НЛП обучение даст результат? Чего ждать? НЛП для жизни!?

Правда о том, о чем не договаривают...

Как сделать так, мой уважаемый читатель, что бы Вы прочли статью до самого конца? Ведь писано переписано листов бумаги за последние 30 лет, о том, что такое НЛП, где оно работает, где оно не работает, какая наука лучше объясняет то или иное поведение человека, как лучше обучаться, кто сколько на этом денег заработал, кто наоборот - утратил свои прибыли.

Не поверите, вначале эта статья тянула на дипломную работу, которая включала в себя разделы введения, истории, практики применения, отзывов и выводов. Что занимало немного немало около 50 страниц. Но большая часть информации об этом легкодоступна в интернете и в чистовом варианте статьи пойдет речь обо всем этом, но по-другому.

Моя дорога в НЛП началась с того, что я искал эффективные стратегии мышления, общения, обучения. Сравнивал, пробовал, учился у разных мастеров. Когда нашел, понял, что могу и хочу делится своими знаниями с миром, в котором много незнания (если не сказать невежества). Хорошо, когда люди вокруг тебя становятся успешными, здоровыми, счастливыми. Мне нравится это делать. И сейчас продолжаю исследовать и перенимать передовые технологии. Только движение вперед дает результаты.

Суть статьи заключается в том, что бы раскрыть вопрос эффективности применении НЛП на практике, раскрыв тему на конкретных (проверяемых сенсорно) примерах. Эта статья претендует на вразумительное объяснение для будущих НЛП студентов о перспективах, которые перед Вами открывает оное знание.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЛП ОБУЧЕНИЕ ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ ОВЛАДЕНИЯ СОБОЙ И СВОИМИ НАВЫКАМИ.

НЛП - это мировоззрение, методология, способ мышления при наличии множества готовых техник, технологий и приемов. Здесь уместно сравнение с карате, когда выучивание нескольких красивых приемов очень эффективно для демонстраций, но не очень эффективно в уличной драке. Для успеха в драке больше, пожалуй, пригождается образ мыслей, который прививают в школах карате, чем заученные намертво три «универсальных» приема. При этом и без основополагающий принципов ни карате ни НЛП работать не будут.

НЛП изучает, каким образом мышление человека может повлиять на эффективность его действий, то есть какие мыслительные стратегии лежат в основе успешного поведения (структура того, как люди думают и воспринимают мир). Очевидно, что структуру чего-то столь субъективного нельзя описать точными математическими формулами, но тем не менее можно смоделировать то, как все это работает. НЛП выросло из различных направлений практической психологии, вбирая в себя все самое лучшее, все самое «работающее» с прикладной точки зрения. Интегрируя и развивая наиболее эффективные модели технологии, НЛП получило широкое применение в коммуникации, обучении, искусстве, творчестве, терапии, бизнесе и организационном консультировании, везде, где наиболее интенсивно задействованы ресурсы человеческого мышления и поведения. На основе этих моделей и были разработаны техники, позволяющие быстро и эффективно изменять мысли, поведение, убеждения, которые ограничивают. Такие модели, как, например, мета-модель, метапрограммы, острота восприятия, модель Милтона, системы представления и субмодальности предоставляют множество различных инструментов для изменения себя и других.

НЛП, как и любая методика - синтез знаний, объединенные абривиатурой. Не простая наука, которая работает всегда, при ограниченном количестве специалистов, так как освоение дано не каждому, это с какой-то точки зрения целое искусство убеждения и переубеждения.

Любое определение НЛП, каким бы большим и объемным оно не казалось, будет лишь частью общей картины того, что же такое НЛП. В свое время Джудит Делозье (одна из видных деятелей направления) сказала, что если бы она давала имя НЛП, она бы расшифровала его как «now lets рlaу», что в переводе означает «теперь давайте поиграем». Это о том, как научиться делать серьезные вещи изящно, эффектно и с удовольствием.

Цели применения НЛП: обучение, развитие в себе навыков мастерства в том контексте, в каком человеку это нужно, с помощью определенных методов. Здесь проявляется одна из удивительных особенностей НЛП: НЛП  позволяет повысить эффективность там, где определена рамка для достижения успеха (рамкой может являться  «работа», «карьера», «отношения с партнерами», «отношения с боссом»…), и, одновременно с этим, самих рамок, ограничивающих  сферу деятельности НЛП, не существует.

И все же, что изучает НЛП в первую очередь.

Во-первых, крайности, и их регулярное проявление. Если человек, к примеру, постоянно в чем-то ошибается, то это уже проявление некой черты, может быть гениальности, пусть и со знаком минус. Почему так происходит (?), как это можно использовать в дальнейшей жизни человека и в опыте других людей (?). Но, прежде всего, нас интересует успех, причем стабильно повторяющийся успех – и в этом технологичность.

Во-вторых – пошаговое описание. Что послужило толчком к какому либо действию; что служит критерием оценки действий; что поддерживает в пути; на что человек опирается, когда достигает цели – на собственный или чужой опыт; от чего-то убегает или к чему-то стремится. Эти моменты помогает выяснить особая техника задавания вопросов для пошагового описания мотивов, действий и достигнутых результатов.

Если сотрудник всегда (именно всегда) добивается успеха в переговорах с любыми клиентами. Притом независимо трудный клиент или доброжелательный, холодный контакт или подпорченный. Тогда нас интересует как это происходит? За чем он следит, что отбрасывает? Какие выводы делает и как их использует? И как результат замена неэффективных привычек на новые, эффективные, приносящие результат. Другими словами если Вы привыкли из 10 переговоров удачно завершать 1 или 2, заменим привычкой из 10-ти делать 8 удачных! Была привычка бояться «холодных звонков», сидеть 30 минут настраиваться на звонок… заменим привычкой получать удовольствие от «холодного звонка». Была привычка утром вставать в плохом настроении, бродить все утро раздраженным, вялым, заменим на привычку - вставать бодрым и довольным! Если совсем упростить, то НЛП это сборник эффективных стратегий в многих областях жизни. Стратегий, позаимствованных у самых лучших и успешных людей. Стратегий в виде четких, логичных последовательностей и алгоритмов: шаг 1, шаг 2, шаг 3 и т.д.

Многие хотят научиться искусству ведения переговоров. Для этого можно пригласить десять самых лучших переговорщиков компании и выявить их профессиональные убеждения, изучить стратегии, которые они используют, проанализировать их поведение. Полученную информацию систематизируют, обобщают, и на ее основе разрабатывают универсальную модель переговоров. Задача тренера через систему упражнений и игр передать эти знания другим людям. У хорошего переговорщика есть определенный набор отличных от остальных способов организовать свое внимание. А руководителей будет всегда интересовать возможность научить своих сотрудников добиваться подобного успеха.

Здесь появляется второй аспект применения НЛП – моделирование, создание и пошаговое описание модели успеха, настолько простой, но при этом работающей, что ей можно научить практически кого угодно.

Возможности применения НЛП разнообразны. Это не только технология познания себя и окружающих, но и эффективное средство для выявления алгоритмов успеха. Другими словами, НЛП помогает людям узнать, чего они хотят, дает четкое представление об исходе любой ситуации. Но для этого Вы должны быть динамичными, изменять свои действия в зависимости от полученных результатов. И тогда Вы добьетесь успеха в жизни.

Если перевести с гуманитарного языка на язык программирования то можно написать так: внутри человеческой головы информация хранится и ее обработка происходит в том виде, в котором человек воспринимает окружающий мир, то есть в виде картинок, звуков, ощущений тела, вкусов и запахов. Что легко можно проверить, эту модель легко передать другому человеку, так, чтобы он понял, эта модель подходит к 100% ситуаций,  с этой моделью можно что-то делать, этой модели можно задавать вопросы, эта модель полезна.

Тогда НЛП специалиста интересуют:

- Исследования по принципам работы мозга как компьютера (моделирование работы мозга) - какие могут быть типы программ, какие приемы программирования, как вычленять программы, как инициировать или прерывать выполнение программы, как сокращать время программирования, как записывать программы, как наблюдать за ходом выполнения программы, как изменять уже существующие программы и т. д.

- Заказное прикладное программирование - нахождение и исправление ошибок в имеющихся программах заказчиков, написание новых программ по требованию заказчиков, обнаружение ошибок аппаратуры (чем занимаются психологи-психотерапевты-психиатры);

- Издательский софтверный бизнес - поиск в окружающей среде (головах людей) наиболее успешных и эффективных программ, проверка их и тиражирование (инсталляция в другие головы).

Чтобы стать Мастером НЛП нужно учиться у настоящего Мастера, и применять знания в жизни. Делать, действовать, НЛП не теория, а активное действие, результат. Нельзя научиться этому по книгам, это как стать боксером прочитав книгу. Попробуйте почитайте книгу по боксу и выходите на ринг, сколько Вы продержитесь? Здесь как нигде нужен тренер, специалист своего дела.

Программа НЛП-Практик – 8 модулей по 2,5 дня, в итоге человек, который умеет пользоваться готовыми моделями успешного взаимодействия с миром. Программа НЛП-Мастер –  2 сегмента по 10 дней и человек, который может создавать модели для себя, других и встраивать эти модели себе и другим. Программа Мастер-Практик НЛП изначально задумывалась как целая система обучения НЛП специалиста, в связи с длительностью обучения и различием в потребностях обучающихся, программа разделена на два сегмента: Практик НЛП и Мастер НЛП.

Отличие от просто психологии, которая долгое время изучала, в чем проблемы людей и в чем причины их поведения. НЛП пошло по пути: как лучшие из лучших добиваются успеха? Что они делают? В какой последовательности?  О чем они думают? Как они думаю? Как адаптировать комплексные навыки под нужды другого человека.

Специалисты НЛП не обязаны быть психологами, хотя вполне могут выполнять общественную функцию, выполняемую людьми, так себя именующими.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Чтобы понять, как работает эта область психологии, давайте разберем ответы НЛП на некоторые типичные вопросы.

Например, мы часто задаемся вопросами, связанными с общением. Почему никак не могу достигнуть взаимопонимания в общении с начальством / коллегами / родителями /детьми? Специалисты НЛП советуют: развивайте свою наблюдательность и будьте гибкими. Для этого учитесь чувствовать и непроизвольно копировать позы, жесты, мимику, дыхание и речевые обороты собеседника. Вы как бы подстраиваетесь под манеру общения партнера, принимаете его позу, перенимаете тональность речи (подстройка). Результатом будет установление доверия между вами (раппорт). Достигнув его, идите дальше. Проявите сочувствие, и собеседник ощутит, что Вы заинтересованы в общении с ним и с уважением относитесь к нему, и захочет последовать за вами тем путем, который будет для него личностно значимым. Что называется ведением.

Раппорт существовал всегда. Просто НЛП сумело описать механизм возникновения доверия в коммуникации, дало ему название и предложило людям конкретные приемы его создания. Еще это, не тайная техника воздействия одного человека на другого, а инструмент экономии времени на установлении первичного контакта и перехода к обсуждению дела.

Сколько драгоценного времени пропало даром из-за диспутов, споров с коллегами и начальством, которые ни к чему не привели. Почему люди не слышат друг друга? НЛП специалисты призывают не забывать о речевых инструментах, которые дают материал для понимания модели мира вашего собеседника. Здесь нужно упомянуть о системах представления и метапрограммах (системе стереотипных реакций, знание которых можно сопоставить с семью нотами из которых состоит множество музыкальных произведений). Помните, что одни люди чаще мыслят зрительными образами, другие ведут с собой мысленные диалоги, третьи просто ощущают ситуацию. То есть у каждого человека есть предпочтительная сенсорная репрезентативная система, с помощью которой он воспринимает и анализирует действительность. Таких систем три – визуальная (видение), аудиальная (слышание) и кинестетическая (чувствование). А те слова, с помощью которых мы выражаем чувства, называются сенсорные предикатами. Они указывают на предпочтительную систему представления.

Например, на ваш отказ человек, оперирующий образами, скорее ответит так: «Нельзя закрывать глаза на эту проблему». Человек оперирующий звуками, возмущенно скажет: «Вы меня не слышите!» А  человек для которого важны ощущения, связанные с осязанием, удивленно спросит: «А почему бы не поддержать инициативу?» Не забудьте посмотреть в глаза собеседнику. Между тем, о чем мы думаем и куда в это время смотрим, есть нейрологическая связь. Например, вспоминая что-то визуальное, мы смотрим вверх и влево, а если пытаемся представить себе звуки, то отводим глаза вправо.

Практикуя, Вы можете предугадать, что думает ваш собеседник, и преподносить информацию так, чтобы ему было удобнее ее воспринять.

Визуалу обрисуйте вашу точку зрения с использованием примеров, аудиалу расскажите о проблеме во всех подробностях, а кинестетику вообще ближе деятельный подход, дайте ему возможность самому разобраться. Такие НЛП-техники можно использовать и в профессиональной деятельности.

ТЕХНОЛОГИИ НЛП В РЕКЛАМЕ

В рекламе НЛП используются для решения следующих задач:

В первую очередь, это определение метапрограмного профиля целевой аудитории - то есть выявление свойственных целевой аудитории фильтров внимания и определенных стратегий мышления. Это позволяет создавая рекламные обращения, «кодировать» их в тех нейро-стратегиях и транслировать в тех каналах восприятия, которые наиболее свойственны этим людям. Помимо точного попадания рекламной идеи в сознание целевой аудитории, это дает еще и очень высокий процент принятия этими людьми рекламной идеи, как своей собственной либо авторитетной для них.

Затем, это использование техник креативности для разработки самих рекламных идей, и технологии множественного описания для анализа эффективности рекламных идей.

Но наибольшую эффективность дают рекламе технологии НЛП, позволяющие оказывать воздействие на бессознательном уровне. Учитывая, что большинство решений о покупке принимается человеком в силу бессознательных механизмов психики, использование этих технологий делает рекламные обращения по-настоящему мощным инструментом и значительно повышает степень их воздействия на фоне других влияющих факторов.

Нелингвистические рекламные технологии НЛП

Маркировка текста. Из основного текста каким-либо способом (например жирным шрифтом) выделяются слова, которые, если читать только их, составляют свой смысл. При прочтении основного текста второй смысловой уровень уходит на бессознательный уровень.

Иллюстрирующим примером является предыдущий абзац.

Субмодальности. Это использование особенностей и характеристик изображения или звука для управления эмоциональным тоном. Как правило, с помощью субмодальностей создается позитивная эмоциональная окраска для создания поведенческих предпочтений на бессознательном уровне. Вспомните зглатывание слюны или вдыхание «аромата» кофе Якобс, при просмотре клипа.

Лингвистические рекламные технологии НЛП

Речевые пресуппозиции. Технология речевых пресуппозиций позволяет строить предложения, смещая фокус внимания с необходимых утверждений на детали так, что необходимые утверждения начинают подразумеваться, как само собой разумеющееся. Тогда эти утверждения принимаются клиентом как данность, не подлежащая сомнению, и выбор происходит уже внутри этой рамки. Простой пример:

«Вы можете взять «Кока-колу» в новой большой бутылке, и получить больше за ту же цену». Теперь выбор происходит уже между бутылками, а не между Кока-колой и чем-то еще.

Еще один пример: «Задача этой статьи не столько объяснить, почему технологии НЛП делают рекламу во много раз эффективнее, сколько показать на примерах, как они работают».

Подстройка по ценностям. Простой и сильный прием. Базовые ценности целевой аудитории напрямую связываются с рекламируемым товаром, делая его «привилегированным». В бренде «Моя семья», например, ценность заложена прямо в нем самом.

Создание комплексных эквивалентов. Комплексные эквивалентны, это объединенные друг с другом факты, но не имеющие четкой причинно-следственной связи, а соединенные предполагаемой (домысливаемой) логической связью. Например: Хорошие хозяйки выбирают «Тайд». Почему они выбирают именно Тайд? Как это связано с тем, что они хорошие? Каждый найдет в этом свою логику, подтвердив тем самым мета-сообщение связки: если Вы выбираете Тайд, значит Вы хорошая хозяйка. В большинстве случаев мета-сообщение воспринимается на бессознательном уровне.

Создание «мыслевирусов». Мыслевирус, это информация, существующая в сознании людей по принципу вируса - т.е. хранящаяся в их памяти, выполняющая какую-либо функцию и автономно распространяющаяся между людьми за счет усилий самих же людей. Распространение происходит за счет наличия в мыслевирусе механизама мотивации - чем большую выгоду человек получает от передачи мыслевируса, тем сильнее эффект его распространения.

Простыми мыслевирусами являются слухи, захватывающие идеи, мечты, анекдоты. Мотивацией их распространения для людей является обмен эмоциями в общении для создания интереса: «есть о чем рассказать». Сама идея о мыслевирусах, кстати, тоже является мыслевирусом J

Это одни из простых приемов НЛП, о которых можно рассказать коротко, без ссылок на основополагающие модели и системные принципы НЛП. Однако, стоит понимать, что технологии НЛП, безусловно, намного более эффективны, когда применяются не столько в отдельных рекламных приемах, сколько во всей системе маркетинга.

Карьерный вопрос.

Строить карьеру надо с целеполагания. Только 5% людей ставят цели правильно. Одна женщина на тренинге, говорит «хочу быть начальницей, надоело просто менеджером»… Я показал, в чем ошибка целеполагания, но настаивать не стал, тема модуля была другая. Через 2 месяца, приходит расстроенная пуще прежнего, руководителем то стала, но «сотрудники жалуются друг на друга, задачи не выполняют, говорят, не можем и т.д.». Вот тут-то мы и вернулись к работе с её целями. Сейчас она, кстати, директор своего предприятия.

Есть несколько вариантов для достижения цели. Например, можно просто ждать, когда мастерство появится само по себе (Э. Бэрн утверждал, что особо выборов у человека нет, есть только поведенческие стереотипы перенятые нами в глубоком детстве, около 3х лет). Действуя подобным образом, Вы попадаете в зависимость от внешних факторов, которые, например, будут способствовать тому, что Вы научитесь правильно заполнять трудовые книжки. В этом случае цель плохо сформулирована, так как если она Ваша, то достигается только с помощью активных действий с Вашей стороны. Получается, что если Вы действительно хотите изучить тонкости кадрового делопроизводства, Вам нужно максимально конкретно ответить на вопросы: «что, где, когда и как?». И не забудьте о необходимых ресурсах для этого – внешних (курсы, профессиональная литература и др.) и внутренних.

Во-вторых, много случаев, когда Вы и умнее и работаете больше чем коллега, а руководство его продвигает и выделяет. Вспомните, таких примеров масса. Почему?  Да потому что Вам надо научиться грамотно презентовать результаты своего труда!!! Тогда и карьерно расти будете в разы быстрее.

В-третьих, уверенность в себе, внутренняя сила. Есть техники, которые её развивают. А неуверенный руководитель – думает не о карьере.

Подбор персонала.

В первую очередь менеджер обязан разбираться в тех людях, с которыми он работает. И выбирая кандидата, НR должен хорошо понимать, кого нужно найти, и как он будет это делать. Например, бренд-менеджер. Используя определенные алгоритмы, которые появились в результате НЛП-исследования, о методике проведения которого мы уже говорили, Вы можете определить, что в вашей компании представляет собой этот сотрудник. Опишите особенности людей, которых заинтересует эта должность, и функции, которые выполняет бренд-менеджер в вашей компании. Причем нужно стремиться не просто составить портрет каждой должности, но и создать базовые алгоритмы, которые применяет специалист, чтобы достигать необходимого результата. Именно наличие четких инструкций в работе позволяет избегать конфликтов с персоналом и предупреждать текучку кадров.

НЛП в бизнесе, следует различать три уровня:

Первый – продажи и переговоры с клиентом. После полного курса обучения НЛП-Практик, это восемь трехдневных тренингов, люди в два, три раза увеличивают свои результаты. Это проверено за годы проведения тренинга.

Второй – руководство. Используя НЛП можно донести мысль до подчиненного гораздо быстрее. Критерий: он не прибегает несколько раз за день с уточняющими вопросами, и в назначенный срок Вы видите тот результат, который Вы хотели от сотрудника получить. Причем сотрудник рад стараться и готов работать дальше. Как результат - руководитель экономит 30-50% собственного времени.

Третий – победить стресс. Сначала негативные эмоции, потом язва, инфаркты, инсульты… Вы, наверное, в курсе, что количество подобных заболеваний с каждым годом все больше, что продажи лекарств от депрессии с каждым годом увеличиваются и дорожают? Темп жизни, скорость принятия решений, ответственность растет постоянно. В НЛП есть техники управления своим организмом, эмоциями, биохимией. Есть техники и самовыздоровления организма, но гораздо лучше всего этого не допускать. Заранее освоить управление эмоциями, быстрым отдыхом и поддержанием тонуса.

Эффективное обучение.

Можно поставить около ребенка пятерых сопереживающих лицензированных психотерапевтов – и это не приведет к уменьшению числа ошибок на странице. Или приставить на годик-другой парочку сопереживающих учителей. А один мастер НЛП (или любой другой, освоивший соответствующую технику, человек) может примерно за 4050 минут научить ребенка писать грамотно. Сопереживая или не сопереживая - все равно.

Интересно, как? А так: если человек прагаваривает слава в уме во время письма, то он будет всегда песать ниграмотно. Фанетический падход к письму довольно труден - со всеми этими проверочными славами. Это как умножать в римских цифрах. А если во время письма задействовать визуализацию слов, а не проговаривание, то появляются ощущения в теле, сообщающие «писателю» о правильности или неправильности увиденного «в голове». Вот так – безо всякого сочувствия, в терминах этих самых «картинок, звуков, ощущений в голове», которыми только и оперирует мозг. Действительно, если я видел слово в какой-нибудь книжке (а память у людей более развита, чем они могут осознать), то я могу сравнить два его написания – и получить ответ в виде телесного ощущения, даже если я не вижу одного из написаний. А вот сравнить картинку и произносимые «в уме» звуки трудновато. Поэтаму и получаюца ашипки. А как научить «визуализировать-чувствовать»? Техника обучения грамотности таким методом напоминает обучение письму слепым десятипальцевым методом: медленно-медленно вначале, контролируя каждое элементарное действие, и быстро-быстро, не задумываясь над автоматически производимыми действиями в конце.

Или вот типичная сценка из учебного дня в школе: ребенок внимательно слушает учителя, отсутствующий взгляд его направлен куда-то в сторону. В окно. Учитель говорит быстро и непонятно, ребенок весь превратился в слух. Он бы и глаза закрыл, но этого и не надо - все равно он сейчас ничего не видит, но слышит. И в этот момент учитель орет, чтобы ребенок смотрел на него, а не в окно!!! И ребенок, конечно, начинает смотреть, как учитель шевелит ртом. И тут же прекращает слышать, о чем это учитель шевелит ртом. Этот конкретный ребенок не Гай Юлий Цезарь, он может либо смотреть - но не слушать, либо слушать - но не смотреть. С точки зрения программиста - это ошибка в учительском поведении. Учитель обязан учитывать те программы, по которым работает восприятие ребенка. Но в педвузе этому не учат, и нет этого в курсе психологии восприятия.

Еще контексты и ответ НЛП практикующему:

- наладить отношения с любимым (-ой, -и) – позиционное описание, шкалирование собственных ресурсов, ХСР;

- научиться эффективно учить – ТОТЕ, ХСР;

- повысить самооценку – раппорт с собой, позитивное мышление (базовые пресуппозиции);

- усилить мотивацию – шоколад Леди Годива, работа с убеждениями, генератор нового поведения;

- научиться лучше понимать собеседника – калибровка, эпистемологическая метафора, субмодальности;

- помочь в бизнесе или карьере – присоединение, ведение, ХСР, ТОТЕ, субмодальности.

МАНИПУЛЯЦИИ

Два мини-тренинга на ощущения:

1. Опишите для инопланетянина вкус горячего шоколада.

2. Внимательно прочтите мою фразу и выполните то, что я скажу: уроните ручку на пол и попробуйте ее поднять. (получилось ?)

1. Даже очень хорошо зная предмет (объект, ситуацию) нельзя передать ощущения об этом другому СЛОВАМИ, пока он сам не захочет это ощутить.

2. Между действиями «попробовать поднять ручку» и «поднять ручку» - колоссальная разница. Первое действие не кончается, а второе легко выполнимо.

Что касается «верить» или «не верить»

Есть 2 формулировки : 1) НЛП – это, блин, ерунда, так как недостаточно доказательств, что оно работает. 2) НЛП- это реальность, так как достаточно доказательств, что оно работает.

Эти два утверждения неравнозначны, в них наличествует нарушение простой логики - если у нас недостаточно доказательств в пользу чего-либо, то по определению мы не можем вынести решение ни «за», ни «против», посему высказывание номер один просто не имеет смысла.

И чтобы сделать эти два высказывания равнозначными (как минимум), должно быть:

1) НЛП- это, блин, ерунда, так как достаточно доказательств, что оно НЕ работает.

2) НЛП - это реальность, так как достаточно доказательств, что оно работает.

Люди делятся в отношении НЛП на 2 группы - кто верит что НЛП работает, и те кто верит что НЛП не работает. И те и другие - ВЕРЯТ :) А что такое вера - это принятие какого-то факта без доказательств.  Например – Вы верите в расписание электричек метро?! – иначе Вам пришлось бы посвятить всю жизнь сидению на остановке и ежедневной проверке фактического времени прихода поезда и указанного в расписании. А оно Вам надо?

Еще немного компьютерной риторики.

Программистам человеческих мозгов гораздо труднее - в мире существует жесткая и часто внеэкономическая конкуренция за право программировать чьи-нибудь мозги.

Несмотря на глубокое родство компьютерного и нейролингвистического программирований – это не облегчает процесс изучения НЛП, а дополняет множеством переменных. Читать про НЛП - это совсем не то же самое, что действовать. Например, в НЛП для любой работы с любым человеком нужно устанавливать раппорт. И поддерживать его в течение всего сеанса. Могу поспорить, что в момент применения «штучек» из только что выученного по книжке (или даже на курсах) репертуара технологий НЛП Вы этот самый раппорт потеряете. Психологи хорошо держат раппорт, но плохо программируют. Компьютерные программисты хорошо программируют, но плохо держат раппорт.

На мой взгляд, это одна из самых больших разниц между работой с компьютером и работой с человеком. А без раппорта НЛП не работает, как и во многих других видах знаний (вспомните аксиомы, без которых нет геометрии, например).

ТО, ЧТО ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ

Управление своими эмоциями и эмоциями партнера по переговорам -Мой профиль - вытягивание запущенных договоров. И подстройка позволяет во-первых вычислить намерения человека (за - против, что важно, а что нет), а во-вторых, сделать его лояльным к происходящему, эмоции очень часто меняют равновесие. А в итоге «Тот, кто нам мешает - тот нам поможет!» Работает 100%.

Если Вы знаете о подстройке, то в продажах подстройка по репсистеме («ярко, блестяще») не сработает, немного узкая рамка (вспоминаем чанкинг) - что не обеспечит эффективности сделки. Это примерно как думать, что покупка пива «Три медведя» автоматически обеспечит трёх «машенек» без купальников в пруду.

Чтобы сделка на миллион состоялась, надо сперва выверить свое намерение (конгруэнтность сознательного и бессознательного обеспечить - с помощью техники ХСР, например) и получить оптимальное внутреннее состояние (с помощью техник личностного редактирования) - т.е. это ещё ДО всякого контакта с партнером по взаимодействию. Потом, нужно понимать УСТРОЙСТВО другого человека в принципе (инстинкты, контуры осознания, мотивы, ценности, фильтры) и данного конкретного человека - т.е. надо иметь навыки калибровки и владеть техниками сбора информации (SCORE, метамодель). И только здесь уже можно думать о подстройке.

Причём лучше всего подстраиваться не с помощью разделяющей метамодели, а с помощью утилизирующей (использующей) Милтон-модели. Когда взаимодействуешь целостно - и с биоритмами, и с идеомоторикой, и с речью, и т.д. и т.п. Лучшая подстройка - внешне-ориентированный транс (а это еще нужно научиться калибровать и только потом использовать). Самое сложное - надо уметь со всем этим что-то делать. От «взять ноту» до «петь» - очень большое расстояние.

На мой взгляд, НЛП – необходимый инструмент в работе с людьми! Одна из задач НR-а – продать свою компанию соискателю. И техники НЛП работают по тому же механизму, что и в продажах: подстройка, отзеркаливание, раппорт, якорение. Например, подстройка важна при ведении любых переговоров, совещаний, бесед, интервью, в работе с конфликтами. При организации корпоративных мероприятий знание таких техник помогает привлекать интерес сотрудников к событию, обеспечивать необходимое число присутствующих, проводить внутренний РR. Самое главное, что эти инструменты реально работают, и ты тратишь гораздо меньше ресурсов для достижения запланированного результата.

НЛП — это технология, которая позволяет достигать цели в жизни максимально быстро по времени, затрачивая при этом минимум сил и получать гарантированный результат, а также с помощью техник все это делается экологично.

Благодаря НЛП я могу сейчас влиять на свой эмоциональный фон, появилось четкое представление, что я буду делать дальше: в работе, дома, с друзьями и т.д. Также у меня появились новые цели. НЛП для меня, в первую очередь, это способ быстро решать поставленные задачи (переформулировав проблемы), понимать, что я хочу, а что хочет другой человек.

Наиболее важным для меня было то, что у меня изменилось отношение ко многим событиям в жизни, людям. После прохождения тренинга у меня появилось ощущение, что на одни и те же события люди могут реагировать по-разному, выбирая оптимальные варианты для себя, с учетом полученных ими знаний и навыков.

Наиболее важным для меня на тренинге было то, что я: стала спокойней относиться к близким; меньше стала давать советы окружающим без их просьбы; увидела вокруг людей, стала обращать на них внимание во всех разнообразиях своего проявления (раньше видела только близких и то до боли надоевшие стереотипы); поняла, насколько важно состояние «эмоции» в общении; осознала много новых техник и упражнений, которые смогу легко реализовывать в жизни и успешно практиковать их; поняла, как нужно говорить, что нужно говорить и как можно сделать так, чтобы тебя не только услышали и поняли, а еще и сделали так, как хочешь ты.

Больше всего на тренинге мне запомнилось якорение, модальности, Милтон-модель и различные техники. Наиболее полезным для меня было то, что я поняла смысл якорения, навыки неопределенных вопросов и ответов. Освоила идеи бесконфликтного общения, научилась управлять своими состояниями, поняла, как влияют на меня и что с этим делать, получила опыт применения техник на себе и на других.

На тренинг у меня появилось ощущение, что стало приятнее жить, а некоторые техники произвели на меня действительно такое действие, что результатов, о которых можно было раньше только мечтать, удается достигать уже сейчас. Тренинг мне очень помог идти по жизни более эффективно, что я и сделаю в ближайшее время.

Я стал более эффективно общаться с людьми и стал быстрее добиваться поставленных целей в общении с окружающими. Также я пересмотрел некоторые свои убеждения в жизни.

Наиболее важным для меня стало то, что я стал легче понимать собеседника, переговоры стали проходить позитивнее и заканчиваться если не успешно, то обязательно дружески. Отношения с супругой улучшились...

Моими заслугами (после тренинга) меня наконец-то повысили на работе, ничего не раздражает, появилась уверенность в общении и за рулем тоже, уверенность в принятии решений. Стал легче общаться с вышестоящим руководством.

Я разобралась в логических уровнях, навела порядок в мыслях и убеждениях. Также я думаю, что изменения у меня будут уже скоро и их будет много с долгоиграющим эффектом.

Благодаря тренингу НЛП у меня появилось желание идти дальше, развиваться. Сейчас у меня есть ощущение, что появилось много близких людей, которые мне могут помочь, потому что они мне реально помогали весь тренинг. Сначала я думала, что иду только за навыками НЛП, оказалось, что реально проработала несколько важных нерешенных задач. Также приобрела уверенность, что я могу помогать людям и им это действительно нужно. Также у меня появились сильно позитивные образы, крылья за спиной.

Я проработала много неприятных моментов из прошлого и теперь могу спокойно на них реагировать. Также я научилась делать техники и вижу, что они работают. Считаю, что полезны для жизни речевые стратегии НЛП, калибровка состояний. Большое спасибо всем участникам, которые работали вместе со мной.

На тренинг я приехала с целью решить проблему в организации своего дела — уезжаю со списком задач, которые предстоит уже просто решать. На тренинге я нашла методы решения собственных личных проблем, а также теперь я больше могу помогать другим. Я встретила много умных, талантливых людей, получила заряд энергии для дальнейшего изменения в жизни. Все было отлично.

После прохождения тренинга у меня заметно прибавилась уверенность в себе. Также у меня появилось более ясное представление о моделях поведения окружающих. На тренинге появилось много новых и интересных знакомств. Я научилась многим нужным методикам.

После тренинга у меня улучшились отношения с начальником на работе, с соседями, удалось повлиять на убеждения других людей, которые позитивны для меня, появились новые знакомства. Также я смогла приобрести навыки ухода от наезда, конфликта, поменялись некоторые собственные убеждения, которые мешали мне общаться с окружающими.

Для меня благодаря тренингу работа стала интересной и желанной, сформировались четкие цели и желания. Я стала более уверенной в себе, разрешились проблемы с личной жизнью. Жизнь стала более позитивной. У меня появились силы и желание творить. Тренинг мне очень помог. Также мне стало проще устанавливать контакт с другими людьми, достигать успешного результата в общении, научилась понимать людей. На тренинге, с помощью техник и навыка я получила реальные инструменты для изменения своей жизни к лучшему.

Наиболее важными оказалось для меня то, что я смогла задать себе много вопросов, а если есть в сознании вопрос, то значит в подсознании уже готов ответ на этот вопрос.

Я сменила род деятельности, и мне стало намного интересней и проще жить.

Все выстроено в систему. У меня, как оказалось, встроились в жизнь калибровка, рапорт, рефрейминг.

Для меня на тренинге очень важным оказалось то, что полученные навыки можно применять в моей предпринимательской деятельности. Знания и навыки, которые можно применять в общении с деловыми партнерами. Мне это тренинг помог структурировать и упорядочить свои знания. Появились некоторые новые для меня аспекты НЛП.

Для меня важно то, что я получила информацию для дальнейшего использования в жизни и работе. Тренинг дал мне возможность отточить свои знания, полученные ранее, увидеть возможности себя и окружающих.

Я понял новое осознание себя. Я стал другим, и жизнь меняется тоже. И, пожалуй, самое важное, — что это я ее меняю. Я начал просто жить в потоке и получать радость и удовольствие. Есть моя цель, и я иду к ней, а каким путем — я понял, что это не важно.

Оказывается, цели можно формулировать так, чтобы будущее стало реальным, хорошим, светлым. Хороший контакт и раппорт — это «наше все» в НЛП и просто в жизни. Техники хорошо могут работать в жизни, это факт.

Я научился изменять ограничивающие меня убеждения. Избавился от нескольких аллергий и фобий. Тренинг добавил уверенности в своих силах и дал осознание того, что все необходимое для успешной жизни есть внутри меня.

Этот тренинг помог мне лучше понять себя, оценить свои возможности, убедиться, что человек может больше, чем принято думать. Сломались многие шаблоны, которые мешали мне жить, плюс были даны эффективные техники, применимые как к себе, так и к другим людям.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Процесс обучения НЛП это не просто оплатить все НЛП-обучение и присутствовать на занятиях от начала и до конца – это еще и долгий кропотливый труд по отрабатыванию навыков до уровня неосознанной компетентности. И это только начало – дальше, превращение своего повседневного старого мировоззрения в открывающуюся рамку обучения, которая не закончиться никогда.

В тоже время НЛП не дает специальных знаний по рекламе, ведению бизнеса, маркетингу или еще чему, что конкретно Вас интересует, но является качественным добавлением к этим знаниям.

Желаю стремления вперед. Использования передовых технологий, в том числе и НЛП. Любая передовая технология появляется сначала в тренинговых центрах, а потом, лет через 10-15 в университетах. А мы открываем новые техники и всегда будем на передовой.

Один из факторов успешности – знать, в каком контексте и чего именно ты хочешь. Задача НЛП определить конкретные рамки его действий, обозначить действия, дать модель поведения, с помощью которой человек сможет добиться успеха.

Хорошо работающий компьютер

Компьютер требует предельной честности, как и мозг, - если к нему относишься как к компьютеру. Компьютерная или мозговая программа либо работает, либо нет – доказательства путем размахивания руками в программировании неприемлемы. Никакие ссылки на тысячу и одну сложность у программистов не проходят: если ошибка не исправляется, то это слабоват исправляющий, а не сильна ошибка. Отладка, она на то и отладка: если не можешь найти и исправить ошибку одним способом, попробуй другим. Совсем не тестировать программы неприлично. Бросать отладку на полпути неприлично. Нет неисправимых ошибок. Если ошибка не в твоей программе, то будь добр доказать это. Ошибки делать вполне возможно, это не самый страшный грех. Грех - не тестировать и не отлаживать программу, не исправлять найденные тобой и другими ошибки. Процесс поиска и исправления ошибок должен сходиться - добейтесь устойчивости программы! Если Вы исправили уже пять ошибок, а программа все еще зависает в неожиданные моменты, то Вы нашли не те пять ошибок - продолжайте работать.

Геннадий Пилипенко

Все статьи

Страницы: 1 2 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться