Мы в город изумрудный идем дорогой трудной
Шел несчастный человек по берегу моря –и увидел старинный сосуд… Каждый взрослый знает, что в таких сосудах обычно сидят джинны. Но в этом оказался не джинн, а маленький волшебник. «Что ты хочешь?» - вздохнув, спросил волшебник. «Я несчастлив,» - сказал человек. «Это я понял. Что ты хочешь?» - снова спросил волшебник.
Человек стал думать, и понял, чего ему не хватает для счастья. «Я хочу денег!» - озвучил он свое открытие. Дзинь – у него в бумажнике оказалась платиновая VISA. Он обрадовался, побежал по магазинам, купил себе множество разных вещей. Но что-то ощущения счастья так и нет… Он снова достал волшебника из сосуда. «Что ты хочешь?» - опять спросил волшебник. «Я в юности нарисовал машину – и хочу, чтобы теперь она стала реальной!» Дзинь – и во дворе та самая уникальная машина. Но человек продолжал грустить. «Чего ты хочешь»? – «Я хочу дом на берегу моря с колоннами, башнями, садом…» Дзинь. Он ходит по красивому саду, а солнце золотит колонны фасада красивого дома и отражается в окнах. Но через короткое время человек опять загрустил – и опять стал мучить волшебника: «Я понял, почему я несчастлив – мне надо семью!». Дзинь: к нему подбегают какие-то дети, кричащие «папа», в доме висят фотографии его и какой-то красавицы, эта красавица входит в комнату и выясняется, что она – его жена… Он в шоке – и, конечно, бежит к волшебнику. «Ну почему ты меня не отпускаешь?!» - взмолился волшебник. «Я хочу понять, почему я несчастлив!» - «Хорошо, я помогу тебе понять. Ты просил денег – но не ощущения власти или свободы. Ты просил машину – но не радости от того, что воплотилось в жизнь твое создание, не скорости, не ликования людей, видящих это чудо. Ты просил дом – но не уют и тепло. Ты просил семью – но не любовь. Что же ты хочешь?» - «Хочу чувствовать себя счастливым!!!!» - просиял наш главный герой. –«Ну, а для этого я тебе уже не нужен! В этом ты и сам становишься волшебником!..» Дзинь. И волшебник растворился в воздухе…
Что мне нужно для счастья? Для чего я появился на свет? Кто я? Как жить, кем быть и что делать? Эти вопросы вечны – и люди вечно ищут на них вопросы. В последнее время быть в экзистенциальном поиске стало даже модно, а о «кризисе среднего возраста» люди сообщают друг другу с гордостью и показным смирением, как о тяжелой, смертельной и очень красивой болезни…
Что такое все эти наши кризисы, почему мы в них впадаем и как можно попытаться найти ответы на эти вопросы?
Есть разные подходы. Кто-то ищет ответа в науке философии, кто-то – в науке психологии, кто-то идет методом эксперимента и пробует разные пути… Кто-то в ответ на стенания и поиски друзей крутит пальцем у виска и говорит, что это – блажь и дурь… Кто-то играет в это, а кто-то действительно пытается разрешить дилемму, мучавшую Гамлета… Ответ на вопрос о смысле жизни и своем месте на земле кто-то получает сразу – например, после большого стресса или чудом выжив в катастрофе, унесшей многих близких людей. Кто-то – задумавшись о божественном.
Но если у человека в жизни не было сильных потрясений, то, как правило, к этому вопросу он идет всю жизнь постепенно, по ступенькам, которые Роберт Дилтс назвал пирамидой логических уровней.
1. Уровень окружения
Человек-мучитель волшебника прожил большую жизнь, но в своем восприятии жизни, мира и себя остался на первом уровне развития, который называется «уровень окружения». Этот уровень характеризуется тем, что весь мир и свое место в этом мире человек видит и определяет по окружающим предметам. Конечно, этот уровень соответствует развитию ребенка: любой малыш на вопрос: «Что ты хочешь?» скажет: «Машину, конфету», а не «Возможности реализовать свои мечты». Однако зачастую на этом уровне люди и остаются. Это не хорошо и не плохо – это такой подход к жизни. Конечно, у каждого человека свой список важных предметов, все зависит лишь от уровня притязаний. Причем это не обязательно что-то, сделанное из металла или дерева - люди тоже могут рассматриваться как предметы: одни свое представление о счастье формулируют как «шикарный жених с квартирой и машиной», другие – «жена-топмодель и ребенок». Человек «уровня окружения», решив быть спортсменом, покупает дорогую форму и на этом останавливается: для него приобретение формы или же карточки в престижный клуб - уже воплощение решения заняться спортом.
Анекдот про фальшивые елочные игрушки, которые блестят, но не радуют – лучшая характеристика восприятия человека, находящегося на этом уровне: игрушки – вещь, а вещь сама по себе радует ребенка и человека, который замер на уровне окружения. Если же функция игрушек – не радовать просто своим существованием, а что-то изменять – это значит, что у человека потребность в другом уровне.
2. Уровень поведения
Второй уровень называется «уровень поведения». На нем уже важно не «что», а «что с этим делать». Уровень, на котором человек понимает, что не так важно иметь костюм именно от Версаче –важно, что ты в нем сексуально выглядишь. Возможно, и вообще качество или марка костюма не важна – важно красиво идти и хорошо танцевать. Решать сложные задачи. Общаться, ездить, играть, ходить в гости, читать книги. Человек, находящийся на уровне поведения, думает о жизни как о процессе и движении. Есть те, кто на этом периоде и останавливаются - они всегда в действии, их девиз «Я бегаю – значит, я живу». Многим людям достаточно каждый день идти в свой сад, окопать деревья и прополоть сорняки, получив от этого удовольствие, потом придти домой, поужинать и лечь спать – не решая никаких сложных жизненных вопросов, не впадая в депрессии и кризисы. Вся их жизнь – размеренный ритуал хождения маятника, у них нет времени задуматься о смысле и своем месте. Почти по Вольтеру – выращивай свой сад – и все. К этому уровню люди в среднем подходят в 20-25 лет. Если в 20 лет женщина говорит: «Я хочу ребенка» (предмет), то в 30: «Я хочу воспитывать ребенка, играть с ним. Получать удовольствие от нашего общения» (действие).
3. Уровень способностей
Когда мы подходим к этому уровню, для нас становится самым важным не то, что мы имеем, а то, что мы умеем. Дети, которые пришли на этот уровень еще в школе, становятся очень удобными учениками, да и у родителей с ними почти нет проблем, с ними легко: «Ну и что, что у меня нет джинсов, зато я отлично играю на гитаре и быстрее всех решаю сложные алгебраические задачи». На этом уровне главным капиталом для человека становится знание, образование. Родители – люди, уже достигшие или прошедшие этот уровень – тщетно порой пытаются объяснить ценность девиза «я – это то, что я умею» детям: дети это еще поймут, но позже.
Уровня окружения человека можно лишить, но уровня способностей – нет. После кризиса 98 года многие бизнесмены разорялись, но если бизнес строился не на папиных деньгах, а на умениях – люди быстро восстанавливали утраченное. Те же люди, которые в момент кризиса говорят, что «рельсы кончились» - это люди уровня поведения. Уровень способностей - это тот уровень, на котором учиться – никогда не поздно, наоборот – каждое новое обучение (от курсов икебаны до получения степени MBA) – и есть смысл жизни. Пока ты учишься, приобретаешь новые способности, ты молод и полон сил – поскольку это уровень психологической молодости.
4. Уровень ценностей
«Каждый выбирает для себя – женщину, религию, дорогу…» Когда человек многому научился, он, наконец, задает себе вопрос – для чего, что из его умений для него наиболее важно. Почему некоторые мужчины, прошедшие Афган и Чечню, открывают свои бизнесы – а ведь могли бы пойти в киллеры: они же это умеют? Почему человек выбирает реализацию способности быстро реагировать на ситуацию и вкладывать мускульную и умственную силу в дело – а не в убийство людей? Почему человек начинает как приоритет использовать тягу к рисованию, а не к работе на компьютере? Это уже вопросы ценностей и убеждений. К определенному периоду развития у человека выстраивается система ценностей и принципов. Люди, у которых этот уровень особенно ярко проявлен, так и называются окружающими - «человек принципов». Конечно, какие-то базовые ценности есть у любого человека на любом уровне, к примеру, здоровье ребенка для любой матери будет выше, чем собственное удовольствие – и это норма. Мы говорим о том, что человек находится на этом уровне, когда он сознательно делает выбор – не по инстинктам и не потому, что других путей просто нет, а по принципам, по ценностям и убеждениям. Многие люди, наконец получив возможность выбирать себе страну проживания или даже более того, поехав на так называемую «историческую родину», совершенно сознательно возвращаются в Россию - с нежностью и полным осознанием того, что «мне здесь нравится, это мой город, моя страна и Родина». И даже такая расхожая и такая желанная фраза, как «Я тебя люблю» может произноситься, как в анекдоте, на уровне «А я что делаю?» (там ее произносит главный герой, занимаясь сексом с девушкой, и именно это и понимая под понятием «любовь»), а может говорить о ценностях: смысл ответа на вопрос «ты меня любишь?» - представляю ли я в твоей жизни ценность по сравнению с другими.
Некоторые мужчины женятся, потому что им «нужна представительная жена» (уровень предметов), другие – потому что «пора вместе ходить на вечеринки и ездить в отпуск» (уровень поведения). Но самые устойчивые браки – браки, созданные на основе совместных ценностей. Забавный парадокс, который при анализе перестает быть парадоксом: браки, заключенные после знакомства в Интернете, в целом крепче, чем браки людей, познакомившихся в баре или на улице. Потому что в Интернете, при знакомстве в чатах, в гостевых, форумах или по icq, люди сближаются на основе общих ценностей, выбирают себе близких по духу, а не по внешности и экстерьеру, людей.
Ценности - это то, что так просто в беседе люди не раскрывают. Они проявляются в метафорах, легендах, героях, которых человек выбирает для себя, в каких-то оговорках – и в тех выборах, которые человек делает ежедневно. Вот история, очень хорошо характеризующая разницу в ценностях: девушка встречалась с молодым человеком. Ей было очень важно знать, какое место в его жизни она занимает, но она знала, что слова, как бы искренне они ни были сказаны, ответа на этот вопрос не дают. Перед Новым годом он спросил, что подарить ей на праздник. Она же уже давно увидела кольцо своей мечты в художественном салоне. Кольцо это стоило вполне реальные деньги. Мужчина ответил: «Хорошо, будут деньги – куплю». И вдруг она осознала, что он постоянно говорит ей, что у него нет денег, между тем на новую видеокарту в компьютере, на новые диски деньги всегда были… Стало понятно – у него вообще-то, в принципе деньги есть. У него нет денег «на ЭТО». У каждого из нас есть представление, что такое «ЭТО», на которое у нас всегда будут деньги – и что такое «это», на которое денег, скорее всего, никогда не будет… Это опять речь о ценностях. Отношения с ней и проявление каких-то чувств к ней не были ценностью для молодого человека. Это был решающий момент – и она приняла решение с ним расстаться. «Из-за кольца??» - удивленно спросил он. Но, конечно, понятно, что это произошло не из-за ободочка на палец, а из-за ценностей и приоритетов, которые были у каждого из них. Он думал, что речь идет на уровне окружения, а она по этому эпизоду поняла их различие по уровню ценностей.
Для того, чтобы определить свои самые явные ценности, можно проделать легкое упражнение: нарисовать «снежинку» из 3 или 6 прямых. Каждый луч будет то, что у вас есть важного в жизни – семья, работа, друзья, кино, рукоделие, животное… Человек по-разному развивается на этих «лучах». При любой глобальной смене на одном из «лучей» – семьи, работы, страны – человек по этому лучу снова начинает идти с 1 уровня.
5. Уровень самосознания. «Я-уровень»
И вот пройдя все предыдущие уровни, отстроив мир вещей вокруг, определившись со всеми своими действиями, человек начинает задаваться вопросом: «Кто я и для чего я?». Я - кто? Мужчина – женщина? Профессионал? Мать? Начальник? Житель земли и гражданин мира?
Уровень «кто я» очень важен. Когда есть все, что надо, возникает вопрос «а зачем я? Кто я?» – уже не для себя, а «в этом мире». На этом уровне часто взрываются семейные кризисы: они учились вместе, но теперь он – «успешный бизнесмен», а она – «домохозяйка – неудачница». У одного из супругов возникает вопрос: «Кто он – и кто я?» Или наоборот: жена становится большим начальником и начинает получать больше мужа – казалось бы, речь про деньги. Нет, не про них. Про разные позиции в мире. Мужчина, не согласный на «и мужа вашего, старика Крупского, тоже знаем», начинает искать свое место в жизни – и брак распадается.
Почему Фауст не попросил у Мефистофеля возвращения в юность, а попросил только юношеское тело? Осознав свои ценности и зная свою ценность как человека, от этого невозможно отказаться, этим невозможно пожертвовать даже взамен на ощущение молодости. Ценности другие, ум другой, самосознание.
Кто я? Кем я еще могу быть? А кем не стану никогда? Кем я мечтал быть всю жизнь? Обрывки ответов роятся в голове … В одном из направлений психологии есть такая мудрость: «Мое тело-это я. Но я не есть мое тело. Мой внутренний диалог – есть я. Но я не есть мой внутренний диалог». Или, как говорил Кролик из «Винни Пуха» «Я бывают разные!». Понятие «я» всегда шире, многие «я» складываются в личность, которая неотделима от вопроса «зачем я»?
К сожалению, многие люди существуют на «я-уровне» - и больше нигде. Речь даже не идет о «Наполеонах» и других пациентах психбольниц. Многие абсолютно нормальные люди тратят массу времени, ничего не делая, не обучаясь, а просто размышляя над вопросом: «Кто же я?» К сожалению, в таких экзистенциальных муках невозможно найти ответа, можно лишь только мутить сознание лишней болтовней.
Ответить на вопрос «Кто я?» можно, только когда мы проследили, осознали, увидели всю пирамиду уровней, собрали ее, как детскую игрушку: поняли, что у нас есть – что делаем – что умеем – что для нас важно- кто мы. И только тут появляется вопрос – «ради чего».
ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ…
Справа налево 33, слева направо 33...
Возраст Христа... Его распяли и вам надо торопиться..."
М. Жванецкий
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас, как холодом подуло.
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,
И Маяковский лег виском на дуло.
В. Высоцкий
Кризис 33 или же 37 лет – нормальный вопрос, потому что вокруг человека, достигшего уровня осознания. Кроме того, есть масса культурных мифов про эти страшные цифры: есть другие люди, которые в твоем возрасте уже что-то глобальное совершили, как-то свою миссию обозначили – и эти «маяки» громко сигналят - тебе тоже пора бы определиться. Начинается раздерганность, человек пытается выйти в диалог с собой, а ответы непростые, запутанные, неожиданные, и он неизбежно упирается в то, что ответов нет – и начинается паника.
У женщин этот кризис начинается чуть позже, когда дети выросли. Здесь уже вопрос: «Мне вчера дали свободу – что я с ней делать буду?» Если раньше на вопрос «зачем я» можно было себя хотя бы обмануть – «для детей», теперь так не ответишь.
Вопрос о смысле жизни надо задавать, когда есть ответы на предыдущие вопросы. Иначе будешь мучиться, как Раскольников: ни ценностей, ни способностей, ни окружения… «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - «Одна старушка - десять копеек, а 10 старушек – рубль». Многие люди, не прошедшие по каким-то лучам «снежинки» некоторые уровни, начинают суетиться и их восполнять – как тот новый русский, который хотел вернуться в детство с помощью новогодних игрушек: покупать себе машину за машиной, сжигать себя бесконечной работой и беготней, учиться, учиться и учиться, как завещали великие…. А надо – не позволять себе впадать в эту панику и забивать тревожащий вопрос шумами в эфире.
Что же надо делать?
Есть одна методика, назовем ее «Назад в будущее». Очень опасная штука, если вы не готовы к изменениям и честному ответу. Лучше всего, для страховки, взять человека, который поможет сделать эти непростые шаги максимально безопасными – коуч, консультант, психотерапевт.
Для начала проведем инвентаризацию - где вы сейчас находитесь? Для этого отметьте для себя по пять (максимум) существенных ответов на каждый вопрос.
И теперь вам надо пройти всю пирамиду уровней. Очень полезно бывает сделать это буквально на реальной лестнице: начать подниматься по ступенькам шаг за шагом:
1 шаг – что у меня нынешнего есть самое важное. Пять вещей, людей, мест, что меня окружают.
2 шаг - что я делаю в своей жизни? Чем занимаюсь?
3 шаг – что я умею? (самое главное).
4 шаг – какие самые главные мои ценности и убеждения? Во что я верю? Что считаю правильным?
5 шаг – кто я?
А вот теперь, стоя на этой ступеньке, представьте самого идеального себя через 10 лет. Он стоит еще выше, там, на площадке. Его окружает какой-то необыкновенный свет, он оказывает на вас магнетическое действие. Вы понимаете, что это - тот человек, которым вы всегда хотели стать, и он-то точно знает, ради чего все это! Кто это? Что это за человек? Что для него важно? Когда есть ответы на все эти шаги – шестой будет ответом на вопрос «зачем я», потому что этот человек - вы в будущем, который точно знает, ради чего живет.
Этот эксперимент требует доверия к бессознательному. Не надо ждать подробного расписанного ответа с пунктами и подпунктами – он будет очень общим, может быть, будет метафорой. Например, одна из моих клиенток получила ответ на вопрос – «я – гид. Ощущение, что через меня проходит свет, и моя задача – его проводить». И вот когда начинается обратный спуск с «лесенки» - так же тщательно отвечайте на вопросы:
· Кто же я, который знает, ради чего все это?
· Что важно для меня как для человека, который знает…
· Какие мои способности помогают мне реализовать мои ценности, как человека, который знает…
· Что я делаю (собираюсь сделать) в реальности, чтобы проявить способности, в соответствии с ценностями меня как человека, который…
· Что, кто меня окружает? Где и с кем я делаю все то? Что позволяет раскрыться моим способностям, проявляя ценности меня как человека, который знает, ради чего вся моя жизнь?
Каждый ответ позволяет нанизывать разбросанные колечки «пирамидки» на стержень миссии. На каждом уровне находятся способы достижения этого «идеального человека – я через 10 лет». Только не надо сразу за этим осознанием задавать вопрос: «И что я теперь должен купить?». Способы будут находиться постепенно. В частности, эта клиентка занялась изучением психологии: если я несу свет, что для меня важно? Чтобы людям было весело и чтобы они получали необходимую им информацию. Значит, надо научиться находить информацию, доносить мысль, научиться, например, работать с детьми». Что-то из того, что «я через десять лет» я уже умею, а остальному надо учиться. И тогда жизнь моя должна перемениться, потому что вместо того, чтобы продолжать учиться забивать гвозди я должна начинать учиться общаться с людьми…
Очень популярные фильмы «Целитель Адамс» и «День сурка» - тоже про это: главный герой перестал думать про предметы и окружение, а задался вопросом «ради чего я здесь» и получил ответ на него - после чего стал приобретать способности и предметы. Все внешние штуки – если только отражение того, что внутри.
Вот такой эксперимент. После этого эксперимента продолжать делать то, что делал раньше, практически невозможно. Там свобода – но и ветер неотвратимости. Если уже знаешь, что должен делать, чтобы быть счастливым, чтобы найти свое место в жизни, свою миссию – от этого трудно отказаться. Однако это не обязательно значит, что надо абсолютно все бросить. Возможно, достаточно иначе расставить акценты на своей «снежинке».
И таким образом, ступенька за ступенькой, мы спускаемся до уровня окружения. И это очень важно. Беда многих людей в том, что они, найдя свою миссию, не доходят до этого уровня: не воплощают открытия и изобретения в реальность. А если не ввести в реальность хоть что-то – ничего нет. Непризнанные гении не выполняют свою миссию, потому что не доходят до последней, предметной, ступеньки. Если ты – гениальный писатель, твоя задача – написать и, более того, выпустить твою книжку. «Вы пишите, вы пишите –вам зачтется», как говорил Булат Окуджава. Изданная брошюрка - больше, чем гениальный роман в голове.
Когда люди находят свою миссию, они понимают, что есть возможность в их сегодняшней жизни уже делать кусочки той, будущей. И удачливый бизнесмен делает в Интернете сайт про редкую породу собак – то, что он действительно любит. Ерундовое дело, но человек, делая это, понимает, что делает то, что надо: это отражение, ниточка его миссии, соединяющая станции жизни. Для многих женщин ниточкой становится возможность реализовать себя в творчестве (в рисовании картин, в танце, в рукоделии) – и через это воплощение стать счастливой. С помощью этого «рельса» жизнь человека устремляется в ту идеальную точку. А у других людей все перепутано, рельсы сходятся и никуда не идут.
Конечно, это только одна из техник получения ответа на эти «вечные» вопросы. Многие идут искать ответ на них в религию – но на приход в храм или, пуще того, в монастырь тоже надо быть готовым. Уйти туда, как это регулярно собирался делать король из старого фильма про Золушку, просто от досады – «К черту, к дьяволу, в монастырь», - а уж тем более «от несчастной любви» или «потому что меня никто не понимает» - это не найти смысл жизни, а хороший шанс его потерять. Но, безусловно, под руководством хорошего пастыря это можно сделать. Знакомый настоятель монастыря говорит, что не берет в монастырь людей, которые «просто решили придти к Богу», а берет только тех людей, кто задался вопросом «зачем я». Во многих традициях ребенка при храме растят с детства, их приводят постепенно через монастырскую жизнь и установленные ценности к пониманию смысла жизни – про это есть замечательный фильм, недавно прошедший на наших экранах - «Весна, лето, осень, зима и снова весна».
И, конечно, многие люди, «земную жизнь пройдя до половины», находят ответ на вопрос о смысле жизни и своем месте в ней интуитивно. Для этого надо просто искать – но продуманно и планомерно, осознавая свои шаги и ни в коем случае не уничтожая все, что пройдено и наработано. «Мне приснился сон, в котором Господь Бог сказал: «Что ты хочешь?» - «Пусть все идет, как идет». И когда проснулся, с радостью заметил, что мое желание исполнилось».
Автор статьи: Татьяна Мужицкая
Все статьи