о взгляде части на ситуацию. 4. Проба изменений.Передвигайте листы частей по одному и оценивайте изменения (особенно их экологичность):
После каждого изменения листы возвращаются на исходную позицию. Обычно достаточно 3-4 проб. 5. Новая карта.Измените карту так, чтобы вам было достаточно комфортно внутри и была положительная оценка при взгляде со стороны. При этом можно листы двигать, убирать, добавлять новые и так далее. 6. Привязка к будущему.Представьте себя в 3-4 ситуациях рабочего контекста в будущем. Всё ли вас там устраивает? Если нет – вернитесь на предыдущий шаг и измените карту. По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |