Метод N.L.P.

Введение

    Метод NLP – это метод практической и теоретической, эффективной коммуникации с людьми; изменений ограничивающих себя убеждений, комплексов и других проблем; закрепление позитивных состояний; копирования стратегий успешных людей.

Комплексы и проблемы

     Работа с собственными комплексами и проблемами в общении предусматривает три этапа: 1) Формулировка проблемы 2) Методика изменения комплекса 3) Экология изменений комплекса.

     Первый этап. Сформулируйте свою проблему четко и ясно, поймите чего конкретно вы хотите от беседы с человеком, и что мешает вашей коммуникации с ним. Второй этап. Попробуйте мысленно изменить ваше поведение по отношению к ситуации, при которой коммуникация с данным человеком не сложилась. Проигрывайте ситуацию заново до тех пор, пока по вашему мнению она не приведет к беседе, диалогу. После этого перенесите эту 'выигрышную' ситуацию на будущее и подкорректируйте ее в связи с этим. Третий этап. Он заключается в том, что бы удержать вас от крайностей: не следует проводить слишком сильные изменения ситуации т.к. они могут привести к возникновению полярных проблем или комплексов. Должна работать система сдержек и противовесов.

     Если не смотря на проведенные изменения вы не достигнете успеха то придется начинать все с первого этапа.

     Изменения проблем или комплексов можно вести поэтапно, пошагово работая в одном направлении (классическая методика NLP) или многопотоково, выполняя некоторые шаги вместе одновременно, парралельно (DHE и отчасти новый код НЛП).

Принцип копирования стратегий успешных людей

     Для начала необходимо убедиться, что стратегии или методики которые вы хотите приобрести, действительно успешны. Для этого определите круг лиц, которые сильно продвинулись в своей области благодаря некоторой системе или методике, которую они практикуют. Затем изучите эти методики, примите их на вооружение. Если методик много (имеется в виду у разных людей разные) попробуйте их объединить в одну. Разумеется, имеет смысл объединять лишь однонаправленные методики. При копировании удачных стратегий следует выяснить один принципиальный вопрос КАК они применяются их обладателем, если вы произвели подстройку под данного человека, то должны выяснять не Что конкретно он применяет в своих стратегиях, а КАК он это делает.

Система ВАК. (Визуал-Аудиал-Кинестетик)

     В общении каждого человека преобладает один из трех элементов общения:

  1. Визуальный

  2. Аудиальный

  3. Кинестетический

     Визуальный элемент характеризуется быстрой речью, в предложениях часто проскальзывают слова: ярко, мелькает, вижу, ясно вижу, нарисуйте график.

      Аудиальный элемент характеризуется четко размеренной речью (РЭП без музыки?). Слова: Слышу, Говорю.

     Кинестетический элемент характеризуется медленной речью, голос мягкий, задумчивый. Слова: чувствую, ощущаю.

     Таким образом, если свести все различия в таблицу получим:

     Таблица 1. Система ВАК.

Тип

Речь

Цвет лица

Осанка

Жесты

Визуал

Быстрая

Бледный

Прямая спина
Голова на вскидку
Шея напряжена

Жесты выше груди

Аудиал

Размеренная

Неопределенный
(что-то среднее)

Все среднее

Уровень

Кинестетик

Медленная

Розовый

Сутулость
Голова опущена
Шея расслаблена

Жесты ниже пояса


     Определение различных элементов состояния собеседника можно назвать калибровкой. Калибровка осуществляется через ключи глазного доступа, наводящие вопросы, темпу речи.

     Для того чтобы заинтересовать собеседника необходимо определить преобладающий у него элемент общения и общаться на этом уровне. Необходимо помнить, что элемент общения у любого человека подвержен постоянным изменениям и неодинаков даже в пределах одного дня. Возможно, постепенно во время беседы перевести собеседника на свой преобладающий элемент общения.

Ключи глазного доступа (КГД)

     Визуал: зрение, картины. Аудиал: слух, пение, музыка. Кинестетик: вкус, запах, ощущения. Приведенные выше ключи глазного доступа не являются универсальными, в каждом конкретном случае возможны инверсии т.е. отклонения от приведенной системы . Например могут меняться местами аудиальные и визуальные ключи. Однако еще не было случая чтобы система не работала хотя бы на 50%. Ключи глазного доступа могут служить для определения умственной деятельности человека и определения элементов его состояния.

Фильтры внимания

     Фильтры внимания присутствуют у каждого человека, в течении всей жизни его они находятся в рабочем состоянии. Фильтры внимания могут быть сознательно направлены наружу или внутрь.

     Таблица 2. Фильтры внимания.

Фильтры наружу
(Сознательное внимание)

  

Фильтры внутрь
(Углубление в себя)

Видеть что-либо,
описывать

В

Представлять какие-то картины,
воображать что-либо

Пример: слушать, говорить

A

Пример: Песни про себя,
самокопание, планирование.

Общение

K

Внутренний голос


     Каждый человек способен одновременно выполнять 7 действий (+2), которые можно распределить по системе ВАК и фильтрам внимания. Но при этом их эффективность будет неодинакова. Например при работе на компьютере вы 1. Работаете с клавиатурой (K). 2. Смотрите информацию на экране (В). 3. Слушаете музыку (A). 4. Корректируете текст по ходу дела (Ад) и.т.д.

Подстройка

     Как мы уже выяснили подстроится под человека для свободного общения можно через элементы общения то есть речь. Однако подстройка возможна и другими методами, а именно:

  1. Копирование позы

  2. Копирование ритма дыхания

  3. Копирование жестов

  4. Перефраз.

     При копировании позы и жестов нужно следить за тем что бы копирование не переходило в подражание и тем более в передразнивание. То есть копировать позы и жесты нужно лишь примерно и не в полной мере. Перефраз представляет собой повторение некоторых фраз сказанных вашим собеседником, естественно, что меру нужно соблюдать и здесь. Ритм дыхания копировать очень сложно в процессе общения этот метод скорее применим по отношению к катотоникам,, если конечно у вас есть желание общаться с таким типом людей. (Катотоники характеризуются потерей интереса к окружающему их миру, предпочитая мир внутренний, что черезвычайно осложняет общение с ними).

     Если вы успешно подстроились, то изменение позы у одного из собеседников не произвольно вызовет изменение позы другого, что является лишним доказательством что вы заинтересовали человека беседой.

Предикаты и полимодальные слова

     Предикаты – это слова наиболее часто употребляемые в одном из элементов общения (ВАК), с некоторыми из них вы уже знакомы по главе ВАК. Полимодальные слова – это слова которые не привязаны ни к одному из элементов общения. В таблице 3. представлены некоторые предикаты и полимодальные слова по системе ВАК, которые дают возможность уловить общий принцип их подбора.

     Таблица.3. Полимодальные слова и предикаты.

 

B

A

K

Полимодальные

Вижу
Красивый
Цвет
Заметил
Гляжу
Взгляд

Слышу
Ритмичный
Сказал
Пересказ
Фраза

Чувствую
Ощущаю
Чистый
Грязный
Липкий
Шероховатый

Замечательный
Классный
Знаю
Понимаю
Интересно

Экология общения

     После ознакомления с вышеизложенным материалом может возникнуть следующий вопрос: насколько морально оправдано использование метода N.L.P при общении с людьми, ведь большинство лиц с которыми вы будете общаться не будут знать о существовании этого метода.

     Ответ будет таким: все зависит от того с какой целью вы будете использовать данный метод, одно дело если вы воспользуетесь им для знакомства и поддержания беседы с интересным вам человеком, попробуете перенять у него какие-то принципы или стратегии поведения, честно сказав ему об этом, попробуете избавиться от комплексов которые мешают вам свободно общаться или попытаетесь как-то поддержать своих друзей впавших в депрессию, и совсем другое если вы попытаетесь втереться в доверие к человеку, а потом так или иначе воспользоваться ситуацией. Мы настоятельно не рекомендуем пользоваться этим методом из эгоистичных соображений или желания самоутвердиться за счет других. Помните, что N.L.P. не панацея, а только способ эффективного общения, то есть общения при взаимопонимании людей.

Георгий Брегман и Андрей Каплунов

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться