Мотивация К и ОТ
Если вы работаете с людьми, то рано или поздно вы обязательно придете к такому вопросу, как мотивация. Одна из моделей НЛП, описывающая непосредственно мотивацию, это метапрограмма мотивации.
Метапрограммы - это программы, стоящие за (или над) алгоритмами поведения человека и организующие общие закономерности всего его поведения. Набор метапрограмм (метапрограммный профиль) создает то, что называется характером человека, то есть его индивидуальные особенности поведения. Учитывая, что психика человека представляет собой "мозаику" черт характера, унаследованных от отца, от матери и т.д., эффективнее ориентироваться на эти черты, нежели на общий психотип человека, который практически никогда не бывает "чистым". Причем стоит помнить, что в разных жизненных контекстах проявляются разные черты характера человека.
Так вот, есть такая метапрограмма - мотивация. В упрощенном варианте ее можно представить, как "мотивацию достижения" и "мотивацию избегания". На профессиональном жаргоне она называется мотивация "к" и мотивация "от", или "морковка спереди" и "морковка сзади" :)
Вы можете легко определить, какая мотивация больше свойственна вам в том или ином действии, просто спросив себя, почему я это делаю? Спросите себя: "Почему я работаю на этой работе?" Ответы могут быть самые разные, но их можно разделить на два типа, аналогичных ответам: "Чтобы зарабатывать деньги" и "Чтобы не оставаться без денег". Первый ответ показывает достижение, а второй - избегание. То, как будет сформулирован ваш ответ и покажет вашу стратегию мотивации в этом контексте. Другая стратегия для вас лично будет менее эффективна или не эффективна вообще. В других же контекстах (отдых, учеба, покупки и т.д.), возможно, все будет совсем наоборот. Протестируйте их этим же вопросом, направленным на конкретное действие внутри контекста, и вы определите вашу любимую стратегию мотивации вообще в жизни.
Нет хорошей или плохой стратегии мотивации, это просто черты индивидуальности личности. Зная их для себя, вы можете этим пользоваться, чтобы мотивировать себя и планировать в соответствии со своей стратегией мотивации. Зная стратегию мотивации ваших сотрудников или ваших клиентов, вы можете использовать это в управлении и в продажах. И в любой другой манипуляции любым другим человеком :) Как?
Посмотрите (вернее, послушайте :)), как человек строит свою речь: "Давайте обсудим это по телефону, тогда это будет быстрее" или "Давайте обсудим это по телефону, не хочется терять время". На что он ориентирован: на достижение, или на избегание? Заметив это (как говорят НЛПеры: "откалибровав метапрограмму" :)), вы можете строить свои фразы под его мотивацию, переводя их на "язык его мозга". "За то же время при встрече мы решим намного больше вопросов", или "По телефону мы не сможем обсудить главное, и это будет только потерей времени". Все что нужно делать, это повторять форму.
Никто вам не даст гарантии, что фраза, построенная в соответствии с метапрограммой мотивации человека его тут же замотивирует - это так же зависит и от того, чем вы его мотивируете - от содержания мотива. Но я могу вам гарантировать, что даже у очень хорошего мотива, построенного в несвойственной человеку метапрограмме количество шансов меньше в разы. Так что вы можете научиться пользоваться этими навыками и убеждать людей быстрее и легче, а можете не учиться и бегать за людьми, полагаясь на случай :) (Зачетный вопрос: какая в последнем предложиении была мотивация? :)) Успехов в мотивации.
Автор статьи: Егор Булыгин