Чем удивлять будем? часть 1Часть 1Обычный человек думает о том, о чем он не подумал. Гений спрашивает себя «О чем не подумали другие?». Мастер замечает, как думают другие, чтобы мыслить совершенно новым образом. Каждый человек хоть раз в жизни брался за идею написать статью и многие преуспели в этой затее. По сути все этим занимаются в той или иной форме: тексты для журналов и газет, резюме, очерки для стендов и захватывающие идеи для студенческих игр КВН. Вы же сейчас читаете статью, замысел которой родился на волне вдохновения, возникшей в момент завершения курса «Мастер моделирования» в декабре 2008 года. На одном из перерывов мы решили взять интервью у Андрея Плигина. Нам было интересно, как он так быстро пишет свои работы и находит для них идеи. В начале пути у нас не было четкого понимания того, что конкретно мы будем моделировать, поэтому мы были ведомы страстным любопытством и желанием опробовать свои навыки. И оно привело ко многим открытиям и инсайтам, которые так приятны в этом процессе. Всегда есть чему удивляться, потому что тот, кто ищет изюминку, обязательно её найдет! В этой статье для вас собраны наиболее интересные «фишки», найденные в стратегии Андрея. Хотя, увы, всего уместить не получилось, ведь «там черепахи до самого низа…». Наша работа будет интересна как писателям, так и людям, заинтересованным в моделировании. Если у вас есть желание развить или улучшить свои собственные стратегии написания текстов, то вам наверняка будет любопытно ознакомиться с нашим опытом. Мы верим, что это позволит вам по-новому взглянуть на самих себя и открыть что-то новое и неожиданное! А для тех, кто только начинает писать – есть масса приятных сюрпризов и советов, которые можно будет использовать сразу после прочтения. Если вы хоть раз в жизни брались за статью или у вас есть такие знакомые, то проведите небольшую диагностику по тем подводным камням, которые могут подстерегать в этом творческом процессе. Это позволит вам настроить свои фильтры восприятия на поиск тех ресурсов, которые натолкнут вас на неожиданную идею. Например, многих вначале останавливает то, что они не знают, о чем и кому они будут писать. Или, может быть, вы не знаете, как и с чего начать? Другая распространенная проблема заключается в том, что некоторые авторы сами себя сбивают с мысли, уходя от темы статьи в процессе работы, растекаясь мыслью по древу. Иногда бывает, что человек не уверен в себе и может не знать, как донести мысль и убедить других в своей идее. Как поддерживать интерес читателя, чтобы он прочитал все на одном дыхании, ни разу не зевнув? Если такие вопросы вас хоть раз посещали, и вы хотите найти на них ответы, то «добро пожаловать» и приятного чтения! И даже не думайте о всех тех инсайтах, что подстерегают вас в каждом абзаце! Продвинутое моделирование На самом тренинге озарения происходят одно за другим, ведь этому помогает как атмосфера, которую создают тренеры и аудитория, так и творческая тема семинара. Моделирование на разных логических уровнях, комплексное моделирование, акцент на «ключевых факторах» и многие другие темы данного курса буквально переворачивают все мировоззрение вверх дном. В какой-то момент приходит осознание: «НЛП – это не то, что ты думаешь». Когда глубже погружаешься в моделирование, появляется еще одна важная мысль: «Не все мастера являются таковыми». Нет смысла разбираться в том, чем это вызвано – гораздо важнее подумать, что можно с этим сделать. И если вспомнить, что сердцем НЛП является моделирование, а не разговоры о нем и не сами техники, то решение проблемы становится очевидным. На ум сразу приходит метафора о художнике, у которого есть и краски, и кисточки, но он все продолжает ходить по выставкам и глазеть на чужие работы, вместо того чтобы создать собственное произведение искусства. Интересно, когда же он возьмётся за холст? Мы уже написали не одну картину, потому что нашли в этом занятии множество плюсов и дополнительных выгод. Мало того, что сам процесс моделирования помогает «бесплатно» утолить жажду любопытства, так еще можно легко научиться некой уникальности. Интересно, что когда начинаешь серьезно заниматься изучением структуры эффективных стратегий, этот навык распространяется на все остальные контексты жизни, и тогда вы совершенствуетесь еще быстрее. Во-первых, на неосознанном уровне (через 2-ю позицию) вы начинаете усваивать успешные умения и неожиданно замечать у себя полезные убеждения тех людей, что вас окружают. В какой-то момент на осознанном уровне вы задаете себе вопрос: «Как я обучаюсь?». Это поднимает вас на ступень мета-обучения, где вы начинаете развиваться еще быстрее. Во-вторых, развивается мышление, когда вы начинаете смотреть через призму моделирования на разные жизненные ситуации и быстрее замечать «те 20 %, которые принесут 80% результата». Где изюминка? Где находится ключевой момент, который меняет всю систему? Конечно, есть и другие плюсы, но это не тема нашей статьи, а повод задуматься для вас. Что вы упускаете, откладывая эти возможности? Когда мысами сконцентрировались на поиске «тех 20 %» в стратегии Андрея, нам помогли стенограммы проведенной с ним беседы. Иногда мы перечитывали некоторые отрывки нашего интервью по 3-5 раз, чтобы найти ту фишку, которую сложно заметить, просто слушая аудиозапись. Этот инструмент помогает работать в разных позициях восприятия, замечая те мелочи, которые не увидят даже три пары глаз. При этом очень удобно отслеживать по тексту метапрограммы и буквально погружаться в опыт самой модели. Ведь когда вы переписываете стенограмму с аудиофайла, то вы еще раз и еще раз пропускаете через себя все слова. В какой-то момент доходило до того, что определенные типовые фразы и интонации звучали в голове голосом Андрея, что помогало осознать не только стратегию написания статей, но и много другое. Например, стиль общения, особенность ответов на вопросы и идею «высокой плотности мысли», когда на единицу времени дается больше информации, чем можно отследить. ТОТЕ – на все руки мастер! Другим базовым инструментом моделирования является модель Т.О.Т.Е. Конечно, именно на её основе мы построили мысленный маршрут нашей работы. Вы можете прямо сейчас ответить на вопросы, приведенные ниже, чтобы было еще легче отследить свою собственную стратегию написания статей. Если ее у вас еще нет, то вы легко поймете, как она может быть устроена. Мы верим, что у каждого был позитивный опыт составления различных текстов: публицистических, учебных, научных и т.п. Мы предлагаем вам короткий опросник, чтобы вы не только поняли, как вы это делаете, но и могли улучшить эту способность. Нет необходимости отвечать на все вопросы модели Т.О.Т.Е. сразу. Можно просто бегло просмотреть его, чтобы понять на каких элементах вашей стратегии следует сделать акцент. Обратите внимание на изюминку того, как вы это делаете. И затем спросите себя: в чем её слабое место? А что можно улучшить? О чем вы еще не думали? Если вы сейчас зафиксируете свои ответы, то в будущем сможете с еще большей легкостью приняться за написание следующей статьи, воспользовавшись ими. ТEST 1 Зачем вам нужно писать статьи? Какое действие является ключевым? На каком этапе вы начинаете редактировать статью? Как вы заканчиваете свои статьи? Мы подтвердили это правило при анализе особенностей стратегии Андрея, заметив, что в каждой точке его «Т.О.Т.Е. написания статьи» реализовывается ряд глубинных ценностей, на которые опираются все действия, критерии и т.д. А ведь там где ценности, там и вся пирамида логических уровней. И чем уникальнее моделируемая вами стратегия, тем больше она начинает напоминать многослойный пирог, где каждый слой содержит неожиданную начинку, которая только разжигает ваш аппетит. Тогда ты уже не «моделируешь с помощью НЛП», а занимаешься своим любимым делом. «Чем удивлять будем?» Внутри статьи всегда есть некая идея, замысел, убеждение, которое она стремится распространить в умах людей – многие концентрируются только на этом. Как вы думаете, а можно ли в ней реализовывать не одну, а несколько целей? Не будет ли это вновь напоминать нам тот самый многослойный пирог, где каждый найдёт свою изюминку? Это - одна из главных «фишек» стратегии Андрея, ведь в каждой его работе просматривается несколько целей и любопытных идей. Возможно, не все заметят это с первого раза, но то, что каждый найдет свое – это точно! Для того, чтобы определиться с целями, необходимо понять – для кого вы пишете? Кто эти люди? Вы адресуете свои мысли кому-то конкретно, или целой группе? Зачем им вообще открывать вашу статью? Что ценного они найдут в ней? Все как перед тренингом – сделав такую диагностику, можно еще лучше подготовиться к изложению своих идей. Что может быть ответом на эти вопросы? Когда Андрей начинает писать, он ориентируется на три группы людей: новичков, мастеров и экспертов. Для новичков мы будем излагать мысль максимально просто и доступно, разъясняя каждый момент. Основное мета-сообщение статьи для них будет: «Посмотри, как это просто! Повтори и у тебя получится». Для второй группы людей, для мастеров, будет нарастающий уровень сложности, который постоянно углубляется в нюансы той или иной темы. Для них скрытое послание будет звучать следующим образом: «А ты так об этом думал? А ты так умеешь?». И, наконец, для экспертов - людей высокого уровня, многого достигших в данной области знаний, будут вкрапления уникальных знаний на протяжении всей статьи. И в процессе написания текста с ними можно незримо вести конструктивный диалог. Мета-сообщение для этой группы будет таким: «Посмотрите, тут есть часть, на которую еще никто не обращал внимание. Возьмите и пользуйтесь этим!». Чтобы лучше понять эту часть стратегии Андрея можно воспользоваться интересной метафорой, которая нам всем хорошо знакома – просмотр кинофильмов. Если мы пересматриваем любимый фильм, то почти каждый раз находим что-то новенькое. Вроде бы уже 10 раз пересмотрели, а снова увидели то, чего раньше не замечали! С чем это связано? Во-первых, объем сознательно воспринимаемой информации ограничен числом Миллера (7 +/-2) и понять абсолютно все и сразу просто невозможно. Во-вторых, наш опыт не стоит на месте, мы постоянно совершенствуемся, развиваемся, меняются и наши фильтры восприятия. И каждый раз, смотря уже знакомое кино с разных позиций и ракурсов (то как «новичок», то как «мастер»), в какой-то момент мы становимся настоящими «экспертами и профессионалами». Так становится видна не только вершина айсберга, но и вся его нижняя часть, ранее скрывавшаяся под толщей воды. Каждый находит то, что актуально и ценно для него именно сейчас, на данном уровне компетенции. Вы ведь уже поняли, как использовать это в своих статьях? После того как «аудитории» выбраны, необходимо подобрать цель и выгоды (минимум 5-7) для каждой из них: Какие идеи вы хотите донести до новичков? Однако, независимо от того, сколько идей зашито в статью, их нужно как-то передать другим людям. Как это сделать? Достаточно ли человеку прочитать статью, чтобы ваша идея обосновалась в его мыслях? Удивительно, но и тут работает известная в НЛП формула: «подстройка – раппорт – ведение». Подстройка начинается уже в тот момент, когда читатель пробегает глазами по введению. И если там он начнет видеть несовпадения с собственным опытом, впоследствии вам может быть трудно вызвать симпатию к своим взглядам. И наоборот, если вы напишете то, что будет резонировать с его практикой, то он скорее увлечется вашей статьей. Вы можете начать присоединение, обозначив в начале текста те реальные проблемы, которые характерны для людей в рамках выбранной вами темы. После этого дайте понять, что решение и ответы на вопросы можно найти внутри вашей работы – так вы откроете рамку мотивации, которую важно поддерживать до самого последнего абзаца. Иначе получится ситуация, когда вы даете ребенку красивую обёртку, но конфетку внутри он не находит. Чтобы еще больше заинтересовать аудиторию, расскажите ей, что она получит, прочитав вашу статью, какие новые умения и навыки ждут ее в тексте. Почему людям так важно читать именно вас? Используйте мотивацию на различных логических уровнях, например: На уровне ценностей: «Это будет наиболее интересно прочитать тем, кто ценит мастерство во всем»; «Если вы хотите быть профессиональным писателем, то обратите внимание на…»; Дочитав статью до конца, вы узнаете, как решать «такие-то» задачи». Как вы думаете, в какой другой сфере ещё так жизненно важно мотивировать людей? Конечно, в обучении! Если посмотреть через призму этой категории на создание текстов, то что нового можно открыть для себя? Стандартная статья, как и лекция в институте – это очередная порция сухого теоретического салата в фастфуде масс-медиа. Вы же не хотите быть вторым Макдональдсом, где все настолько автоматизировано, что о творчестве все уже давно забыли? Будьте рестораном в среде писателей, наполняя свои работы «живым опытом» и полезными навыками! В мире, где так ценно время, уже грустно вчитываться в абстрактные учения. Как вы можете сделать статью обучающей? Как сделать из нее тренинг? Конечно же, включив туда практический блок, который может быть как упражнением в конце, так и «затравкой» в начале. Вы можете задавать какие-то вопросы, обращенные к опыту человека или делиться с ним советами и приёмами, которые легко повторить. Либо интегрируйте все знания в финальной части в виде конкретной техники или пошаговой инструкции. Таким образом, можно как создать новый опыт, так и жонглировать тем, который у человека уже есть. Интересно, а через какие еще призмы можно посмотреть на написание текстов? Каждая метафора открывает новый взгляд на знакомый предмет. Вот, например, всем известная теория мыслевирусов (по книге "Идея-вирус"). Если смотреть сквозь неё, то задачей статьи становится внедрение своей идеи в систему убеждений читателя. Тогда автор должен сплести словесную паутину таким образом, чтобы сначала расшатать у человека определенные фильтры восприятия, а потом встроить вместо них свою мысль, прочно закрепив её. Конечно, перед этим нужно подумать о том, какие внутренние ограничения могут мешать собеседнику усвоить вашу концепцию. И эту почву, перед тем как засеять, нужно будет взрыхлить паттернами «фокусов языка» Р. Дилтса. Например, убеждение читателя звучит так: «Никто не будет читать мои статьи, потому что я пишу скучно». Тогда следует обратить его внимание на то, что все навыки и умения развиваются и тренируются, и может быть, он не пишет скучно, а просто мало практикуется. И вообще, неужели, прочитав его статью, весь мир погрузится в глубокий сон? Можно вспомнить Эйнштейна, который был не самым лучшим учеником в школе, а потом получил нобелевскую премию за свои открытия. Это еще раз доказывает, что гениями не рождаются, а становятся, т.к. любой успех – это 99% пота и 1% таланта. И такой фильтр восприятия уже будет помогать творчеству, а не мешать ему. Какие еще убеждения могут помочь писать яркие и неповторимые статьи? Вот некоторые находки из стратегии Андрея, встроив которые вы станете более интересным автором: То, о чем все говорят, меня интересует в последнюю очередь; Один из самых важных уроков, что мы вынесли из общения с Андреем, заключается в том, что «стратегия жадничества» малоэффективна как в творчестве, так и в целом по жизни. Эта мысль является одной из ключевых в системе убеждений Андрея: «Все, что я открываю, я могу легко отдавать, получая удовольствие при этом». В следующий раз, когда вы приметесь за работу, представьте, что у вас уже есть эти фильтры мышления или посмотрите сквозь них на свою будущее творение. И заметьте, как улучшится ваша стратегия. «Там черепахи до самого низу…» Подводя итог, мы хотим привести упрощенную инструкцию к тому, как начать писать свои статьи: Придумайте идею, мысль, о которой вы хотите написать; Ведь еще не раскрыты стратегии поиска уникального замысла для статей и создания захватывающих метафор. А то, как виртуозно Андрей продумывает структуру своих текстов, а потом редактирует их в несколько этапов – это еще одна увлекательнейшая песня и тема для отдельной статьи. Если все это вам интересно, ждите 2-ю часть нашей статьи! http://www.festivalnlp.ru Все статьи Авторы статьи: Леонид Тимошенко, Илья Селютин Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |