Куда идет НЛП?1. Элементы НЛПНемногим более двухсот лет назад, когда химики только начинали понимать природу вещей, они описывали мир химических соединений посредством простой модели: атомы различных химических элементов соединены согласно своим валентностям, то есть в жестких и предсказуемых соотношениях. Многие годы исследования бaзировались лишь на этой простой модели: достаточно было определить, сколько различных атомов составит данное вещество и сколько существует возможных их комбинаций. Несколько позднее модель усложнилась благодаря открытию составляющих атома - элементарных частиц. Периодическая система элементов внезапно позволила химикам выйти на новый уровень понимания природы и применения полученных знаний. Позднее физики открыли частицы даже еще меньшие, чем элементарные частицы. Но тогда никто не мог представить себе бурного развития физики и химии в настоящее время, проникновения достижений науки в нашу жизнь, раскрытия глубочайших тайн бытия. Ранняя модель НЛП основывалась на том, что субъективный опыт может быть представлен как результат работы пяти сенсорных модальностей, "атомов" опыта. Это понимание позволило нам разделить опыт на жесткие сенсорные элементы, менять эти элементы и вновь собирать их "в согласии с желанием сердца" - подобно тому, что химики прошлого проделали с веществом. Репрезентативные системы вместе с представлением о последовательности "атомов" дали жизнь стратегиям. Применения пересмотренной таким образом модели охватывают целый спектр человеческих навыков:
Изучение стратегий, используемых людьми, позволило достигать желаемых терапевтических целей гораздо более направленно и творчески, уходя далеко в область таких навыков и способностей, достичь которых большинство людей даже не считало возможным. Когда Ричард Бэндлер открыл применимость глубочайших сенсорных субмодальностей, модель НЛП вновь достигла нового уровня детализации, силы и точности. Знание субмодальностей укрепило и очистило ранние модели и в то же время послужило основой для дополнительных новых применений метода. На уровне субмодальностей понятно, как установки изменяют внутренний опыт, позволяя еще точнее использовать языковые конструкции. Мы применяем эти продвинутые модели (впрочем, как и некоторые другие) в широком спектре стереотипных человеческих проблем, как то: печаль, подавленность, стыд, чувство вины, агрессивность, гнев и болезненное самомнение, развивая и уточняя языковые структуры, эффективные обычно в течение одной терапевтической сессии. Хотя эти языковые блоки и помечены в соответствии с их терапевтическим действием, они возникли на самом деле из изучения людей, способных открыто и уверенно отвечать на вызов, брошенный им самой жизнью. Результат воздействия этих структур - это более полное участие в жизни со всеми ее радостями, люди загораются счастьем, будто сбросив непосильную ношу, становятся более активными, путешествуя по жизни, готовые к новым открытиям того, что такое быть человеком. 2. Желание и обладаниеЖелание и обладание допускает четыре логические возможности. Первая включает все то, что вы имеете, но не хотите. Люди подчас имеют проблемы или формы поведения, от которых им хотелось бы избавиться, что заставляет их искать помощи. НЛП разработало множество способов, позволяющих достичь так называемого "целительного изменения". Избавиться от дискомфорта - значит засыпать рытвины и убрать препятствия с дороги к более удовлетворительной жизни. Хотя целительные изменения необходимы, слишком сильное сосредоточение на самой проблеме создает густой туман, не позволяющий человеку идти вперед по жизни. "Из огня да в полымя", - как сказано в поговорке. Вторая категория включает все, что вы хотите, но не имеете. Это более творческая область, поскольку увеличивает сферу возможностей человека, обогащает человека новыми навыками, изменяет осознание себя, расширяет мир поведенческих реакций - это движение к желаемому будущему, а не убегание от проблем. Однако и здесь имеются некоторые трудности. На пути к желаемым приобретениям можно не заметить потенциальных проблем. В мультфильме "Дальняя сторона"1 двое только что оказались выброшенными на большую скалу среди океана. Один из них говорит: "Отлично, Луис, нам нечего бояться голода. Эта скала покрыта моллюсками до самой вершины". Безудержный оптимизм лучше, чем пессимизм, однако также может подчас быть сопряженным с трудностями. Можно также не заметить, что другие вещи могут быть столь же, или даже более, важными, чем то, на чем сосредоточено Ваше внимание. В недавно появившемся мультфильме "Внешний мир"2 пингвин Опус сидит в окружении своих друзей и произносит: "Я вот тут сижу и размышляю о том, есть ли что-либо более важное в жизни, чем обладание переднеприводным Порше-969 SX с шестилитровым двигателем. Потом я подумал о Майкле Лендоне. Ему только три месяца, но я могу поспорить, что он быстро понял, что по-настоящему важно, а что нет. Почему бы нам не понять этого по прошествии приличного времени?" Все задумались на какое-то время. Потом Опус сказал: "Красный". И один из его друзей ответил: "Верно, он должен быть красным". То есть даже на пути в положительном направлении можно потеряться. Очень важно на пути к результату понимать, куда вы движетесь, каково ваше настоящее желание, выбирать его с большой осторожностью. Старинное высказывание гласит: "Будь осторожен с тем, к чему лежит сердце, ибо в один прекрасный момент это может стать твоим". Поскольку множество видов психотерапии неэффективны, то не имеет значения, чего вы хотите, поскольку вы этого все равно не получите. Но когда имеешь дело с такой быстрой и эффективной техникой, как НЛП, необходимо выбирать цели осторожно и быть уверенным, что выбор сделан верно. Люди замечают эти две категории, поскольку такое различие между желаемым и действительным побуждает их к изменениям. Следующие две категории менее очевидны, обладают меньшей мотивацией, но не менее важны. Не имею и не хочу - эта категория, пожалуй, еще более продуктивна. Нет никакой пользы или вреда от вещи, которую вы не хотите и которую не имеете, и это не беспокоит вас, это не проблема. Не бывает клиентов, заинтересованных в чем-то, чего у них нет и чего они к тому же не хотят. Есть вещи, о которых вы знаете, что не хотите их, и это потому, что Вы знаете достаточно много об этих вещах. Однако, подумайте, сколько всего вы не хотели, будучи пяти-десятилетним ребенком, потому что не знали достаточно об этом. Секс, например. Вы знали об этом недостаточно для того, чтобы иметь хоть малейшее желание этого. Как насчет всего того, чего вы сейчас не знаете, но могли бы захотеть, узнай вы об этом немного больше? Мы живем в гетто собственных знаний и представлений, мы находимся в кругу обычных занятий, что бы это ни было, боулинг ли по средам, или игра в бридж, или отпуск на побережье, или рестораны - все равно есть много другого, чего вы никогда не делали, но могли бы делать, возможно, и это. Возможно, было бы сказочно. Полезно время от времени открывать что-то совершенно новое, просто для того, чтобы узнать, что же еще есть вокруг, даже если это кажется абсолютно глупым другим людям. Мы живем в обществе огромных возможностей для того, чтобы открывать и испытывать новое, но по большей части оно остается невостребованным. Четвертая категория, может быть, наиболее важная из всех. Она включает все то, что вы хотите и уже имеете. Как легко использовать все то, что уже есть у вас, все те навыки и связи с внешним миром, что вы имеете и хотите иметь! Оценка того, что вы имеете и чего хотите, занимает всего несколько мгновений. Необходимо только желание потратить время на нее и на установление связи с тем необходимым, чем вы уже на самом деле обладаете. Мне помнится, например, как пару лет назад весной я видел несколько бледных нарциссов, наполовину погруженных в сугроб неподалеку от дороги, где мусор и брызги грязной талой воды вылетали из-под колес автомобилей; нарциссы пробивались сквозь прошлогодний снег, и я остро почувствовал, что эта весна - великий дар: "Это еще одна весна. И я даже не знаю, чем я заслужил ее". Глаза мои наполнились слезами в тот миг, как, впрочем, и много раз после при одном только воспоминании об этом, да и сейчас, когда я пишу эту статью. Это воспоминание подобно пробному камню, памятке, позволяющей приостановиться и вновь испытать то, что мне было даровано однажды. 3. НЛП и духовностьКаждая культура имеет собственный путь поиска и сохранения духовных ценностей. Различные общества создали множество учений и дорог, ведущих к высотам духовного опыта, и народы неизменно почитали тех, кто был способен вступить на этот путь. В начале НЛП развивалось, изучая тех, кто мог помогать людям меняться быстро и эффективно, в особенности, Милтона Эриксона и Вирджинию Сатир. Вскоре в область интересов НЛП попали все выдающиеся люди. Хотя личные изменения, достигнутые с помощью НЛП, связаны с вопросами духа не прямо, но даже они могут прояснить загадки духовного восхождения. Немного сложно, конечно, быть сконцентрированным на духовных вопросах, когда являешься специалистом в области фобий или часто встречаешься с образом мыслей, поведением, эмоциональными реакциями, которые неэффективны или тщетны. Нет ничего удивительного в том, что НЛП внезапно заинтересовалось духовным опытом мудрецов древности, пророков и святых, существующим уже тысячи лет. Конечно, понятие "духовность" имеет разное значение для различных людей, поэтому задача ее изучения - не из простых. Хотя НЛП изначально не претендовало на роль духовного учения, интересно было понять, что многие из современных методов терапии сходны с теми, что рекомендуют некоторые духовные учителя. Несколько паттернов, разработанных мной и моей женой Коннирой за последнее время, вполне позволяют достигать целей, которые многие называют глубоко духовными. Например, различные религиозные (философские) традиции учат нас необходимости прийти к убеждению, что в жизни потери и страдания неизбежны (но не учат тому, как это сделать). С помощью наших методов глубокая печаль от потери близкого человека быстро трансформируется в радостное воссоединение потерянных взаимоотношений, даже ощущается действительное присутствие ушедшего. Слезы человека в момент его воссоединения со своим потерянным прошлым являются сигналом глубокого излечения и буквального союза с утерянным. Когда это происходит, люди обычно плачут, но слезы воссоединения с прошлым отличны от слез скорби. Человек плачет, когда теряет кого-то любимого, а потом снова плачет в момент его возвращения. Слезы - сигнал какого-то действительно настоящего и важного переживания. Около года назад, когда я помог одной женщине преодолеть свою скорбь, ее муж, очень умный человек, сказал: "Она потеряла часть себя, а теперь Вы помогли ей вернуть это обратно". Быть тронутым, почувствовать благодарность - некоторые называют это благодатью - сердце многих религиозных и духовных традиций. Мой друг, мистик, глубоко знакомый почти со всеми мистическими традициями мира, называет это "дар слез", утверждая, что такого рода очищение известно много веков. Многие религии говорят о том, как важно сбросить груз злости и обид и достичь прощения (и снова не говорят, как). Пару лет назад мы разработали метод, позволяющий сделать это. Он позволяет людям быстро найти гармоничное состояние, которое гораздо более удовлетворительно, чем недоброжелательное, на сознательном уровне, "приятие", встречающееся так часто. Глубокое прощение - гармоничное состояние, лучшее, что мы можем сделать в этом переменчивом и беспорядочном мире, и злость и обида на окружающих происходят из-за ограничений в наших понятиях и способностях. Настоящее прощение - это спокойное и искреннее воссоединение с человеком, на пути к которому стояла обида или злость. В своей книге "Ядро процесса превращения"3 Коннира указывает прямой путь к воссоединению с собственным глубоким и истинным позитивным восприятием состояний бытия, для которого все настолько хорошо, насколько оно таковым является, и ничего не нужно менять. Когда такие состояния переносятся назад в повседневную жизнь, впечатления трансформируются и упрощаются таким же образом, как это описывали святые и мудрецы тысячелетиями, даже для агностиков и атеистов. Эти методы уже сейчас направляют человека по пути к духовным приобретениям, расширению и углублению собственного "я" и в то же время к более полному единению с миром и с людьми. Кто знает, что будет еще достигнуто в этой области? Около пяти лет назад журналист спросил Ричарда Бэндлера, что он будет делать через год или два. Ричард ответил, что это ужасный вопрос, поскольку, если бы он уже знал это, он бы, несомненно, не стал делать этого через год. Итак, "Куда идет НЛП?" в действительности вовсе не вопрос. Более интересно спросить: "Куда вы направляетесь?" или "Куда движется человечество?" Для ответа на эти вопросы каждый из нас может только как можно лучше заниматься своим делом, зная, что грядущие поколения будут смотреть на наши достижения, как современные химики смотрят на блуждания в потемках химиков двести лет назад. Это только следствие того, как много человечество продолжает узнавать об окружающем мире, а также того, что человеческий разум способен узнать кое-что даже о себе. Стив Андреас Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |