Мета-модель: новая редакция
Наношу пользу, причиняю добро и подвергаю ласке...
Предисловие.
Мета-модель – это один из самых мощных инструментов НЛП. Но при этом практики НЛП зачастую предпочитают ею пользоваться минимально. Почему? А уж больно она сложная – набор из 13 правил (постепенно сократившийся до 6, но и этого "как-то много"). Да и часто не совсем понятно, когда и по какому поводу её стоит применять.
Поэтому нам захотелось посмотреть, можно ли сделать описание мета-модели более простым и понятным. В результате получилась, как нам кажется, довольно стройное и логичное описание, которое может оказаться достаточно полезным.
От моделирования к конструированию.
Модели можно описывать и как наборы паттернов, и как правила создания паттернов. В последнем случае получаются уже "конструкторы", которые позволяют уже создавать модели "инженерным" способом, под задачу. В этой статье приведён пример описания мета-модели как правила создания паттернов.
Для нашей модели мы выделили способы воздействия и элементы сообщения, к которым это воздействие прилагается, на их основе построили первую матрицу, содержащую всевозможные варианты нарушения "правильности", и соответствующую ей вторую – содержащую варианты восстановления "правильности".
В роли способов воздействия у нас выступают исключение (удаление), обобщение и искажение.
-
Тут мы воспользовались традиционным делением, но в принципе все это - некие оттенки, характеризующие единый процесс переработки информации, то есть любую обработку информации можно назвать ее искажением. Искажения в сторону уменьшения информации приводят к ее утере, исключению, а искажения в сторону укрупнения – к обобщениям.
А в роли элементов сообщения - субъект, действие (предикат) и объект.
-
В принципе, для описания мета-модели можно было бы взять за основу и предикатную схему, в которой главной частью сообщения является предикат, а остальные члены сообщения достраиваются исходя из возможных для него валентностей (валентность - способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей, прежде всего с другим словом).
На наш взгляд, в данном случае, конструкция получалась бы более сложной.
По аналогичной схеме (различные способы воздействия на элементы "конструкции") мы можем простроить модели на уровне правил (конструкторы), например для:
-
раскруток;
-
пресуппозиций;
-
Милтон-модели.
Карта, территория и прочее.
"Каждый из нас создает некоторую репрезентацию мира, в котором мы все живем. То есть все мы создаем для себя карту или модель, которой пользуемся для порождения собственного поведения. В значительной степени именно наша репрезентация мира задает наш будущий опыт в этом мире: то, как именно мы воспринимаем этот мир, с какими выборами сталкиваемся в своей жизни".
Джон Гриндер, Ричард Бэндлер "Структура магии"
Уровни карты.
Карты бывают разных уровней. Карта нижнего уровня –сенсорный опыт – это "запись" всего, что прошло через сенсорные фильтры. Сюда входит то, что мы видим и слышим, а также чувствуем, т.е. тактильные и мышечные ощущения. Мы не можем как-то редактировать содержание этого уровня, новые записи добавляются туда без контроля сознания, естественным образом. Этой информации много, она подробна, но пользоваться ею неудобно. Информация с этого уровня может быть доступна нам, когда мы находимся в трансе.
Карта более высокого уровня – структурированный опыт – это информация, отобранная как наиболее важная, и уже обработанная: не только факты, но и оценки, убеждения, мнения, размышления и прочее. Этот уровень доступен для редактирования и изменения. Структурированный опыт – то, чем мы пользуемся постоянно.
Карта верхнего уровня – вербальное описание опыта – это словесное описание структурированного опыта.
Такое выстраивание карт напоминает создание документального фильма. Люди ходят и разговаривают, флаги полощутся, солнце светит, вертолёты летают – это территория. Всё происходящее записывается на камеру – это сенсорный опыт. Потом из всего объёма записей выбираются определённые эпизоды, что-то обрабатывается на компьютере, добавляется музыка и голос диктора – этоструктурированный опыт. А вот рассказ об этом фильме – это уже вербальное описание опыта.
На каждом уровне информация упаковывается, и её становится всё меньше. Обратите внимание, что карта следующего уровня описывает карту предыдущего, которая для неё является территорией.
Очевидно, что карта нужна в первую очередь для того, чтобы было легче ориентироваться на территории. Как только человек забывает об этом, как только перестают работать процессы построения карт снизу вверх, и появляется обратный процесс – перестройка нижнего уровня карты под верхний – вот тут и начинаются проблемы.
Карта – это не территория!
Наше словесное описание не является сенсорным представлением!
Наши оценки не являются воспоминаниями!
Воспоминания о событиях не являются самими событиями!
Мета-состояния.
Вы можете подумать, например, о пирожке с мясом? Замечательно. А теперь вы можете как-то определить своё отношение к этому пирожку: "я хочу съесть этот пирожок", "он мне безразличен", "мне противно даже думать о пирожках", и т.д. После этого вы можете как-то отнестись к вашему отношению к пирожку: "это естественно – хотеть съесть пирожок с мясом", "это хорошо, что мне противно даже думать о мясе", "полезно безразлично относиться к еде".
Вы можете неким образом оценивать какую-либо вещь, но при этом можете оценить и само отношение к этой вещи. Например, вы можете испытывать страх по отношению к паукам, и в то же время смеяться над этим страхом. И чувствовать гордость от того, что вы смеётесь над собственным страхом. Или вы можете верить, что всё в конце концов будет хорошо. И положительно оценивать эту веру.
Мета-состояние – это состояние "по отношению" к другому состоянию. В приведенном выше примере хорошее отношение к тому, что вам противно думать о мясе, смех над страхом, гордость за смех, положительная оценка веры – это всё мета-состояния. Оценка оценки. Мысли по поводу мыслей.
"Это модель рефлексивного сознания, которая расширяет модель НЛП, продвигая ее на следующий уровень. Модель мета-состояний в точности раскрывает процесс того, как мы, наши мысли и чувства, отображаются в нашем сознании, создавая более высокие уровни мыслей и чувств, уровней сознания. Таким образом, обращаясь в работе нашего сознания к своим мысля и чувствам, мыслям относительно своих мыслей, чувствам, относящимся к нашим чувствам, мы создаем в своем сознании и теле состояния относительно других состояний, или Мета-состояния. Начальные состояния … включают в себя первичные эмоции (страх, злость, счастье, расслабленность, напряжение, удовольствие, боль и т.д.) и мысли, направленные вовне, в окружающий мир. Мета-состояния, наоборот, включают в себя напластования мыслей и чувств более высокого порядка (уровня), относящиеся к нашим состояниям, к нашему опыту, концепциям. Когда мы боимся своего страха, испытываем злость за свою злость, чувствуем стыд из-за своего смущения, счастье от обучения и т.д. – мы переходим на более высокую рамку восприятия, в область мета-состояния. Мета-состояния относятся к референтным рамкам более высокого порядка, которые мы устанавливаем и используем для создания более стабильных структур (убеждений, ценностей, понимания и т.д.)".
Майкл Холл
Способы "сжатия".
Есть несколько процессов, при помощи которых можно "сжать" информацию: исключение (удаление), обобщение и искажение.
Если вы читаете сейчас эту статью, вы, скорее всего, не слышите гудения компьютера и не обращаете внимания на ощущения в вашей правой ноге. Вы удалили эту информацию. И точно так же, если вы сейчас начали "причувствоваться" к вашей правой ноге, вы, скорее всего, перестали читать. Это первый способ создания карты – удаление лишней информации.
Кроме этого, мы можем обобщать. Обратив внимание на несколько событий или характерных признаков, сделать общий вывод: - Дома компьютер гудит, на работе компьютер тоже гудит, - все компьютеры гудят.
И последнее. Искажение. Вы можете посмотреть на смайлик :о) и увидеть лицо. Хотя если вы подойдёте к зеркалу и посмотрите на своё лицо, там вы не увидите чёрных кривулек, кружочков и точек.
Эти три процесса помогают нам "сжать" информацию так, чтобы ею можно было достаточно удобно пользоваться.
Глубинная и поверхностная структуры.
"Процессы, посредством которых люди обедняют собственную репрезентацию мира, совпадают с теми процессами, посредством которых они обедняют выражение своей репрезентации мира".
Джон Гриндер, Ричард Бэндлер "Структура магии "
Напомним два термина: глубинная и поверхностная структуры. Майкл Холл1 определяет их, так: "полная внутренняя репрезентация (переживание) того, что мы пытаемся сообщить, называется "глубинной структурой". Большая часть глубинной структуры не осознаваема – некоторая её часть располагается на уровнях предшествующих словам, некоторая –за пределами того, что можно описать словами. … Произносимые нами слова и предложения мы называем "поверхностной структурой."
Когда мы говорим – мы опять, в очередной раз, "сжимаем" информацию, просто потому что при помощи языка невозможно полностью передать наши внутренние представления. Поверхностная Структура является описанием Глубинной Структуры (ГС), то есть является её "картой". Понятно, что в процессе "сжатия" описание Глубинной Структуры иногда настолько искажается, что может очень сильно ввести в заблуждение как других людей, так и самого говорящего.
Мета-модель.
Мета-модель.
Мета-моделью называется любая модель, которая описывает другую модель (приставка мета- обозначает находящийся вне, за пределами, сверх). В данной статье мета-моделью мы будем называть мета-модель языка, и для ее обозначения будем употреблять аббревиатуру ММ.
Мета-модель языка (ММ) содержит в себе:
-
описание "правильной" лингвистической структуры;
-
критерии нарушения мета-модели;
-
варианты реакций на нарушения.
Нарушение мета-модели.
Мета-модель языка даёт представление о том, что такое семантически правильное высказывание. Соответственно, если человек говорит, нарушая эти правила, то говорят о нарушении семантической правильности мета-модели. Мы для краткости будем называть это просто нарушением мета-модели.
Использование мета-модели.
Если мы ставим целью максимально точно узнать карту Клиента, то мета-модель будет работать в первую очередь как модель сбора информации. Знание мета-модели помогает заметить наиболее важные нарушения в описании карты, а также задать вопросы, при помощи которых Клиент может описать свою ГС более точно, пользуясь не жестами, интонациями и т.п., а словами.
Иногда Клиент с большим трудом может объяснить, в чем состоит его проблема, и зачастую дело не только в скудном словарном запасе. Глубинная структура Клиента сама по себе может быть сильно обеднена.
В таких случаях ответы на многие ММ-вопросы Клиент не может дать, основываясь только на структурированном опыте, а точнее, на его "верхнем слое", которым он обычно пользуется в повседневной жизни. Он вынужден обратиться к сенсорному уровню опыта для получения дополнительной информации. Если Клиент добирается до лежащего в памяти сенсорного опыта, то у него появляетсявозможность его переоценить и, соответственно, перерисовать карту, сделав её более эффективной.
Когда мы слышим изменения в речи клиента, это предположительно означает, что скорее всего произошло изменение не только Поверхностной, но и Глубинной структуры. Впрочем, однозначных утверждений, изменили мы ГС или только прояснили ее, делать не стоит, т.к. не всегда можно по ПС судить, какая ГС стоит за ней. И тем не менее некоторые изменения ПС невозможны без соответствующих изменений на более глубоком уровне. В том и состоит мощь мета-модели, что помогая Клиенту восстановить правильность и полноту формулировок, Оператор тем самым с большой долей вероятности способствует изменению его карты. Если же нет, или внесённых изменений недостаточно – на этот случай как раз и существуют разнообразнейшие техники НЛП.
Таким образом можно подытожить, что мета-модель в первую очередь является моделью сбора информации.
Если же мы ставим целью помочь Клиенту перестроить его карту, то мета-модель можно использовать и как метод терапевтической интервенции. В таком случае Глубинным Структурам, отражающим ситуацию, предстоят изменения, и "правильность" ПС с точки зрения мета-модели будет служить индикатором их полноценности.
Классические описания мета-модели.
По Фрэнку Пьюслику и Байрону Льюису способов нарушить Мета-модель 8 (12), у Андрея Плигина и Александра Герасимова таких способов 6, у Джозефа О’Коннора и Майкла Холла их по 13.
-
К сожалению, у Бендлера с Гриндером описание мета-модели аккуратно "размазано" по всему первому тому "Структуры магии". Первое описание мета-модели в виде привычной таблицы было сделано Робертом Дилтсом в 1975 году.
-
Майкл Холл ещё больше расширяет мета-модель и добавляет 9 новых пунктов. В результате получается аж 22 паттерна.
-
Для использования в управлении и бизнесе Гриндером и МакМастером была предложена модель точности: от мета-модели оставили 5 пунктов (референтные индексы, неопределённые глаголы, кванторы общности, сравнения с умолчанием, модальные операторы) и добавили несколько дополнительных инструментов: фреймы (рамки) результата, "как если бы" и обратного отслеживания.
В этой таблице мы попытались сопоставить предлагаемые паттерны мета-модели. Учтите, что некоторые паттерны у разных авторов согласуются только частично, как, например, неопределенные референтные индексы и опущения у Дилтса и неконкретные существительные и местоимения у Плигина и Герасимова.
Р. Дилтс |
Ф. Пьюслик |
А. Плигин |
Дж. О’Коннор |
М. Холл |
|
опущения |
неспецифический референтный индекс |
неконкретные существительные и местоимения |
простые удаления |
простые опущения |
Опущена важная информация. |
неопределённые референтные индексы |
стёртый референтный индекс |
|
неопределённый индекс ссылки |
неопределённые референтные индексы: неспецифичные существительные и глаголы |
Отсутствует сообщение о человеке, предмете или отношении. |
обобщённый референтный индекс |
неконкретные существительные и местоимения |
||||
Неспецифическое существительное или местоимение. |
|||||
неконкретные глаголы |
Глагол описывает неконкретный или неспецифический процесс: |
||||
неспецифичные глаголы |
неспецифические глаголы |
неконкретные глаголы |
|||
номинализации |
номинализации |
номинализации |
номинализации |
номинализации |
Представление непрерывных процессов как законченных: |
модальные операторы |
модальные операторы возможности |
модальные операторы |
модальные операторы возможности |
модальные операторы |
Принцип образа действий на основе возможностей. |
модальные операторы необходимости |
модальные операторы необходимости |
Принцип образа действий на основе законов и обязанностей. |
|||
кванторы общности |
кванторы общности |
кванторы общности |
универсальности |
кванторы общности |
Набор слов, при помощи которых делается универсальное обобщение.все, всегда, вечно, никогда, везде, никто, каждый. |
утраченный перформатив |
потерянный перформатив |
|
суждения |
утраченный перформатив |
Высказывание оценочного суждения, без сообщения о его авторе (источнике). |
чтение мыслей |
чтение мыслей |
|
чтение мыслей |
чтение мыслей |
Предположение, что мы обладаем способностью знать мысли, мотивы, намерения другого человека без прямого сообщения с его стороны. |
причинно-следственные отношения |
причина и следствие |
|
причина - следствие |
причинно-следственные отношения |
Предположение, что некое действие одного человека может заставить другого человека испытать какое-либо чувство. |
комплексный эквивалент |
|
|
сложные эквиваленты |
комплексный эквивалент |
Приписывание поведению значения на основе наблюдаемых признаков, не имея прямых подтверждений от другого человека. |
|
|
сравнение с умолчанием |
сравнения |
сравнительные и преувеличивающие опущения (неопределённые отношения) |
Человек совершает сравнение, но опускает стандарт, с которым их сравнивает. |
|
|
|
предположения |
пресуппозиции |
КонцеУМальные допущения, которые должны быть истинными для того, чтобы высказывание было истинным. |
|
обратный референтный индекс |
|
|
|
Говорящий, как бы принимает действие глагола, но не выполняет никакого действия, выраженного глаголом. |
|
|
|
|
неопределённые процессы: прилагательные, модифицирующие существительные |
Опущен процесс (и, следовательно, структура) прилагательных. |
|
|
|
|
неопределённые процессы: наречия, модифицирующие глаголы |
Процесс опущен, а его результат овеществляется посредством слова, обозначающего состояние. |
- Скорее всего некоторые "разночтения" (например "потерянный перформатив" - "утраченный перформатив") возникли из-за разницы в переводах терминов.
МОДЕЛЬ СДО.
Если кто-то кое-где у нас порой
честно жить не хочет
Песня.
Зачастую студенты курса НЛП-Практик делают стандартную ошибку, воспринимая Мета-модель как набор стандартных вопросов, которые нужно время от времени задавать клиенту. Разучи вопросы и пользуйся на здоровье! Но при таком подходе у студента естественно возникает вопрос: а зачем этим пользоваться? Во-первых, некоторые клиенты почему-то неадекватно воспринимают эти вопросы, злятся и не хотят продолжать терапию! Во-вторых, зачем заучивать 13 (9, 6) типов нарушений, если и без Мета-модели с клиентом все понятно (а если непонятно, то можно и шестишаговый рефрейминг сделать, там без подробностей)? В-третьих, некоторые паттерны мета-модели пересекаются, и ещё нужно понять, на что реагировать. По нашим наблюдениям, НЛП-практики в реальности пользуются только 3-5 паттернами.
-
Наверно, самыми любимыми или понятными. Может, они собственные нарушения ММ считают нормой?
В классическом варианте вопросы являются реакцией на ошибки, то есть на нарушения Мета-модели, таким образом работа с ММ прописана процедурно. (Если слышишь …, спроси…, и узнаешь, что имел в виду клиент). В результате поведение НЛПеров иногда напоминает реакцию собачки Павлова. Например, вне зависимости от контекста и содержания, на фразу: "Мы должны это сделать", - следует немедленная вопрос: "Кому должны?"
А если попробовать иной процесс – представить некую "правильную" форму высказывания, которая соответствует ММ клиента?
Нарушения правильности ММ.
Виды нарушения правильности ММ.
При "сжатии" информации может нарушаться семантическая правильность мета-модели. Мы будем говорить об:
опущении (X), в том случае, если какой-то элемент отсутствует (т.е. на этом месте "пусто");
обобщении (&), в том случае, если элемент указывает на весь класс без исключений ("все люди");
искажении (~), в том случае, если информации об элементе недостаточно для того, чтобы вполне однозначно его определить.
Соответственно, процессы "обратные":
-
опущению – восстановление утраченной информации;
-
обобщению – поиск исключений;
-
искажению – конкретизация.
Восстановление утраченной информации.
Когда какой-то кусок информации в сообщении клиента явно отсутствует, оператору нужно восстановить его. Например, выяснить кто произвёл действие, или на кого было действие направлено.
- Окно разбили.
- Кто же это сделал?
- Готово!
- Что готово?
- Я в магазин.
- Ты туда поедешь или пойдёшь пешком?
Поиск исключений.
Если из речи человека следует, что "нет исключения из правила", нам нужно проверить, так ли это.
-
У данного правила действительно может не быть исключений. Например:
- У меня совсем нет родственников.
- Что, совсем, совсем? Даже тёти в Саратове или двоюродного племянника в Екатеринбурге?
- Да. Я последний в роду. Не осталось даже самых дальних родственников. Революция, война…
Найти исключения можно разными способами.
Оператор может сам предложить человеку возможные исключения:
- Когда вы спите, вы тоже думаете о работе?
Он может предложить ему поискать исключения самостоятельно:
- Вы можете вспомнить ситуацию, когда это было не так?
Он может усилить обобщение – словами, интонацией, жестами – чтобы вызвать у клиента противоположную реакцию:
- Всё совершенно невозможно плохо!!!?
И т.д.
Конкретизация.
Конкретизация как уточнение значения слова.
Слово или фраза могут иметь несколько смысловых значений в заданном контексте. Оператору нужно понять, какое из них имеет в виду клиент, а не подставлять спонтанно значение из своей карты.
Например, "не могу" может обозначать:
-
отсутствие физической возможности;
-
недостаточный навык;
-
моральный запрет;
-
отсутствие желания;
-
убеждение, что он "не в праве";
-
страх;
-
…
Конкретизация как уточнение класса.
Когда мы говорим "кошка", "машина", "учитель" – мы сообщаем о классе, группе.
-
Говоря о действии, мы тоже сообщаем о поведении с общими характеристиками: "жевать", "думать", "видеть", "рассуждать". И хотя употребление слова "класс" по отношению к действию не совсем корректно, но принципы конкретизации будут общими как для объектов, так и для действий.
Для того, чтобы более чётко соотнести наше представление о данном классе с представлением другого человека нам нужно выяснить:
-
какой набор отношений, представлений стоит за понятием этого класса;
-
критерии отнесения к классу.
- Моя сестра мучительница.
- Что значит "мучительница"?
- Почему вы решили, что она "мучительница"? Кого и как именно она мучает?
Конкретизация как уточнение индекса.
Оператору нужно получить достаточно информации для того чтобы понять, о ком и чём конкретно идёт речь. Если человек говорит о "стуле", то для более однозначного понимания, о каком именно стуле он говорит, нам понадобится уточнить информацию.
– Это был старый, рассохшийся стул, с одной сломанной ножкой. Он стоял в гостиной, у стены напротив окна, спинкой к стене – иначе падал.
-
Все эти "характеристики" стула: "старый, рассохшийся, с одной сломанной ножкой, стоящий в гостиной, у стены напротив окна" в классическом описании ММ называются референтными индексами (сам "стул" является референтом).
При описании действия нужно выяснить: что именно субъект делает, каким образом, когда, где, в каком порядке и т.д.
Вряд ли можно говорить о "предельном уровне конкретизации" – конкретизировать можно бесконечно, описывая всё новые и новые детали. Оператор собирает такое количество информации, чтобы он с высокой долей вероятности мог считать, что его представление о данном предмете максимально близко к представлению клиента (насколько это имеет смысл в заданном контексте).
"Правильная" структура минимального сообщения.
Мы предполагаем, что существует минимальный "блок" передаваемой информации: минимальное сообщение.
Любое сообщение можно представить в виде набора "минимальных сообщений".
"Полное" минимальное сообщение должно содержать в себе информацию об:
-
Субъекте (обозначается как S - Subject)
-
Действии (обозначается как P - Predicat)
-
Объекте (обозначается как O - Object)
-
Здесь термин "действие" используется вместо грамматического термина "предикат" в связи с тем, что в НЛП под "предикатом" обычно понимают слова, указывающие на канал восприятия. Обозначать же мы будем так, как принято в грамматике: P (predicat).
Субъект (S) – главное действующее лицо, отвечает на вопрос: "Кто делает?".
К нему будут относится соответствующие референтные индексы.
Действие (P) - процесс, отношение, отвечает на вопрос: "Что делает?". Сюда же относятся характеристики действия (в зависимости от контекста):
-
где это делают;
-
когда начинают и когда заканчивают;
-
куда (двигается, едет, идёт, летит);
-
как быстро или как медленно это делают;
-
как долго это делают;
-
и т.д.
Объект (O) - предмет или лицо, над кем/чем действие производится или на которое направлено действие.
К нему будут относится соответствующие референтные индексы.
В виде объекта может выступать и сам субъект: - Я причесался (Я причесал себя).
-
В случае, когда действие выражено непереходным глаголом и описывает состояние, не являющееся оценочным (мета-) состоянием, отсутствие объекта в минимальном сообщении может не считаться нарушением правильности мета-модели. Например: "я спал".
"Сложные" сообщения
В одном сложном предложении может содержаться несколько сообщений:
"Они ненавидят, потому что я хочу рассказать всю правду".
S |
P |
Ox |
Они |
ненавидят, |
---- |
потому что
S |
P |
O |
S P O |
|
S P O |
Тот, который стоял у витрины, |
повернулся и посмотрел |
на автомобиль, стоящий у обочины |
S |
P |
O |
я |
хочу рассказать |
всю правду |
- В последнем примере придаточные предложения, объясняющие субъект и объект, являются сложносоставными референтными индексами.
"Если мы хотим, говоря о предмете (например, стуле) добиться того, чтобы наша репрезентация слова "стул" и репрезентация нашего партнёра по коммуникации совпали, мы добавим этой референции (стул) "референтный индекс" - "этот стул", "деревянный стул", "стул, который стоит в комнате 212 на втором этаже". В приведённых примерах слова "этот", "деревянный", "который стоит в комнате…" как раз и являются референтными индексами. Дело в том, что не существует какого-то абсолютного количества референтных индексов. В зависимости от контекста и от реакции собеседника мы будем добавлять ещё и ещё индексов, чтобы убедиться, что нас правильно поняли".
Евгений Матвеев.
Сложные предложения могут образовываться путем связывания.
Связывание – это предположение о том, что события зависят друг от друга.
-
Есть ли связь между событиями или нет, мы однозначно сказать не можем. Мы просто наблюдаем за тем, что происходит, и можем предположить, что есть какая-то связь. Например, типичное связывание – калибровка. Мы делаем предположение о том, что "вот эти" внешние признаки соответствуют "вот этому" состоянию.
Связывание может строиться либо по принципу "причина-следствие": "А приводит к В" (А=>В); либо по принципу комплексного эквивалента: "А – это то же самое, что В" (А=В).
"Причина-следствие" – это когда считается, что одно событие является причиной второго. [...]=>[...]
- Иванов сегодня опоздал, потому что он проспал.
- Если будешь ходить в холод без шапки, то простудишься.
Комплексный эквивалент - это когда считается, что А и Б – одно и то же. [...]=[...]
- Опоздание на работу – это нарушение корпоративной этики.
- Убил бобра – спас дерево.
Просто наличие связывания (без разделения на "виды") мы будем обозначать "+": […]+[…].
Восстановление правильности ММ в минимальном сообщении.
Нарушения правильности ММ в минимальном сообщении наиболее очевидны и просты для описания. Мы можем задать параметры "правильного" минимального сообщения, и, если высказывание этим параметрам не соответствует, мы говорим о "нарушении ММ".
Типичные реакции на нарушения ММ в минимальном сообщении.
|
х |
& |
~ |
S |
Кто это делает? |
Есть ли кто-то, кто не делает этого? |
Кто конкретно это делает? |
P |
|
Всегда/везде ли это происходит? |
|
O |
С кем/чем это делают? |
Со всеми/всем ли делают это? |
На кого/что конкретно направлено действие? |
Опущение, утрата (Х).
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
(А. Блок)
Утеряны (опущены) объект, субъект или действие.
Утрата субъекта. Sx
- Окно разбили. (стёртый референтный индекс)
- Кто разбил окно?
Утрата действия. Px
- Я теперь с деньгами.
- И что Вы с ними делаете?
Утрата объекта. Ox
- Я люблю! (стёртый референтный индекс)
- Кого ты любишь?
- Петя умнее! (сравнение с умолчанием)
- Умнее чем кто?
Обобщение (&).
Всего на всех не хватит. Потому что всех много, а всего мало.
Из речи человека следует, что сообщение относится ко всем представителям класса. Характерный признак обобщения – это наличие слов: все, всё, всегда, вечно, всюду, никогда, нигде, никто, полностью, совершенно, абсолютно.
Обобщение субъекта. S&
- Все меня обижают (квантор общности).
- Встречались ли вам люди, которые не обижали вас?
- Никто не знает, куда делись деньги! (квантор общности).
- Даже тот, кто их взял?
Обобщение действия. P&
- Я полностью занят на работе.
- У вас нет ни минутки свободного времени?
- Она везде ходит за мной! (квантор общности)
- Везде, везде!? Даже в туалет?
Обобщение объекта. O&
- Я никого не боюсь. (квантор общности)
- Есть ли люди, которых вы всё-таки боитесь?
Искажение (~).
Моей душе покоя нет,
Весь день я жду кого-то.
(Р. Бернс)
Информации недостаточно, для того, чтобы вполне однозначно определить субъект, объект или действие.
Искажение субъекта. S~
- Они обидели меня. (неопределённый референтный индекс)
- Кто конкретно вас обидел?
- Богачи правят миром. (неопределённый референтный индекс)
- Кого именно вы называете богачами?
Искажение действия. P~
- Она одобрила меня. (неконкретный глагол).
- Как именно она вас одобрила?
Искажение объекта. O~
- Я не доверяю мужчинам. (неопределённый референтный индекс)
- Кому конкретно Вы не доверяете?
Определение идентичности O~.
Ты был в зоологическом саду?
— Был.
— Видел льва?
— Это с хоботом?
— Нет, это слон, лев не такой.
— А, с двумя горбами.
— Да нет же! С гривой!
— А-а! Да, да, с гривой, такой с клювом.
— Какой там с клювом! С клыками.
— Ну да, с клыками и с крыльями.
— Нет, это не лев.
(Д. Хармс)
… субъект действия (часто с дополнительной смысловой добавкой обычности, профессиональности и т.п.) выражается суффиксами «имен деятеля» (nomina agentis) -тель (строитель), -ец (гребец, продавец, беглец), -чик/-щик (летчик, танцовщик), -ник (работник, защитник), -ун (плясун, бегун), -ач (ткач, трубач), -ок (игрок), -арь (пекарь) и др. То же значение выражают суффиксы субстантивированных активных причастий -щ(ий) и прилагательных -н(ый) (телеведущий, учащийся). Некоторые субъектные имена способны выражать особо тонкие видовые отличия: так, субъект однократного поступка (спаситель) отличается от субъекта постоянной деятельности (спасатель); субъект актуальной ситуации (всадник) отличается от субъекта повторяющейся ситуации (наездник); субъект преходящего состояния (пьяный) отличается от субъекта постоянного свойства (пьяница) и т.п.
Н.С. Валгина "Современный русский язык"
Когда мы говорим, что:
- Иванов – дурак.
- Этот мужчина – преподаватель.
- Мой сын – отличник.
Мы сообщаем о принадлежность данного человека к группе, классу, типу; то есть определяем его идентичность.
Соответственно нам нужно прояснить:
-
какой набор отношений, представлений стоит за понятием этого класса;
-
критерии отнесения к классу (при этом желательно выяснить полный "список" критериев и, по возможности, описать их достаточно сенсорно).
- Петров – обманщик.
- Кто такие "обманщики"?
- На основании чего вы решили, что Петров – "обманщик"? Кого и как он обманывает?
-
Поводом для интервенции может послужить то, что в сообщении об идентичности:
а) субъекта причислили к некоему классу несмотря на то, что удовлетворены не все критерии отнесения (например, только два из трех);
б) использование таких критериев для отнесения к данному классу спорно с точки зрения оператора.
Номинализации. S~P~O~
Перед эксплуатацией детского белья предусмотреть его предварительную стирку.
Памятка ЗАО "Красная заря".
Номинализации – это описание процесса при помощи имени существительного: любовь, дружба, восторг, ходьба, опоздание, нападение.
Номинализации нарушают структуру высказывания.
Если процесс описан номинализацией, он будет находиться не на месте действия, а на месте субъекта или объекта.
S |
P |
O |
|
P |
S |
Я |
вчера опоздал |
на работу |
< = > |
У меня вчера было |
опоздание на работу. |
Это приводит, например, к тому, что объект становится референтным индексом номинализации и понижается в значимости. Менее важная информация теряется с большей легкостью. В результате мы можем вообще утратить исходную информацию об объекте, участвующем в процессе, и тем самым расширить контекст и увеличить уровень обобщения.
- Петя обжирается печеньем.
- У Пети обжорство.
Таким образом действие превращается в понятие, чья функция по определению "выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса" (См. [21]).
Номинализации диссоциируют от процесса.
Собственно, именно диссоциация в большинстве случаев "ставится в вину" номинализациям. Диссоциировавшись от процесса, человек теряет возможность управлять им. Но при этом он может снизить интенсивность переживаний и более взвешенно оценить происходящее.
Для восстановления правильности ММ номинализацию нужно выразить при помощи глагола и, если надо, определить субъект и/или объект:
- Я чувствую раздражение. (номинализация)
- Что или кто вас раздражает?
-
Нужно понимать, что когда мы принудительно переводим номинализацию в глагол, мы заставляем Клиента ассоциироваться в ситуацию. Во многих случаях это может быть не слишком полезным. К тому же, "деноминализация" не всегда может дать дополнительную полезную информацию. Сравните:
- Я разговаривал с Ольгой Петровной о завтрашнем совещании.
- У меня был разговор с Ольгой Петровной о завтрашнем совещании.
На наш взгляд, превращать номинализацию в глагол стоит в тех случаях, когда это может дать дополнительную полезную информацию, или нужно восстановить контроль Клиента за ситуацией. Попытка же превращения всех без разбору номинализаций в речи Клиента в глаголы вряд ли оправдана.
"Правильная" структура суждения.
Далее нам хотелось бы рассмотреть более сложные конструкции – суждения.
В данной статье мы используем термин "суждение" не в его традиционном, логическом понимании ("суждение – умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальности сказанного …" или "суждение - форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать истину, либо ложь"), а скорее в бытовом, где оно является синонимом слов "мнение", "соображения", "взгляд".
Понятно, что практически любое сообщение является суждением. Но фраза: "Мне показалось, что на улице светает", - менее категорична, чем утверждение: "На улице светает". Она содержит в себе оттенок субъективности. Собственно, такое высказывание можно разделить на две части: сообщение об отношении к утверждению и само утверждение.
- Я верю, что справлюсь с этим заданием.
- Люди считают, что эта марка лучше.
- Мне нельзя и думать о том, чтобы бросить работу.
- Естественно, я выслушаю тебя.
Слова считаю, естественно, нравится. нельзя и т.д. сообщают об определённых мета-состояниях "по отношению" к утверждению.
Мета-рамки.
"Я знаю, что ты знаешь, что я знаю".
Название фильма.
Мета-рамка мнения – вербальное сообщение об мета-состояниях, относящихся к утверждению, и о том, кто именно эти состояния испытывает.
На уровне ГС мета-состояния всегда присутствуют для любого утверждения, но не всегда осознаются, и тем более вербализируются. Если мета-рамка выражается невербально, она может быть неверно истолкована собеседником.
Во многих случаях получение информации о мета-состояниях будет крайне важно. В зависимости от мета-рамки может совершенно меняться смысл сообщения.
- Я приду завтра. (Мета-рамки нет)
Или:
- Я сомневаюсь, что приду завтра.
- Я уверен, что приду завтра.
- Думаю, я приду завтра.
Определяя мета-рамку, мы можем выяснить, например, верит ли человек в то, что добьется успеха, или сомневается в этом, или же это вообще для него не важно. А определив – зная, как устроен этот механизм, – можем при необходимости изменить, ослабить или усилить соответствующее мета-состояние Клиента. Манипулирование мета-рамками может дать очень мощный и эффективный инструмент для коммуникации и терапии.
Структура мета-рамки мнения.
Мета-рамка мнения содержит в себе информацию об авторе мнения и о форме мнения.
Автор мнения, как понятно из названия, это тот, кто это мнение породил. (Автор мнения соответствует субъекту в минимальном сообщении, будет обозначаться как Sm).
Форма мнения – сообщение о мета-состоянии по отношению к утверждению (Форма мнения соответствует действию в минимальном сообщении, будет обозначаться Pm).
Само утверждение находится на месте объекта, будет обозначаться прямыми скобками [...]
- Я люблю, когда цветут вишни.
- Люди, естественно, придут.
- Правда, он немного ошибся.
Виды формы мнения.
Форма мнения характеризуется несколькими параметрами. Среди них есть обязательные :
-
время,
-
активность/пассивность состояния,
и возможные:
-
модальность/канал движения информации (получена от органов чувств, из памяти, находится в процессе обработки);
-
эмоциональная окраска/оценка,
-
логическая модальность.
Можно выделить следующие группы рамок логической модальности.
-
Бытийные рамки/границы: возможность, случайность, невозможность, необходимость.
В пассивном состоянии автора превращаются соответственно в позволение, попущение, запрет и принуждение.
-
Потенциальные рамки/границы: способности в активном состоянии соответствует право в пассивном.
-
Познавательные рамки/границы: предположение, сомнение, непостижимость, уверенность. Определяют достоверность информации.
модальность/канал движения информации |
эмоциональная окраска/оценка |
логическая модальность |
||
познавательные рамки/границы: |
потенциальные рамки/границы |
бытийные рамки/границы: |
||
получено от органов чувств, из памяти, находится в процессе обработки. |
важность одобрение желание страх и т.п. |
предположение, сомнение, непостижимость, уверенность |
способность, |
возможность, случайность, невозможность, необходимость, позволение, попущение, запрет, принуждение. |
видел |
восхищен |
по-видимому |
(не) могу |
(не) будет |
- В этой таблице учтена активность или пассивность автора мнения при обработке информации, но не учтено время. Следует помнить, что время – тоже значимая рамка, и следует проверять ее соответствие остальным.
Форма мнения может содержать в себе несколько типов отношений:
- Для меня важно быть уверенным, что вы придёте завтра вовремя.
- Мне не может понравиться, когда вы говорите со мной таким тоном.
- Я не хочу знать, что было месяц назад.
Такая конструкция формы мнения сообщает о наложении разных мета-состояний.
"Правильная" структура суждения.
Мета-рамка может относится как к утверждению, так и к цепочке утверждений или связанным утверждениям.
- Мне нравится, что вы больны не мной.
Sm Pm[S P O]
- Я знаю, что она придёт сегодня домой, сядет за стол, выпьет чаю.
Sm Pm [[SPO],[SPO],[SPO]]
- Я верю, что если я буду бережно относиться к вещам, то они прослужат долго.
Sm Pm[[SPO]+[SPO]]
Мета-рамки могут быть "вложенными" (т.е сообщать о мета-состояниях по отношению к другим мета-состояниям):
- Мне не нравится ваша вера в то, что вы не можете справиться с этой ситуацией.
Sm Pm [Sm Pm [Sm Pm [PO]]]
В полной структуре суждения мета-рамка существует как для каждого утверждения, так и для связывания.
Так как любое связывание – это только предположение, а не факт, в "правильной" структуре суждения к нему (связыванию) должна быть мета-рамка:
- Я верю, что если человек занимается спортом, то он проживёт долго.
SmPm[[…]+[…]]
Но мета-рамка может быть определена и для каждого утверждения, входящего в суждение.
-
То есть если человек например сообщает, что из А следует Б (А => Б), то должна существовать мета-рамка для утверждения А, мета-рамка для утверждения Б и мета-рамка для связывания:
- Я предполагаю, что А.
- Я убеждён, что Б.
- Я считаю, что из убеждения Б следует предположение А .
SmPm[SmPm[А] => SmPm[Б]]
В речи, когда мета-рамка стоит перед системой утверждений, остальные мета-рамки как бы "теряются" или "уравниваются".
- Я уверен, раз она придёт завтра, то придёт и послезавтра.
Если его "разложить", получатся три сообщения:
- Я уверен, что она придёт завтра.
- Я уверен, что она придёт послезавтра.
- Я уверен, что из того, что она придёт завтра, следует, что она придет и послезавтра.
При этом получается, что мета-состояние для каждого из трёх сообщений вроде как одно и то же.
Итак, для того, чтобы иметь полное представление о суждении, у нас должны быть:
-
полная формулировка всех утверждений, т.е. каждое утверждение должно соответствовать модели правильности для минимальных сообщений;
-
полная формулировка мета-рамки мнения для каждого утверждения;
-
связь между утверждениями (если есть связывание);
-
полная формулировка мета-рамки мнения для связывания.
В большинстве случаев вербализация всех мета-состояний крайне затруднительно и при этом зачастую не даёт дополнительной полезной информации. Поэтому оператор сам решает, в каком случае выяснение этой информации будет для него достаточно ценным.
Восстановление правильности ММ в суждении.
Рассуждать о "правильности" суждения не совсем корректно, т.к. любое мнение имеет право на существование. Для диагностики суждений, как "полезных" или "вредных" для клиента, следует исследовать карту клиента, уточняя контекст, проверяя экологию и т.д. Нам видится вполне возможным выделить некие типичные признаки, сообщающие о необходимости исследования карты, что дает возможность пользоваться формальными индикаторами, встречаемыми в речи, без углубления в смысл сказанного. В суждении индикатором может служить не только несоответствие утверждения "правильной" форме минимального сообщения, но и связывание и мета-рамка, как сами по себе, так и рассмотренные в совокупности.
Основные реакции на нарушения ММ в суждении не будут принципиально отличаться от реакции для минимального сообщения: потерянное – вернуть, искаженное – уточнить, для обобщения найти исключения. Отличия в том, какую именно информацию мы будем добывать из карты клиента. Мы разберем наиболее интересные с нашей точки зрения примеры, скорее, для того, чтобы показать общий принцип действия, чем пытаясь задать "набор паттернов".
Мета-рамки.
Люди постоянно испытывают мета-состояния, но в некоторых ситуациях имеет смысл их вербализовать, а в некоторых – не очень. В большинстве случаев задача исследования мета-рамки – дать возможность человеку разобраться в своих оценочных суждениях.
Часть нарушений ММ в мета-рамке мнения аналогично нарушениям "правильности" минимального сообщения.
Потеря автора мнения. SmxPm[…]
- Известно, что Петров ворует. (потерянный перформатив)
- Кому это известно?
Потеря утверждения. SmPm [...]x
- Я верю.
- Во что вы верите?
- Иван Петрович знает.
- Что именно знает Иван Петрович?
Потеря мета-рамки в суждении. SmxPmx [...]
По умолчанию, если мета-рамка в суждении не озвучена, утверждение воспринимается как истинное и возможное, как сообщение о наблюдаемом факте (понятно, что это факт для внутреннего мира Клиента):
– Я встал в 7.30. Выпил кофе. На улице шёл дождь. Я всё делаю правильно.
"Потеряв" мета-рамку, утверждение становится фактом, истиной во внутренним мире. Таким же, как и тот дождь за окном, который шел вчера утром.
- Сергеев – идиот.
- Инопланетяне скоро высадятся.
- Завтра будет дождь.
Задача: восстановить мета-рамку, превратить утверждение в суждение.
- Футбол лучше чем хоккей. (потерянный перформатив)
- Кто так считает? Вы с этим согласны?
Искажение автора мнения. Sm~Pm […]
- Люди знают, что...
- Кто конкретно это знает?
Обобщение автора мнения. Sm& Pm […]
- Все знают, что Иванов не любит Петрова!
- Все, все знают?
Сообщение о чужой мета-рамке. SmPm~[...]
Мы можем говорить о нарушении ММ, если дана оценка, но не совсем понятно, на основании какой информации эта оценка построена. Например, когда человек сообщает, что "знает" о чужой мета-рамке (в классической мета-модели это называется чтением мыслей).
- Она не любит, когда холодно. (чтение мыслей)
Фактически такие утверждения попадают в категорию "искажение действия". Нам нужно конкретизировать значение слов "не любит" (уточнить значение, определить критерии, выяснить, на основании каких событий был сделан такой вывод и т.д.).
- Люди обижены на решение правительства. (чтение мыслей)
- Что значит "обижены"?
- Откуда такая информация?
- Как вы узнали, обижены ли они или рассержены, например?
Логическая модальность как искажение. SmPm~[...]
Слова, которые используются для обозначения логической модальности (могу, умею, вправе) имеют много значений, и первое, что можно сделать – это уточнение значения слова и конкретизировать обстоятельства выполнения действия.
- Я не могу разобраться в себе.
- Как именно вы "не можете"? Вам что-то мешает, или кто-то запретил это делать, или вы считаете, что это неприлично?
- Я сумею заставить его сделать уроки.
- Как именно вы его будете заставлять – физически? Или предложите за это деньги?
-
Пример: - Я не могу сказать правду.
- Что вы имеет в виду, когда говорите "не могу"?
- Ну, это совершенно невозможно!
- Что значит "невозможно"? Невозможно физически?
- Просто я не могу себе позволить этого.
- В каком смысле вы "не можете себе позволить"?
- В таком: это опасно для меня.
- Чего именно вы опасаетесь?
- Я опасаюсь, что за такие слова меня убьют на месте!
Обратите внимание, как в этом примере в ответ на уточняющие вопросы поочередно "всплывают" различные мета-рамки, и от логической модальности мы в конце концов переходим к оценочной мета-рамке.
Логическая модальность как обобщение. SmPm&[...]
В случае, когда логическая модальность сообщает об "отсутствие выборов" (не могу, должен, обязан), кроме уточнения, ещё иногда имеет смысл поискать исключения из правил.
- Я должен ложиться спать в девять вечера. (модальный оператор необходимости)
- Есть ли ситуации, когда ты не должен этого делать? Например, в субботу или во время отпуска?
- Если я заболею гриппом, я могу умереть!
- В каком случае вы не умрёте, а выздоровеете?
-
Предложенный здесь подход несколько отличается от "классического". Там одним видом реакций на модальный оператор (невозможности или необходимости) является раскрутка вида: "Что случится, если вы это сделаете?", – то есть интервенция. На наш взгляд данная реакция может быть не слишком полезна, например, в случае переговоров.
- Мы не можем поставить вам оборудование в срок.
- Что будет, если вы это сделаете?
- ???
Правдивым ответом в этом случае было бы: "Вам-то будет хорошо, а вот мы в результате сорвем поставку другому, более важному для нас клиенту", – но кто же такое скажет :о)
Другое дело, что собрав информацию и приняв решение об интервенции, оператор может использовать любые ему доступные техники изменения, в том числе и раскрутки. Более того, удачная раскрутка, применённая на переговорах, может помочь склонить чашу весов в нужную вам сторону.
Интенсивная эмоциональная окраска, крайняя степень оценки, высокая степень уверенности во мнении. SmPm&[...]
Если клиент в своих сообщениях "уходит в крайности" – это явный повод исследовать глубинную структуру, лежащую за высказыванием, и, возможно, причину появления данной оценки или эмоции. Она может быть проявлением неоправданно высокого уровня обобщения, аналогичного кванторам общности.
В данном случае реакция будет аналогична реакции на обобщение: найти исключения из правил, гиперболизировать и т.д.
- Я в ужасе, что он так ко мне относится.
- Да, вы правы. Это ужас, ужас, ужас!!!
- Совершенно невозможно, чтобы она относилась ко мне по-человечески.
- Ну может хоть какое-то человеческое чувство у неё есть по отношению к вам, хотя бы раздражение или удивление?
Связывание.
Иной раз, прежде чем быть произнесенным вслух, утверждение проходит длинный и сложный путь от сенсорного основания, трансформируясь через логические цепочки, ассоциативные связи и фильтры. В том числе фильтрами и "аргументными" частями логических цепочек могут служить суждения, сформировавшиеся ранее, превратившиеся в более-менее устойчивую конструкцию и являющиеся частями Карты. Зачастую подобные рассуждения не осознаются человеком, или же их аргументы воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, о котором нет смысла лишний раз упоминать. В результате в виде суждения будет вербализована лишь часть умозаключений, и она, как верхушка айсберга, будет на поверхности, в то время как скрытой остается наиболее значимая и массивная его часть.
-
Если последовательно пройти по пути, приведшему к созданию данного утверждения, мы придём к "сенсорному основанию" – конкретному событию или событиям, которые стали "отправной точкой" в системе внутренних преобразований клиента.
Иногда для максимально полного понимания карты клиента необходимо учитывать, каким образом у этого человека появилось данное суждение, как сформировалось это связывание.
Вполне возможно, что собрав недостающую информацию и восстановив схему размышлений, мы не найдем в них изъяна. Все логично, правомочно, не противоречит карте клиента, экологично в применении и т.д. В таком случае суждение является одним из "паззлов" в картине мира клиента, и пусть даже она существенно отличается от видения оператора, тем не менее повода для интервенции нет.
Если же оператор решит, что необходимо вмешательство, то можно изменить или разрушить имеющуюся у клиента конструкцию, например, с помощью рефрейминга или раскруток.
Заключение.
Что даёт представление мета-модели в виде СДО.
-
1. Акцент делается на представление о результате – к какому виду нужно привести суждения Клиента.
2. Вся модель строится на небольшом количестве закономерностей. Проще запомнить таблицу 3*3, зная логику её построения, чем 13 "как бы не связанных между собой" правил.
3. Нарушения правильности Мета-модели при необходимости можно записать в виде простого набора символов.
4. Получается более полное представление: есть структура, есть результат, есть способы действия.
Символы и сокращения.
Набор символов, использованные в статье:
S |
субъект; |
Sm |
автор мнения ("субъект" в мета-рамке); |
P |
действие/характеристики действия; |
Pm |
форма мнения ("действие" в мета-рамке); |
O |
объект; |
Х |
опущение/удаление; |
& |
обобщение; |
~ |
искажение; |
+ |
связывание; |
= |
вид связывания: комплексный эквивалент; |
=> |
вид связывания: причинно-следственная связь; |
ММ |
мета-модель (языка); |
ГС |
глубинная структура; |
ПС |
поверхностная структура. |
Определения.
Кванторы
В логике и математике - логические эквиваленты слов "все", "каждый" и т. п. (кванторы общности), "некоторый", "существует" (кванторы существования) и др.; операторы, формализующие в исчислении предикатов логические свойства этих выражений.
Мета-состояния
Состояния высших уровней, референтами которых являются состояния предыдущего уровня или первичные состояния.
Модальность
В разных предметных областях — категория, характеризующая способ действия или отношение к действию.
Так, в лингвистике грамматическая категория модальности передает отношение говорящего к предмету его высказывания.
Модальные слова
Модальными называются слова, посредством которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения отношения их к объективной действительности.
Номинализация
Лингвистический термин для обозначения процесса превращения глагола в абстрактное существительное и для обозначения самого существительного, образованного таким способом. Например: знать - знание, разговаривать - разговор.
Объект
Имя предмета или лица, на который направлено действие (противопоставляется субъекту действия); то же, что дополнение при глаголе и отглагольном существительном.
Переходные и непереходные глаголы
К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет - объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.
Перформатив
Глагол, употребление которого в 1-ом лице настоящего времени, времени означает непосредственное совершение названного действия, например: "Я обещаю".
Предикат (суждения)
Понятие о признаке предмета, то что говорится о субъекте суждения. Предикат можно уподобить логическому сказуемому, поскольку этот структурный элемент выражает свойства, приписываемые предметам из объема понятия-субъекта или отрицаемые у них.
Пресуппозиция
Аксиома, базовое утверждение, на котором строится дальнейшее знание.
Референтный индекс
Дополнительная информация, уточняющая субъект или объект (референт) в сообщении. Например: этот автомобиль, автомобиль стоящий за углом, черный автомобиль марки "Ford".
При помощи референтных индексов в том числе сообщается, является ли слово (референт) конкретным объектом (тот автомобиль за углом) или класс объектов (автомобили).
Связывание
Создание причинно-следственных связей или комплексных эквивалентов между минимальными сообщениями.
Суждение
Утверждение, в котором кем-либо что-либо говорится об определенном предмете.
Субъект (суждения)
Предмет суждения, то, о чем говорится в данном суждении; логическое подлежащее.
Литература.
-
Дж. Гриндер, Р. Бэндлер. "Структура магии" т. 1.
-
Дж. Гриндер, К. Бостик Сент-Клер. "Шепот на ветру".
-
М. Холл. "Магия коммуникации".
-
М. Холл, Б. Боденхамер. "Учебник магии НЛП".
-
М. Холл, Б. Боденхамер. "Высшая магия НЛП".
-
Ф. Пьюслик, Б. Льюис. "Магия Нейролингвистического Программирования без тайн".
-
А. Плигин, А. Герасимов. "Руководство к курсу НЛП-практик".
-
Дж. О’Коннор. "НЛП. Практическое руководство для достижения желаемых результатов".
-
Н.С. Валгина. "Современный русский язык".
-
В.З. Демьянков. "Доминирующие лингвистические теории в конце XX века".
-
В.З. Демьянков. "Новые тенденции в американской лингвистике 1970-80-х гг".
-
В.З. Демьянков. "Формализация и интерпретация в семантике и синтаксисе".
-
В.З. Демьянков. "Интерпретация как инструмент и как объект лингвистики".
-
О.Н. Лагута. "Логика и лингвистика".
-
А.Р. Лурия. "Нейролингвистические исследования".
-
A.Р. Лурия. "Язык и сознание".
-
И.А. Нагорный. "Пресуппозитивная функция модально-персуазивных частиц в высказывании".
-
Р.Л. Солсо. "Когнитивная психология".
-
И.П. Сусов. "История языкознания".
-
И.П. Сусов. "Введение в теоретическое языкознание".
-
Современный энциклопедический словарь.
Любимов Александр, Любимова Лидия
По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru