Ключи Глазного Доступа

Ключи Глазного Доступа (КГД) – один из самых занимательных паттернов человека, используемых в НЛП. Смысл в следующем: движения глаз человека связаны с модальностью обрабатываемой информации. То есть если смотрит налево вверх – это визуальное воспоминание, если направо вниз – чувства. Это действительно очень забавно – раз, и ты понимаешь, что внутри себя человек делает. Процесс мышления становится намного более понятным. Но вот практическое применение не настолько очевидно.

  • Названий для этого паттерна я, кстати, встречал несколько: Сигналы Глазного Доступа, Ключи Глазного Доступа… Но больше всего мне понравились Глазо-Двигательные Реакции, сокращённо ГДР.

Но обо всём по порядку.

Немного истории

Впервые описал Ключи Глазного Доступа … нет, не Ричард Бендлер, а американский психолог Вильям Джеймс. Он же разделил внутренние процессы на три типа – визуальный, аудиальный и моторный. Это то, что в НЛП теперь называется репрезентативными системами. Он же впервые описал хранение воспоминаний на линии времени. Крутейший был психолог. Жил он, кстати, в конце 19 – начале 20 веков.

Потом уже этот паттерн заметили НЛП-еры. Или не заметили, а прочитали, наконец, его работы. Это уже не важно – КГД начали использовать.

  • Нежелание изучать труды и исследования других учёных довольно часто встречающийся факт. Тот же Пол Экман – великий специалист по калибровке лжи и вдохновитель создания сериала «Lie to me» - как-то проигнорировал как работы Джеймса, так и работы НЛПеров. Он заметил, что в некоторых случаях глаза куда-то ходят, но на большее его не хватило.

Описание паттерна

Существует определённое соответствие положение глаз человека, и тому, в какой модальности (ВАК) он производит обработку информации на данный момент. При этом есть существенные дополнения к простой модели ВАКАд. Есть разделение на то, что преимущественно обрабатывается правым полушарием (воспоминание, аналоговая информация) и левым (конструирование, дигитальная информация).

В - визуальное вспоминание.

Предыдущий зрительный опыт, зрительная память.

Всё, что человек может вспомнить визуально: цвет входной двери в квартиру, как выглядит 100 рублей и т.д.

При этом сюда будет относиться и ранее сконструированные образы, если человек о них вспоминает.

ВК - визуальное конструирование.

Создание нового опыта, планирование, математические расчеты.

Всё визуально конструируемое человеком в данный момент: как будет выглядеть этот человек, если пострижётся налысо, африканский слон заляпанный розовой краской и т.д.

Так же сюда будет относиться визуализация математических расчётов.

А - аудиальное вспоминание.

Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка.

Все воспоминания об аудиальном опыте: звук капающей из крана воды, звук флейты, голос вашего начальника и т.д.

АК - аудиальное конструирование.

Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки.

Собственно, всё что человек не слышал ранее, но может придумать. Новые интонации, звуки, голоса.

Ад - внутренний диалог.

Контроль речи, проговаривание.

Разговор с собой, проговаривание. Задать себе вопрос и ответить на него.

- Спроси себя: - что всё это значит.

Внутренний диалог так же отвечает за контроль речи, то есть анализ правильного построения фраз и того, что стоит говорить, а что нет.

К - кинестетика.

Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание, мета-ощущения.
Всё, что связано с ощущениями, переживаниями и так далее.

Глаза будут двигаться только в том случае, если человеку нужно найти информацию. То есть, если нужная информация находится в "оперативной памяти", то движения глаз не будет. Как метафора: движение глаз похоже на мигание лампочек у компьютера. Одна лампочка мигает, когда считываются данные с жёсткого диска, другая – когда с CD, третья – когда читается дискета.

А теперь, куда у кого будут двигаться глаза. Для большинства правшей будет верна такая схема:

Схема Ключей Глазного Доступа

Схема Ключей Глазного Доступа

То есть:

налево вверх – визуальное воспоминание;

направо вверх – визуальное конструирование;

налево – аудиальное воспоминание;

направо – аудиальное констрирование;

налево вниз – внутренний диалог;

направо вниз – кинестетика.

Схема дана для человека, на которого вы смотрите.

Мнемонической правило для КГД - все буквы К справа

Мнемонической правило для Ключей Глазног Доступа - все буквы К справа

Исключения

Приведённая выше схема работает в 90 – 95% случаях.

  • Эта схему проверяли в Европе, Азии, Америке и Азии – везде общая схема работает. За исключением басков – это народность в Испании. Для них схема приблизительно такая: В – сверху, А – по бокам, К – внизу; при этом нет подразделения на конструирование и воспоминание.

Например, для левшей и переученных левшей, может быть инверсия:

Инверсия Ключей Глазного Доступа

Инверсия Ключей Глазного Доступа

Или могут меняться сторонами только конструирование и воспоминание.

Инверсия Ключей Глазного Доступа

Инверсия Ключей Глазного Доступа

Могут быть и другие изменения. Так что каждого конкретного человека нужно калибровать отдельно.

Вопросы доступа

Следующий вопрос – как именно калибровать индивидуальную схему КГД. Просто нужно задавать вопросы, которые вызовут нужный внутренний процесс. Для облегчения задачи я привожу список вопросов, ответы на которые скорее всего и дадут нужные паттерны движения глаз.

Визуальное вспоминание

В

Визуальное вспоминание
Предыдущий зрительный опыт, зрительная память.

Какого цвета входная дверь в эту комнату?

Какого цвета апельсиновый сок?

Как вы выглядели год назад?

Какой формы окна в вагоне метро?

Что изображено на 50-ти рублевой бумажке?

Визуальное конструирование

Вк

Визуальное конструирование
Создание нового опыта, планирование, математические расчеты.

Представьте, как вы будете выглядеть с рыжими (каштановыми, черными) волосами?

Представь себе розового слона в зеленый горошек.

Как будет смотреться этот пиджак (свитер, блузка) с зелеными штанами (юбкой)?

Представьте посреди этой комнаты большой зеленый кактус.

Сколько будет 234 плюс 1977?

Аудиальное вспоминание

А

Аудиальное вспоминание
Звуковая память – интонации, голоса, звуки, музыка.

Какой голос у вашей матери?

Как звучит флейта?

Вспомните звук капающей из крана воды.

Вспомните какую-нибудь мелодию.

Какая музыка играет, когда передают погоду?

Аудиальное конструирование

Ак

Аудиальное конструирование
Создание нового аудиального опыта, сочинение музыки.

Какой звук будет, если постучать карандашом по пустой консервной банке?

Как будет звучать скрипка на берегу моря?

Как будет звучать "…", если играть ее в два раза медленнее?

Каким голосом ведущий будет рассказывать стишок про то, как мама мыла раму?

Как ты думаешь, какой голос может быть у человека по имени Авессалом Петрович?

Внутренний диалог

Ад

Внутренний диалог
Контроль речи, проговаривание.

Дай определение понятию "репрезентативная система"?

Как звучит твоя фамилия, произнесенное наоборот?

С какой фразы лучше начать объяснительную по поводу опоздания?

Как лучше спросить, сколько сейчас времени?

Как правильно сказать: “у рыб нет зуб” или “у рыбов нет зубов”?

Кинестетика

К

Кинестетика
Телесная память, ощущения, вкус, запах, осязание, мета-ощущения.

Какой на ощупь бархат?

Что ты чувствуешь, когда держишь в руке сумку с картошкой?

Какой на вкус яблочный сок?

Как пахнет жасмин в солнечный день?

Какая твоя нога теплее?

Использование

- Вау! Какая крутая штука! Вот теперь я смогу… А что именно я смогу?

КГД действительно очень эффектная штуку, вот только с использование не всё так просто.

Калибровка КГД

Начинается всё с калибровки. И часто выясняется что схема работает… но как-то не так. Просишь человека представить слона – он смотрит, например, налево вверх. Всё правильно, для правши. Но просишь его описать, какой запах у слона – и он смотрит опять налево вверх, и только потом направо вниз. Тонкость тут в том, что сначала человек определяет для себя, что такой «слон», и только потом уже вытаскивает больше информации о нём. И если ведущая репрезентативная система визуальная то сначала он как раз и будет лезть в визуальную систему. Стоп. Про репрезентативные системы мы вроде ещё не говорили. Это на следующем занятии.

Калибровка лжи

- Если человек врёт, у него глаза как-то хитро бегают?

Да, если человек фантазирует – обратите внимание, не лжёт, а именно фантазирует – скорее всего у него будет движение глаз справа вверх – налево вниз. Он придумывает, как бы это могло быть, а потом определяет, как бы это покрасивее рассказать. Вот только это не обязательно ложь, многие люди постоянно думают, как бы покрасивее рассказать. Паттерном лжи это может быть только если заметны различия – говорил-говорил обращаясь к памяти, а тут вдруг начал фантазировать. К тому же если человек заранее придумал что говорить, обращаться он тоже будет к памяти.

Схема движения глаз при фантазировании

Схема движения глаз при фантазировании

Так что для калибровки лжи по КГД нужно разбираться во внутренних процессах человека.

Определение ведущей модальности

- Но теперь я легко могу определить тип человека – Кинестетик, Визуал или Аудиал!

Можете. Но не легко. Да и если работать на этом «уровне черепахи», нет уже никаких Аудиалов и Визуалов, есть внутренние стратегии. С предпочитаемыми шагами. Короче, нужно понимать внутренние процессы, для изучения которых как раз и крайне полезны КГД. Иначе путаницы будет намного больше, чем пользы.

- Так для чего можно использовать КГД сразу, без изучения репсистем и прочего?

А вот практически ни для чего. Ну, с друзьями поприкалываться. Очень эффектно, но использование требует дополнительных знаний и навыков. О которых на следующих занятиях.

Упражнения

Упражнение: "Проверка схемы ключей глазного доступа"

В тройках: Клиент и два Оператора.

Операторы задают Клиенту вопросы, аналогичные тем, что даны в "Вопросах доступа".
Задача – проверить насколько "правдива" данная схема.

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

 

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться