Искусство публичных выступлений. История и ключевые моменты.
Когда я в первый раз увидел Фрэнка Пьюселика на тренинге, я поразился его живому стилю выступления и энергии, с которой он вел свои тренинги. Этот немолодой мужик носился по сцене целый день, и на следующий день шоу повторялось. Его умение рассказывать истории завораживало, создавалось впечатление, что зритель (то есть я) присутствует при беседе Фрэнка с проводницами, агентами ФБР, продавцами – всеми, про кого были эти истории. Он с живым интересом слушал комментарии и вопросы из зала, общался с несколькими людьми их группы одновременно, при этом у каждого из них было ощущение сохраняющегося контакта, даже когда Фрэнк не обращался к нему напрямую. В то время я жутко боялся сцены. Мое выступление с научным докладом или с каким-то другим сообщением было похоже на тройное исключение из правила: стеклянный взгляд, оловянный голос и деревянное тело. J И я подумал, что у меня есть шанс – смоделировать стиль Фрэнка работы с группой, и в процессе моделирования научиться выступать самому.
Маленькое техническое отступление. Моделирование – это то с чего НЛП начиналось и то, чем оно пронизано до сих пор. Смоделировать успешное поведение означает в НЛП научиться этому самому, скопировав поведение целиком. Затем разложить процесс на детали, понять, что же конкретно мы делаем для того, чтобы получать результат, убрать несущественные элементы поведения, убеждений. И придумать процедуру, которая обучает этому поведению других людей. Как правило, такой процедурой становится либо книга, либо тренинг.
Сами понимаете, дорогой читатель, что продуктом моделирования навыка артистичного выступления перед аудиторией стал тренинг.
В процессе создания этого тренинга я встретился лицом к лицу со своим страхом – выглядеть по-дурацки перед публикой, и обратился к Фрэнку за помощью. Оказалось, что когда-то, когда Джон Гриндер, Ричард Бендлер и Фрэнк Пьюселик только разработали НЛП и начали передавать это знание в форме тренингов, у Пьюселика была очень похожая проблема. Он до жути боялся сказать или сделать глупость при стечении людей, которые от него ждут гениальных откровений. Он пришел с этим к Джону и Ричарду. И они с него взяли обещание, что он будет делать в точности то, что они ему скажут. И после этого приказали ему целый год каждый раз, как он будет выходить на группу, в течение первых 5 минут делать глупость и ни разу не повториться. Фрэнк рассказывал: "Я выходил с расстегнутой ширинкой, из которой торчал галстук, в разных носках, в обоих правых ботинках, проливал воду на сотренера, падал в зал со сцены… Постепенно страх исчез, и теперь что бы ни происходило на сцене, кажется мне цветочками по сравнению с тем, что я тогда вытворял. Благодаря этим выходкам, я научился еще кое-чему – мгновенно привлекать внимание группы". Я решил пойти по пути Фрэнка, и на мастерских по разработке этого тренинга старался наделать как можно больше глупостей: выходил без подготовки, забывал слова, вел мастерские, сидя на полу…
В качестве результатов проекта мы получили несколько блоков – внутренних стратегий, которыми пользуется Фрэнк, и стали ими пользоваться:
1. Стратегия артистичного рассказа историй. Рассказ "по ролям", с использованием окружающего пространства, который вовлекает слушателя в происходящее, позволяя ему очень эмоционально сопереживать рассказчику. В качестве бонуса мы поняли, что этой же стратегией пользуются те, кто великолепно умеет излагать по порядку несколько тем, не пользуясь "шпаргалками", не важно, есть ли там "роли" или нет.
2. Стратегия ассоциативного вспоминания. Позволяет вспоминать «по ходу» примеры, иллюстрирущие излагаемый материал. Этой стратегией, в частности, владеют люди, умеющие рассказывать анекдоты «к месту».
Поэтому, для того чтобы помочь Вам избавиться от страхов перед выступлением, раскрепостить тело и голос или же просто добавить в Ваше ораторство артистизма и живости, на тренинге мы вместе будем делать много дурацких вещей: превращаться в предметы и мультяшки, что нам позволит "раскачать" тело, сделать его более пластичным. Будем рисовать в воздухе несуществующие предметы, что позволит научиться транслировать образы аудитории, будем рассказывать анекдоты, байки, хохмы, чтобы научиться выдерживать последовательность повествования и переключаться между разными состояниями. Будем говорить "смешными" и всякими разными голосами, чтобы освоить управление важнейшим инструментом оратора – голосом. Мы будем развивать специфическую часть памяти – ассоциативное мышление, которое позволит научиться сухие факты разбавлять конкретными примерами и прецедентами. Ну и кое-что еще на закуску. J
Благодаря тому, что вначале и в конце тренинга будет вестись видеосъемка, у Вас будет возможность "со стороны" посмотреть на себя и сравнить "до" и "после": насколько сильные изменения своего стиля выступлений Вы получили. Когда мы с Марией Гориной, с которой разрабатывали этот тренинг, показали эти видеозаписи Фрэнку Пьюселику, он спросил: "Сколько дней прошло между этими фрагментами?" Мы ответили: "Около 30 часов". Френк сказал: "Это очень хороший результат!"
Таким образом, в задачи данного тренинга входит научиться управлять своими состояниями и теми эмоциями и образами, которые Вы транслируете во время выступления. Через управление своими состояниями научиться управлять состоянием группы. А также управлять своей памятью и окружающим пространством. За рамками данного тренинга остаются вопросы групповой динамики, установления группового раппорта, психогеографии и работы с вопросами, то есть управление более "внешними" по отношению к Вам процессами во время выступления. Всё это – в следующей части тренинга "Искусство публичных выступлений".
В заключении хочется сказать несколько теплых слов благодарности. Марии Гориной – за соавторство тренинга, помощь и поддержку в процессе моделирования, ряд ценных идей и упражнений. А. Кёнигу и Московскому Центру НЛП – за организацию тренингов, предоставление площадки для исследований. Самому Фрэнку Пьюселику – за бесконечное терпение, интервью и ценные замечания. И более чем 50 участникам проекта моделирования, которые пропустили через свой опыт модель и внесли свой вклад в создание и шлифовку тренинга.
Автор статьи: Алексей Гвоздев
Все статьи