Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников

Исследования проводились группой сотрудников Московского Центра НЛП в Образовании в течение 1993/1994 учебного года в школе № 975 и УВК № 1825 г. Москвы. За это время было обследовано 500 учащихся 1-х, 5-х, 8-х, 10-х, 11-х классов с целью получения сравнительных данных о развитии репрезентативных систем у школьников на разных возрастных этапах и установления корреляции их с успеваемостью. Выборка детей указанных параллелей была определена в соответствии с наиболее важными этапами становления личности ребёнка в школе в процессе развития и обучения. Такой подход позволяет обобщить и распространить полученные результаты для детей - начальной, средней и старшей школы в целом.

В определении тестовых методик мы основывались на понимании нейро-лингвистическим программированием основных процессов восприятия информации: любой стимул из внешнего мира улавливается (селективно фильтруется) анализаторами, переводится во внутренний (интериоризируется), перерабатывается (соотносится с имеющейся внутренней репрезентацией, видоизменяется, структурируется и т.д.), хранится и в нужный момент снова поступает (выводится) во внешний мир. Весь этот процесс имеет глубинную нейро-физиологическую обусловленность, поэтому процессы репрезентации отражаются в речи (сенсорные предикаты) и микрофизиологии (дыхание, мускульное напряжение, глазодвигательные реакции и т.д.). Последнее позволило нам разделить тестовые методики на 3 группы:

Ниже мы хотели бы изложить некоторые из использованных в процессе исследования методик.

Тест на определение объема динамической памяти.

Любая из трёх репрезентативных систем непосредственно связана с операциями: получения, переработки, хранения и вывода информации. При этом то, с чего начинается ввод информации будет определять дальнейшую последовательность "сенсорной записи" любого опыта.

Можно сказать, что репрезентативные системы являются своего рода "фильтрами" нашего восприятия. Следовательно, тот фильтр, через который пройдет больше битов информации в единицу времени, и обеспечит, в конечном итоге, полноту и характер (визуальный, аудиальный, кинестетический) "сенсорной записи".

В связи с этим нами были разработаны тестовые методики, которые позволяли вводить и выводить информацию тремя различными способами: визуальным, аудиальным и кинестетическим.

Визуальный способ.

Ученикам визуально (только глядя на специальную карточку) предлагается запомнить в течение 15 секунд ряд, состоящий из 15 знаков (букв и цифр).

Инструкция: запомнить данный ряд, как бы фотографируя его взглядом, в полной тишине и расслабленной позе (без звуков и движений). При воспроизведении вспоминать этот ряд, представляя его в виде фотографии на “внутреннем экране”.

Проверка (вывод информации): показать в любой последовательности запомненные знаки в специальной таблице (без звуков и лишних движений).

Пример карточки:

П5НЦ2Л9ЖВ7ЧТ1КФ

Пример таблицы:

А Б В Г Д Е Ё Ж З

И Й К Л М Н О П Р

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ

Ъ Ы Ь Э Ю Я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Аудиальный способ.

Ученикам предлагается аудиально (прослушать с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 секунд ещё один ряд из 15-ти символов.

Инструкция: прислушиваться при запоминании к характеристикам голоса (тембру, тону, звонкости, громкости и т.д.), сообщающего информацию. При этом говорящему необходимо произносить ряд знаков чётко и внятно, с частотой один знак в секунду. При воспроизведении вспоминать голос диктовавшего, как бы прослушивая его запись с аудиопленки.

Проверка: произнести вслух (с закрытыми глазами и без движений), запомненные знаки в любой последовательности.

Кинестетический способ.

Ученикам палочкой (можно пальцем, обратной стороной карандаша и т.д.) записывают на спине очередной ряд из 15 знаков с интервалом одна секунда.

Инструкция: предварительно желательно потренироваться с произвольными знаками для увеличения эффективности понимания, подобрав оптимальную для испытуемого силу нажима и размер символа. При запоминании (с закрытыми глазами и в тишине) важно обращать внимание на ощущения в области спины (глубину, площадь, степень нажима и пр.). При воспроизведении вспоминать только ощущения от движения карандаша по спине.

Проверка: записать на бумаге в любой последовательности все запомненные знаки (с закрытыми глазами и в тишине).

При составлении символьных последовательностей нельзя использовать знаки: З, О, Ч, так как они имеют буквенно-цифровые аналоги, а также избегать общепринятых сокращений (УМ, КГБ и пр.).

В старших классах указанные тесты проводились в парах, в младших - индивидуально. Перед началом опыта ученикам была дана инструкция, обеспечивающая получение более объективных результатов, то есть разъяснялось, что тесты направлены только на исследование индивидуального способа работы с информацией, а не на общий объём памяти, выявление развитости ума, интеллекта и пр.

Каждому участнику выдавалось все нужное для проведения теста оборудование: карточки, бумага, ручки и пр.

По результатам тестов, число правильно воспроизведенных знаков показывало соотношение объемов восприятия каждой из репрезентативных систем (ВАК).

Тестовые методики направленные на определение ведущей репрезентативной системы по речи учащихся:

Ниже приведен лист опроса, в котором первые три блока предлагают спонтанно продолжить фразу выраженную в какой-либо одной модальности (сенсорная "провокация"), и последний блок предлагает продолжить фразу выраженную внемодально.

1. Продолжи фразы:

Я вижу маму и ...________________________________________________________

______________________________________________________________________

Я рассматриваю в магазине красивую игрушку и ...____________________________

______________________________________________________________________

Когда я смотрю мультик..._________________________________________________

_______________________________________________________________________

Я слышу как лает собака и ...______________________________________________

______________________________________________________________________

Когда я слышу, как за окном шумит дождик, я ...______________________________

______________________________________________________________________

Я слышу, как звонит будильник (или тикают часики) и ...________________________

______________________________________________________________________

Я глажу мягкого пушистого кота и ...________________________________________

______________________________________________________________________

Когда мне очень грустно, я ...______________________________________________

______________________________________________________________________

Когда я бегу по коридору, я ...______________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Продолжи фразы:

Вспоминаю праздник Новый год и ...________________________________________

______________________________________________________________________

Я могу ..._______________________________________________________________

Мне хочется ...__________________________________________________________

Я думаю, что ..._________________________________________________________

Я помню ..._____________________________________________________________

Фамилия, имя___________________________________________________________ Класс__________________________________________________________________

В качестве теста также были использованы короткие сочинения учащихся на тему сформулированную самими учащимися.

Далее в трех выше указанных тестах были выделены сенсорные предикаты и посчитано их соотношение на единицу текста.

Тест на выявление ведущей репрезентативной системы по устной речи и тест на отслеживание глазодвигательных реакций были объединены в процессе их проведения.

Тест на выявление ведущей репрезентативной системы по устной речи.

В процессе тестирования анализировались диктофонные записи двухминутных рассказов учащихся об одном из последних впечатлений, которое они легко могли вспомнить. В данном случае определялось соотношение в использовании предикатов разных сенсорных систем.

Тест на основе отслеживания глазодвигательных реакций в процессе рассказа.

Данная процедура проводилась в следующем прядке: во время двухминутного рассказа ученика наблюдатель отслеживал характер движения его глазных яблок и соотносил их со схемой ключей глазного доступа, таким образом определяя, какую систему репрезентации использует учащийся для получения доступа к нужной ему информации. Каждый бросок глаз отмечался точкой на специально разлинованном листе бумаги, согласно схеме ключей глазного доступа.

Вк

Вп

Ак

А

К

Ад

По окончании рассказа подсчитывалось общее число обращений к каждой репрезентативной системе и определялась наиболее часто используемая.

Результаты полученные по всем тестам были соотнесены методом обобщения независимых характеристик, что позволило сделать вывод об особенностях развития репрезентативных систем школьников в онтогенезе, выделяя ведущую систему в каждом периоде.

Результаты исследования показали, что чем старше дети, тем больше среди них тех, кто имеет незначительную разницу в уровне развития двух из трёх репрезентативных систем (в то время как в начальной школе этот "разброс" велик). В частности в тесте на выявление объема динамической памяти такие дети воспроизвели одинаковое число знаков в 2-х пробах из 3-х (В, А, К). Например, ученика можно определить как визуально-кинестетического. В средней, а особенно в старшей школе были встречены ученики, которые воспроизвели одинаковое число знаков во всех трех пробах, то есть объем их визуальной, аудиальной и кинестетической динамической памяти одинаков, что позволяет говорить о примерно одинаковом уровне развития их репрезентативных систем. Такие данные подтверждают гипотезу, что развитие сенсорных систем происходит в дошкольном и школьном периоде развития личности.

(Среди старшеклассников наблюдается больший процент учеников, имеющих маленькое различие в объеме двух каналов восприятия).

В приведенной ниже таблице представлено соотношение детей (в процентах от общего числа обследованных школьников) с преобладающим развитием одной или двух репрезентативных систем в 1-х,5-х,8-х,10-х,11-х классах.

Классы

В%

А%

К%

В-А%

В-К%

А-К%

10,11-е

-

4

4

19

46

27

8-ые

11

6

27

19

26

11

5-ые

12,5

17

30

12,5

15,5

12,5

1-ые

10

20

40

8

10

12

Из таблицы видно, что младшие школьники, в основном - кинестетики (40%), а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система -10%. Также мало среди этих детей и тех, у кого хорошо развиты две репрезентативные системы. Большинство учащихся 5-ых классов также имеют одну хорошо развитую репрезентативную систему. В то же время дети этого возраста, очевидно, перестраивают свою ориентацию в использовании репрезентативных систем. Примерно 1/3 пятиклассников все ещё остается кинестетиками, но увеличивается общее число школьников, у которых ведущая репрезентативная система - аудиальная: у 17% она преобладает и у 25% - конкурирует с кинестетической и визуальной (по 12,5%). Визуальная репрезентативная система, по развитию, в 5-х классах оказывается на последнем месте - 12,5%, хотя число детей, использующих ее в качестве ведущей также увеличивается.

Таким образом, в средней школе прослеживается переход от кинестетической ведущей репрезентативной системы к аудиальной и частично визуальной.

Результаты исследования в 8-ых классах демонстрируют, что среди учеников этой параллели уже реже встречаются те, у кого хорошо развита только одна модальность, то есть возрастает процент детей, у которых приблизительно одинаково развиты две модальности. Интересен тот факт, что среди этих учеников достаточно много детей с кинестетической ведущей репрезентативной системой. К 8-му классу еще большее развитие получает визуальная модальность: среди конкурирующих систем она представлена у 45% учащихся. Число учеников с аудиальной ведущей репрезентативной системой снижается к этому периоду с 17% до 6%.

У 65% старшеклассников, конкурирует как ведущая - визуальная репрезентативная система, при этом имеется высокий процент визуалов-кинестетиков - 46%. Таким образом, хорошо видно, что визуальная система восприятия прогрессирует в эволюции ребенка. При этом обращает на себя внимание факт, что даже в старших классах около 1/3 учеников достаточно сильно ориентирована на аудиальную и кинестетическую системы восприятия.

Данные исследования показали, что опора в получении информации только на какую-либо одну из репрезентативных систем в этом возрасте становится не характерной. Примечательным является факт, что в 10-х и 11-х классах не встречено учащихся с резким преобладанием одной из репрезентативных систем.

Выше нами были представлены усредненные результаты исследования по возрастам в целом. Необходимо заметить, что внутри параллели могут иметься некоторые флуктуации результатов. Так в 5-ом "А" классе примерно половина детей - кинестетики, а в 5-ом "Г" их очень мало, зато в нём больший процент визуалов и аудиалов.

Очевидно, этот факт может быть объяснен случайным подбором детей, желанием администрации школы выделить их по какому-либо одному признаку, например, успеваемости или влиянием ведущей репрезентативной системы учителя (особенно в начальных классах).

В обобщенном варианте полученные данные можно представить в виде круговых диаграмм. Они показывают тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе и позволяют выделить на каждой ступени обучения ведущую.

Важно отметить, что среди детей успевающих на "хорошо" и "отлично" в школьной эволюции увеличивается процент визуалов. Среди учеников средней школы и старшеклассников неуспевающими оказались многие кинестетики. Такие результаты могут быть легко объяснены как особенностями самих репрезентативных систем, так и различием в эффективности сенсорных стратегий построенных на их основе.

Таким образом, результаты исследования показывают как меняется "сенсорный формат" обучения в начальной, средней и старшей школе. Информация о распределении визуалов, аудиалов и кинестетиков в конкретном классе необходима учителю, для того чтобы более "тонко" подстроить методы и приемы обучения. Приведенные нами тестовые методики могу быть использованы для составления сенсорной карты-характеристики класса. Все это позволит по-новому подойти к моделированию учебного процесса, развитию личности, а также к анализу ошибок детей, выделяя их сенсорные стратегии.

Плигин Андрей Анатольевич, научный руководитель «Центра НЛП в Образовании»,

Герасимов Александр Викторович, директор «Центра НЛП в Образовании»

Все статьи