Особенности эриксоновского гипноза по сравнению с классическим гипнозом

Эриксоновский транс является действительно одним из наиболее эффективных, и в то же время, одним из наиболее загадочных методов психологической коррекции. А Милтон Г.Эриксон (1901-1980), по существу классик - общепризнанный крупнейший врачеватель века, создатель нового, недирективного, "мягкого" или эриксоновского гипноза и короткой стратегической психотерапии.

1. Различие подходов. У нас в России традиционно существуют принципиально различные подходы к гипнозу и гипнотерапии.

Это классический гипноз (императивный гипноз) — когда гипнотизёр авторитарно управляет волей гипнотизируемого и всем гипнотическим процессом. Эта методика в СССР была чётко регламентирована законодательно.

И, эриксоновские трансы (при переводе с англоязычной литературы, ошибочно названные эриксоновским гипнозом). Здесь, в отличие от классического гипноза, клиент (пациент) полностью контролирует себя, а со стороны психолога (врача) создаются партнёрские отношения с чёткой обратной связью. Специалист всего лишь использует естественно возникающие состояния транса и направляет его в терапевтическое русло.

В советском и российском законодательстве это понятие (эриксоновские трансы) — полностью отсутствует. Мы же вынуждены придерживаться уже спонтанно сложившейся в России новой терминологии «эриксоновский „гипноз“, „гипнотические“ трансы». Так уж получилось, что термин “эриксоновские подходы в психотерапии” — находится вне юридического поля законодательства СССР и России.

2. Взаимодействие. Существуют два представления об индуцировании транса — авторитарное и индивидуальное. Некоторые считают, что за состояние транса отвечает гипнотизер. Управляя состоянием гипнотизируемого, гипнотизер вводит его в транс. В экспериментальных исследованиях, когда ученым нужно было создать для всех испытуемых одинаковые условия, за состояние транса отвечал сам испытуемый. Он должен был ввести себя в транс, используя определенные механические средства, например, фонограмму. Эриксон всегда придавал гораздо большее значение человеку, нежели любой технике. Для него транс — это нечто, в чем вы участвуете вместе с человеком, но никак не действие, которое вы производите с ним как с объектом. Отношения являются равноправными. Никто никем не управляет.

3. Естественно возникающие состояния транса. Транс — это не какое-то исключительное состояние, которого вы можете достичь лишь с помощью значительных усилий. По мере того, как вы будете приобретать умение распознавать внешние его признаки, вы начнете замечать, что люди в течение дня много раз входят в это состояние и выходят из него. Некоторые погружаются в транс ненадолго. Другие испытывают очень легкий транс, третьи предпочитают более глубокий. Кажется, что человек интуитивно знает, какие глубина и длительность транса нужны и полезны именно ему. И даже сейчас, когда я говорю это, некоторые из вас начинают входить в транс того уровня, который нужен вам здесь и в этот момент.

Одним из достижений Милтона Эриксона было то, что он оценил транс как широко распространенное, часто встречающееся явление (поездка на машине или автобусе, стояние в очереди, слушание лекции, ожидание встречи) и начал использовать эти естественно возникающие состояния в своей работе.

4. Потребность в состоянии транса. Вы все, вероятно, слышали о последствиях лишения сна. А если нет, то почти любой студент может рассказать вам об этом. Последствия недостатка пищи, воды, кислорода, витаминов, физических движений тоже всем понятны.

Менее понятна потребность в состоянии транса. Именно в трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию и восстановление психики, в которой мы нуждаемся, чтобы приспособиться к столь быстро меняющейся в наше время действительности.

Печально, что в нашем индустриальном мире мы утеряли многие ритуалы более примитивных цивилизаций — церемонии с пением, танцами и мифологическими действиями, в результате которых у людей наступало состояние транса.

Вновь обретая способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться к жизни, проложить свой путь через переходное состояние к новому состоянию.

Без транса мы остаемся жесткими и хрупкими, как умирающее растение. И тогда мы уязвимы и беззащитны, легко поддаемся влиянию других людей. Входя в состояние транса, вы присоединяетесь к целительному древнему миру вне зависимости от конкретной культуры.

5. Волшебство воздействия образов. Милтона Эриксона часто просили объяснить, что такое гипноз, и тогда он обычно отвечал: «Гипноз — это передача образов».

Чтобы понять, что Эриксон имел в виду, можно вспомнить о том, какую власть имеет поэзия над человеческими душами. Поэзию человек понимает не только умом, но и переживает телом (соматически). Стихотворение может изменить самую суть нашей жизни. Можно было бы переформулировать ответ Эриксона так:

«Гипноз — это поэзия, это вдохновение». Я бы хотел, чтобы вы помнили об этом, пока мы будем продолжать нашу работу.

ПРИЗНАКИ ТРАНСА

Какие наблюдаемые физиологические изменения позволяют нам утверждать, что человек расслаблен и его внимание обращено внутрь? Что вы видели, наблюдая за людьми, находившимися в состоянии расслабления в предыдущем упражнении?

* * *

Таким образом, эриксоновский транс является действительно одним из наиболее эффективных, и в то же время, одним из наиболее загадочных методов психологической коррекции. Обратите внимание: стоит только гипнотизёру начать манипулировать со своими клиентами, как его «умения» просто выключаются. Иначе все банки были бы уже ограблены. А все девушки изнасилованы (шутка, конечно). Иными словами, мастера эриксоновских подходов гарантированно являются специалистами, действительно соблюдающими этические нормы. А как иначе?

Список рекомендуемой литературы:

  1. Милтон Эриксон, Эрнест Росси, Шейла Росси (Milton H. Erickson, Ernest L. Rossi, Sheila I. Rossi)  Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения/Пер. с англ. М.А. Якушиной. – М.: Независимая фирма "Класс", 1999. – 352 с. ISBN 0-8290-0112-3 (USA); ISBN 5-86375-113-4 (РФ)

  2. Семинар с доктором медицины Милтоном Г.Эриксоном (Уроки гипноза)/Редакция и комментарии Дж.К.Зейга; Пер. с англ. Т.К.Кругловой. - М.: Независимая фирма "Кпасс", 1994. - 336 с. ISBN 0-87630-247-9 (USA); ISBN 5-86375-005-7 (РФ)

  3. Эриксон Милтон (Milton H. Erickson)  Стратегия психотерапии. Пер. с англ. – СПб.: ЗАО ИТД "Летний сад", 1999. – 512 с. ISBN 5-89740-035-0

  4. Милтон Эриксон "Мой голос останется с вами"/пер. с англ. – СПб., Изд. "Петербург ХХI век". 1995.- 256 с. ISBN 5-88485-009-3

  5. Милтон Эриксон, Эрнест Росси Человек из Февраля/ пер. с англ. Е.Л. Длугач. – М.: Независимая фирма "Класс", 1999. – 256 с. ISBN 0-87630-545-1 (USA); ISBN 5-86375-006-5 (РФ)

  6. Милтон Эриксон Глубокий гипнотический транс: индукция и использование. – М., Независимая ассоциация психологов-практиков, 1996. – 84 с.

  7. Семинар с Бетти Элис  Эриксон: новые уроки гипноза. – М.: Независимая фирма "Класс", 2002. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 99). ISBN 5-86375-044-8 (РФ)

  8. Розен С. "Гипнотические истории Милтона Эриксона для обучения и психотерапии"/Методические пособие для слушателей курсов гипнотерапии/ пер. с англ. – М., Независимая ассоциация психологов-практиков, 1998. – 196 с.

  9.  Гордон Д., Майерс-Андерсон М. Феникс: терапевтические шаблоны Милтона Эриксона /пер. с англ. О. Чекчуриной. – Харьков, "Рубикон", 1995. – 149 с.

Автор статьи, кандидат медицинских наук, психолог-конультант, Владимир Пýгач

Все статьи