Иван Сухинин «Фильтры метапрограмм»

Когда я был маленький, меня всегда интересовало, как это деревья, такие большие, тяжелые и стройные, стоят, качаются на ветру и не падают. Как это так устроены их корни, что они так прочно держаться ими за землю...
Вопросов прибавилось, когда я узнал, что деревья еще и пьют из земли сок!?

Фильтры метапрограмм

Если у вас дома порядок, то вам проще знать, где что лежит. Чем больше у вас всяких шкафчиков, полочек и ящичков, тем больше различных полезных и бесполезных вещей вы туда можете положить, сохранив этот драгоцен ный порядок, благодаря которому все эти вещи, скорее всего, для вас легко доступны, нежели если бы все это находилось в хаосе.

Аналогично и человеческий мозг, работающий с информацией и умеющий делать ее доступной в нужные (или ненужные) моменты времени, должен иметь некую внутреннюю организационную структуру, согласно которой поступающая информация воспринимается, обрабатывается и становится частью опыта, а также на основе которой человек организует свое поведение.

В этой организационной структуре задействованы особенности развития репрезентативных систем, нейрологическая организация, способность восприятия с трех различных позиций, особенности взаимодействия когнитивного сознательного разума с творческим бессознательным, особенности внимания, а также другие фильтры восприятия.

Модель НЛП предоставляет полезное описание этой организационной структуры, имеющее широкие возможности применения - метапрограммы. Их полезность, как некоей классификационной структуры, определяется рядом прикладных применений в различных сферах человеческой деятельности, а также то, что для их выявления нет необходимости проводить какие бы то ни было тестирования - все они слышны в обыденной речи любого человека в обычном общении. Особый интерес, с точки зрения автора, представляет их калибровка.

Каждая наша метапрограмма - это описание некой рамки в окружающей нас действительности, в которой находится наше внимание, соответственно можно определить то, что находится вне этой рамки, что мы упускаем, или, другими словами, недоступный нам опыт. Узнавая человека, тем самым узнавая границы его опыта, можно эффективно действовать в пределах его границ - это то, что мы называем взаимопониманием. Можно также определить, что находится за пределами его границ, определив тем самым возможные направления совершенствования и развития новых способностей - возможности расширить рамки. Игра с соперником в футбол имеет смысл только в пределах футбольного поля. Когда мы уходим за эти границы, мы проявляем другие способности.

В данной статье автор представляет свое собственное понимание такого раздела НЛП, как метапрограммы, и делает попытку придать стройность материалу части курса Master Practitioner, посвященной метапрограммам, что, по мнению автора, облегчает его усвоение и использование на практике в качестве бессознательного опыта.

Если говорить об эффективной стратегии восприятия метапрограмм в речи человека, то автор выработал таковую и представляет ее на Ваш суд. В ней задействованы все три репрезентативные системы: аудиальная - мы слушаем речь, визуальная - мы имеем визуальную модель (схему, речь о которой пойдет дальше), содержащую весь набор метапрограмм и позволяющую удерживать в поле внимания буквально все метапрограммы, которые были услышаны, и кинестетическая - это ощущения, выработанные в упражнениях, которые отправляют нас в определенные точки этой визуальной модели в ответ на прозвучавшие в речи фразы. В записи это выглядит следующим образом:

Аe Кi Biк

Кi - это ощущение, которое возникает, когда я слышу в речи ту или иную метапрограмму, а Вiк - это визуально конструируемая мною схема, содержащая метапрограм мы моего оппонента.

Следует заметить, что данная стратегия - только стратегия восприятия, и то, как Вы будете использовать или утилизировать услышанное - это тема отдельного разговора.

ТОТЕ И МЕТАПРОГРАММЫ

Воздадим должное Миллеру, Галантеру и Прибраму и обратимся к модели ТОТЕ.

Поступивший входной раздражитель создает репрезентацию желаемого состояния или репрезентацию цели. Тест производит сравнение данной репрезентации с настоящим состоянием. В случае их конгруэнтности (соответствия) происходит выход, в случае неконгруэнтности мозг начинает производить операции, направленные на изменение настоящего состояния в сторону желаемого или же на изменение репрезентации цели. Потом опять тест. И так пока не будет достигнута конгруэнтность и не произойдет переход к следующему ТОТЕ.

Метапрограммы - это базис, на основе которого организуется информация и выполняются операции ТОТЕ.

Особенности наших репрезентативных систем с их субмодальностями и когнитивными стратегиями заложены в основу наших более абстрактных процессуальных фильтров - метапрограмм. Поэтому автор счел нужным разделить все метапрограммы, изученные в курсе Master Practitioner, - хотя любое упорядочивание не всегда возможно как однозначное - на три части, попытавшись провести взаимосвязи с моделью ТОТЕ.

1) классификация мира - основной фильтр, который сортирует наш опыт;

2) метапрограммы мотивации, референции и сравнения - это метапрограммы, обусловленные в основном особенностями операций и тестов сравнения в ТОТЕ базовых стратегий мотивации и принятия решения;

3) организующие метапрограммы - это метапрограм мы, которые обусловлены особенностями организации информации (опыта) и способами ее обработки в процессе операций в большинстве стратегий человека.

Классификация мира

Что вы берете за основу, классифицируя свой опыт? О чем вы будете рассказывать своим друзьям, побывав на приятной вечеринке? Вы будете описывать людей, которые там были? Может быть вам понравилось, потому что вы вернулись домой в пол седьмого утра? Или вам запомни лась обстановка? Или же вы обращали внимание на то, что там происходило и кто чем занимался? Возможно, вы даже можете детально и последовательно обо всем этом рассказать. Или вы, считая лишними всевозможные детали, просто скажете, что это было здорово и вы хорошо отдохнули?

У каждого есть своя внутренняя шкала (обычно, не одна), на которой он упорядочивает свой опыт, и, соответственно, набор операций, которые он может совершать, руководству ясь данной шкалой. Когда человек берется классифициро вать что-либо, или придать чему-то значение, он первым делом сопоставляет это со своей внутренней шкалой. Она же определяет фильтры восприятия данного человека, другими словами, управляет вниманием: человек прежде всего обращает внимание на компоненты его собственной шкалы, которые он выделяет из окружающего мира. Этой шкалой могут быть:

Люди.

Вы ориентируетесь на людей и, прежде всего, знаете, кто из людей задействован в том или ином событии вашей жизни, с чего непременно начинаете ваши рассказы. Качество вашего окружения зависит от тех людей, которые находятся вокруг вас.

Время.

Вы пунктуальный человек. Для вас важно когда и во сколько происходило, происходит или будет происходить что-либо. Вы прежде всего упоминаете дату или время того события, о котором собираетесь рассказать.

Место.

События вашей жизни связаны с теми местами, где они происходили. Вы хорошо помните особенности обстановки и местонахождение событий. Эта внутренняя шкала представляет собой географическую карту, на которой - вся ваша жизнь.

Вещи и действия.

Вы прежде всего замечаете, что вас окружает, и какие действия происходят вокруг. Ваш разговор состоит из описаний одежды, мебели, стройки рядом, лужи перед подъездом и прочих различных привлекательных и отвратительных вещей, а также о том, что вы делали в магазине и на работе, что делается на стройке рядом, и что ваш сосед наступил в лужу перед подъездом.

Процессы и процедуры.

Ваша шкала содержит наборы последовательностей процессов. Вы склонны детально описывать шаги ваших действий, действий других людей и наблюдаемых вами явлений. Вам, чтобы усвоить какой-то опыт, необходимо детерминировать его в некую последовательность, после чего он становится вам доступным в качестве единой структур ной единицы, имеющей начало и последующий ряд шагов.

Ценности.

Вы классифицируете мир, оценивая значимость его событий для вас или другий людей. Вам всегда легко знать, что для вас важнее, а что не стоит вашего внимания. Вам не составляет труда определить ценность какого-либо события, а также его положительные и отрицательные стороны.

Следует заметить, что у человека практически всегда есть доминирующая классификационная шкала, но обычно, хотя и в меньшей мере, присутствует дополнительная классификация. И действительно, чем большим количеством измерений пользуется человек в определенном контексте, тем информативнее структура его опыта в этой сфере, и тем выше его гибкость и эффективность. Допустим, вы ориентированы на процессы и процедуры, тогда вы блестяще можете выполнить свою работу, зная последовательность шагов, которая приведет вас к намеченному результату. Если же вы способны дополнительно взглянуть на осуществляемые вами последовательности действий с точки зрения ценностных критериев, то вам будет легко определить преимущества и недостатки ваших действий и, тем самым, более эффективно организовать ваши процедуры. Результаты в этом случае будут более эффективны, т.к. при их достижении могут быть учтены не только цели конкретно поставленных задач, но побочные эффекты, такие как интересы других задействованных лиц или организаций, долговременные последствия осуществляемых действий, перспективы развития или что-либо другое, расширяющее контекст применимости результата и делающее его более экологичным (конечно, если у вас еще и сквозное время).

Возможен и другой вариант: в отдельных контекстах доминирующей становиться какая-либо другая классифи кация, обладающая в данном контексте большей эффективностью. Например, независимо от основной классифи кации мира, в контексте отдыха, к примеру, доминирую щей может быть классификация по местам, которая помогает человеку определять места для проведения своего выходного, в которых он мог бы расслабиться, освежиться и набраться сил и энергии для предстоящей рабочей недели. Однако, основная классификация будет иметь хотя и не доминирующее, но также значимое место даже и в этом случае, т.к. это ваш главный абсолютный фильтр, который является основой всего вашего опыта.

Метапрограммы референции, мотивации и сравнения

В этой части рассмотрены четыре метапрограммы, определяющие операции и тесты в ТОТЕ базовых стратегий мотивации и принятия решения, а также некоторых других - это фокус силы, направление мотивации, стиль ответа и фокус сравнений.

Чтобы подчеркунть структурность, отметим различия между стратегиями мотивации и принятия решения. Для этого рассмотрим процесс какого-нибудь действия - к примеру, подготовка к экзамену. Итак, есть некий молодой человек, который сначала располагает лишь некой информацией: он знает, что семестр заканчивается и будет экзамен, и будет очень скоро, а время идет и надо бы к нему готовиться и т.д. И наступает такой момент, что он "загорается желанием" поскорее взяться за дело и не может спокойно сидеть на месте, то ли оттого, что в нем проснулась тяга к знаниям, то ли из страха вылететь из института. Возможно, такую мотивацию ему создали его более активные сокурсники, а возможно, он, несмотря ни на кого, человек самостоятельный и сам все прекрасно понимающий. На этом этапе наш студент задействовал стратегию мотивации, и, допустим, успешно, и теперь у него есть мало-мальское желание готовиться к экзамену. И наш студент начинает суетиться, откусывая большими кусками гранит науки, наспех переваривая упущенное.

Этот процесс можно очень просто изобразить схематически:

Информация


 

Мотивация


 

 

Действие


 

 

И, предположим, наступает такой момент, что он встает перед дилеммой и начинает размышлять, нужно ему идти на консультацию к преподавателю или не нужно - здесь он задействует стратегию принятия решения, чтобы враз разрешить свои терзания. И, допустим, принято решение - идти. Возможно, чтобы принять такое решение, студент подумал, что ему могут пригодиться те знания, которые ему может дать преподаватель на консультации, возможно, он, не будучи уверенным в необходимости посещения консультации, пошел туда, потому что все пошли туда, а возможно, он пошел туда потому, что обстоятельства сложились так, что пиво ему было идти пить не с кем, а другой более привлекательной альтернативы не было.

Этот процесс схематически выглядит следующим образом:

Информация


 

Принятие
решения


 

 

Действие


 

 

Стратегии мотивации и принятия решения являются независимыми друг от друга и могут использоваться по отдельности для достижения существующих целей, а могут быть задействованы обе: я могу мотивироваться на какое-то действие, а потом могу принимать решения по конкретным способам моего действия, как в примере со студентом. А могу, наоборот, сначала принять решение о каком-либо действии, а потом мотивировать себя на его свершение.

Стратегия принятия решения имеет дело с рассмот рением альтернатив: делать или не делать, пойти или не пойти. Стратегия мотивации же работает с одной-единственной целью, делая ее более привлекательной для того, чтобы я взялся за ее достижение. Если же я не могу себя мотивировать, то включается стратегия принятия решения, чтобы я мог принять решение по достижению какой-то другой цели, если уж я отказался от цели, меня не мотивирующей. Например, если я не смог себя мотивировать засесть читать учебник, то я принимаю решение смотреть телевизор.

Стиль ответа (реагирования)

У каждой проблемы есть два пути ее разрешения: решить ее самому или подождать, пока она не рассосет ся сама. И есть два стиля реагирования: активный и пассивный. Вам известно, что такое лень? Наш студент, зная, что надо готовиться к экзамену, может сразу загореться желанием что-то делать, а может еще долго терзаться раздумьями и откладывать на завтра и до понедельника, ожидая, пока кто-нибудь не подтолкнет его к действию.

Стиль реагирования, с точки зрения модели ТОТЕ, определяется эффективностью операций в стратегии мотивации. У меня есть цель, я хочу ее достичь, и вот те способы, которыми я делаю мою цель привлекательной настолько, что я начинаю действовать, и определяют стиль моего реагирова ния: активный - это когда я могу сделать ее достаточно привлекательной сам и легко начинаю процесс, и пассивный - это когда я испытываю в этом трудности, и если кто-то другой меня не мотивирует, добавив красок в мою блеклую картину", то вода под лежачий камень так и не побежит.

Направление мотивации

Для примера ради спросите себя: Ради чего я работаю (учусь)? Вы хотите чего-то добиться, достичь, приобрести или же чего-то избежать, от чего-то уйти, избавиться? Это и есть направление мотивации: либо вы идете К чему-то, либо уходите От чего-то. Студент, о котором мы говорили, может начать готовиться к экзамену, потому что он любит учиться и стремится к знаниям, или же от того, что он боиться не сдать сессию и вылететь из института.

По сути, направление мотивации определяется той репрезентацией, которая участвует в стратегиях мотивации и принятия решения в первом тесте ТОТЕ в качестве цели, т.е. то, что вы ставите туда, чтобы начать процесс или принять решение или, другими словами, ваша цель. А цель, как известно, может иметь позитивную или негативную спецификацию, т.е. мотивация К или От соответственно.

Каждый тип мотивации имеет свои преимущества и свои недостатки. Например, мотивация К позволяет вам более эффективно добиваться успеха в своих начинаниях, поскольку, когда вы знаете куда вы идете, вам проще попасть именно туда, т.к. вам известно направление, нежели если бы вы уходили от чего-то, не совсем представляя, где вы хотите очутиться. Ведь когда вы знаете, чего вы хотите избежать, но не знаете, куда бежать, то бежать можно в любом направлении. И даже, если вы достигнете своей цели - избежания, то заранее неизвестно, где вы окажетесь. Впрочем, если вы любитель сюрпризов...

Мотивация От, однако, тоже имеет преимущество: она позволяет обойти подводные камни и не наделать неприятностей и промахов - такими возможностями не обладает чисто позитивная мотивация.

В большинстве контекстов наиболее эффективен смешанный тип мотивации - это когда вы имеете ясную цель и стремитесь к ней, а также представляете возможные промахи и возможности их избежать. У капитана корабля, плывущего по океану, есть лоции, на которых проложен курс, известен пункт назначения и отмечены рифы, мели и опасные течения. А кораблекрушения происходят не так часто, как люди совершают промахи в своей жизни...

Фокус силы (референция)

Возьмите какой-нибудь контекст и вспомните как вы начали что-то делать. Как вы поняли, что вам нужно это делать? Вы приняли решение самостоятельно, или вы посчитались с чьим-то мнением, или какие-то обстоятель ства подтолкнули вас на это? Насколько важно для вас мнение других людей?

Наш студент, когда принимал решение о том, идти ли ему на консультацию, имел две возможности: принять его самостоятельно, подумав, к примеру, о необходимости консультации и полагаясь только на свое собственное мнение, или же кто-то мог его подтолкнуть принять необходи мое решение: например, потому что все пошли, или его друг сказал, что надо идти, либо его могли подтолкнуть какие-то внешние обстоятельства (обстоятельства контекста), к примеру: А чего бы не пойти, там очень приятная, доверительная атмосфера. Отсюда два способа референции: внутренний - я принимаю решения сам, и внешний - мне нужно, чтобы меня направили. Во втором случае есть два варианта: меня направляют другие люди или внешние обстоятельства.

С точки зрения модели ТОТЕ, референция определяется теми операциями в стратегии принятия решения, которые делают вашу цель привлекательной настолько, что вы принимаете решение действовать для достижения этой цели. Т.е. у вас есть некоторая цель, и вы размышляете делать или не делать, пойти или не пойти и т.д.. Так вот, здесь вы прежде всего полагаетесь на себя, прислушива етесь к другим или учитываете обстоятельства. Кто делает вашу цель достаточно привлекательной для вас? Вы сами или ваш друг, сосед, начальник, супруг или кто-либо еще? Другими словами, кто ваш референт?

Для внутренне реферированных людей истинно правильные решения - это их собственные решения. Если вы хотите это оспорить, с целью повлиять на такого человека никогда не говорите ему, что он не прав, потому что он все равно с вами не согласится и еще подумает, что вы идиот. Скажите, что все отлично и можно еще лучше: Если бы я был на вашем месте, я поступил бы точно также. Это правильное решение, оно учитывает все аспекты данной проблемы, вы же знаете, нам, чтобы достичь нашей главной цели, осталось сделать то-то и то-то (следует список того, что вы хотите).

Внешне реферированные оценивают правильность своих решений на основе мнения других людей. Чтобы повлиять на такого человека, покажите ему свою уверенность и высоко оцените его действия: "Я высоко ценю то, что ты сделал, мне очень пригодились результаты твоей работы, я думаю, что мы можем продолжить и тебе надо сделать еще то-то и то-то".

В процессе внешней референции цели может задействоваться такой механизм мозга, как восприятие из II-ой позиции, т.е. человек ставит себя на место своего оппонента и видит ситуацию его глазами. Часто происходит даже так, что внешне реферированный человек, приняв какое-то решение, а потом услышав мнение другого, ставит себя на его точку зрения и меняет свое решение согласно мнению своего собеседника. У внешне реферированных людей механизм восприятия из II-ой позиции обычно хорошо развит, и они способны легко понимать окружающих и находить с ними общий язык. Внутренняя референция обычно задействует механизмы восприятия из I-ой и из III-ей позиций: я оцениваю ситуацию на основе своей карты мира и могу посмотреть на нее со стороны, что достаточно мне для принятия решения - такие люди очень деятельны и добиваются больших успехов (окружающие, однако, при этом не всегда остаются довольны).

Надо отметить, что в определенных контекстах фокус силы может меняться (будучи внешне реферированным, я могу сам решать как мне отдыхать). Из абсолютно внутренне реферированных личностей можно отметить Маргарет Тэтчер, которая может иметь мнение, противореча щее мнению всего парламента. Из абсолютно внешне реферированных можно выделить Пятачка. Все остальные стоят в этой классификации между ними. Так что у вас есть выбор: кто вам импонирует больше.

Фокус сравнений

Еще одна очень ценная метапрограмма, которая управляет нашим вниманием, определяя условия тестов в ТОТЕ стратегий выбора, мотивации и принятия решения - фокус сравнений.

Что вы можете отметить, сравнивая день сегодняшний и день вчерашний или вашу работу сейчас и год назад? Вы склонны замечать то, чем они похожи, или то, чем они отличаются? Слушая своего собеседника вы первым делом замечаете, в чем вы с ним согласны или в чем ваше собственное мнение противоречит его? Возможно, что в различных контекстах ваши ответы в результате сравнений будут различны: где-то вы отметите совпадения, а где-то различия, а, возможно, скажете, что это почти то же самое, но есть небольшая разница.

Когда вы покупаете, скажем, шоколад, какой вы берете? Тот, который вы едите всегда, или вас больше привлекает попробовать что-нибудь новое? А если вы покупаете, к примеру, стиральную машину, вы купите, ту марку, о которой вам хорошо известно, или в данном контексте вы сторонник доселе неизвестного?

В любой момент, когда вам приходится выбирать, у вас всегда есть возможность выбрать между манящей новизной и дающим ощущение стабильности постоянством. Если вы ориентированны на различия, то вы выберете первое, если на сходства - второе. И если выбор отличающе гося помогает вам развиваться, обогащать свой опыт новыми знаниями и расширять свой кругозор, то выбор сходства помогает прочнее укрепить свой опыт, заручиться уверенностью в завтрашнем дне и просто побыть в покое. И в то же время, постоянная ориентация на различия заставляет распыляться и мешает сосредоточиться на чем-то одном, рождает порой ненужные споры, в то время как сильная ориентация на сходства ограничивает человека, загоняет его в узкие рамки его собственных непоколебимых убеждений и тормозит его развитие.

Интересно, что с возрастом обычно человек меняет свой фокус сравнений от ориентации на различия в сторону ориентации на сходства. Проблема отцов и детей и разницы в возрасте: родители часто пребывают в недоумении, узнавая что ценности их детей отличаются от тех, которые они имели в детстве сами - и так из поколения в поколение.

Метапрограммы, организующие информацию и определяющие способы оперирования ею.

Стиль организации информации

К стилю организации информации имеют отношение две метапрограммы: размер обобщения - это объем информа ции, которым человек оперирует как одной структурной единицей, и способ перехода от одного куска информации к другому или, другими словами, способ мышления.

Размер обобщения

Данная метапрограмма определяет способность мозга оперировать объемом информации, доступным в качестве единой структурной единицы в один момент времени. Кто-то обращает внимание на общую картину и мыслит концептуальными понятиями, а кто-то склонен замечать детали и говорить о подробностях. Следующие два описания отражают особенности восприятия людей с различными размерами обобщения.

...Лес шумел, его огромная темная масса вздрагивала в мощном порыве ветра, принимая удар, трепещущая волна прокатывалась по его верхушкам, и снова тонула в равномерном гуле леса, и казалось опять весь лес звучал в унисон, в ожидании следующего удара, который вновь расстроит все лады, заставляя вздрогнуть в ощущении всей вырвавшейся на волю силы природы...

...Дул сильный ветер, и каждый листик, каждая иголочка дрожали в такт его желаниям. Мощный порыв ветра, и хрупкая ветка, не выдержав, скользнула на землю и беспомощно покатилась, повинуясь ветру, смешавшись с серой листвой и растворившись в ее круговороте, который то поднимался над землей, дрожа и мелькая, то, как будто задыхаясь, вновь ложился на нее...

Размер обобщения взаимосвязан с развитием репрезентативных систем и доминированием одного из двух типов мышления. Так, люди, имеющие хорошо развитые визуальную репрезентативную систему и аналоговое мышление, обычно способны видеть большую картину или общий план. И наоборот, люди с ведущей аудиальной или кинестетической системой и более развитым логическим мышлением расположены оперировать небольшими объемами информации одновременно и четко осознавать всевозможные подробности.

Способ мышления

Помимо размера информации, есть наиболее предпочтительный способ оперирования ею. Мы можем укрупнять размер имеющейся у нас информации (индукция) или, другими словами, обобщать ее, думать о том, частью чего является данное событие, понятие, явление и т.д. Пример индуктивного мышления: На меня в парке бросилась собака, я боюсь теперь и близко к ним подходить . Другой способ это, наоборот, разукрупнение (дедукция), т.е. от общего к частному, это когда я имею информацию, и склонен думать из чего она состоит, какие детали она содержит: На меня в парке бросилась собака с огромной пастью. И третий способ - это аналогия (традукция), это когда я думаю на что это похоже - провожу аналогию: На меня в парке бросилась собака, наверное, у нее злой хозяин.

Конечно, каждый человек способен мыслить каждым из трех способов. Но что он делает прежде всего, получая какую-либо информацию? Он думает на что это похоже? Он думает, а что является более общим понятием для данной информации? Или же он обращает свое внимание на детали полученной информации?

Время

С точки зрения организации человеком своего опыта и оперирования им, время - очень важная метапрограм ма. Время - вообще очень интересная штука. Вы можете вспомнить, что вы делали приблизительно час назад, не глядя на часы? Если пройдет еще три часа, то вы будете уже думать об этом не как о том, что вы делали час назад, а как о том, что делали приблизительно четыре часа назад. Заметьте, для этого вам не нужно будет производить математические вычисления: 1+3=4. Аналогично, вы можете с определенной точностью назвать, когда произошло то или иное событие вашей жизни. У каждого есть "ощущение времени", хотя скорее - "видение". Мы располагаем события нашей жизни на так называемой линии времени во внутреннем визуальном пространстве, и, вспоминая время какого-либо события, мы видим (а кто-то, может быть, и чувствует) его в определенной точке оного. Наш мозг с каждой секундой заполняет линию времени новыми поступающими репрезентациями (внешними либо внутренними), сдвигая ее в прошлое. Этот поток дает нам знать, что время идет, и в жизни надо многое успеть.

Включенное и сквозное время

Операции, которые осуществляет наш мозг на линии времени, имеют свои особенности. Возьмем позиции восприятия. Когда речь шла о референции, то было отмечено, как особенности использования позиций восприятия определяют тип референции: II-я позиция участвует в формировании внешней референции, I-я и III-я - внутренней.

Теперь возьмем III-ю позицию и посмотрим, как ее использование влияет на особенности операций на линии времени, в отличие от I-й и II-й позиций. Как известно, III-я позиция - это диссоциация. Восприятие событий на линии времени из III-й позиции формирует т.н. сквозное время - это когда я вижу себя в жизни со стороны, с некоторого расстояния, т.е. линия времени проходит на некотором расстоянии от меня, и я могу видеть сразу несколько событий из прошлого или будущего, или даже одновременно и те и другие, я могу сравнивать прошлое и будущее, сопостав лять различные события, делать выводы и что-то планировать. Однако, т.к. я диссоциирован, я не имею доступ к эмоциональным переживаниям созерцаемых на линии времени событий, я могу иметь только метаощущения, т.е. ощущения по поводу того, что я наблюдаю. Имея сквозное время, и не умея включаться в него, я не смогу вновь порадоваться, вспомнив приятное переживание.

В противоположность сквозному времени есть время включенное - это когда я воспринимаю события своей жизни ассоциировано из I-й и, возможно, из II-й позиции. Я включен в свою линию времени и в один момент времени могу иметь доступ только к одному-единственному переживанию, которое сопровождается всеми соответствую щими эмоциями. Например, если у меня включенное время, то вдруг вспомнив что-то неприятное, произошедшее со мной, я, наверняка, буду переживать все это заново. Тем же способом я могу переживать приятные моменты, получая огромное удовольствие.

Ориентация во времени

О чем вы чаще болтаете с друзьями? вы любите вспоминать былое и уже свершившееся? О планах на будущее? Или Вы наслаждаетесь настоящим моментом?

Каждый тип ориентации - на прошлое, на настоящее или на будущее имеет склонность проявляться в определенных контекстах (хотя есть, конечно, доминирующий, наиболее приемлемый для каждого человека тип ориентации), порой не совсем согласуясь с ними. Если я настроен на отдых, то, видимо, имеет смысл ориентироваться на настоящее и быть включенным во время, нежели думать о тех неприятностях, которые ждут меня завтра на работе. А если я хочу проанализировать мою работу в течение последнего месяца, то здесь было бы подходяще оценить мой прошлый опыт из сквозного времени. Когда я планирую будущее, то, соответ ственно, неплохо бы было быть ориентированным на будущее и иметь сквозное время, чтобы была возможность сопоставлять его с опытом из прошлого.

Чтобы иметь возможность слышать и запоминать все метапрограммы вашего оппонента одновременно, автор предлага ет следующую схему, на которой все метапрограммы расположены на континууме некоторого процесса, обозначенного протяженной стрелкой, кружком на ней показан человек, имеющий в этом процессе определенную мотивацию (он либо идет К чему-то в процессе, либо уходит От чего-то), референцию (либо он принял решение сам, внутри, либо ориентировался на других или контекст). Он в этом процессе активен, т.е. подгоняет себя сам, либо его подгоняет кто-то другой. При постановке своей цели он ориентирован на совпадения, либо на различия. На пути этого процесса он определенным образом организу ет необходимую ему информацию. Этот процесс имеет протяженность на линии времени с соответствующей ориентацией на прошлое, настоящее или будущее. Человек может иметь включенное либо сквозное время. У него есть определенные фильтры, по которым он классифицирует свой опыт. Также на схеме изображены критерии, которые играют важную роль при постановке человеком своих целей и организации процессов, направленных на их достижение.

Иван Сухинин

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться