Чем еще не удивляли? часть 2Качественная статья отличается от халтуры также, как бриллиант от груды булыжников: не бывает блеска без ручной полировки.
К чему и зачем Приветствуем вас, читатели! Те из вас, кто уже ознакомился с первой частью статьи о моделировании Андрея Плигина, знают что и как нужно сделать, чтобы написать грамотный и красивый текст (см. «Чем удивлять будем?»). Для знакомства со второй частью мы приглашаем всех, кто хочет узнать об одних из наиболее простых и эффективных способах его редактирования. Если вы тратите много времени на этот этап и не очень в нем преуспеваете, то далее вы найдете ряд элегантных решений из стратегии Андрея, которые позволят вам затрачивать меньше времени и обогатить ваш писательский арсенал. Часто люди начинают проверять текст параллельно с его сочинением – это только тормозит процесс. Вы все еще так делаете? Тогда читайте дальше! Ваши статьи не отличаются оригинальностью и изящностью переходов между смысловыми блоками? У вас много повторяющихся слов, которые режут слух? Ваши тексты переполнены слишком абстрактным сухим материалом? Не знаете, как изложить его более привлекательным и доступным образом? На все эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в этой статье. Мы хотим предложить вам полезные и простые приемы по работе с текстом, которые использует Андрей Плигин. Примерив их на себя, вы сможете заметить насколько быстрее и легче стало шлифовать свои записи. И хотим сразу сказать, что все описанное в данной статье является лишь одним из возможных вариантов, взятых из стратегии конкретного человека и не является истиной в последней инстанции. Недавно мы общались со своими коллегами-тренерами. Любопытно, что когда разговор перешел в русло о написании статей и важности их публикации, то люди начали жаловаться на те же стандартные проблемы, с которыми сталкиваются многие. Порой даже мастера своего дела не могут придумать какую-то идею, цепляющую и интересную, для своих текстов. Какие же грабли могут поджидать писателя на пути к славе? Кто-то мог столкнуться с проблемами грамотности или логичным изложением своих мыслей. Как будто пишешь-пишешь, но все время мысль скачет и сложно связать одно с другим, вроде бы относящимся к единой области. Или знакомишься со статьей и понимаешь, что очень важная тема поднята, много необходимой и полезной информации, но как-то странно и часто сопровождается чтение зевотой. И вроде бы всего 5 страниц текста, а уже идешь за второй чашкой кофе, чтобы не уснуть. Бывает, что люди жалуются на то, что у них просто ничего не получается. Забавно, что после таких слов человек даже не приступает к работе. Значит, проблема в другом. Как нлперы, мы решили заняться этим вопросом и помочь всем, кто сталкивался с подобными препятствиями. Некоторые варианты решения этих затруднений мы решили осветить в данной статье через призму стратегии Андрея Плигина. Одной из самых частых проблем, встречающихся на просторах писательской деятельности, и не дающая вам познакомиться с другими тонкостями, выступает трудность с мотивацией. Причем не мотивации «я хочу написать статью», а мотивации «сесть и сделать это»! Кто-то лениться включить компьютер и открыть файл, а кто-то просто не знает зачем это нужно. Те вопросы, которые мы вам задали явно и неявно, подразумевают развернутые и качественные ответы. Поэтому предлагаем продолжить чтение дальше и для начала узнать, что вообще может мотивировать людей писать разного рода тексты?
Чем заправлять будем? Перед продолжением чтения было бы здорово задаться вопросом - «а для кого и для чего вы пишите (хотите начать писать) статьи?» После этого, мы приглашаем вас ознакомиться с другими «правильными» ответами:
Итак, если вы пишите статьи для себя, тогда:
1. У вас есть возможность лучше разобраться в той теме, которую вы затронули Например, вы всегда хотели узнать больше про лидерство и поделиться с людьми своими находками в этой области. Для качественной статьи вам придется перелопатить большую часть литературы по лидерству. Ведь важный аспект в написании статей - не повторять то, что уже сказано другими. Даже в том случае, если ваша идея сделать обзор в данной области. Задайтесь вопросом: насколько увеличится ваш багаж знаний после изучения значительного объема литературы различного содержания, отражающей разнообразные мнения и идеи? Считайте, что вы еще ближе приблизились к уровню гуру в этой области. Вы стали лучше разбираться в материале. Заметьте, что это пригодится вам не только при написании статей, но и в общении с другими людьми, на тренингах и семинарах, и, конечно же, в вашем личном опыте, в жизни. А сколько новых идей родится при чтении такого количества интересного материала! Вы сможете написать не только еще одну статью, но и целую книгу в будущем (ведь серия сочных статей - это уже хороший литературный труд, почти готовый к изданию).
И это тоже правда: ведь именно на бумаге проявляется ваше мышление, ваша логика, ваш словарный запас. А если мы часто работаем с текстом, то...? Правильно! Все эти стратегии совершенствуются. Кто-то играет в шахматы и читает в метро «орфографический словарь» (см. «Ералаш»), а кто-то изучает методики по развитию познавательных процессов. Есть еще один вариант достижения целей своего саморазвития - писать статьи! Тогда у вас есть возможность в одном флаконе развить и логику изложения (ведь текст должен быть общедоступным как для новичков, так и для мастеров), и свой словарный запас, работая над речевым богатством, выразительностью и образностью текста.
3. Вас переполняют идеи, и вы делитесь ими со многими людьми О, ужас! Если вы относитесь к категории людей, которые постоянно придумывают что-то новое, которых переполняют множественные инсайты, вызывающие потребность постоянно с кем-то ими делиться (иначе чувствуете, что взорветесь), то возможно писать статьи - это еще один выход. В своих текстах вы сможете описывать те идеи, которые вас распирают. Помните, бумага все стерпит! Пишите все подряд, потом будете раскладывать по полочкам и дополнять: очень важно сначала записать все идеи, которые к вам пришли. 4. Статьи - это готовый продукт для ваших семинаров и презентаций Вы тренер или человек, который часто выступает на публике и проводит различные курсы, совещания? И вам часто нужно готовить раздаточные материалы и их электронные версии? Представьте ситуацию: осталось несколько дней до самого события, а вам еще предстоит найти и обработать огромный объем дигитальной информации! О, ужас! Придется отложить все-все-все дела, отменить встречи и безвылазно сидеть и печатать, печатать, печатать... Если у вас есть статья по этому поводу, то вы меньше всего будете беспокоиться. Во-первых, у вас уже есть набранный текст. Во-вторых, вы работали с этой областью и с легкостью в ней ориентируетесь. И в-третьих, люди, которые читали вашу статью и придут на это событие, уже уверены, что вы профессионал, поэтому вашего беспокойства как не бывало! Конечно, есть и вторая составляющая статей - когда мы пишем для других:
5. Вам важно донести свою мысль до людей и «застолбить» свою идею Как же иногда хочется, чтобы многие узнали о вашей классной находке, которая может помочь в той или иной области! Или вы разрабатываете инновационную мысль и вам хочется быть первым в этом направлении. Все просто: вы можете написать статью в какой-либо журнал и/или разместить ее в интернете. Если вы в начале (во введении статьи) захватите внимание читателя, то многие люди ознакомятся с текстом и узнают о вас и вашем творчестве. Можно, конечно, собрать митинг на главной площади города и несколько часов вещать с трибуны, но зачем стрелять из пушки по воробьям? 6. Вы хотите удивить, вдохновить или просто отблагодарить человека или группу людей Всегда стоит помнить, что статья - это ваш креатив на бумаге. Если у вас нет времени играть на гитаре или рисовать, вы все время в делах, то можно реализовать ваше творчество в писательстве. Вспомните, были ли у вас ситуации, когда вы прочитали какой-то текст и он крутился у вас в голове несколько дней, а то и месяцев? Какая-то одна фраза изменила всю вашу жизнь или отношение к тому или иному объекту! И вы можете стать тем человеком, слова которого будет вдохновлять и удивлять других людей! А если вы знаете того, кто удивил и вдохновил вас, то просто подарите ему статью: сделайте ее адресной, напишите в начале посвящение или пусть это останется в тайне. Тогда при написании статьи просто помните, для кого вы ее пишите, мысленно ведя диалог с этой персоной. Кстати, любопытный момент: иногда может возникнуть желание удивить профессионала - и тогда это будет совершенно другой текст. Например, когда будете писать абзац или какой-либо смысловой кусок, то представьте, что вы пишите ее для мастеров в этой области, людей, которые достигли вершин в этом вопросе. Чем вы можете их удивить? Какие новые идеи вы им можете подкинуть? Если в итоге шокировать не получится, то, как минимум, вы превзойдете самого себя. Ведь иногда для таких вопросов нужно выйти за пределы собственных знаний и попробовать новые роли. 7. Статьи - это ваш личный PR, создающий имидж Многие выделяют этот момент как самый значимый в написании статей. И правда, представьте, что вы собираете в интернете информацию, например, по харимзе и все время натыкаетесь на одного и того же автора. У него много статей, на них ссылаются, добавляют в закладки. Какое впечатление формируется у вас об этом человеке? Хотите похожее? Через статьи люди узнают, чем вы занимаетесь в данный момент, они следят за вашими исследованиями и находками. Ваш образ профессионала крепнет и становится ярче, больше. Одна статья, вторая, третья... Те, кто о вас еще не знают, уже чувствуют, что к вам можно прислушаться и обратиться за советом. Как вы думаете, что будет, когда они прочитают ваши работы? 8. И раз уж мы заговорили про интернет, то статьи - это еще один способ раскрутки не только себя, но и своего сайта (фирмы, проекта, тренинга). Ведь тогда можно использовать и множество ключевых слов (для поисковых роботов), которые не будут резать глаза читателю, а продвигать вашу страницу в топы поисковых запросов. Люди будут оставлять ссылки на ваши статьи в своих онлайн-дневниках, социальных сетях и других местах. И, наконец, это привлечет дополнительных посетителей на ваш сайт. Да, еще многого мы не рассказали, и на этом мы хотим поставить многоточие, предоставив пространство для полета мысли и собственных открытий в личной мотивации. Ведь, конечно же, за статьи можно получать деньги: вы можете писать для журналов или на заказ - в любом случае, вы зарабатываете на этом. А еще красивые тексты привлекают для вас клиентов и партнеров. Представьте, что на вашу работу наткнется человек, который уже несколько месяцев не может справиться с какой-либо проблемой и там найдет необходимое решение! Конечно, всего того, что мы описали, можно достичь любыми другими путями. Можно ходить на тренинг по развитию логики и мышления, активно участвовать в митингах в качестве выступающего или ходить с табличкой или значком «Хотите узнать про успех? Спросите меня как!». И тогда посчитайте время, которое вы будете на это тратить. А изложив свои мысли на бумаге, вы вложите свои ресурсы в множество этих аспектов, использовав меньше времени, зато получая больше. Кто знает, может быть, написание статей - это часть тех 20%, которые принесут 80% результата? Итак, если подвести итог по вопросу «Как можно замотивировать себя для написания статьи», то хотелось бы представить все в следующей ментальной карте:
И помните, что данные варианты мотивации могут быть не только лишь мотивацией к написанию того или иного текста. Они могут являться для вас реальной целью при создании статьи. Любопытно, как тогда изменится ваше отношение к тексту, как изменится стиль написания, если вы хотите удивить не просто группу людей, а конкретного человека? Или вы пишите на заказ для журнала, тогда вам нужно будет ориентироваться на конкретную аудиторию. А если вы хотите написать статью для себя будущего или прошлого? Масса различных вариантов - тут ваш полет фантазий может быть бесконечен! А как быть, если не получается сразу написать текст, который должен соответствовать поставленным целям? Или в нем много ошибок и нелогичных связей? А может быть, вы читаете и понимаете, что некоторые ключевые слова постоянно мелькают и портят впечатление? Вот тогда и наступает второй важный момент в написании ваших статей - а именно, редактирование текста. На какие элементы этого процесса стоит обязательно обратить внимание, а какие можно отдать другим компетентным людям? Именно об этом мы и хотим поговорить подробнее.
Разделяемый Т.О.Т.Е. Предположим, у вас уже есть написанная статья, где имеются блоки структуры, заполненные содержанием, уникальными идеями, примерами из личной практики и метафорами (как это сделать см. статью «Чем удивлять будем?»). Теперь можно приступать к фазе редактирования. И если вы хотите получить действительно качественную статью и сделать что-то для других людей, что-то простое, доступное и интересное, то вы уделите этому этапу должное внимание. Помните, что ничего великое не делается просто так. Лев Николаевич Толстой, например, переписывал свой роман «Война и Мир» минимум 5 (а по некоторым источникам 7) раз! Мы не призываем вас быть такими же гениальными, как Л.Н. Толстой, но верим, что каждый сможет выполнить норму в минимум 50%, переделав важные моменты статьи 2-3 раза, не говоря уже о том, чтобы перечитать собственный труд 5-10 раз. Но можно обрадовать вас тем, что подобное важно будет проделывать лишь в начале пути, т.к. через несколько прогонов навыки написания закрепятся, усовершенствуются и выбор слова, формулировки станут гораздо более легким, чем было ранее. Если новичок проявляет упорство в работе над статьями, его мастерство совершенствуется: ведь часто аппетит приходит во время еды – и это одно из ключевых убеждений в стратегии Андрея Плигина. А кто не любит вкусно поесть? Когда «уплетая» очередную статью, вы будете получать огромную порцию удовольствия, вас уже и за уши не оттянешь! Ведь увидев свой текст, лежащий словно сверкающий алмаз на подушке из шёлка, и оценив собственные усилия, страсть и творческий порыв, вложенные в его огранку, вы можете продемонстрировать полученный результат, чтобы удостовериться в том, что ваша самооценка не плод собственной фантазии, а что она совпала с мнением иных людей, узревших красоту строчек, блеск идей и услышавших стройную и тонкую мелодию смысла. Даже если вам не по душе такие возвышенные метафоры, можете настраиваться на позитивный лад и приступать к редактированию. Перед тем, как описать последовательные шаги, мы хотим заострить ваше внимание еще на одном важном аспекте. Если посмотреть на стратегию Андрея, через призму модели ТОТЕ, то сразу видно, как четко разделены в его карте фазы О (операции) и Т2 (проверка). Подобное четкое разграничение позволяет существенно повысить эффективность стратегии и избавить самого себя от лишней суматохи и неразберихи во время творчества. Очень часто люди начинают редактировать предложение или целый смысловой кусок прямо во время процесса написания. Таким образом, уйма времени уходит на прерывания, переделывание «мысли» у себя в голове, жонглирование словами и запятыми. Согласно модели, проще всего сконцентрировать эти «игры» в отдельном блоке и вдоволь ими насладиться! Ведь если этого не делать, может получиться совершенно глупая ситуация, когда вы напомните самому себе дровосека, который, разжигая костер, колет по одному полену за раз, идет, кидает его в костер, возвращается обратно, берет следующее полено, замахивается топором, раскалывает, нагибается, собирает куски дерева, несет их к костру, опять возвращается, опять замахивается и т.д. Разве это так эффективно? Может быть, комфортнее и приятнее сначала расколоть все бревна, потом парочкой охапок перенести к костру, и уже после сидеть и спокойно разжигать его? Иногда проведение четких разграничений внутри структуры своей психики, стратегий, субличностей может быть очень полезным. Если вы не против, можете разбудить внутреннего пограничника и позволить ему работать, а мы пока перейдем к обсуждению того, сколько охапок с бревнами, словами и предложениями лучше переносить в ваш костер за раз и в каком порядке это делать. Другими словами мы переходим к последовательному объяснению шагов редактирования.
Начинаем редактировать Итак, следую стратегии Андрея Плигина, во-первых, похвалите себя за уже проделанную работу! Оцените свой труд, прочитав его, и спросите себя: Что оригинального и уникального есть в этой статье? Во-вторых, проверьте свой текст на доступность. Перечитайте его и подумайте, формируется ли у вас при этом ясное, понятное и простое кино. Очень важно, чтобы вы действительно проверили наличие внутреннего кинофильма, иллюстрирующего статью. Подобная «премьера» позволит оценить, донесете ли вы до читателя свои мысли максимально простым образом, чтобы у него не осталось вопросов. Все ли слова легко представляются на внутреннем экране? Нет ли в статье слишком большого числа абстрактных понятий, в которых можно утонуть? Подумайте, как изложить идею так, чтобы ваш читатель увидел в ней свою мысль. В идеале, нужно писать так, чтобы человек тут же понял! Поэтому, когда вы работаете над текстом, можно помнить, что каждый абзац вы создаете для кого-то, для чего—то. В-третьих, следуя стратегии, чтобы убедиться в том, полностью ли подходит статья вашим аудиториям, которые вы создали в начале работы (см. 1 часть, «Чем удивлять будем?»), обратитесь к ним, ассоциируйтесь в каждую группу («оденьте их мокасины») и спросите себя: Я доволен? Было интересно?
Силы притяжения Очень важно, чтобы сейчас, читая эти строки, вы обратили внимание на то, что видите, позволяя этому тексту буквально притянуть вас магнитным полем к себе, чтобы вы поняли очень ценную идею. Заключается она в том, что если ваши уникальные находки (изюминки, мысли) и взрывные метафоры будут размещены по тексту статьи не однородно (не в одном месте), а некоторыми вкраплениями ключевых мыслей, разбросанными по всему тексту, то они будут завлекать читателя как «магниты». Их задача состоит в том, чтобы максимально заинтересовать аудитории, замотивировать и сильно удивить их. Эти «гроздья винограда» нуждаются в особо тщательном уходе и проработке. Ведь кому приятно разочаровываться, замечая, что с виду шикарное платье на самом деле слегка потрепано, дыряво, а нитки расплетаются. К тому же в такой прохудившейся одежде еще и холодно будет. Поэтому желательно стремиться к тому, чтобы ваши «магниты» блестели, как яркие драгоценные камни, и каждый читатель стремился ухватить как можно больше несметного богатства! Вы никогда не пропустите такой клад мимо, так как его всегда видно. Магнитом может быть: Введение; В-четвертых, перечитайте статью еще несколько раз, задавая себе вопросы по каждому смысловому блоку, и уделяя особое внимание упомянутым выше «магнитам»: А чего тут не хватает?
На что еще обратить внимание? В-пятых, Андрей концентрируется на следующих элементах: Большие и громоздкие предложения разбивайте на более простые; Старайтесь заменять дигитальные и абстрактные глаголы на сенсорные или сенсорно-очевидные; Я познаю мир. Каждый месяц я прочитываю по 10 книг и составляю на их основе ментальные карты. Как вы думаете, какой из вариантов глубже раскроет читателю вашу мысль? И какого рода текст вам приятнее было бы «познавать» (или лучше «читать»)? Прочитывая текст вслух или про себя, проверьте его на синонимы, на «мелодичность»; Исследуйте текст на пресуппозиции; Проверяем весь текст на логичность связок между блоками Оцените оригинальность переходов Часто повторяющиеся слова «который», «которая», заменяйте на деепричастные обороты. Разнообразие, по сути, является ключевым элементом любой творческой деятельности, будь то музыка, рисование, сочинение стихов, проведение тренинга и т.п. А в модели Андрея Плигина один из самых важных моментов - это постоянный поиск нового.
Задействуем других людей Классно, когда вы имеете разносторонний взгляд на мир и можете воспринимать объекты, идеи и модели с разных точек зрения. Для того чтобы добиться этого можно увеличивать количество поступающей к вам информации, читать больше книг (например, Андрей читает около 8-10 книг в месяц), ассоциироваться в разные позиции восприятия. Иногда же удобно просто обратиться к другим людям с вопросом, а то и передать им часть работы. Тем более, что порою они могут сделать это лучше, чем вы. Поэтому, в-шестых, если есть возможность, покажите свою статью профессиональному филологу. Основными целями и намерениями встречи будут: Получение обратной связи о том, что хорошо, что новое, что уникальное. Это позволит вам понять, насколько вы «попали в оригинальность»; В-седьмых, для получения максимально полной обратной связи о вашей работе, можно задействовать собственных друзей, знакомых, близких, коллег, авторитетов. Дайте прочитать им статью и спросите своих «оценщиков»: Формируется ли в голове доступное и простое кино во время чтения?
Паттерн прерывания Итак, когда все основные фазы проверки завершены, Андрей Плигин обычно откладывает статью и на некоторое время (лучше день или два) переключается в совершенно другую деятельность: спорт, чтение, кинофильмы, прогулки и т.д. Это позволяет забыть, что было написано и вернуться к тексту в чистом состоянии «незнания». Если время поджимает, то можно сделать перерыв и в несколько часов. Потом налейте себе чай или кофе, удобно устройтесь и, наконец, в-восьмых, приступайте к чтению. По его результатам, желательно, снова похвалить себя и провести заключительное редактирование, если оно будет необходимо. Помните, что нет ничего хорошего в дисбалансе, поэтому важно соблюдать равновесие между скоростью редактирования и красотой статьи. Ведь предела совершенству нет, однако всегда следует вовремя остановиться, иначе никто из читателей так и не увидит ни одной вашей статьи. Мы говорим так, потому что сами убедились в том, как процесс огранки алмаза статьи затягивает и захватывает. Паттерн прерывания важен как в творчестве, так и вообще в достижении любых целей. Вот и нашу статью стоит пора заканчивать. Для этого хочется подвести некоторое резюме в виде сжатой последовательности шагов редактирования. Вы можете еще раз просмотреть их, обратить внимание на какие-то особо понравившиеся моменты и запомнить, что из перечисленного вам стоит потренировать, доработать или встроить: Самостоятельно оцените статью и похвалите себя за особо удачные моменты; http://www.festivalnlp.ru Все статьи Авторы статьи: Леонид Тимошенко и Илья Селютин Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |