М. В. Дернаковский «DHE-технологии в обучении персонала»DHE (design human engineering) — дизайн личностных ресурсов. С точки зрения основателя НЛП Рассказать о том, что такое DHE, очень сложно. В процессе обучения данному направлению основное внимание уделяется распознавание т. н. «языка бессознательного». Это происходит в процессе обучения определять точное время без часов, сторон света без компаса и т. д. Следующим этапом обучения DHE является освоение более сложных технологий на основе доверия своему подсознанию. Таких, как интуитивное принятие решений, стратегий выбора, оптимальной стратегии поведения. DHE предлагает отойти он линейных схем, когда мы сталкиваемся с живыми системами. При объяснении, чем отличается линейная схема от нелинейной, Бендлер обычно предлагает такую метафору. Когда мы бьем ногой по мячу, то нам с той или иной степенью вероятности можно просчитать траекторию его движения. Это линейная схема. С нелинейной схемой, характерной для живых разумных систем, мы сталкиваемся, когда мы бьем ногой не по мячу, а по незнакомой собаке. Траекторию ее движения просчитать гораздо сложнее с помощью линейных схем и законов физики. Мало того, это практически невозможно для сознания, но для подсознания, которое оперирует гораздо большими единицами информации, это реально. С помощью технологий DHE мы можем это сделать, и получить сигнал подсознания, который можно назвать интуицией или DHE исходит из того предположения, что сознание не способно усвоить все навыки, которые предъявляются в процессе тренинга. В результате этого, большую часть из того, чему человека обучали в процессе классического тренинга навыков, он так и не применит. С точки зрения классической схемы обучения НЛП, человек, при освоении навыка эффективной продажи или любого другого навыка, должен пройти четыре стадии. Первая стадия — стадия неосознанной некомпетентности. Это, когда мы еще не подозреваем о том, что Вторая стадия — осознанной некомпетентности. Когда мы увидели, что Третья стадия — осознанной компетентности. Мы прошли Далее требуется волевое усилие по применению. И, если человек начинает сам кататься, то, через некоторое время, навыки становятся автоматическими и неосознанными. Он ездит, не задумываясь, как крутить педали. Это четвертый уровень — неосознанной компетентности. Но этот уровень приходит не всегда. Иногда человек, пару раз упав с велосипеда, отказывается дальше учиться ездить и все остается на третьем уровне. Иначе говоря, человек сохраняет свои прежние стратегии поведения, то есть ходит пешком, вместо того, чтобы ездить. А со временем навыки забываются. Причем совершенно не важно, знает он об этих навыках или нет. Важно то, что он их не применяет. Но езда на велосипеде не очень правильная метафора. Мало того, есть люди, которые не владеют специфическими знаниями продаж или «пикапа», но, попробовав, сразу становятся эффективными продавцами или пикаперами. Эти люди, обычно, И действительно, очень часто эффективный продавец делает то же, что и неэффективный, но получается у него это Именно поэтому современные технологии НЛП и DHE уделяют особое внимание не только отработке навыков, которые сами по себе тоже важны, но и созданию определенных ценностей и внутренней «идентичности», обеспечивающей эффективность человека в той или иной области. Иными словами мы не обучаем человека, как ему эффективно продавать, а сначала «делаем его эффективным продавцом», а затем уже показываем ему технологии эффективных продаж. Хотя обычно эти две вещи происходят параллельно. Данный метод «встраивания» ценностей и идентичности в полной мере экологичен, хотя происходит, обычно, без сознательного контроля обучающегося. Это потому, что «встраивание» ценностей происходит благодаря внутренней готовности к этому ученика, а также потому, что новая идентичность четко привязана к определенному контексту, например, контексту продаж. Вне этого контекста человек остается прежним. Мало того, если человек не захочет быть эффективным продавцом, то он может отказаться от этого и пользоваться своими прежними ценностями и убеждениями в процессе продаж. Какие методы применяются в процессе «встраивания» или «подстановки» навыков при использовании технологий DHE. В третьих, используя эти технологии тренер не всегда стремится к «завершенности». Иногда лучше оставить человека в подвешенном состоянии, чтобы кризис у человека стал очевиден и он почувствовал внутреннюю необходимость найти выход. То есть не всегда есть необходимость объяснять все досконально. Вот лишь некоторые из технологий, которые используются при обучении в современном НЛП и DHE. И автор данной статьи после того, как начал их применять, пройдя обучение DHE, обнаружил, что его тренинги навыков стали не только популярнее, но и гораздо эффективнее. Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |