Нравственные аспекты феномена манипуляции
Многолетнее общение с психологами и с теми, кто просто интересуется психологией и НЛП, постепенно утвердили меня во мнении, что в психологию, а уж тем более к занятиям НЛП люди приходят прежде всего не из стремления к знаниям как таковым, а чтобы, применяя их на практике, как-то решить свои проблемы и улучшить свою собственную жизнь. При всем разнообразии человеческих проблем я бы условно разделила их на две группы: это сложности человека в общении с другими людьми и внутренние проблемы, сложности с самим собой (которые, в свою очередь, также отражаются на общении). Большинство народу стремится начинать новую жизнь не с себя, а с других - чтобы они изменились в "лучшую" сторону, но элементарная житейская мудрость подсказывает, что изменение других людей волшебным образом невозможно. Так что остается уповать на какие-то практические навыки общения, позволяющие воздействовать на других людей косвенно - фактически эти навыки и можно считать психологическими манипуляциями.
Хочу оговорить сразу, что в данной статье будет идти речь лишь о коммуникативных манипуляциях, так как если взять общее определение манипуляции как ловкое владение чем-то, просто хорошее умение, исчезнет сам предмет полемики - никто не спорит, что хорошо уметь делать что-либо хорошо. Однако когда речь заходит о манипуляциях в общении, начинаются вопросы о допустимости или недопустимости манипулирования живыми людьми, хотя если говорить о коммуникативной компетентности, то о чем же идет речь как не о манипуляциях? А ведь уметь хорошо, грамотно общаться необходимо всем, особенно тем, кто по долгу службы имеет дело с людьми и не только с теми, кто симпатичен и с кем легко и приятно общаться. Тема манипуляции с неизбежностью возникает как в академических кругах, так и в среде людей обычных, от науки и психологии далеких: как только произносится пугающее многих слово НЛП - тут же обязательно кто-нибудь заговорит о страшных, нечестных приемах, с помощью которых с людьми делают все что хотят, а потом используют их...
Слово "манипуляция" традиционно связывается в нашем сознании с обманом, "закулисной игрой", неискренностью, беспринципностью и неразборчивостью в средствах - одним словом, чем-то негативным, негуманным, достойным осуждения. Обучаясь в молодые годы на философском факультете МГУ, мне неоднократно приходилось сталкиваться в концепциях философов советского периода с понятием "манипуляция", означающим нечто страшное, постыдное и недостойное, конечно же, абсолютно не соответствующее тогдашнему справедливому строю. Впрочем, философско-этические концепции не существуют автономно, отдельно от реальной жизни - они отражают то, что существует на самом деле, так называемые реальные нравы. Реальные же нравы были и еще остаются таковыми, что человеку скорее простят заведомую ложь и лицемерие, чем честное признание стремления к своей выгоде (хотя, справедливости ради надо добавить, что ситуация меняется, правда весьма своеобразно - но об этом ниже). А если человек стремится к выгоде, то тогда все, что он делает с другими - это однозначно манипуляции. Такова логика обыденного сознания, подкрепляемая либо остатками большевистской, либо ростками тщательно возрождаемой христианской морали. (Впрочем, о христианских корнях большевизма писал еще Н. Бердяев, полагавший, что мораль, основанная на самопожертвовании и коллективизме могла быть усвоена лишь глубоко религиозным народом. Так что переход от большевизма обратно к христианству вполне объясним с такой точки зрения - основа остается прежней.) С позиции такой авторитарной системы морали хорош лишь тот, кто забывает о своих интересах и полон энтузиазма делать всем добро "просто так", даже во вред собственным интересам, а если он этого не хочет и не делает, да еще к тому же и не стесняется этого - это очень плохой человек, эгоист.
Несмотря на то, что системы ценностей в последние годы стремительно меняются, в основном эти изменения носят поверхностный характер простого отрицания, чем-то напоминая подростковый нигилизм, представляющий собой лишь родительский авторитаризм наоборот. То, что мы просто поменяли одни ценности на другие - это еще отнюдь не значит, что сделали шаг вперед, если не изменили наше отношение к ценностям вообще, не повысили уровень их осознания Так что, на данный момент я бы не торопилась говорить о глубоких изменениях - сама структура системы ценностей и убеждений остается прежней.
Возвращаясь к теме манипуляций, хочу отметить, что открыто осуждаются лишь так называемые "грязные" манипуляции, манипуляции же удачные, тонкие, мастерски проделанные, вызывают смешанное чувство замешательства, негодования и восхищения. "Ловким манипулятором" называют удачливого политика, успешного карьериста; порой даже такое неуловимое качество личности, как обаяние, связывают с манипуляцией. На самом деле маленькие дети, использующие свою слабость, беспомощность и обаяние и добивающиеся своего не с помощью собственных усилий, а через других, косвенно заставляя окружающих делать что-то для них и вместо них, также являются весьма ловкими манипуляторами.
В психотерапевтической практике я постоянно сталкиваюсь со скрытыми, неосознанными манипуляциями своих клиентов, которые считают себя честными, искренними и страдающими от плохого обращения с ними (причем их страдания на самом деле искренни и могут быть крайне болезненны). В процессе же терапии впоследствии выясняется, что большинство страданий они "устраивали" себе сами, манипулируя окружающими так, чтобы они вели себя точно по их "сценарию". Чаще всего такие невротические манипуляции остаются скрытыми, неосознаваемыми, но окружающие смутно чувствуют, что тут что-то не так. Тем не менее не реагировать на них оказывается невозможно - будучи направлены на какие-то чувствительные точки других людей, они вызывают у них довольно сильную эмоциональную реакцию: жалость, негодование, гнев, чувство вины и т.п., но их отличительная черта заключается в том, что подвергшиеся подобной "скрытой" манипуляции наряду с этим чувствуют себя одураченными, обманутыми каким-то непонятным образом. Это чувство неловкости, дискомфорта, побуждает их, в свою очередь, к ответным негативным чувствам и действиям - и вот готова картина страданий и полного обоюдного непонимания. Фриц Перлз считает такие манипуляции вынужденными, так как по тем или иным причинам невротик оказался неспособным опираться на себя и вынужден добиваться того, чтобы другие люди делали за него то, с чем он не справляется самостоятельно. И эти манипуляции оказываются весьма искусными. "Не нужно обманывать себя, - говорит Перлз, - думая, что его способы манипуляции не умны. Невротик - не дурак Он должен быть достаточно проницательным и искусным, чтобы выжить, поскольку он в значительной степени лишен средства, обеспечивающего выживание - способности опираться на себя. Он страдает от какого-то недостатка в буквальном смысле слова и нуждается в значительной изобретательности, чтобы обойтись с этим "недостатком". Проблема невротика состоит не в том, что он не умеет манипулировать, а в том, что его манипуляции направлены на поддержание и лелеяние его неполноценности, а не на освобождение от нее. Если бы столько же ума и энергии, сколько невротик вкладывает, чтобы заставить окружающих поддерживать его, он посвятил тому, чтобы научиться опираться на самого себя, он непременно преуспел бы в этом" 1. Собственно, весь смысл психотерапевтической работы состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться опираться на самого себя.
На примере невротических манипуляций мы рассмотрели тот вид манипуляций, который с неизбежностью сопровождает нас в нашей жизни - манипуляции неосознанные, скрытые для самого манипулирующего. Разумеется, не все неосознаваемые манипуляции следует называть невротическими - например, начало любого романа обязательно включает в себя определенные манипуляции, без которых подобные взаимоотношения потеряли бы всю свою романтику. Ведь когда мы стремимся завоевать чье-нибудь расположение, стараемся, с одной стороны, показать себя с наилучшей стороны, а с другой - сделать так, чтобы тому, кого мы "завоевываем", было хорошо, комфортно. Для создания таких особенных условий общения придумано немало явных и неявных хитростей, которые представляют собою ни что иное, как манипуляции. Фактически это то, что на языке НЛП мы называем "раппортом", или подстройкой. Для того чтобы коммуникация была успешной, необходима хотя бы элементарная подстройка к партнеру, большая часть которой опять же мы производим бессознательно (это те навыки общения, которым мы научились еще в раннем детстве), но порой бывает необходимо применить и сознательные усилия. То, что в обычной жизни мы называем вниманием, пониманием и чуткостью, также вписывается в рамку раппорта, так как для того чтобы проявить вышеперечисленные качества, необходимо знать другого, его особенности - а все это невозможно без калибровки и последующей подстройки. Если мы осознаем всю нашу коммуникацию вообще, то обнаружим, что как личная, так и деловая жизнь полна манипуляциями, ибо пока люди живут вместе, они не перестанут чего-либо хотеть и добиваться друг от друга, и способы воздействия их при этом редко будут прямыми, непосредственными. Собственно, чему как не грамотному манипулированию учат так называемые тренинга "успешного поведения", группы по работе с имиджем, столь популярные сегодня группы общения и т.п.? Производить на других людей нужное впечатление, добиваться своего быстро, эффективно и с минимальными психическими затратами возможно лишь при высоком уровне коммуникативной компетентности. А последняя немыслима без знания человеческой природы, умения играть, создавать особое коммуникативное пространство и, конечно же, воздействовать на людей тонко и непрямо, планируя и даже конструируя их реакции.
Пойдем дальше. Чем как не манипуляцией является всякое обучение - ведь обучая мы не просто механически передаем какие-то знания, а еще и формируем у своих учеников какие-то навыки, умения, как-то меняем их личность, передаем им свои ценности? Так что воспитание - пусть даже самое что ни на есть либеральное и гуманистическое - это самая распространенная, социально одобряемая во все века манипуляция. (Пусть бросит к меня камнем тот, кто никогда не ходил в детский сад, школу и не испытал на себе подобных воздействий со стороны взрослых). Да собственно, сама эта статья (впрочем, как и любая другая) является, в свою очередь, своеобразной манипуляцией - автор хочет, чтобы вы, читатель: как минимум, его прочитали (а раз вы дошли до этого места, значит, эта часть манипуляции оказалась вполне успешной), чтобы с ним согласились (или наоборот поспорили), поразмышляли вместе, удивились, рассердились и т.п. Впрочем, зачем выдавать все мотивы - опытный манипулятор никогда этого не делает.
Можно ли обходиться совсем без манипуляций на данном этапе развития человечества? Я полагаю, что нет. Однако в наших силах постараться свести их к минимуму хотя бы в тех ситуациях, когда они не просто не полезны, но излишни и вредны. Главное, что мы можем противопоставить бесконечной цепи болезненных, мешающих манипуляций -их постепенное осознание, которое хоть и не устраняет их автоматически, тем не менее делает их менее болезненными и фатальными.
Наиболее вредны манипуляции в сфере личной жизни, хотя как раз там их и больше всего. Именно здесь огромное число неявных ожиданий, недомолвок, непонимания и весьма живуче представление, что среди близких должно быть такое взаимопонимание, чтобы они буквально читали мысли друг у друга, по глазам или еще как-нибудь, без слов и объяснений. Поэтому, если в других областях еще как-то объясняют свое поведение, чувства, то дома, в семье, с близкими ждут мгновенного и полного понимания, причем понимания снисходительного и прощающего (если не соблюдено последнее условие, это пониманием не считается, а воспринимается как незаслуженное обвинение).
Эта сфера жизни является эмоционально весьма значимой, и здесь на "полную катушку" работают все механизмы психологической защиты: стремление сохранить свое личное пространство, свое "Я", опять же не дать собой манипулировать (как контрмера предпринимается упреждающая манипуляция), получив при этом поддержку и внимание "любой ценой"... Так как в эмоциональной сфере большинство реакций неосознанны и люди склонны "донашивать" старые идеи, ценности, представления, а также комплексы своих родителей и переносить их уже в свои семьи, создается сложнейший клубок манипуляций, в которых могут участвовать несчетное количество народу, включая даже тех, кого уже давно нет в живых. ("Мой дедушка никогда бы мне этого не простил...")
При желании же изменить положение вещей осознание является необходимым условием изменений, и тут трудно переоценить роль психологии и психотерапии. Однако уповать лишь на психотерапию было бы также недостаточно - необходимы личные усилия, стремление к личностному росту, изменениям как в себе, так и в окружающем мире. Впрочем, для того чтобы психотерапия оказалась успешной, также необходимы личные усилия и уж как минимум желание клиента совершать эти усилия.
Если мы хотим изменять себя и окружающий мир, нам необходим некий образ желаемого, должного, идеального мира, а также идеального человека в этом мире, и этот образ рождается именно в пространстве общечеловеческих ценностей, который максимально исследован философией, а точнее ее практической частью - этикой и аксиологией (наукой о ценностях). Все философские, религиозные и даже политические системы описывают те или иные варианты "идеального общества", в котором наконец-то все будут счастливы. Мечту об идеальном обществе можно встретить и у современных сказочников для взрослых - авторов научной фантастики. Во всех этих системах не последнюю роль играет "новый" человек, который является сильным, мужественным и честным (в том числе и с врагами).
Традиционно негативное отношение этики к манипуляциям оказывается играющим важную роль и в психологии, что обнаруживается в процессе психотерапии. После глубокого анализа ведущих ценностей и убеждений нередко даже у тех людей, которые сознательно заявляли, что для них нормы морали незначимы и они придерживаются правила "каждый за себя", в итоге выяснялось, что такие ценности как честность перед собой, искренность настолько значимы, что они оказывались готовы пересмотреть свои жизненные правила, ранее разрешающие им грубо манипулировать другими людьми. Тут нередко вырисовывается еще один аспект манипуляций - это манипуляции с самим собой. Это тот самый внутренний компромисс, когда человек как бы сам себя уговаривает, искушает и поддается искушению, на ходу придумывая самые изощренные оправдания самому себе (рационализации). Например, после совершения какого-либо неблаговидного поступка, острое нравственное страдание и угрызения совести длятся не очень долгое время. Постепенно эти отрицательные чувства к самому себе уходят, а на их место приходят отрицательные чувства по отношению к тому, против которого была совершена несправедливость: как бы само собой припоминаются его недостатки, которые начинают казаться все более значительными, и вообще его образ предстает во все более и более черных красках, так что в конце концов совершенное начинает представляться чуть ли не справедливым возмездием... Механизм рационализации может работать независимо от того, осознается он нами или нет, и результаты его автономной деятельности могут проявляться лишь в виде неприятных эмоций по отношению к тем, кто был нами обижен. Таким образом психика бережет себя от перегрузок, так как нравственные страдания могут быть чрезвычайно большой нагрузкой для нее, однако человек как целостная личность стремится не только к покою и забвению - он нуждается еще и в собственном уважении к самому себе, к внутренней гармонии. Так что манипуляции на таком глубинном уровне оказываются пагубными не только для душевного, но и телесного здоровья.
Жизнь не по совести отражается самым непосредственным образом на здоровье человека - это и гипертония, и проблемы с сердцем, и головные боли и многое другое. Многие болезни а тем более неврозы имеют, таким образом, духовный и нравственный характер - их источником является какое-то глобальное нарушение этики, которое человек, с одной стороны, разрешил себе, а с другой -какая-то часть (может, ее мы и назовем совестью, или искрой божьей, или просто душой) его "Я" восставала против этого компромисса. Постоянный внутренний конфликт приводит к неврозам и различным психосоматическим заболеваниям - природа как бы мстит телу за то, что оно не прислушалось к велениям души. Оказывается, цена, которую человек платил за эти "послабления" самому себе, была слишком высока и теперь, поняв и осознав, как же обстоят дела в их внутреннем мире, он не хочет продолжать так жить дальше.
Сила, которой обладают нравственные ценности, воистину огромна. Она скрыта, не всегда заметна, однако всегда действенна и порой слепа. На тех случаях, когда эта сила направлена не во благо, а на разрушение и сама становится источником дополнительных конфликтов, я остановлюсь особо.
Одной из важнейших частей мастерского курса НЛП является работа с ограничивающими убеждениями и ценностями. Большинство наших ценностей и убеждений мы усваиваем в том возрасте, когда наше сознание еще не может их критически оценить и воспринять. Вместе с общечеловеческими ценностями и убеждениями, на которых зиждется человечество, наше бессознательное может усвоить и так же принять на веру и многие другие, порой случайные и даже вредные для психического здоровья убеждения. Многие из этих ограничивающих убеждений разделяются представителями какого-то культурного слоя и потому кажутся нам настолько очевидными, что на них, как на аксиоме, строятся другие положения внутреннего мира. Например, в нашей культуре смерть считается самым большим горем и несчастьем, и поэтому тот, кто потерял близкого человека, просто не может позволить себе быть счастливым довольно долгое время (случается, что потеряв одного ребенка, мать настолько уходит в свое горе, что забывает о тех, что остались в живых и реально нуждаются в ее заботе и внимании); в то же самое время существуют культуры, в которых это не так - нам может это показаться кощунственным, но уход человека в другой мир, похороны могут превращаться в праздник.
Бывают ограничивающие убеждения сугубо индивидуальные, возникшие в результате личной истории отдельного человека. С одной стороны, с ними легче работать, потому что клиент, осознав их, может сам наблюдать, как они различаются от всего остального мира. А с другой, они могут быть связанными с его личностным своеобразием, это даже может стать в некотором роде предметом его гордости -ведь это отличает его от всех остальных. К тому же зачастую такие убеждения нередко играют двойственную роль - не только мешают и ограничивают, но и в чем-то помогают и спасают (вторичные выгоды) - во всяком случае, они поддерживают некий привычный баланс.
В таких случаях очень хорошо помогают "раскрутки", хотя я как психолог стараюсь прибегать к ним лишь в крайних случаях, потому что они причиняют сильный дискомфорт тому, кого "раскручивают", а я стараюсь не причинять клиентам дополнительных неудобств, если этого можно избежать. Впрочем, в тех случаях, когда убеждения действительно ограничивающие и клиент сам стремится от них избавиться - конечно другое дело. Человек не просто с удивлением обнаруживает, что казавшиеся доселе незыблемыми вещи вполне поддаются изменению, причем он сам может выбирать, в чем ему быть убежденным - подобные открытия позволяют взглянуть на мир совершенно по-другому. Конечно же, в таких случаях терапевт несет ответственность за подобные вмешательства во внутренний мир клиента - если говорить терминами НЛП, необходима постоянная проверка на экологию, так как после подобной глубокой интервенции клиент вполне может вместо старых проблем приобрести новые, возникшие вследствие дисбаланса внутренних частей или логических уровней.
Ответственность терапевта за те манипуляции, которые он проводит с клиентом, я бы сравнила с ответственностью человека, у которого в руках незаметное, но очень сильное оружие. Многие из нас владеют им, а как им пользоваться и на что его направить - личный выбор каждого. Человек, который осознанно принимает решения, особенно когда последствия его выбора касаются еще и других людей, понимает, что он полностью отвечает за тех, кто ему доверился. Так что с того, кто больше может, больше и спросится.
1Фриц Перлз. Гештальт - Подход и Свидетель Терапии, Москва, "Либрис", 1996.- С.бЗ
Майленова Фарида Габделхаковна, кандидат философских наук, мастер НЛП, практикующий психотерапевт, докторант кафедры этики философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.