Базовые форматы современной психотерапииНЛП в России.В России проявляется возрастающий интерес к Нейро-Лингвистическому Программированию. Поскольку НЛП возникло и развилось в Соединенных Штатах, некоторые из его предпосылок, по историческим причинам, отличаются от сложившихся в России. Это может привести к недоразумениям, вследствие различий в языке, в культуре и, прежде всего, в эпистемологии (правила, на которых основаны убеждения людей). Но именно эти различия подсказывают новые возможности. Чтобы оценить эти возможности, читатель, встретившийся в этой книге с непонятными местами, может рассматривать эти различия, поставив перед собой вопрос: « Каковы должны быть опыт, восприятия и предпосылки автора, чтобы это утверждение имело смысл?» Задавая этот вопрос и смело следуя найденным ответам, вы получите основу для успешного применения описанных в этой книге стратегий и подходов. Джон Гриндер выразил это словами: « Можно надеяться, что наш труд стимулирует критическую оценку этих трудностей, и что русские применят свои общеизвестные блестящие способности, выбрав предположения и средства, наиболее подходящие к современному русскому обществу – приобщая русскую душу к западной технике, содержащейся в НЛП » . Инициаторы НЛП были бы разочарованы, если бы плоды их работы были восприняты в России как догма, нечто вроде прокрустова ложа, к которому русские должны приноровиться. Например, чтобы речевые обороты Милтона Эриксона могли быть естественно выражены в русских условиях, они должны быть преобразованы и развиты носителями русского языка. Русские ученые, понимающие, что открытия Бендлера, Гриндера и других призывают их принять участие в продолжающемся научном исследовании, смогут внести важный вклад в наше понимание этого предмета – в особенности, если их любознательность будет сопровождаться здоровым скептицизмом и понятия и гипотезы будут строго связываться со всей совокупностью чувственного опыта, избегая мистики, метафизики и пустых фантазий. Применение НЛП.Конечно, НЛП предназначено не только для ученых. Любой человек, попросту желающий достигнуть некоторых конкретных целей, увидит, что эти исследования уже привели к развитию ряда практических и эффективных подходов и приемов – от Мета-Модели до субмодальностей. Эти средства доступны каждому, готовому учиться, готовому тщательно отрабатывать сенсорную наблюдательность, гибкость поведения, эффективные речевые обороты и другие предпосылки эффективной коммуникации. Поэтому многие читатели этой книги могут быть заинтересованы в индивидуальной психотерапии или в семинарах, поскольку чтение не может заменить самостоятельные исследования и открытия под руководством компетентного учителя. Некоторые читатели может быть рассчитывали оценить квалификацию учителя по его свидетельствам и дипломам. Однако, многие иностранные « специалисты» , приезжающие в Россию, без разбора выдают всем участникам их семинаров свидетельства практика, мастера или даже тренера. Получение такого свидетельства не говорит ни о чем. Вследствие этого, люди, узнавшие об НЛП лишь с помощью одного из таких « мастеров» , часто разочаровываются. Может быть, они не были бы разочарованы, и даже были бы увлечены этим предметом, если бы имели возможность учиться под руководством человека, понимающего идеи НЛП, владеющего нужными навыками и рассматривающего НЛП как исследование, а не как бизнес. Поэтому дальше предлагаются критерии, позволяющие судить о компетентности преподавателя. При оценке психотерапевтов или тренеров следует руководствоваться их результатами. НЛП ориентировано на достижение целей – каждый терапевтический сеанс, каждый день семинара должен доставлять практические, конкретные результаты. Прежде чем выбрать психотерапевта или тренера, соберите о нем всю возможную информацию. Поговорите с людьми. Полагайтесь на собственную интуицию. И если вы не получите желаемых результатов – найдите другого психотерапевта или тренера. Выбор психотерапевта.1. Ориентирован ли психотерапевт на будущее, а не на прошлое? 2. Уделяет ли психотерапевт внимание сбору информации о целях клиента, о его способностях, внутренних ресурсах, и помогает ли он клиенту найти и применить их? 3. Обладает ли психотерапевт достаточной гибкостью, чтобы перейти к другому подходу, если предыдущий подход не удался? 4. Придает ли психотерапевт мало значения психологическим диагнозам и тестам? 5. Избегает ли психотерапевт давать клиенту советы или учить его « инсайту» – проникновению в сущность проблемы? 6. Принимает ли психотерапевт активное участие в терапевтическом сеансе, не ограничиваясь простым слушанием? 7. Избегает ли психотерапевт морализирования и снисходительного тона, чтобы клиенту было легче откровенно рассказать свои проблемы? 8. Демонстрирует ли психотерапевт широкий диапазон поведения – от поддержки до конфронтации? 9. Избегает ли психотерапевт чрезмерного личного участия, в тоже время не допуская чрезмерного « профессионализма» и отстраненности? 10. Проявляет ли психотерапевт способность выносить неприятные темы или сильные эмоции клиента? 11. Создает ли психотерапевт у клиента ощущение надежды и стремление идти новыми путями и испытывать новые переживания? 12. Показывает ли психотерапевт, что он может нечто предложить клиенту, нечто способное принести перемену? Если вы получите положительные ответы на эти вопросы, то весьма вероятно, что психотерапевт компетентен. Клиент не должен довольствоваться меньшим. Оценка семинаров.1. Возвращает ли тренер деньги участнику, который не удовлетворен? Разрешает ли он участникам присутствовать в первый день семинара, прежде чем они решат продолжать семинар за плату? При оценке семинара личное впечатление участника более надежно, чем дипломы и свидетельства тренера или его реклама. 2. Имеет ли тренер хорошую репутацию в течение нескольких лет? Чтобы развить навыки и опыт в НЛП, нужно немало времени. Что говорят другие люди, учившиеся у этого тренера? 3. Владеет ли тренер своим предметом, не стесняясь выразить, если надо, свое незнание? 4. Демонстрирует ли тренер то, чему учит? 5. Предоставляет ли тренер упражнения, позволяющие участникам самим тренироваться и учиться? 6. Чувствуют ли участники, что им предоставляется свобода самостоятельно экспериментировать и делать открытия путем проб и ошибок? 7. Развивают ли участники собственные способности, не довольствуясь впечатлением от тренера? 8. Ведет ли себя тренер этично и уважительно, отвечая на вопросы и выслушивая критику с достаточным вниманием? 9. Демонстрирует ли тренер на самом себе, как учиться и как относиться с юмором к своим ошибкам? 10. Создает ли тренер такой контекст, в котором обучение приятно? Если ответы на эти вопросы положительны, то вероятнее всего, участники будут удовлетворены семинаром. Значение раппорта.Ежедневно людям нужно обмениваться большим количеством информации. Способность собирать информацию и/или обмениваться ей помогает нам сберечь собственное время, энергию и позволяет нам действовать эффективнее. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что необходимым умением для эффективного обмена информацией является способность войти в раппорт. Установив раппорт, вы можете собрать информацию быстро и изящно. Раппорт означает восприимчивость, а не просто симпатию и/или согласие с кем-то. Есть разница между тем, чтобы дать человеку почувствовать, что вы его выслушали и поняли, и тем, как вы действительно поняли смысл его сообщения. Раппорт дает людям ощущение того, что их уважают и ценят. Отзеркаливание – это несловесный способ выразить уважение и принятие. Отзеркаливание поведения.I. Физическое отзеркаливание: · положение тела II. Голосовое/словесное отзеркаливание: · скорость речи Чтобы научиться отзеркаливать, понаблюдайте некоторое время, как другие люди взаимодействуют. Наблюдайте за играющими детьми, за людьми в ресторанах, на собраниях и вечеринках, и заметьте, насколько часто происходит отзеркаливание. Также обратите внимание, как общаются люди в том случае, когда отзеркаливание отсутствует. Понаблюдав некоторое время, вы узнаете, что люди инстинктивно отзеркаливают друг друга. Теперь вы можете начать делать это намеренно, чтобы достичь конкретных результатов. Начните с отзеркаливания какого-нибудь одного аспекта поведения человека во время разговора с ним. Когда делать это будет легко, добавьте еще один аспект поведения, например, скорость речи, и еще один, и затем еще, пока вы не будете отзеркаливать, не задумываясь. Чем больше вы практикуетесь, тем лучше вы будете чувствовать тот ритм, в котором вы и другие люди жестикулируют, дышат, говорят определенным тоном голоса, с определенной скоростью и интонацией. Обязательно заметьте степень рассогласованности людей, когда между ними нет взаимопонимания, и сравните с теми ситуациями, когда они хорошо общаются друг с другом. Используя отзеркаливание при установлении раппорта, следует быть очень внимательным. Хотя отзеркаливание новичку может показаться сложным, оно настолько полезно для достижения и сохранения раппорта, что стоит сделать все необходимое для развития этих навыков. Надо приложить усилия, чтобы научиться отзеркаливать эффективно. Вам нужно направлять свое внимание и на свои действия, и на действия других и делать это не задумываясь. Обычно отзеркаливание происходит само собой. Важно научиться использовать отзеркаливание целенаправленно, чтобы создать раппорт и достичь желаемого результата или цели. Способы подстройки.Подстройка – это процесс, с помощью которого вы можете устанавливать и поддерживать раппорт. В подстройке важно принятие поведения и мышления другого человека, это помогает присоединиться к его модели мира. Вы просто принимаете и используете любое поведение людей для установки и поддержания раппорта. Подстройка начинается с понимания того, что люди всегда общаются друг с другом и делают они это определенными способами. Поэтому вы можете подстроиться к любому наблюдаемому поведению, меняя свои действия в соответствии с тем, как меняется поведение другого человека. Ниже предлагаются разные возможности установления раппорта. Результатом совершенствования искусства подстройки будет способность устанавливать раппорт с любым человеком, которого вы выберете. Важно вести себя осторожно и с уважением относиться к собеседнику во время подстройки, так, чтобы он не обращал на это внимание на сознательном уровне. · Подстройка всего тела – примите такую же позу, как и у другого человека. Влияние подстройки и отстройки на раппорт.1. Во время разговора с членами семьи или коллегами выберите конкретное поведение для подстройки. Помните, что отстройку также надо практиковать, но взаимодействие обязательно заканчивать в состоянии раппорта. При каких обстоятельствах вы хотели бы закончить общение отстройкой? 2. Проделайте несколько упражнений: · Подстройка положением тела и речью. Подстраивась к поведению другого человека и словесно и несловесно, вы будете подстраиваться и к переживаниям этого человека. Вы можете подстраиваться к строю речи другого человека, предикатам, положению тела, дыханию, тональности и темпу речи, выражению лица, мимике (например, к морганию глаз) и ко многим другим вещам в поведении человека. Он может на сознательном уровне совершенно не замечать отзеркаливания, но это все равно окажет на него большое воздействие. Существует 2 типа несловесной подстройки (или отзеркаливания). 1. Прямая подстройка. Пример: ритм и глубина дыхания, как у другого человека. 2. Перекрестная подстройка (замена одного несловесного канала на другой). а) Перекрест по одному каналу. Пример: Подстройка движения рук и к дыханию другого человека (кинестетический канал). б) Перекрест по разным каналам. Пример: Подстройка темпа речи (слуховой канал) к ритму дыхания другого человека (кинестетика). Важно уметь выбирать между прямой подстройкой и/или перекрестной. К людям с нормальным дыханием вы можете подстраиваться непосредственно дыханием (прямая подстройка). К астматикам лучше подстраиваться движением рук или другим способом (перекрестная подстройка), но ни в коем случае не дыханием. Некоторые люди чувствуют себя обязанными подстраиваться. Такая подстройка называется непроизвольной (обычно она бессознательна). Если вы убеждены, что должны сопереживать другому человеку, то часто это означает, что вы испытываете чувства, подобные его чувствам, чтобы общаться эффективно. Если вы хотите понять его переживания, сами непосредственно переживая то же что и он, вы можете испытать довольно неприятные чувства. Так что важно понять, до какой степени вы хотите подстроиться в каждом отдельном случае. Временные линии.
У каждого человека должен быть какой-то способ, как понимать последовательность событий, он должен проводить различие между тем, что уже произошло и планами на будущее. У разных людей эта подсознательная зашифровка может значительно отличаться, и таким образом она становится основой определенных навыков или ограничений – она влияет на многие реакции и способы поведения. Например, некоторые люди, по-видимому, живут в основном прошлым, другие живут только настоящим моментом, а некоторые почти не замечают, что происходит вокруг них. Эти разные ориентации возникают под влиянием разных способов, с помощью которых люди подсознательно зашифровывают разные моменты времени. Форма этих представлений о прошлых, настоящих и будущих событиях обозначается термином «временная линия». Психотерапевты могут использовать временные линии как «ключи», чтобы открыть клиенту новые возможности. Широкое разнообразие способов зашифровки времени является основой различий между людьми и человеческой индивидуальности. Не существует «правильных» и «неправильных» временных линий, у всех временных линий есть некоторые предсказуемые плюсы и минусы. Понимая последствия разных способов зашифровки восприятия времени, терапевт может помочь клиенту найти эффективные временные линии. Для разных ситуаций подойдут разные временные линии. Временная линия, подходящая для долгосрочного планирования будет довольно сильно отличаться от временной линии, предназначенной для отдыха во время отпуска. После того, как терапевт научит клиента с легкостью переходить от одной временной линии к другой, клиент сможет сам выбирать временную линию, наиболее подходящую к текущей ситуации. Выявление временных линий.1. Пусть клиент выберет какое-то простое действие, которое он совершает автоматически каждый день (чистит зубы, причесывается, принимает душ). 2. Попросите клиента вспомнить, как он делал это (чистил зубы, например) вчера, и представить себе, как он будет делать это завтра. Следите за движениями глаз. Терапевт: «Вчера вы чистили зубы?» Клиент: «Да, конечно». Терапевт: «И вы будете чистить зубы завтра?» Клиент: «Да». 3. Затем попросите клиента увидеть эти два представления одновременно и определить разницу в местоположении. (Если ему трудно это сделать, сообщите ему результаты вашей калибровки на предыдущем шаге). Терапевт: «Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы вспомнили, как вы чистили зубы вчера и одновременно представили себе, как вы будете чистить зубы завтра». Клиент: «Как я могу думать о том и о другом одновременно?» Терапевт: «Просто сфокусируйте свой взгляд посередине между этими двумя представлениями и воспользуйтесь своими периферическим зрением». Клиент: «Я не вижу никаких отличий между тем, как я чистил зубы вчера (показывает рукой налево) и тем, как я буду чистить зубы завтра (указывает рукой направо) ». Терапевт:(Повторяя жесты клиента) «Вы уже заметили, что эти представления находятся в разных местах?» Клиент: «Да, вчера вот здесь (указывает рукой) , а завтра вот здесь (указывает рукой) ». 4. Затем пусть клиент подумает о том, как он чистил зубы неделю назад, а потом пусть он подумает, как он будет чистить их через неделю в будущем (нет необходимости вспоминать, как он чистил зубы неделю назад, он может просто подумать об этом). Пусть он определит местоположение этих точек во времени. Терапевт: «Следующий шаг – это подумать о том, как вы чистили зубы неделю назад и о том, как вы будете чистить зубы через неделю, в будущем. В то время как вы это делаете, я хочу, чтобы вы заметили местоположение этих представлений». Клиент: «Я не могу вспомнить, как я чистил зубы неделю назад». Терапевт: «Конечно, вы не можете. Однако, поскольку вы действительно чистили зубы неделю назад, вы можете об этом подумать, хотя вы этого не помните. И, конечно, поскольку вы будете чистить зубы через неделю, вы можете подумать об этом и заметить, чем это отличается от представления неделю назад». 5. Продолжайте исследовать тем же методом, пока клиент не определит местоположение одного дня, одной недели, одного года и пяти лет в прошлом и в будущем. Убедитесь, что содержание всех этих представлений одинаковое (чистка зубов, например), чтобы менялась только одна переменная – время. 6. После того, как клиент определит местоположение всех этих точек во времени, пусть он обратит внимание на другие субмодальные отличия: размер, яркость, цветное или черно-белое, слайд или фильм, ассоциированное или диссоциированное, четкость, прозрачность и т. д. Терапевт: «Теперь, когда вы знаете форму и местоположение вашей временной линии, вы можете обратить внимание на другие вещи. Становятся ли ваши представления о том, как вы чистили зубы, больше, по мере того, как они уходят все дальше и дальше в прошлое или они становятся меньше? Как насчет представлений о будущем? Представления о ближайшем будущем больше или меньше по сравнению с представлением об отдаленном будущем? Что ярче – прошлое или будущее? Что яснее, четче? Что более цветное?» Часто бывают дискретные отличия между прошлым и будущим, например, одно может быть черно-белым, а другое – цветным, одно может быть движущимся, а другое – неподвижным. Обычно существуют постепенные аналоговые изменения от ближайшего прошлого к отдаленному или от ближайшего будущего к отдаленному будущему. Поскольку каждый человек уникален, из этого обобщения можно найти исключения. Существует бесконечное количество способов организации восприятия времени. Однако, существуют некоторые основные закономерности, распространяющиеся на всех. Подсознательные представления, расположенные перед человеком, больше влияют, чем те, что расположены в стороне. Представления, расположенные за спиной влияют меньше всего. Отсюда следует, что, если временная линия прошлого находится прямо перед человеком, он большую часть времени будет погружен в прошлое. Если прямо перед ним находится временная линия будущего, он будет ориентирован в основном на будущее. Если прямо перед человеком находится настоящее, а временные линии прошлого и будущего в стороне, – он будет жить в настоящем моменте. Другие субмодальности тоже могут влиять на реакции человека (например, размер представления); но местоположение обычно самая влиятельная субмодальность. Клиенту часто бывает легче менять временные линии, когда терапевт пользуется рамкой «как будто». Терапевт: «Я на самом деле пока не хочу, чтобы вы меняли временную линию, но просто представьте себе, как бы это было, если бы она уже изменилась. И по мере того, как вы себе это представляете, я хочу, чтобы вы посмотрели и примерили это на себя? Какие ощущения у вас при этом возникают? Если вам это нравится, тогда, конечно, вы можете сохранить этот образ временной линии». Когда вы меняете временные линии, помните об экологии. Уважайте мудрость возражений, которые могут появиться. Если клиент «неспособен» произвести простое изменение субмодальностей на своей временной линии, для этого могут быть причины. Задача терапевта – помочь клиенту приобрести новые возможности, а не отнять старые. Если временная линия клиента покажется терапевту необычной, он может «примерить» ее на себя, просто в качестве эксперимента. Приведем некоторые примеры плюсов и минусов разных временных линий.Если человек плохо представляет себе будущее (оно очень короткое, нечеткое, тусклое; расположено в стороне, или за спиной, или его вообще нет), то у него часто могут проявляться следующие симптомы: 1. Трудности с планированием на будущее. 2. Недостаток жизненных целей, живет только в настоящем. 3. Трудно мотивировать себя, чтобы отказаться от вредных привычек. Решение: Создайте временную линию будущего, так чтобы она была заметна: расположите ее впереди или немного в стороне (в зоне зрительного конструирования), сделайте будущее большим, ярким, цветным, длинным, может быть искрящимся. Конечно, если у человека с будущим связаны отрицательные ожидания, он не захочет делать это будущее более заметным. Поэтому помогите ему изменить отрицательные ожидания на символические представления того, что он хочет, прежде чем сделать шаги, предложенные выше. Если человек хочет повысить мотивацию, то предложите ему временную линию, в которой будущее прямо перед ним, а прошлое прямо за спиной; такая временная линия вызывает сильное желание стремиться к целям, стоящим впереди. Излишне подчеркнутая, слишком бросающаяся в глаза временная линия прошлого часто сочетается с малозаметной, недостаточно выраженной временной линией будущего. Например, временная линия прошлого у человека может быть расположена прямо перед ним, она может быть очень большая и заметная. В этом случае, вдобавок к симптомам, приведенным выше, он может переживать некоторые из следующих симптомов: 1. Слишком занят прошлым. 2. Часто погружается в неприятные воспоминания. 3. Неспособен представить новые возможности. Решение: Уменьшить влияние временной линии прошлого: сдвинуть ее в сторону (зрительная память) или за спину, превратить воспоминания из больших ярких фильмов в маленькие черно-белые фотографии, растянуть временную линию, чтобы расстояние между воспоминаниями стало больше. Однако, если временная линия прошлого малозаметная (недостаточно выраженная), в этом тоже есть свои минусы. Если временная линия прошлого находится в стороне, вне поля видимости, или далеко, или она очень маленькая, это может привести к следующим симптомам: 1. Трудности доступа к положительным воспоминаниям. 2. Тенденция повторять одни и те же ошибки. Решение: Поскольку способ зашифровки временной линии не является случайным, предположите, что есть причина, из-за которой человек преуменьшает свое прошлое. Самая вероятная причина – это болезненные или травматические воспоминания. Если причина состоит в этом, то сначала перешифруйте воспоминание по формату «Лечение множественных травматических переживаний»[1] , а потом отрегулируйте субмодальности, чтобы временная линия прошлого больше соответствовала представлениям о настоящем и прошлом. Если настоящее малозаметно (недостаточно выражено), в этом будут некоторые предсказуемые минусы. Например, если временные линии прошлого и будущего сходятся под острым углом, образуя букву «V», то здесь для настоящего просто недостаточно места. Это может привести к следующим симптомам: 1. Внимание обычно сосредоточено на том, что происходило в прошлом или на том, что произойдет в будущем. 2. Трудно получать удовольствие от того, что происходит вокруг в данный момент. Решение: Отделите прошлое и будущее друг от друга и соедините их снова с помощью полукруга (который будет обозначать настоящее), так что теперь они образуют букву «U», а не «V». Если и прошлое, и будущее малозаметны (недостаточно выражены) – например, временная линия может быть в форме «U», огибая человека таким образом, что и прошлое и будущее находятся у него за спиной, то вдобавок к перечисленным выше, могут быть дополнительные симптомы: 1. Человек живет в настоящем, повторяет одни и те же ошибки. 2. Человек не отказывается от вредных привычек, так как не думает о последствиях своих действий. Решение: Поверните временную линию в форме «U», чтобы прошлое и будущее оказались перед ним по левую и правую сторону. Если временная линия у человека перевернута, то есть прошлое совпадает с областью зрительного конструирования, а будущее совпадает с областью зрительной памяти, то вероятны некоторые значительные минусы. Симптомы могут быть следующие: 1. Прошлое кажется «скользким», нестабильным, ненадежным. 2. Будущее находится зафиксированным и неизменным. Решение: Верните временные линии на место, чтобы это совпадало с полушарной организацией. Помните, что полушарная организация леворукого человека обычно является зеркальным отражением полушарной организации праворукого человека, а это определяет, где должно быть прошлое и будущее. Задайте несколько вопросов, чтобы человеку нужно было найти доступ к образам воспоминаний и конструированным образам, чтобы узнать, какая у человека полушарная организация. Иногда временные линии прошлого и будущего обе находятся в области зрительного конструирования, а область зрительной памяти как будто не используется. В этом случае существует вероятность, что подсознание не использует область зрительной памяти, потому что там есть болезненные или травматические переживания. Для проверки попросите человека смотреть не отрываясь в сторону зрительной памяти в течение 30 секунд. Если возникает дискомфорт или волнение, то это подтверждает предложенную выше гипотезу. Прежде чем передвинуть временную линию прошлого обратно в область зрительной памяти, необходимо будет проделать «Зрительно-кинестетическую диссоциацию» (стр. 34) или, может быть, «Лечение множественных травматических переживаний»[2] с травматическими воспоминаниями. Вдобавок к изменению формы временной линии, изменение других субмодальностей также может повлиять на реакцию человека. Например, если он сделает представления о прошлом и будущем более растянутыми, это вызовет совсем другую реакцию, чем, если он сделает эти представления близкими и более сжатыми. Чтобы узнать, какие субмодальности менять, необходимо определить цель. Предположим, что человек хочет мотивировать себя, чтобы накопить денег и купить квартиру, вместо того, чтобы тратить все деньги на те вещи, которые доступны для него в настоящий момент. Представление о цели станет более важным и влиятельным по сравнению с текущими целями, если сделать это представление больше, чем цели ближайшего будущего. Самое главное, что человек становится архитектором своего будущего, когда он понимает, что он сам выбирает, как структурировать свой субъективный опыт. Рефрейминг.
Когда человек продолжает поведение, которое не приносит ему того, что он хочет, как правило: 1) он не знает лучшего способа, как получить то, что он хочет и часто; 2) это поведение было эффективно в определенном контексте в прошлом и продолжается как будто на «автопилоте». Например, мальчик научился тому, что беспомощное поведение приносит ему поддержку со стороны матери. Однако, после женитьбы, несмотря на тот факт, что беспомощное поведение вызывает презрение у его жены, поведение будет продолжаться, если он не найдет лучшего способа, как получать то, что он хочет. К счастью, старые, привычные способы поведения являются результатом обучения, и люди могут научиться новым способам поведения, создать у себя новые привычки. В действительности, поскольку разные стадии жизни требуют нового поведения, эта естественная способность является предпосылкой успеха. Однако, когда жизненные обстоятельства меняются, некоторые люди достигают успеха, а другие терпят неудачу; некоторые люди ведут себя энергично, находчиво и творчески, а другие стремятся только к выживанию. Самое важное отличие между этими людьми – это гибкость поведения. Хотя есть много способов достижения цели, но если обычный способ не подходит, и человек не знает лучшего способа, то он оказывается в тупике. Однако, человек, который воспринимает много разных способов достижения того, чего он хочет, обычно достигает успеха. Следовательно, проблема не в том, что люди выбирают неэффективные или неподходящие способы достижения цели. Проблема в том, что на подсознательном уровне люди не знают лучших способов достижения целей. Когда подсознание находит лучший способ, оно его использует, хотя старый способ все еще остается. Поэтому, терапевт объединяется с подсознанием, чтобы помочь ему найти новые и лучшие способы выполнения его функции. Терапевт не пытается устранить поведение – подсознание будет этому сопротивляться. Более того, адаптация по определению предполагает наличие многих альтернатив; в каком-то контексте – где-то, когда-то – старое поведение может быть эффективным. Этот прием называется «Рефрейминг», потому, что смысл любого поведения зависит от рамки[3] или контекста, в котором человек его воспринимает. Следовательно, когда клиент понимает, что у нежелательного поведения есть положительное намерение, смысл поведения меняется. Когда смысл меняется, отношение человека к самому себе также может меняться. Например, человек ругал свою застенчивость, потому что она мешала ему знакомиться с новыми людьми. Однако, когда он обнаружил, что его «застенчивость» старалась его защитить, чтобы он не совершил ничего постыдного, и таким образом, близкие отношения стали для него возможными , смысл его «застенчивости» изменился. На уровне намерений он нашел согласие между сознанием и подсознанием. Благодаря этой «целостности», ему стало гораздо легче найти более эффективные способы достижения этого намерения. Точно также, когда человек обнаруживает положительное намерение поведения другого человека, их отношения могут улучшиться. Сын-подросток постоянно жалуется, что отец всегда возражает против его планов на будущее. Психотерапевт сказал: «Очевидно, что ему не все равно. Должно быть, он действительно заботится о тебе». Как только поведение отца стало означать для сына «заботу», он смог реагировать на него по-новому. Вдобавок к тому, чтобы найти положительное намерение поведения, рефрейминг может произойти, когда человек находит другой контекст, в котором нежелательное поведение уместно или полезно. Обычно это нетрудно, потому что любое поведение может быть уместно в определенном контексте. Отец пожаловался на то, что его 14-летняя дочь упряма и непослушна. Терапевт сказал: «Разве вас не радует, что она сможет сказать: «нет», если она окажется на свидании с мальчиком, который захочет ею воспользоваться?» Этот прием эффективен для превращения «ограничений» и «проблем» в нечто положительное, в союзников, необходимых для достижения успеха. Другим преимуществом является повышение самооценки. И когда человек обнаруживает, что он может найти решение проблемы внутри себя, он становится более самостоятельным. Этот прием часто используется, когда клиент не может избавиться от нежелательного поведения или реакции, когда у него есть психосоматические симптомы, или когда ему мешают внутренние возражения. Вирджиния Сатир часто использовала Рефрейминг в работе с семьями. Позже Джон Гриндер и Ричард Бендлер создали хорошо известный шестишаговый вариант Рефрейминга. В данной версии шаги 1 и 2 и шаги 5 и 6 объединены. Итак: · у каждого поведения есть положительное намерение; Шаги Рефрейминга.1. Клиент выбирает поведение, которое он хочет изменить; терапевт устанавливает раппорт с подсознанием клиента. 2. Терапевт помогает клиенту войти в раппорт с его подсознанием и найти положительное намерение поведения. 3. Терапевт помогает подсознанию клиента найти новые способы достижения этого намерения. 4. Терапевт помогает клиенту сделать подстройку к будущему и проверить экологию. 1. Основой любой эффективной коммуникации является раппорт. Когда человек переживает внутренний конфликт, он редко находится в раппорте со своим подсознанием. Следовательно, терапевту необходимо установить раппорт с подсознанием клиента. Чтобы войти в контакт с подсознанием клиента, терапевт объясняет, что: а) «Грань» или «подсознательная часть» клиента, которая ведет себя таким образом, выполняет важную функцию (например, привлечение внимания, защита и т. п. ); б) Он поможет этой «подсознательной части» стать еще сильнее и эффективнее; в) Все новые способы достижения цели будут выбраны этой «подсознательной частью» и все старые способы сохранятся, – ничто не будет отнято. Терапевт может сказать клиенту: « Я не знаю, осознаешь ли ты, что твое подсознание старалось тебе помочь, проделывая то поведение, которое тебе не нравится. И хотя ты пока не знаешь, какое у него намерение, у этой подсознательной части есть важная функция, необходимая функция, и поэтому я могу прямо говорить с этой твоей частью . (Терапевт использует немного другой голоса тон, когда обращается к подсознанию). Я на твоей стороне. Я понимаю твою значимость. Этот процесс сделает тебя даже еще более сильной и эффективной. У тебя останутся все способы выполнения твоей функции, которые у тебя есть сейчас, и ты можешь добавить к этому еще более эффективные способы. Именно ты будешь выбирать эти новые способы, и ты будешь решать, когда ими воспользоваться». Терапевт использует язык, соответствующий возрасту и уровню образования клиента. Простые и идиоматические способы объяснения этих идей обычно являются более эффективными, чем технические объяснения. Однако, для некоторых клиентов, подойдет психологический жаргон. Некоторые клиенты будут возражать против слова «часть», а другие не поймут, что терапевт имеет в виду под словом «подсознание». Поэтому терапевт выбирает описание, подходящее для клиента. Все эти описания – часть, грань, сторона, аспект, внутренняя мудрость, интуиция, подсознание, сознание и т. д. – метафорические. В конфликте есть две стороны, и, судя по всему, клиент не понимает одну из сторон этого внутреннего конфликта и не чувствует признательности к ней. Например, клиент хочет перестать сердиться на ближних, но тем не менее все время выходит из себя. Поскольку он говорит, что хочет перестать сердиться, то когда он сердится, должно быть это действует какой-то другой аспект его личности. Именно этот другой аспект терапевт имеет в виду в этих метафорических описаниях. Терапевт часто использует истории, чтобы объяснить клиенту некоторые идеи: например, «у каждого поведения есть положительное намерение» или «поскольку гибкость поведения адаптивна, лучше добавить новые способы поведения, чем устранить старые». Терапевт может также прямо общаться с подсознанием, используя вставленные сообщения и аналоговое размечивание. 2. Терапевт сохраняет уверенность, если клиенту вначале трудно установить контакт с подсознанием. Обычно клиент не доверял своему подсознанию и не понимал его в течение многих лет. Чтобы создать доверие и понимание между сознанием и подсознанием, необходимы мотивация, терпение и творчество. Более того, хотя предполагается, что клиент достигнет успеха, трудно предсказать, когда и каким образом ответит подсознание, будет ли это внутренний диалог, образы, воспоминания, интуиции, чувства или что-то другое. Чтобы помочь клиенту, терапевт: а) Вызывает у клиента мотивацию, напоминая ему о его целях и связывая цели с шагами; б) Дает клиенту точные объяснения по поводу того, о чем спросить подсознание (например, «Как ты стараешься мне помочь, когда ты делаешь…»); в) Просит клиента закрыть глаза, расслабиться и сосредоточить внимание внутри; г) Просит клиента прямо обратиться к подсознанию и задать этот вопрос с уважением; д) Просит клиента терпеливо подождать, чтобы узнать, как отреагирует подсознание. Терапевт: «…поскольку ты не знаешь, как отреагирует подсознание: будет ли это образ, или это будет внутренний диалог, будет ли это воспоминание или может быть, ощущение и ты на самом деле не узнаешь этого, пока твое подсознание не ответит. В любом случае, чем уважительнее и мягче обращение, тем легче будет найти общий язык. И, пожалуйста, поблагодари подсознание, когда оно начнет отвечать, даже если ты пока не понял смысла сообщения». Уважительное отношение терапевта к этой подсознательной части служит примером для клиента. Более того, терапевт влияет на реакцию клиента, ожидая, что клиент, так или иначе, установит контакт с «подсознательной частью». Терапевт использует предпосылки и возвратные глаголы, чтобы выразить свои ожидания. Убедитесь, что сознание клиента не говорит за подсознание, – уделите достаточно времени, чтобы дать подсознанию возможность отреагировать. Если клиент узнает намерение «подсознательной части», но не понимает, что в нем положительного, переходите на более высокий логический уровень (какое намерение этого намерения?), пока положительное намерение не будет выяснено. На этом уровне намерений конфликт исчезает. 3. После того, как клиент узнал положительное намерение нежелательного поведения, терапевт помогает клиенту: а) Вообразить дополнительные способы или подходы для достижения этого намерения; б) Критически оценить эти дополнительные способы; и в) Выбрать новые способы достижения этого намерения, пользуясь критериями эффективности и уместности. Чтобы осуществить эти задачи, терапевт находит доступ к разным сторонам подсознательных способностей клиента. Чтобы выполнить первый шаг (вообразить), терапевт находит доступ к грани подсознания, которую можно назвать воображением или творчеством. Терапевт может использовать истории, чтобы передать воображению, что: а) «Чем больше разных способов, тем лучше (например, несколько десятков)»; б) «После того, как представятся все очевидные способы, вообрази такие способы, которых ты никогда не представляло себе раньше, или ты считало, что это возможно только для других людей – поищи новыми способами и в новых местах»; в) «Эти способы необязательно должны быть совершенными или даже практическими. Пусть некоторые способы будут забавными, нереальными, неуместными, смешными или даже нелепыми»; г) «Ты (воображение) не отвечаешь за выбор, ты только воображаешь, а «подсознательная часть» сама оценивает и выбирает, какие новые способы она хочет проверить»; д) «Пока ты воображаешь, не будет никакой критики». Терапевт: «…и все, что тебе нужно сделать – это вообразить много-много новых способов для достижения намерения «подсознательной части». И ты можешь получить удовольствие от этого, потому что не будет никакого давления. Те новые способы, которые ты придумаешь, могут быть глупыми, невозможными или безнравственными. Тебя не будут критиковать, и ты не отвечаешь за оценку этих новых способов, это сделает «подсознательная часть». Все, что тебе нужно делать – это воображать, искать в таких местах, куда ты не заглядывало раньше, мечтать о возможностях, о которых ты никогда раньше не думало. И когда ты представишь себе все, что возможно под солнцем, ты можешь представить себе, как другие люди могли бы этого достигнуть, находя даже больше способов, чем тебе казалось возможным. Ты даже можешь представить себе, как литературные герои, герои мифов и сказок, могли бы выполнить эту задачу». Терапевт может вызвать и закрепить с помощью якоря ассоциированные воспоминания творческих моментов из жизни клиента, чтобы стимулировать его воображение. В мире достаточно возможностей, их не хватает только в модели мира клиента, поэтому задача терапевта – помочь клиенту открыть дополнительные возможности. Чтобы выполнить второй и третий шаги (критически оценить и разумно выбрать), терапевт передает первой «подсознательной части», которая проделывала нежелательное поведение: а) «Тебе не нужно искать и воображать. Твоя единственная задача, в то время как воображение придумывает новые способы достижения твоего намерения, – это выбрать, какие новые способы ты хочешь взять для себя»; б) «По мере того, как ты внимательно изучаешь каждый новый способ, оцени его уместность и эффективность»; в) «Каждый раз, когда ты находишь новый способ достижения твоего намерения, который тебя интересует, отложи его в сторону. Потом ты сможешь его проверить и убедиться, что он подходит». Терапевт: «По мере того, как эти возможности появляются, предварительно оцени каждую из них и реши, насколько она уместна и эффективна. Хочешь ли ты ее примерить, чтобы убедиться, что она действительно поможет тебе выполнить твою функцию? Ты можешь подавать сигнал каждый раз, когда ты найдешь еще один способ, который тебя интересует, уделяя столько времени, сколько будет необходимо, чтобы тщательно проделать эту работу». Терапевт объясняет клиенту (сознанию), что он не должен пытаться помогать, а только наблюдать со стороны и позволить подсознанию выполнить эту задачу. 4. Когда у «подсознательной части» появится, по крайней мере, три новых способа достижения намерения, проделайте подстройку к будущему с каждым из этих способов по очереди. Для этого есть три причины: чтобы проверить и убедиться, что эти новые способы будут эффективны; чтобы убедиться, что нет экологических возражений; чтобы мысленно прорепетировать и поупражняться в этих способах, так что они будут проявляться естественно в подходящем контексте. Чтобы сделать подстройку к будущему: а) Клиент выбирает определенную ситуацию, где раньше у него было нежелательное поведение; б) Клиент входит в эту ситуацию и проживает ее, репетируя новые способы достижения намерения, – он делает это не интеллектуально, он все видит, слышит и чувствует; в) Потом клиент оценивает, насколько эффективным на самом деле будет этот способ, действительно ли он ему подходит, как его можно улучшить, и есть ли какие-нибудь возражения; г) Если клиент полностью удовлетворен, он сохраняет новый способ достижения намерения и продолжает до тех пор, пока все новые способы не будут прорепетированы и проверены; д) Если есть какие-либо возражения, какими бы маленькими или незначительными они не казались, терапевт просит «возражающую часть» сотрудничать с «подсознательной частью», чтобы обе их функции были учтены. Затем они могут вместе вернуться к третьему шагу, чтобы «подсознательная часть» и «возражающая часть» могли вместе оценивать, выбирать, видоизменять и проверять. Изменение представлений о прошлом.1. Выявите нежелательное или неприятное чувство. а) Откалибруйте физиологию. б) Поставьте якорь. 2. Удерживайте якорь, чтобы клиент мог последовать за этим чувством назад, в прошлое, отыскивая ситуации, в которых это чувство возникало у него раньше. а) Когда вы замечаете усиление физиологии, связанной с нежелательным чувством, попросите клиента заметить, что происходит вокруг него и сколько ему лет в этом переживании. б) Запомните эти моменты (т. е. возраст клиента в каждом из этих воспоминаний), чтобы вы могли вернуться к ним в дальнейшем. Терапевт: « Теперь, вместо того, чтобы подавлять это чувство или пытаться его избежать, заметьте его, на самом деле заметьте, и когда вы почувствуете его, оно может начать плавно нести вас назад, в прошлое. Я буду держать вашу руку вот так, чтобы вы знали, что я рядом с вами, и вы в безопасности, и что чувство может нести вас назад, как река, которая течет назад, в прошлое, и вы можете просто чувствовать и замечать, когда это чувство усиливается, что вокруг вас в такие моменты и сколько вам лет, потому что чувство исполняет всю необходимую работу... и когда вы замечаете, что происходит вокруг вас в этой ситуации, я хочу, чтобы вы сказали мне, сколько вам здесь лет, прежде чем чувство понесет вас еще дальше... » . 3. Продолжайте этот поиск, пока не выявите от 3 до 6 подобных переживаний или пока не обнаружите первоначальное запечатление. Переориентируйте внимание клиента на настоящее время и отпустите якорь. 4. Помогите клиенту диссоциироваться. Когда он начнет смотреть со стороны на самую раннюю из найденных ситуаций, спросите его, каких ресурсов ему не хватало в той ситуации, чтобы чувствовать себя так, как ему хотелось бы. Побудите клиента проверить эффективность этих ресурсов, представляя со стороны, что бы произошло на самом деле, если бы у клиента был доступ к этим ресурсам в той ситуации. 5. Когда клиент убедится, что нашел необходимые ресурсы, помогите ему заново пережить (полностью ассоциировано) реальные события, в которых он на самом деле обладал желаемыми ресурсами. Когда он проживает заново эти ситуации, откалибруйте ресурсную физиологию. Закрепите эти ресурсные переживания с помощью якоря (используйте якорь, отличающийся от якоря шага 1). 6. Начните постепенно изменять прежнее представление клиента о самом себе. Используя ресурсный якорь, побудите клиента пережить заново (ассоциировано) самую раннюю из найденных ситуаций: как бы изменилось происходящее, если бы у него был тогда доступ к его нынешним ресурсам. а) Если клиент не удовлетворен результатом, вернитесь к шагам 4 и 5. Помогите клиенту найти дополнительные, более эффективные ресурсы. Когда ресурсное состояние станет достаточно интенсивным, установите якорь и повторите шаг 6. б) Продвигаясь вперед от ситуации к ситуации, повторите шаг 6 с каждым запечатлением, обнаруженным в шаге 3, используя в качестве ориентира возраст клиента. В случае необходимости вызовите и закрепите якорем дополнительные ресурсные состояния. Продолжайте эту работу, пока клиент не будет удовлетворен результатами. 7. После того, как клиент пройдет заново через все эти ситуации (найденные в шаге 3) оставаясь в ресурсном состоянии, предложите ему вспомнить эти моменты без применения якоря и заметить, что он почувствует на этот раз. Если старое (нежелательное) чувство возникает снова, повторите процесс (с 4 шага) с новыми, более подходящими или более сильными ресурсами. 8. Когда клиент убедится, что его прежнее чувство действительно изменилось, сделайте подстройку к будущему. Попросите клиента представить себе будущую ситуацию, в которой раньше у него возникало нежелательное чувство; не используйте якорей. Откалибруйте физиологию клиента (появляется ли у него физиология ресурсного состояния). Пусть клиент прорепетирует желаемое поведение. Преодоление горя.Потеря – это нечто такое, что иногда переживает каждый человек, и горе в такой ситуации естественно. Но когда горе начинает подавлять человека и переходит в депрессию, когда у него нет никакой надежды, стоит изменить эту реакцию. Прием « Преодоления горя» предложен Стивеном и Коннирай Андреас; он эффективен, когда нужно вселить в клиента надежду и тем самым помочь ему преодолеть горе. Этот прием можно использовать в разных ситуациях: смерть любимого человека, развод, потеря любимого домашнего животного, потеря семейной реликвии. Человек может горевать даже о счастливом детстве, которого у него никогда не было. Хотя все эти ситуации отличаются друг от друга, у них есть общее – потеря надежды. Когда клиент горюет по поводу смерти матери, его мать уже не может чувствовать ни боли, ни тревоги. Но клиент чувствует, что все, что он получал от матери, потеряно навсегда: нежность, поддержка, любовь, понимание и т. д. Если у него нет никакой надежды найти все это в будущем, то будущее действительно покажется ему мрачным. К счастью, из того факта, что матери уже нет в живых, логически не следует, что клиент никогда больше не сможет найти поддержку, заботу, любовь или понимание. На самом деле, если у клиента есть ожидание , что он сможет найти все это, то такое ожидание часто становится самоисполняющимся пророчеством. В любом случае, положительный взгляд на вещи вселяет надежду и снова делает жизнь наполненной. Чтобы создать этот положительный взгляд на вещи, мы, естественно, воспользуемся родным языком нашего мозга: звуками, ощущениями и более всего образами. Поэтому в части А этого приема у клиента создается ожидание, что он найдет те особые качества и черты , связанные с человеком, который был потерян. Поскольку существует разница между самим этим человеком и его качествами, клиент может найти другие способы, как получать нечто важное, что он получал во взаимоотношениях с потерянным человеком, хотя этого человека уже нет рядом. Как только клиент прояснит для себя, что ему было особенно дорого в том человеке, следующим шагом будет предложить ему выбрать символ, ассоциирующийся у него с качествами и чертами того человека (а не с самим человеком). После того, как этот символ « размножится» , клиент « посеет» эти символы на временной линии будущего. Таким образом, положительное ожидание создается на уровне первичного опыта; и у подсознания впереди есть ясная цель. И чем больше клиент представляет себе этот символ в будущем, тем более реалистичным становится его ожидание, что он сможет, так или иначе, найти качества, ассоциирующиеся с символом. Но важно не только отделить человека от его качеств; другая важная идея этого приема состоит в том, что наши счастливые воспоминания принадлежат нам, и никто не имеет права отнять их у нас. К сожалению, несмотря на то, что у клиента есть воспоминания о счастливых годах, проведенных с потерянным человеком, обычно последний болезненный момент запечатлевается особенно ярко. И поэтому этот болезненный конец часто затрудняет доступ к важным, теплым и дорогим воспоминаниям. Ричард Бендлер рассказывает: « Как-то на вечеринке я наблюдал за одной женщиной. Она прекрасно провела три часа: разговаривала, танцевала, пила шампанское. И перед самым уходом кто-то пролил кофе ей на платье. Когда она почистила платье, она сказала: « О, теперь весь вечер испорчен » . Подумайте об этом: одного неприятного момента было достаточно, чтобы испортить три часа веселья. Мне хотелось узнать, как она это сделала, и я попросил ее вспомнить, как она танцевала. Она сказала, что видит себя танцующей с кофейным пятном на платье. Она взяла это кофейное пятно и буквально « запятнала » все свои предыдущие воспоминания » [4] . То, что произошло с этой женщиной, иллюстрирует распространенное явление: несчастный конец лишает человека первоначального удовлетворения и удовольствия. Это несправедливо, и в этом нет необходимости. Если клиент, горюющий по своей бывшей жене, будет вспоминать радостные моменты, когда отношения только начинались, у него будут не только более сбалансированные представления, но и более высокая самооценка. Во второй части приема клиент не только выбирает те моменты, которые ему хотелось бы вспоминать (например, видеть образ матери, когда она была молода и здорова, вместо того, чтобы видеть ее умирающей в больнице), но и использует перенесение субмодальностей, чтобы изменить саму форму этого образа воспоминания. Как модель здесь берется структура воспоминания о том человеке, к которому клиент чувствует близость. Это дает клиенту возможность чувствовать близость положительных, счастливых воспоминаний о потерянном человеке. Клиент может возразить, что, вспоминая эти счастливые моменты, он будет еще более остро чувствовать свою потерю, потому что того человека уже нет рядом. Вот почему первая часть этого приема так важна. Когда у него есть положительное ожидание, и он знает, что сможет получать то, чем он нуждается, от других, тогда эти счастливые воспоминания – это прочный фундамент, заложенный в прошлом и служащий основой для будущего. Клиент сможет построить такое будущее, которого он хочет, и он будет чувствовать уверенность в себе и своих способностях. Таким образом, в части Б этого приема клиент будет работать как с содержанием воспоминаний, так и с формой (субмодальностями). Когда клиент вспоминает человека, по которому он горюет, как далекий, тусклый, застывший образ, то ему трудно чувствовать близость этого человека. Или если клиент вспоминает образ своего отца в гробу, то очевидно, что ему не захочется приближать это воспоминание. Вот почему ему сначала нужно поменять этот образ на теплое и радостное воспоминание, прежде чем менять субмодальности. Эти две части приема можно применять в любом порядке или по отдельности. Часть А можно применять отдельно, когда клиент горюет по чему-то нематериальному (по работе, например), или просто для того, чтобы создать положительные ожидания в будущем. Часть Б можно использовать отдельно, чтобы создать ощущение близости, когда клиент думает о любимом человеке, с которым он на время расстался. Шаги.Часть А. 1. Выявите у клиента его временную линию. 2. Выясните, какие черты, качества или свойства были присущи тому человеку, по которому клиент горюет. 3. Пусть клиент выберет символическое представление этих черт, качеств или свойств – не самого человека, а его качеств. 4. Пусть клиент « размножит» это представление и « посеет» его по всей линии будущего. 5. Сделайте проверку. Часть Б. 1. Выясните, каковы субмодальности представления о человеке, по которому клиент горюет. 2. Выясните субмодальности положительного воспоминания, чтобы использовать его в качестве модели. Пусть клиент выберет человека, чье присутствие он ощущает, хотя, может быть, прошло много лет с тех пор, как он видел этого человека. 3. Выясните, каково содержание представления о потерянном человеке. Если это совсем не теплый и положительный момент, пусть клиент выберет более подходящее воспоминание, чтобы он мог хранить его близко. 4. Перенесите субмодальности с положительного воспоминания на представление о человеке, по которому клиент горюет. 5. Сделайте проверку (в т. ч. экологическую). В следующем примере клиент все еще был поглощен мыслями о своей жене, хотя он развелся с ней три года назад, Заметьте, что мы поменяли здесь местами части А и Б и порядок шагов несколько другой, что соответствует потребностям клиента. Описание терапии.Часть Б. 1. Выясните, каковы субмодальности представления о человеке, по которому клиент горюет. Терапевт: «Скажите мне, пожалуйста, каким образом вам вспоминается ваша жена, когда вы думаете о ней». Клиент : «Я вижу тот момент, когда она уходит от меня». Заметьте, что клиент начинает описывать содержание (что он видит, а не то, как он это видит). Однако можно заметить местоположение этого образа – клиент смотрит налево. Терапевт: «Не могли бы вы описать мне форму этого образа? Насколько он большой? Есть ли там движение?» Клиент: «Это похоже на маленькую фотографию (показывает налево) , она темная и мрачная. Мне не нравится на нее смотреть». Люди часто помнят последний болезненный момент во взаимоотношениях с тем человеком, которого они потеряли и, естественно, они не хотят, чтобы такое воспоминание было близко. Выясните, что происходит, когда содержание меняется. Терапевт: «Заметьте, что происходит, когда вы меняете это воспоминание на один из счастливых моментов, который был у вас с вашей бывшей женой» . Клиент: «Теперь оно менее мрачное, но я чувствую, что меня тянет туда еще сильнее. Я хочу снова вернуться туда, в это хорошее время» . Это типичное описание той дилеммы, которая возникает перед людьми, когда они переживают потерю. Когда они вспоминают болезненные моменты, они чувствуют себя плохо; когда они вспоминают счастливые моменты, они чувствуют, что этого уже нет, и тогда им становится еще хуже. Чтобы отстраниться от этой боли, они обычно делают представление о потерянном человеке маленьким и хранят его далеко, и от этого появляется ощущение пустоты. У них нет доступа к приятным чувствам, которые у них были тогда, и поэтому им трудно преодолеть горе. 2. Теперь выясните субмодальности положительного воспоминания, чтобы использовать его в качестве модели. Терапевт: «Хорошо. Давайте уберем этот образ на время. Теперь подумайте о ком-нибудь, к кому вы чувствуете близость. Хотя, может быть, вы не видели его многие годы. Но когда вы думаете о нем, вы чувствуете себя хорошо, вы ощущаете его присутствие, а не пустоту. Каким образом вам представляется этот человек?» Клиент смотрит вправо и вспоминает своего старого школьного друга. Терапевт: «Что вы замечаете, когда вы сравниваете это воспоминание с воспоминанием о вашей бывшей жене?» Клиент обнаруживает, что представление о друге – нормального размера и движущееся, а представление о бывшей жене – маленькое и застывшее. Убедитесь, что клиент на самом деле чувствует присутствие этого человека. Терапевт: «Вы чувствуете, что он как будто здесь, рядом. Можете ли вы вспомнить, как вы были вместе, хотя сейчас его здесь нет». Клиент: «Да, кажется, как будто он здесь, в этой комнате, со мной». Эти субмодальности – местоположение (близко и справа), размер (большой) и движение – дают возможность этому конкретному клиенту зашифровывать воспоминания о ком-то, чье присутствие он может ощущать, хотя этого человека нет с ним рядом. 3. Проверьте экологию, принимая реакцию клиента и используя ее. Терапевт: «Есть ли у вас какие-то возражения по поводу того, чтобы представлять себе свою бывшую жену точно так же, как вы представляете себе старого друга, таким образом, у вас будет приятное ощущение от ее присутствия, вместо ощущения мрачной пустоты?» Клиент: «Это было бы неплохо снова почувствовать эти приятные ощущения, но не помешает ли это моим отношениям с другими женщинами?» Терапевт: «Это важное соображение. Конечно, вы не хотите просто сидеть дома и переживать теплые чувства по отношению к своей бывшей жене. На самом деле, когда мы закончим, вы будете больше подготовлены ко встречам с другими женщинами. Вы чувствуете близость своего старого друга, но это не помешало вам завести новых друзей, не так ли?» Клиент: «Нет, не помешало». Помогите клиенту понять следующий парадокс: тот способ, которым он пользовался, чтобы защитить себя от боли и одиночества, стабилизировал ощущения боли и одиночества. Терапевт: «Осознаете ли вы, что такой способ хранить воспоминания о вашей бывшей жене мешал вашим отношениям с другими женщинами? Хорошие чувства по отношению к жене – это ваши чувства, и вы заслуживаете того, чтобы эти чувства заменили ощущения тоски и пустоты. И, более того, когда у вас есть доступ к тем приятным моментам, которые вы провели вместе с вашей женой, это может помочь вам построить новые отношения с другим человеком так, как вы этого хотите» . Клиент: «Ну, хорошо». 4. Выберите приятное воспоминание, связанное с человеком, по которому клиент горюет, и воспользуйтесь субмодальностями положительного модельного переживания, чтобы изменить форму этого воспоминания. Терапевт: «Вот так. Я хочу, чтобы сначала вы подумали об одном из наиболее приятных моментов, которые у вас были с вашей женой, когда все шло хорошо… И потом заметьте, что происходит, когда она выходит из этого воспоминания и становится рядом с вами, вот здесь, справа, нормального размера, движущаяся, в том же самом месте, где был ваш старый друг, почти как будто она здесь, с вами, в этой комнате». Клиент улыбается и начинает расслабляться. Клиент: «Это хорошее ощущение. Я давно уже себя так не чувствовал… Мои чувства к ней в самом деле изменились». Терапевт: «Хотя вы потеряли ее, вы все равно можете хранить в душе эти приятные чувства». Последующая проверка подтвердила, что клиент чувствовал себя комфортно, когда он думал и говорил о своей бывшей жене. С помощью изменения субмодальностей он стал воспринимать ее по-новому: не как человека, о котором он горюет, а точно так же, как старого школьного друга, вызывающего у него теплые чувства. Клиент научился заменять чувство пустоты другими, более подходящими чувствами, но терапия на этом не закончилась. Часть А. Хотя никто не может заменить человека, которого клиент потерял, он может построить новые взаимоотношения с другими людьми, и у этих людей будут многие качества , ценные для него. Поэтому в части А терапевт сначала выясняет сложное равенство – какие черты, качества или свойства ассоциируются с потерянным человеком. После этого создается символическое представление этих качеств (а не самого человека), чтобы у клиента было ожидание, что он найдет эти качества в будущем. Таким образом, положительный опыт прошлого используется для того, чтобы вести клиента в том направлении, в котором он хочет идти. В этом конкретном случае терапевт уже выявил временную линию клиента. 1. Выясните, какое сложное равенство существует у клиента: с какими качествами ассоциируется у клиента потерянный человек. Терапевт: «На следующем шаге я предложу вам закрыть глаза и просмотреть все положительные воспоминания, которые связаны с вашей бывшей женой; вы можете игнорировать отрицательные моменты, в данном случае они не важны. Пока вы это делаете, я хочу, чтобы вы начали осознавать, что вы ценили в ней, что было важно для вас в этих отношениях, что эти отношения давали вам. Разные люди ценят разные вещи. Одни ценят теплые и близкие отношения, для других важна дружба. Она менее интенсивна, но дает ощущение комфорта. Некоторым людям нравится спонтанность и разнообразие, в то время как другим – постоянство и надежность. Юмор, ум, энтузиазм – все это люди могут ценить в отношениях. Некоторые обнаруживают, что в определенных взаимоотношениях их самооценка была выше, и это нечто важное для них». 2. Пусть клиент создаст символическое представление того, что было потеряно (не человека). Терапевт: «Теперь, когда вы выяснили, что было важнее всего в отношениях с вашей бывшей женой, вы можете представить себе это абстрактно или символически… И пусть этот символ будет в другом месте, а не в том же самом, где вам представляется ваша жена, так что эти качества будут представлять собой сущность тех драгоценных переживаний, которые были у вас с вашей бывшей женой, сущность того, что было потеряно…». Клиент: «Я вижу теплый белый огонек, куда бы он не попал, он все наполняет светом и теплом». Терапевт: «Очень хорошо. Это символический образ, потому что вы не знаете конкретных подробностей будущих событий, хотя в общем вы знаете, чего хотите. Другими словами, хотя вы не знаете точно, кого вы встретите, вы можете ожидать, что у этого человека будет такой теплый белый огонек… ». Клиент: «Я понял». 3. Пусть клиент « размножит» этот символ и « посеет» его по всей временной линии будущего. Терапевт: «Вот так. А теперь я хочу, чтобы вы представили себе много таких теплых белых огоньков. И когда этот образ « размножится » , каждый из этих огоньков, может быть, будет немного отличаться от всех остальных, но в каждом из них будет такое тепло, в каждом из них будет сосредоточена сущность тех отношений, которых вы хотите. Когда вы решите, что уже достаточно этих огоньков, то следующим шагом будет « посеять » их по всей временной линии будущего, некоторые ближе, некоторые дальше. Когда вы это сделаете, заметьте, как эти теплые белые огоньки сверкают словно маленькие звездочки» . Клиент: «Удивительно. Я на самом деле вижу все эти маленькие сверкающие огоньки в будущем. Оно на самом деле выглядит ярким». Терапевт: «И когда вы представляете себе, как вы идете в будущее, и женщину, которую вы еще не встретили, и удовлетворяющие вас отношения, которые вы можете построить – заметьте, какие чувства у вас возникают. Очень хорошо. И чем больше вы смотрите на эти прекрасные белые огоньки, тем больше их там будет». 4. Сделайте проверку. Терапевт: «Теперь я хочу, чтобы вы постарались подумать о своей бывшей жене так, как вы делали это раньше. Это было маленькое, темное и далекое представление. Что происходит?» Клиент: «Я не могу удержать этот образ. Я вижу его какое-то мгновение, но потом я думаю об этих сверкающих огоньках в будущем». Зрительно-кинестетическая диссоциация.Этот метод надежен при работе с любой фобией, когда человек непроизвольно реагирует на определенный стимул – например, пауков, лифты, высоту или воду. Этот метод также применялся для широкого круга проблем, не имеющего непосредственного отношения к фобиям, включая разного типа травматические реакции на события прошлого: несчастные случаи, физические оскорбления, участие в военных действиях, в том числе и самые серьезные случаи «посттравматического стрессового синдрома». Критерием применения зрительно-кинестетической диссоциации является очень быстрая или немедленная реакция пациента на определенный стимул. При «тревоге» и других реакциях страха, развивающихся в течение нескольких минут или часов, обычно более эффективно использовать переключатель. Шаги: 1. Диссоциируйте клиента от стимула. 2. Вызовите ресурсное состояние и стабилизируйте его с помощью якоря. 3. Используя якорь, помогите клиенту увидеть себя со стороны, как он в той ситуации переживает паническую реакцию. 4. Помогите клиенту ассоциироваться с травматической ситуацией в самом конце, когда все закончилось и быстро пройти задом наперед через все это переживание. 5. Сделайте проверку. Рекомендуется, чтобы психотерапевт начинал процесс диссоциации клиента от неприятных или травматических воспоминаний сразу же, с самого начала терапии. Терапевт: «В чем проблема? Чем я могу помочь?» Клиентка: «У меня начинается паника, как только собака…». Терапевт: «Стоп. Давайте будем говорить о Наде, как будто она находится в другом месте, вон там. Что происходит, когда она видит собаку? Я хочу, чтобы вы рассказали мне о ней» (терапевт указывает рукой вперед, в пространство пред клиенткой). Клиентка: «Она начинает паниковать каждый раз, когда она оказывается рядом с собакой, а иногда даже, когда она думает о собаке». Диссоциация является основой успешного применения этого метода. Следовательно, задача терапевта – научить клиента полностью диссоциироваться от стимулов и воспоминаний, вызывающих нежелательную реакцию. Терапевт отвечает за защиту клиента. Если у клиента интенсивная реакция, настоятельно рекомендуется перед началом работы вызвать ресурсное состояние и стабилизировать его с помощью кинестетического якоря. Терапевты часто пользуются двойной диссоциацией, чтобы еще эффективнее защищать клиента. Чтобы передать эту идею, эффективно будет воспользоваться метафорой. Терапевт: «Я хочу, чтобы вы вспомнили какой-нибудь знакомый вам кинотеатр и представили себе, что вы сейчас находитесь там. Пусть глаза будут открыты. На экране черно-белая фотография Нади. Когда вы это себе представите, следующим шагом будет оставить свое тело сидящим здесь и перенестись в будку оператора. Вы знаете, что это такое, не правда ли?» Клиентка: «Да». Терапевт: «Хорошо. Потому что в будке оператора вы в сохранности. Здесь есть маленькое стеклянное окошечко, через которое вы можете посмотреть и увидеть Надю, как она сидит и смотрит на свою черно-белую фотографию на экране. И я хочу, чтобы вы оставались в будке оператора, чувствуя себя уютно, пока вы смотрите сцену из фильма, потому что скоро вы увидите со стороны, как Надя реагировала, когда оказывалась рядом с собакой». Клиентка: «Я не знаю, с чего начать. Я должна вспомнить самый первый раз?» Терапевт: «Нет, это может быть любой запомнившийся момент, когда она (терапевт указывает рукой на Надю на экране) впадала в панику при виде собаки. Здесь важно, чтобы по мере того, как вы смотрите из будки, сцена была черно-белая и начиналась до появления собаки. Так что в начале она в сохранности, потом появляется собака, и она впадает в панику, а сцена просто прокручивается до самого конца, не останавливаясь, до того момента, когда опасность миновала». Клиентка: «То есть, она в сохранности в начале и в конце, страшно только в середине?» Терапевт: «Да. И даже когда ей страшно, вы в сохранности наблюдаете из будки оператора». С помощью эффективных речевых оборотов, жестов и метафор, терапевт продолжает подкреплять диссоциацию клиента. По мере того, как клиент наблюдает за сценой, терапевт внимательно наблюдает за физиологией клиента. Когда клиент диссоциирован, его движения глаз будут соответствовать зрительному доступу (обычно это будет взгляд прямо вперед) и дыхание у него будет ровное и неглубокое. Если он начнет ассоциироваться, его физиология сразу же отразит сильные эмоции – движение глаз вниз, в область кинестетики (или клиент закрывает глаза), изменение цвета щек и неритмичное дыхание. В этом случае терапевт тут же прерывает клиента и переориентирует его на настоящий момент. Чтобы это сделать, терапевт убедительно настаивает на том, чтобы клиент открыл глаза, увидел комнату, услышал голос терапевта, встал и предпринял любые другие меры, необходимые для диссоциации. Например: Терапевт: «Надя, встань и послушай меня (терапевт заставляет клиентку подняться). Открой глаза и посмотри на меня. Заметь, что ты со мной и ты в сохранности. И поскольку ты здесь, ты не можешь быть там». Покуда терапевт реагирует при первых же признаках ассоциации у клиента, все будет в порядке. Когда клиент придет в себя, терапевт снова вызывает у него ресурсное состояние и снова стабилизирует его с помощью якоря (просто взять клиента за руку часто может быть эффективным якорем), прежде чем снова начать. Терапевт также может использовать субмодальности, чтобы помочь клиенту оставаться диссоциированным. Например, представление можно сделать меньше или отодвинуть его подальше, сцена может быть черно-белой, клиент может смотреть сверху. После того, как клиент посмотрел эту сцену со стороны (диссоциированно) до самого конца, следующим шагом будет ассоциироваться в конце этой сцены, после того, как травматический момент закончится и быстро пронестись задом наперед через всю сцену, ассоциированно, пролетая через все в обратном порядке. Когда клиент окажется в моменте до начала травматического эпизода, его следует переориентировать на настоящий момент. Терапевт: «Надя, следующий шаг может показаться немного необычным, и я не хочу, чтобы вы его делали до тех пор, пока вы не поймете полностью мое объяснение. Хорошо?» Клиентка: «Хорошо». Терапевт: «Теперь, когда та сцена на экране закончилась, вы можете увидеть стоп-кадр с Надей после того, как все закончилось. Опасность миновала, она в сохранности. Так что вы можете войти прямо в стоп-кадр, и стать Надей после того, как травматический момент закончился. И когда вы окажитесь там, все будет цветным и фильм быстро перемотается назад. Вы когда-нибудь видели, как фильм перематывают назад?» Клиентка: «Да». Терапевт: «И все просто несется задом наперед. Если кто-то в этой сцене уронил яйцо, когда фильм перематывают назад, бесформенная масса подпрыгивает с пола и снова превращается в целое яйцо. Именно это и произойдет. Вы можете уделить все время, которое вам необходимо, чтобы оказаться в конце этой сцены, но помните, что когда фильм начнет перематываться назад, это произойдет очень быстро, так что примерно через секунду вы окажетесь в моменте до того, как что-либо произошло. Это понятно?» Клиентка: «Вы имеете в виду, что я буду внутри фильма, когда он будет перематываться назад?» Терапевт: «Да, именно так. И не останавливайтесь, пока вы не окажетесь в моменте до травматического эпизода». Терапевт внимательно наблюдает за физиологией клиента, чтобы убедиться, что он точно следует инструкциям. Если у терапевта есть какие-либо сомнения, он может проинструктировать клиента, чтобы тот повторил процесс. Терапевт: «Вы оказались в моменте до начала?» Клиентка: «Да». Терапевт: «Хорошо. На этот раз я хочу, чтобы вы сделали то же самое, вошли в сцену в конце, но теперь фильм будет перематываться назад даже еще быстрее». Чтобы убедиться в результатах работы, терапевт делает проверку. Терапевт: «А теперь, Надя, представьте себе, что собака вошла через ту дверь и подошла прямо к вам. Как вы отреагируете, когда она начнет лаять?» Будет ли это реальный стимул, или воображаемый, или стимул из воспоминаний, по физиологии клиента можно определить, какая у него реакция: фобическая или нормальная. Если фобическая реакция существовала много лет, клиент мог не научиться другим, более разумным способам защиты. Например, если клиент с детства страдал агорафобией, у него, быть может, не было шанса научиться тому, насколько близко можно подходить к краю, чтобы не подвергать себя опасности. Опытный терапевт поможет клиенту прорепетировать разные варианты поведения, чтобы он мысленно приобрел достаточно опыта самозащиты, несмотря на отсутствие старой фобической реакции. Опытный психотерапевт понимает также, что клиент – это часть системы. Устранение симптома повлияет не только на клиента, но и на взаимоотношения в его семье. Например, когда у человека, состоящего в браке, имеется серьезный симптом, он неизбежно выполняет какую-то функцию в этом браке, и когда симптом будет вылечен, это повлияет на супружеские отношения. Симптомы детей почти всегда являются отражением супружеских проблем родителей. Игнорировать семью, излечивая человека от сильной фобической реакции, это все равно, что предположить, что у палки один конец. Когда фобия исчезнет, гомеостаз семейной системы будет под угрозой, и каждый член системы должен будет адаптироваться к новым взаимоотношениям. Терапевт должен это предвидеть и оказать помощь в случае необходимости. Ричард Коннер Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |