Невербальное общение

... Вдруг зазвучал другой голос, негромкий и мелодичный. В нем было непередаваемое очарование. Слышавшие этот голос редко потом вспоминали сами слова, а если все же вспоминали, то удивлялись, ибо в словах этих не было никакой силы. Но голос доставлял наслаждение. Все произносимое им казалось мудрым, со всем хотелось согласиться. Любой другой голос по сравнению с этим казался хриплым, всякие другие речи неразумными; а если кто-то осмеливался возражать, в сердцах у зачарованных слушателей вспыхивал гнев. Одного звучания этого голоса было достаточно, чтобы стать его рабом, и это колдовство жило в слушателях, даже когда они были уже далеко. Голос все шептал, приказывал, и они повиновались. Никто не мог слушать его без волнения, никто не мог противостоять его чарам. Устоять могла только твердейшая воля и устремленная мысль.

Дж. Р. Р. Толкиен “Властелин Колец”.

Американские психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет около 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма – несловесная информация – 5/6.

 

И это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому – как.

Слова нам дают содержание, невербалика определяет

Содержание + Отношение = Смысл.

В общении обычно гораздо важнее определение взаимоотношения, чем передачи сообщения. Просто меняя интонацию вы можете совершенно изменить общий смысл сообщения, иногда даже на совершенно противоположный.

Мариванна, а Вовочка меня дурой назвал.
– Вовочка, встань, три раза скажи, что Маша не дура, и извинись.
– Маша не дура. Маша не дура! Маша не дура?!! Извини-и-и-те...

Иллюзия важности слов связана с тем, что слова проще анализировать и констатировать, а восприятие невербальной информации слишком субъективно. Наше сознание предпочитает работать с точными категориями. Да и наша культура устроена так, что нас учат больше обращать внимание на содержание. Хотя люди больше реагируют на невербалику. Но они просто не осознают это. Но осознание дает управление.

Осознание дает управление.

Мы практически не может контролировать то, что не осознаем.

  • Правда, одного осознания для контроля не достаточно, но как минимум это первый шаг.

Так что просто осознание того, что существует невербальное общение и его вес огромен – это самый первый и самый важный шаг на пути улучшения общения.

Но если история связанного языка в лучшем случае насчитывает несколько десятков тысяч лет, то невербальное общение появилось с появлением первых стадных животных (если не раньше). Им нужно было как-то общаться, определять кто главнее и как относиться друг к другу. Если вы считаете, что птички по утрам а коты по ночам поют для общей гармонизации окружающей среды – вы глубоко ошибаетесь. Они общаются. Один другому сообщает, как он к этому другому относится. В России для выяснения таких отношений обычно используются мат, который в данном контексте содержания не несет, зато хорошо передает это самое отношение.

– Ну ты, ***************************!!!!!
А ты, *********************************!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Если вы считаете, что при этом передается хоть какая-то содержательная информация, то … Ее здесь просто. Определяется взаимоотношение, изменяется состояние, вызывается эмоция – содержание тут совершенно не причем. Точно так же при другом инстинктивном акте – беседе двух влюбленных – слова хоть и имеют более окультуренный вид, но не играют практически никакой роли. Их можно заменить на кучу других слов, результат останется тот же.

Люди – по большей части животные. Набор человеческих генов на 98% совпадает с генетическим набором какого-нибудь шимпанзе. Невербальному взаимодействию миллионы лет, и язык по сравнению с ним младенец, который только вылез из пеленок. Да, при помощи языка мы можем передавать точные вещи (типа того, что завтра снег с дождем и температура около нуля). Но людей чаще волнует отношение: нравится – не нравится, хорошо – плохо, верит – не верит, любит – не любит. А это уже в первую очередь область невербалики. Потому что конкретные слова могут быть истолкованы любым способом. Простое слово «Да» в зависимости от интонации, мимики и прочих телодвижений может обозначать:

? Да, конечно.

? Я подумаю.

? Да! Да! Да!

? Как вы могли обо мне такое подумать!

? Ни за что.

? Скорее всего нет, но у вас есть шанс переубедить меня.

Условно, можно разделить всю невербалику на две большие части: это то, что мы передаем телом (Язык Тела) и Голос. В Язык Тела входят: движение рукой, покачивание ногой, поза, улыбка, нахмуренные брови, частое дыхание, покраснение кожи. К Голосу относится все то, что вы можете передать при его помощи: крик, шепот, разные междометия (о-о-о, ух), цыканье, повышенный тон и т.д.

Учтите, что Голос (в смысле умение издавать звуки) появилось как средство коммуникации, и ориентирован именно на это. Именно поэтому при помощи Голоса хорошо передавать эмоции, отношения, состояния. Так же он ориентирован на интонационное оформление речи: мы можем понять является ли данное предложение повествовательным, вопросительным или восклицательным только по интонациям.

  • В тексте для этого в конце ставят разные знаки препинания: восклицательные знак, вопросительный, точка.

А без ударения часто вообще невозможно понять значение слова. Замок или замок?

Для общего представления о распределении информационной нагрузки в коммуникации удобно пользоваться таким соотношением:

Язык Тела – 1/2;

Голос – 1/3;

Содержание – 1/6;

Но если мы говорим, что Язык Тела – это половина, а Голос – треть, это только приблизительные ориентиры. Например, во время телефонного разговора Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.

Если говорить о влиянии, то есть о воздействии на других людей, то соотношение будет несколько иное.

На диаграмме приведен анализ воздействия во время презентации перед группой людей. При этом: 55% – это Язык Тела (позы, движения, мимика);

около 38% –Голос (тон, интонации, ритм, тембр);

и около 7% – собственнослова, содержание.

То есть если мы на что-то людей мотивируем (то есть делаем так, чтобы они сделали что-то, что им не очень хочется), то сами по себе слова убеждают слабо. Намного важнее то, КАК вы эти слова произносите, как вы определяете отношение. Учтите, что мотивировать нам других приходится регулярно:

- Оля, ты сделала все уроки?
- Петр Петрович, отчет должен быть сделан к среде.
- Милый, сходи в магазин.
- Дорогой, ты такой не решительный.
- Анна, мы опаздываем!
- Мадам, это совершенно восхитительная помада.
- Покупайте утюги только нашей фирмы!
- Голосуйте за … !!!

Вы сейчас выходите.
– Нет.
– Это не вопрос, это предупреждение.

Учтите, что важное отличие невербального общения от вербального состоит в том, что информация передается даже когда собеседник слушает. Вот говорят, «хороший слушатель». Скорее всего это человек, который невербально поддерживает собеседника в то время, как он говорит: кивает головой, улыбается, вздыхает, покачивает головой, поддакивает. При чем совершенно не обязательно слушает то, что ему говорят. Он может только делать вид. А потом про него говорят, что он «хороший собеседник».

  • Так что, если хотите, чтобы вас воспринимали как «хорошего собеседника» научитесь слушать – то есть невербально поддерживать говорящего. Самому говорить при этом не обязательно.

Можете сделать простенький эксперимент: когда рядом о чем то спорят, во время речи одного кивайте, как будто соглашаетесь, улыбайтесь, делайте вид, что довольны. А когда будет говорить другой оппонент – хмурьтесь, кивайте отрицательно, всем видом выражайте возмущение. Скорее всего тот, кого вы поддерживаете начнет «побеждать» в споре, возможно даже начнет обращаться к вам за подтверждением своих слов.

Есть старая студенческая находка: если вы хотите, чтобы лектор вас запомнил, садитесь поближе, внимательно смотрите на него и согласно кивайте в такт его словам. Через какое-то время он будет говорить преимущественно вам.

То же самое может касаться и начальства – попробуйте во время выступления начальника согласно кивать (может даже незаметно) – через какое-то время речь пойдет в вашу сторону. Не удивляйтесь, что при регулярной поддержке начальства может внезапно выяснится, что вы очень хороший работник, достойный повышения.

  • Правда, это только в том случае, если кто-нибудь не кивает лучше вас – тогда повысят его :)

Это только небольшие примеры того, как можно пользоваться невербальным общением, какие возможности оно прибавляет при небольших «затратах». Но это только крохотная часть этих возможностей. Человек, который хорошо умеет общаться невербально (как «слушать», так и «говорить») – это и хороший собеседник, и лучший гость, и первый кандидат на повышение. В нашем обществе ваше социальное (и прочее) положение в первую очередь определяется вашими взаимоотношениями с окружающими, а при помощи чего и как устанавливаются эти взаимоотношения, я думаю вы уже догадались

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться