Мост к дианетикеКнига "DIANETICS: The Modern Science of Mental Health" написана Роном Л.Хаббардом и вышла в свет в 1950 году. Она переведена на русский язык и есть в издании под названием "Дианетика. Современная наука душевного здоровья", Москва, Издательство Нью-Эра, ISBN 5-7348-0006-6. В начале я описываю очень упрощенную модель технологии Дианетики, давая ее в терминах НЛП. Статья также может быть интересна просто как рассмотрение разных манипуляций с состояниями и якорями. Якоря и состоянияПод состоянием в НЛП принято понимать полное Вижу-Слышу-Чувствую-описание (ВАК-описание) человека в некоторый момент времени. Якорь состояния позволяет вернуть человека в состояние. Заметим, что якорь - это просто набор субмодальностей этого состояния, или, по-другому, часть состояния. У состояния, таким образом, может быть много якорей. Какие наборы субмодальностей являются его якорем, а какие нет? Пусть в одной сессии оператор касается плеча клиента для того, чтобы заякорить первое состояние. Во второй сесии он хочет заякорить тем же якорем какое-то другое состояние. Что произойдет в момент якорения? Вернется ли организм в первое заякоренное состояние? Или же образуется якорь для нового состояния? Примерный ответ - будет задействовано более сильное (эмоционально насыщенное) из этих двух состояний. На этом основан механизм переякорения, когда якорь старого (нересурсного) состояние начинает активировать другое (ресурсное) состояние. Другой вопрос на эту тему - пусть есть первый якорь на первое состояние, и второй якорь на второе состояние. Активизируем оба якоря - что будет? Организм может выбрать первое состояние, может второе. Если одно из состояний гораздо сильнее другого, так и будет. А если они примерно одинаковы по силе? Тогда получится что-то среднее между двумя состояниями. В этом обьяснении я использовал неформальное понятие "силы" состояния. Интуитивно сила состояния хорошо понимается как его эмоциональная насыщенность. На уровне физиоло гии это можно описать как степень возбуждения нейронов. Конечно, данное описание очень приблизительно, но для дальнейшего достаточно считать, что если в истории человека были состояния с некоторыми общими наборами субмодальностей, то актуализация этих наборов вызовет наиболее сильное из прошлых состояний. Якоря слабо эмоциональных состояний постепенно становятся якорями более новых и эмоциональных состояний. Все якоря для каких-то слабых состояний могут стать якорями других более сильных состояний. Тогда это слабое состояние перестанет быть доступным через активизацию якоря. Как результат, все состояния в истории человека могут быть объединены в два класса: состояния с якорями и без. Состояния с якорями я далее буду называть шаблонами. Заметим, чем более сильное было состояние, тем больше шансов его якорям выжить в процессе переякорения и интеграции якорей. Т.е. шаблоны - это сильные, эмоционально насыщенные состояния. Жизнь с шаблонамиЛюбые подмножества субмодальностей состояния могут быть якорем. Какие реально? Те, что чаще встречаются нам в жизни - это виды комнат, каких-то предметов в квартире, лица наших близких (меняющиеся от случая к случаю), и, конечно же, слова. Чем чаще какой-то опыт может нам встретиться в жизни, тем вероятнее он является якорем какого-то шаблона. В результате получаем: очень многое, среди чего мы живем, затаскивает нас в старые переживания. Не хочу пока обсуждать, как часто мы якоримся в шаблон. Ясно только, что возмножностей для этого много. И если якорь - это вид входной двери в квартиру, который запускает состояние депрессии, так каждый раз, возвращаясь домой, будешь впадать в депрессию. Хочу заметить, что человек редко сознательно обращает внимание на те изменения, которые с ним происходят в той или иной обстановке. Для него происходящее - норма. Ведь если я дейстивтельно каждый раз, заходя в квартиру, становлюсь депрессивным, для меня это не будет чем-то "странным" - это норма моей жизни. Мне не с чем сравнить. Я даже могу обобщить, считая, что все люди становятся депрессивными у себя дома. Т.е. действие описываемого механизма прячется за ширмой постоянной повторяемости, за нашей личной нормой жизни. Вполне возможно, что человек проведет половину своей жизни, якорясь в какие-то нересурсные шаблоны, считая это своей судьбой и не догадываясь о том, что довольно мелкое изменение (например, переезд на другую квартиру) могло бы привести к выходу из западания в шаблон и смене "судьбы". Некоторые якоря шаблонов оказываются постоянно действующими в некоторых контекстах - например, пространствен ные якоря в разных помещениях. (В качестве полумеры поможет передвижение мебели и особенно рабочего/спального места). Другие же якоря действуют кратко (как в примере с видом входной двери), однако тот шаблон, в который входит в этот момент человек, может оставаться активированным довольно долго. Ведь помимо внешних якорей есть еще и внутренние, которые поддерживают состояние. Очень грубо схему их работы можно представить так: состояние содержит в себе свой якорь, например, внутренний голос, который не дает выйти из состояния, который возвращает внутренний голос, и так по кругу, до тех пор, пока какое-то новое внешнее воздействие не окажется якорем и не поменяет состояние. Заметим, что это внешнее воздействие должно быть якорем более сильного шаблона, иначе его якорь не сработает, а возможно, даже переякорится на текущее состояние. Сознание и умФеномен, подмеченный Хаббардом - эффект понижения сознательности. В момент активности шаблона человек вынужден пребывать в эмоционально-насыщенном состоянии. Организм захлебывается сильной сенсорикой такого состояния. Сенсорная перегрузка, за ней следует транс, т.е. провал из согласованной реальности в какую-то свою внутреннюю. Вместо реакции на согласованную реальность сознание наблюдает реакцию на прошлое событие, которое к тому же, как правило, вытеснено, т.е. не доступно сознательному наблюдению. Эта нестыковка между внешним стимулом и внешней реакцией ощущается внутри как понижение сознательности, а внешним наблюдателем как неадекват ность поведения. Стирание шаблонаТеперь уже можно перейти к описанию техники, которую разработал Хаббард для того, чтобы "стирать" шаблоны. Смысл предложенных действий в рамках теории НЛП мне объяснил Андрей Плигин. В качестве собственно техники используется метод верхнего порога в его варианте с многократным входом в стираемое состояние. Этот метод я прочитал в книге Стива и Конниры Андреас "Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами", где его разбирают на примере устранения навязчивости. Предположим, у клиента есть навязчивость - он съедает все печенье, которое ему доступно, и не может остановиться. Для устранения навязчивости выделяется главная субмодальность того ВАК-описания, которое строится у клиента при наличии печенья. Например, для клиента печенье видно неестественно приближенным. Для убирания навязчи вости предлагается многократно воображать это печенье, стараясь усилить как только можно это неестественное приближение. В некоторый момент ситуация ломается и вызвать эту неестественность становится невозможно. На чем навязчивость и кончается. Таким способом можно убирать эмоции с любых состояний. Дело только в том, что в момент проработки клиент находится в ситуации, и, соответственно, если это фобия, то все ее признаки будут на месте до момента преодоления порога. Техника преодоления порога требует двух шагов - нахождения якоря шаблона и многократного входа в ситуацию. Дианетика характерна тем, какие якоря используются, и как они отыскиваются. По Хаббарду, надо найти те якорные слова, которые были сказаны участниками начальной ситуации. Не все слова, конечно, являются якорем шаблона, и первая задача оператора и клиента - отыскать эти слова. Когда они найдены, клиент многократно проговаривает эти слова (как правило, это словосочетание из двух-пяти слов) до тех пор, пока эмоциональность ситуации не разрядится. Если якорные слова найдены точно, то в момент их произнесения клиента начинает затягивать в шаблон. Ему часто бывает трудно говорить, в теле появляется разная соматика. Понижение сознательности выражается через зевоту, сонливость и, возможно, скуку. Эти признаки и свидетельствуют о том, что якорь успешно найден. Найти точные слова трудно, и часто бывает так, что некоторый вход в шаблон происходит, но очень неполный. Тогда происходит лишь частичная разрядка эмоциональной насыщенности ситуации, и надо искать более точные слова. Фаза проговаривания длится разное время, от десятков секунд до единиц часов. Эта фаза на жаргоне Дианетики называется выкипанием. Если сравнить с книгой "Измените свое мышление...", выкипанию соответствует многократный проход по состоянию, когда каждое новое повторение немного понижает тот порог, за который надо проскочить. Работа на фазе проговаривания слов кончается обычно преодолением порога, и в таком случае клиент доходит до облегчения, часто долго смеется. Если якорь найден неточно, преодолеть порог может не удастся. Эмоциональность состояния медленно падает, но не сменяется смехом и другими признаками преодоления порога. В таком случае шаблон остается жить в несколько облегченной форме. Является ли применяемый якорь чисто аудиальным? Мне кажется, что нет. В какой-то степени он кинестетический, за счет того, что клиент проговаривает вслух, т.е. задействует моторику голосового тракта. С другой стороны, в какой-то степени это якорь дигитальный, т.е. вообще не сенсорный, а мысленный - т.к. аудиальные различия в произношении оказываются несущественными по сравнению со смыслом слов. Поиск якоряОдно из самых интересных действий оператора - поиск словесного якоря. Предположим, что клиент сознательно знает кое-что про свой прошлый опыт, в котором шаблон образовался. Оператор просит клиента вспомнить ситуацию, и в идеальном случае клиент сразу вспомнит слова, которые произносили участники события. Это бывает нечасто, и в таком случае оператор действует через несознательную часть клиента, которая знает ситуацию достаточно подробно. Оператор расспрашивает клиента про событие, и в ответах обращает внимание на повторяющиеся паттерны, игнорируя смысл слов. Итак, клиент рассказывает про событие. Смысл того, что будет сказано, определяется сознательно. Но подбор слов в основном делается без контроля сознания. Человеку в целом доступно состояние более подробно и точно, чем только его сознанию, и очень вероятно, что для представления заказанно го сознанием смысла будут несознательно использованы те слова и словосочетания, которые есть в речи участников события. Задача оператора - в словесной каше выловить эти слова и словосочетания и сложить из них якоря. Мне трудно сказать что-то более точно про стратегию поиска словесного якоря, книга "Дианетика" описывает его неточно, а оператором я сам никогда не был. Знакомые энэлперы мне прямо сказали, что стратегию надо снимать с эффективного оператора, а не заниматься домыслами. Накопление шаблоновИнтересный момент в накоплении шаблонов в процессе жизни состоит в том, что новое состояние будет шаблоном тем вернее, чем более оно похоже по каким-то частям на уже существующий сильный шаблон. Это основано на том эффекте, который работает в интеграции якорей - шаге, применяемом во многих техниках для сбора разных ресурсов на один якорь. В техниках человек входит последовательно в разные ресурсные состояния, и каждое из них оператор якорит одним и тем же якорем. Спрашивается, какое состояние заякорено после этого сбора? Доминировать будет, как всегда, самое сильное состояние. Но и остальные тоже будут частично присутствовать, и, насколько я понимаю, в той мере, в какой какие-то части этих состояний совпадают с самым сильным состоянием. Тот же эффект работает при накоплении шаблонов. Пусть есть какой-то сильный шаблон. Пусть теперь человек в процессе жизни попадает в новое состояние. У этого состояния какие-то части совпадают с частями нашего сильного шаблона. Чем в большей степени новое состояние похоже на наш шаблон, тем больше шансов, что какие-то части нового состояния будут интегрированы в шаблон, т.е. поменяют заякорен ное состояние. Я не знаю, как это работает, можно предположить, что это свойство нейронных сетей. Сильный шаблон постепенно усиливается в процессе жизни, в те моменты, когда человек попадает в похожие ситуации. Таким образом, несколько состояний интегрируются в один шаблон. Можно ли найти какой-то более-менее универсальный набор стартовых шаблонов? Сюда войдут роды. И сюда Хаббард относит момент зачатия. Конечно, материалистам будет не очень легко освоиться с мыслью, что одинокая клетка уже помнит свою историю, но дианетическая практика показывает, что рано или поздно клиент проходит через опыт вспоминания своего зачатия, а некоторые вспоминают и "предыдущие жизни". Типичные шаблоныСреди шаблонов можно выделить те, что, как правило, бывают у большинства людей (например, роды). Другой класс шаблонов носит технологический характер - эти шаблоны важны с точки зрения технологии поиска словесных якорей. Вот примеры таких шаблонов. Шаблон, перекрывающий память. Например, маленький мальчик падает и ломает ногу. Мама успокаивает сына: "Забудь это". Теперь "забудь это" - часть шаблона, и при активации шаблона человек будет "забывать это", а на месте "этого" будет оказываться все подряд. По крайней мере, вряд ли он вспомнит саму историю. Шаблон, запрещающий ВАК-вспоминание. Аналогич ная ситуация со словами "ты ничего не видишь" или "ты ничего не слышишь", "ты ничего не чувствуешь". Перекрывает вспоминание какого-то конкретного канала ощущений. Как результат человек может не иметь нормального способа внутренней визуализации, т.е. образы, генерируе мые в подсознании, недоступны сознанию. Посетители семинаров, говорящие, что они "не могут ничего представить" - именно из этой категории. Шаблон с временным капканом. Аналогичная ситуация со словами "оставайся здесь". После активизации состояния человек остается в этом опыте. Хаббард описывает также множество других вариантов. Цель чисткиЦель очистки от шаблонов, по Хаббарду, - получить человека, не имеющего компульсивных реакций. Ее достижение состоит в том, чтобы найти базовый шаблон (роды или шаблон в пренатальном периоде), и далее перещелкать остальные шаблоны, т.к. к этому моменту человек имеет почти идеальную память. По Хаббарду, память на события прошлого у среднего человека так плоха только из-за постоянной активности шаблона, запрещающего вспоминание. Так что макростратегия полного курса чистки - найти и почистить шаблоны, не дающие нормально вспоминать и позиционироваться во времени, параллельно выйти на базовый (первый в жизни) шаблон, а далее планомерно вспоминать и чистить все остальные шаблоны. Это может занять как 200 часов, так и больше 1000, т.е. скажем 2-3 года регулярных сессий раз в два дня по 2.5 часа в сессию. В результате, по Хаббарду, получается человек, постоянно находящийся в маскимально возможном ресурсе, с абсолютной памятью и другими желательными свойствами. Капсуляция эмоциональной энергииПо Хаббарду, каждый шаблон сдерживает в себе часть нервной энергии, которая иначе могла бы быть сознательно направлена. Чистка шаблона возвращает эту энергию в оборот. Этот момент я описываю для того, чтобы понять, является ли метод избавления от шаблона при помощи техники верхнего порога единственным из тех, что возвращают нервную энергию в оборот. Альтернативными методами типа переякорения или коллапса якорей можно добиться того, чтобы шаблон остался без якоря, и как результат не мог быть активирован, но вернет ли такой способ в оборот захваченную энергию? Это один из тех вопросов, на который у меня нет ответа. Есть предположение, что техника верхнего порога уникальна в этом смысле. В пользу такого соображения говорит то, что многие другие психотерапевтические направления (lsd, холотропное дыхание, пересмотр по Кастанеде), ориентированные на инсайт, используют только технику верхнего порога. Терминология ХаббардаВ книге "Дианетика" Рон Л.Хаббард пользуется своей терминологией, которую я частично привожу тут. Инграммой в Дианетике называется эмоционально неприятный шаблон. Хаббард вообще не признает эмоционально приятные шаблоны. Клир - человек, который очищен от всех инграмм. От слова "clear". Преклир - клиент. Т.е. тот, кто еще не клир, но собирается стать клиром. Одитор - оператор. От слова "audit". Цепь инграмм - несколько инграмм, похожих друг на друга, в результате усиливших первую инграмму цепи. Basic-basic - самая первая инграмма по времени появления, на которую насаживаются остальные инграммы. Это либо зачатие, либо какое-то событие до родов, связанное с болью плода или болью или эмоциональным подавлением матери. Дианетика и центры ХаббардаНастал момент, когда можно обсудить первую фразу этой статьи: "Дианетика - это секта". Это утверждение - бессмыслица, оно написано только для установления раппорта (для одних) и как разрыв шаблона (для других). Это утверждение - бессмыслица, т.к. Дианетика - это технология, а не организация. После того, как Хаббард разработал и проверил технологию Дианетики, и после выхода в свет книги, в Америке появились организации, увлеченные Дианетикой. Позже такие организации появились и в других странах, например, в Москве это Гуманитарный Центр Хаббарда. Я не говорю, что эти организации - секты. Но я призываю в любом случае разделять теорию, технологию и организа цию. В данной статье я рассматривал технологию и частично теорию, разработанную Хаббардом, и намеренно не касался организации. Технологии пересмотраЭто попытка описать теорию и практику Дианетики языком НЛП. Дианетика - одна из многих психотерапевтических техник, ориентированных на полный пересмотр жизни через катарсис. Пересмотр в той или иной форме есть во многих учениях. Например, это Кастанеда - с его "нитями светимос ти", которые одно человеческое существо оставляет в другом при любом взаимодействии, особенно рождении, сексе, эмоциональных потрясениях. Это Гроф с его Системами Конденсированного Опыта (СКО), базовыми перинатальными матрицами, измененным состоянием сознания. Нересурсные состояния, инграммы, СКО, также известны как шаблоны, условные рефлексы, комплексы, нити светимости. Разные теории и авторы имеют в виду несколько разные вещи, по-разному ставят границу между проблемными шаблонами и прочими несознательными автоматизированными реакциями. Сознательно и несознательно, я описываю лишь часть огромного богатства находок Рона Л.Хаббарда, среди которого есть также Сайентология - более позднее развитие технологии Дианетики. Естественно, в этой статье акценты смещены в пользу того, что мне субъективно кажется важным и интересным, и вы можете составить свое мнение о Дианетике, прочитав книгу, которая написана эмоционально жестко и мне чем-то напоминает фантастику. ЗаключениеЭто первая прикидка интегральной технологии пересмотра, в которой для меня в качестве философской базы выступает Кастанеда. Хаббард показывает достижение цели вполне житейскими средствами, а НЛП дает технологию, которая позволяет описать эти пассы в рамках зарекомендованной работающей модели, и, как результат, сделать процесс более быстрым, эффективным и приятным. Вместе с тем я понимаю, что моих знаний и особенно практики слишком мало, чтобы сейчас делать какие-то выводы. Я хочу поделиться с разными людьми тем, что для меня было находкой, в тайной надежде, что найдется читатель, который также мечтает о невырази мой безупречности в строительстве себя. Павел Сенаторов Обращение к авторам и издательствам: |
Звоните: (495) 507-8793Наша рассылка |