Паттерны сбора информации

Одной из причин популярности нейро-лингвистического программирования стало появление порядка в хаосе мысли. Пользуясь этим, я решил облагородить небольшой участок психологического поля, все еще обильно заросшего непроходимым бурьяном.

НЛП, как известно, нацелено на предоставление выбора. Я соблюдаю этот принцип, предлагая набор паттернов сбора информации, которые различаются по форме и могут быть легко воспроизведены любым человеком применительно к любому содержанию. Все это и делает мою статью – статьей по НЛП. 

В одном я отошел от традиций - паттерны, которые представлены ниже, не продукт моделирования Эйнштейна или Аристотеля, а результат описания моего собственного подхода к сбору информации. Но, что значит «собственного» для человека, который семь лет ежедневно практикует НЛП? Даже без перерыва на обед! Это значит, что они, по большей части, включают в себя приемы Бендлера, Гриндера и компании, а также все то, что усвоено из самых разных книг и семинаров по НЛП, но уже неведомо, из каких именно. В любом случае призыв Джона Гриндера «создай свой собственный код или кодируй то, что еще не кодировали» воплощается в реальность (PatrickE. Merlevede JohnGrinder`sfuturevisionforNLP. –1997). 

Насколько вы согласны с тем, что все мы, независимо от степени нашей подготовки в психологии, собираем информацию о собеседнике? И это является частью естественного процесса коммуникации. 

Первоначально нижеприведенные паттерны были представлены мною в «Школе молодого бойца НЛП» - это e-mail курс НЛП, который я периодически веду на своем сайте «НЛП и народ» (www.nlp-and.narod.ru) (Прим. Автора: На сегодняшний день проект закрыт).  

Они представляли собой задание, названное «Миражи под прицелом», так как целью его была проверка участниками курса качества своих наблюдений за людьми и прояснения ошибочных интерпретаций. Под интерпретацией я здесь имею в виду статичное знание о различных аспектах поведения оппонента, складывающееся во время общения (например, о его намерениях, настроении, отношении) и не основанное на непосредственно наблюдаемых фактах, а сознательно или бессознательно обобщенное из них. 

Однако позже я заметил, что сам использую эти паттерны в более широком контексте – в создании условий для раскрытия людей и наблюдения за ними. Этот контекст я называю сбором информации

В эффективную коммуникацию последовательность «наблюдение – интерпретация-проверка» входит как компонент. Весь же процесс можно описать в виде круга «наблюдение – интерпретация – наблюдение – корректировка интерпретации – наблюдение – корректировка интерпретации - …» или обычной петли обратной связи. 

Джон Гриндер, например, говоря о неэффективности навешивания на людей ярлыков «визуал», «аудиал» и т.п., советует каждые 30 секунд проверять, сохраняются ли предпочтения репрезентативных систем у собеседника (С. Collingwood, J. Collingwood. Interview with Dr John Grinder. Inspiritive, – 1996). 

Предложенные ниже паттерны входят в шаг корректировки интерпретации и создают благоприятный контекст для наблюдения. Цель их применения – поставить оппонента в такие условия, при которых смысл его поведения стал бы более очевидным для вас. После применения вами данных паттернов ваш собеседник сделает ту часть своей мыслительной карты, которую вы исследуете, еще более ясной.  

Таким образом, вы катализируете сбор информации, заставляя оппонента предоставить вам новые данные для наблюдения в той области, которую вы сами выбрали. То есть, вы используете стратегию «наблюдение – интерпретация – паттерн – наблюдение – интерпретация – паттерн» и т.д. по кругу. Причем, каждый раз интерпретация становится все более точной. 

Полностью качество корректировки интерпретации будет зависеть еще от двух компонентов:

  1. Вашей сенсорной чувствительности – способности замечать как можно большее количество наблюдаемых аспектов поведения человека.

  2. Применяемых вами стратегий интерпретации – вашей способности максимально точно интерпретировать наблюдаемое поведение. 

Содержание этих компонентов не принимается во внимание в данной статье.

Надо заметить, что круг сбора информации может быть как осознаваем самим наблюдателем, так и осознаваем лишь на каких-то своих этапах, или не осознаваем вовсе. И если вы не осознаете свои действия в этой области, то лишь потому, что не обладаете способностями, которые сможете получить, дочитав эту статью до конца. 

Сознательно или бессознательно люди собирают самую разную информацию. Причем то, на что именно в поведении собеседника обращает внимание наблюдатель и то, как он интерпретирует это поведение (проницательность наблюдателя) определяет общую эффективность коммуникации. И здесь также работает старый, как ЭВМ, принцип GIGO (мусор внутрь – мусор наружу). Противоядием против пустой или некачественной информации может быть то, что вы используете для наблюдения методы НЛП. В любом случае, описание методов наблюдения и выбора информации для наблюдения не входит в цели данной статьи. 

Замечу лишь, что, по-моему, для сбора качественной информации полезно обращать внимание на:

а) отдельными движениями собеседника.

б) Сигналами правой и левой половины тела.

в) Репрезентативными системами (например, между визуальными и звуковыми сигналами).

г) Аналоговой и дигитальной информацией:

Этот список, конечно, не исчерпывает все области наблюдения и, следуя предписаниям НЛП, полезнее обращать внимание на то, на что указывает вам обратная связь от оппонента и на ваши цели во взаимодействии с ним. 

В любом случае, нелишне помнить, что «для практики наибольшее значение имеет та информация, которая быстрее изменяется или на которую мы сами можем оказать влияние» (В.Биркенбил. Язык интонации, мимики, жестов. –СПб.: Питер Пресс, 1997). 

То есть, особую ценность имеют реакции, в большом количестве происходящие прямо перед Вами, во время Вашего общения с другим человеком. 

Выбрав сознательно или бессознательно, что именно вы хотите узнать о собеседнике, вы приступаете к наблюдению за ним. Методы, на которых фокусируется данная статья, применяются сразу же, как только вы определили, что сделали интерпретацию относительно собеседника. Как только вы применили паттерн, и сразу же, как только собеседник начал реагировать на него вам необходимо тщательно наблюдать за реакцией. 

Интерпретация 

В процессе наблюдения отмечайте все свои интерпретации. В это понятие я включаю все то, что вы не можете непосредственно наблюдать. Например, слабое покраснение лица или медленный кивок головой – это наблюдение (сенсорно обоснованная информация), а смущенное лицо или отстраненный кивок головой – это интерпретация. «У него смущенный вид» или «Она не обращает на меня особого внимания» – это еще большая интерпретация, так как она интерпретирует множество других интерпретаций. На этом шаге замечайте все свои выводы – все свои интерпретации. Можете потренироваться отдельно, просто наблюдая за человеком и отмечая про себя, что конкретно вы видите. И во время этого вы можете говорить себе: наблюдение это или интерпретация (например, «он плавно двигает локтем» – это наблюдение; «он слегка щурится» – это наблюдение; «он спокоен» – это интерпретация» и т.д.). 

Применение паттерна 

Как только вы обнаружили интерпретацию, требующую проверки и уточнения, вы применяете один из указанных ниже паттернов.

Интерпретация определена

Применить паттерн

Паттерны сбора информации:

Прямой вопрос

Вы можете узнать точку зрения собеседника в той области, в которой у вас есть интерпретация, не выдавая ему самой интерпретации. То есть, вы задаете вопрос как-будто даже не предполагаете каким может быть ответ.

Например:

Интерпретация: Собеседник сказал нечто, чтобы заинтересовать меня.

Проверка: Интересно, зачем ты это говоришь?

Интерпретация: Ей не нравится, то, что я предложил.

Проверка: Ну и как ты относишься к моему предложению? 

Удивительно, что такой простой подход обладает значительной силой, особенно в открытых и доверительных отношениях. 

2) Вопрос об интерпретации

Вы спрашиваете у собеседника напрямую, верна ли ваша интерпретация, выдавая ее содержание. То есть, по сути, вы спрашиваете, правильно ли вы его поняли. 

Например:

Интерпретация: Собеседник сказал нечто, чтобы заинтересовать меня.

Проверка: Ты хочешь меня этим заинтересовать?

Ты хочешь меня этим заинтересовать? Я правильно понял?

Правильно ли я понял, что ты хочешь заинтересовать меня этим? 

Интерпретация: Ей не нравится, то, что я предложил.

Проверка: Тебе это не нравится?

Тебе это не нравится или я как-то не так тебя понял?

Это тебе не подходит или я тебя не правильно понял? 

3) Комментарий

Вы произносите свою интерпретацию как описание поведения собеседника. 

3.1) «Уверенный» комментарий

Вы не спрашиваете его, верна ли интерпретация, а сообщаете об этом очень уверенно, как будто для вас это очевидный факт. Вам необходимо наблюдать за собеседником с того момента, когда он впервые осознает смысл сказанного вами. 

Например:

Интерпретация: Собеседник сказал нечто, чтобы заинтересовать меня.

Проверка: Значит, ты хочешь меня этим заинтересовать.

Я понимаю, что ты хочешь, чтобы мне это было интересно, но … 

Интерпретация: Ей не нравится, то, что я предложил.

Проверка: Я понимаю, тебе это не нравится.

Что ж, тебе это не нравится, поэтому я …

Ладно – ладно. Я вижу, что тебе это не нравится. 

3.2) Вопросительный комментарий

В данном случае, вы даете понять собеседнику, что наоборот не уверены в своих выводах, но по форме не спрашиваете об этом. В вопрос данное утверждение превращает ваша видимая неуверенность и пауза после произнесения фразы. Вам также необходимо наблюдать за собеседником с того момента, когда он впервые осознает смысл сказанного вами. 

Например:

Интерпретация: Собеседник сказал нечто, чтобы заинтересовать меня.

Проверка: Такое чувство, что ты хочешь заинтересовать меня этим. (Пауза) 

Интерпретация: Ей не нравится, то, что я предложил.

Проверка: Мне показалось, что тебе это не нравится (Пауза) 

4) Мета-комментарий

В случае мета-комментария вы сообщаете собеседнику только свои наблюдения, на основании которых была сделана интерпретация. Побуждающее к реакции собеседника действие такого комментария также усиливает пауза после его произнесения. 

Например:

Интерпретация: Собеседник сказал нечто, чтобы заинтересовать меня.

Проверка: Ты так пристально следишь за моей реакцией на свои слова и так ярко все описываешь. (Пауза) 

Интерпретация: Ей не нравится, то, что я предложил.

Проверка: Ты так напряглась, когда я это сказал. (Пауза) 

5) Пассивная реакция

Я не могу не выразить своего трепетного отношения к столь элегантному способу сбора информации и воздействия на людей. Я стал пользоваться им часто и осознанно после семинаров у известного российского тренера НЛП Марка Пальчика.

Интересно, что пассивное поведение имеет столь же сильное, а зачастую и более сильное воздействие на людей, чем активное поведение. Как заметила Вера Биркенбил, оно основывается на том, что «большинство людей начинает говорить, когда вы начинаете молчать», или, по-другому и более общо, на том, что «ваше пребывание в пассивной энергии Инь, приводит к переходу собеседника в активную энергию Ян» (не дословно М.Пальчик).

В данном конкретном случае Вы замолкаете и переходите в состояние полного «аптайм» (полная сосредоточенность на наблюдаемом вокруг вас) сразу после того, как вы сделали интерпретацию на основании некоторых проявлений в поведении собеседника.  

Например:

Интерпретация: Собеседник сказал нечто, чтобы заинтересовать меня.

Проверка: Он уже закончил свою пламенную речь и ждет Вашей реакции, а Вы молчите до тех пор, пока собеседнику не придется снова заговорить самому. Во время молчания вы можете как невербально выражать крайнее внимание к тому, что скажет собеседник, так и быть абсолютно «безразличным» к нему. 

Интерпретация: Ей не нравится, то, что я предложил.

Проверка: Сделав предложение, ждете вербальной реакции. Если этой реакции оказывается недостаточно, продолжаете молчать до тех пор, пока она снова не заговорит). 

По сути дела, может быть настала ваша очередь говорить, но вы ведете себя так, как-будто «мяч по-прежнему на половине поля собеседника». 

6) Подстройка

Тактика подстройки также может использоваться для проверки своих интерепретаций. Она особенно пригодна для случаев, когда вы предполагаете, что у собеседника есть определенное убеждение (например, интерпретация «Видимо он полагает, что все хотят его надуть») или вы предполагаете, какое отношение у собеседника к чему-то (например, интерпретация: «Пожалуй, он думает: «Спартак» – фуфло, вот – «Динамо»!!! Это да!») или к кому-то (напр. Интерпретация: «Видимо, он хорошо относится к садовникам»).

Суть состоит в том, что вы начинаете сами выражать его точку зрения и следить за его реакцией. В случае, если ваше поведение не вызывает протеста, помимо подтверждения своей интерпретации, вы еще и улучшите отношения с собеседником. 

Например:

Интерпретация: Видимо он полагает, что все хотят его надуть.

Проверка: Знаете, мне, по большому счету, кажется, что никому в этом мире нельзя доверять. Вот вам пример. Пошел я вчера в булочную … и т.п. 

Интерпретация: Пожалуй он думает «Спартак» – фуфло, вот –«Динамо»!!! Это да!

Проверка: Знаете, что я думаю? Если честно, «Спартак» на самом деле не то, что из него лепят! Вспомнить хотя бы их последний матч с «Торпедо» и на Кубке с «Галатасараем» … 

Интерпретация: Видимо, он хорошо относится к садовникам.

Проверка: Вот Вы сейчас сказали про вишню, и я так отчетливо вспомнил. Знаете? Мой дедушка был садовником. Я приезжал к нему летом. А я живу в Сибири. И меня его работа просто завораживала. Это ж Рай на Земле. Эх, росли бы у нас абрикосы! Встал утречком и в сад… 

7) Возврат глагола

Этот способ можно применить, когда собеседник сам говорит о своем внутреннем состоянии, но вы интерпретируете его состояние по-другому. Метод состоит в том, чтобы повторить глагол из фразы собеседника в вопросительной форме. 

Например:

Сообщение собеседника: Я уверен в своих словах.

Интерпретация: Он обманывает себя и на самом деле не уверен.

Проверка: Уверен? (пауза) 

Сообщение собеседника: Я думаю, что сделаю это.

Интерпретация: Не-а. Не сделает.

Проверка: Сделаешь? (пауза) или думаешь? (пауза) 

Рамки для паттернов 

В НЛП рамка или фрейм метафорически описывает возможность помещения внутри нее любого содержания. В зависимости от того, какую рамку вы выбираете, изменяется общее впечатление от картины. Одна из наиболее известных рамок в НЛП - это рамка «как-будто». Вы можете вести себя любым способом, если будете вести себя «как-будто».  

Когда вам нужно перенять чьё-то умение, одним из этапов будет представить, что вы ведете себя так, как-будто вы - это человек, обладающий нужным вам умением. Если человек говорит НЛПеру: «Я не знаю», то у последнего есть возможность ответить: «Представьте, как-будто вы уже это знаете». Вот и все введение в рамковедение на сегодня.

Подобно тому, как вы можете любое поведение, независимого от его содержания, исполнить как-будто, вы можете вставить в приведенные ниже рамки, те паттерны проверки интерпретаций, где вы раскрываете содержание своей интерпретации. 

Рамка «от контринтерпретации (от обратного)» 

У Милтона Эриксона бывали такие ситуации, когда к нему обращались женщины, но на консультации необходимо было присутствие также и их мужей. Мужья же наотрез отказывались ходить к психологу. Что он делал? Он просто рассказывал своим пациенткам про их мужей. Причем говорил он про них такие вещи, которые были явно не верны.  

Жены, как он и предполагал, все рассказывали дома и на второй-третьей встрече появлялись их мужья, которые жаждали торжества правды и хотели узнать, кто этот доктор несущий полную чушь. Этот пример является классическим примером идеально НЛПерского поведения, ориентированного на цель.

 Вот мое убеждение! Очень часто, люди настолько жаждут правды, что реагируют крайне горячо, когда их неправильно поняли или «как-будто» неправильно поняли. Очень часто в таких случаях они готовы выдать свою точку зрения на тарелочке. Эта ахиллесова пята тем мягче, чем тверже система убеждений человека и чем он прямолинейнее.

Рамка «от контринтерпретации» по отношению к методам проверки предполагает два шага:

а) Выявление контринтерпретации (обратного значения вашей интерпретации).

б) Непосредственное применение метода проверки, уже исходя из контринтерпретации.

Можно применить методы:

Пример 1. На базе метода 3.1 «Уверенный» комментарий. 

Используя описанную выше тенденцию, вы можете сделать свой «уверенный» комментарий прямо противоположным своей интерпретации. Кстати, поэтому слово «уверенный» в названии метода проверки берется в кавычках, на самом деле, вы не уверены ни в том ни в другом случае, вы лишь говорите так, как-будто вы уверены (вот, кстати, нам послужит и рамка «как-будто»).

Итак, пример предположительно ложного «уверенного» комментария: 

Интерпретация: Собеседник сказал нечто, чтобы заинтересовать меня.

Контринтерепретация: Собеседнику все равно, интересует это меня или нет.

Проверка: Значит, тебе все равно, что я думаю по этому поводу.

Я понимаю, что тебе все равно, как я к этому отношусь, но … 

Интерпретация: Ей не нравится, то, что я предложил

Контринтерпретация: Ей нравится мое предложение.

Проверка: Я понимаю, тебе это нравится.

Что ж, тебе это нравится, поэтому я …

Ага. Я вижу, что тебе это нравится. 

Пример 2. На базе метода «Подстройка».

Нетрудно догадаться, что если ваша интерпретация верна, то применение контринтерпретации в сочетании с методом «подстройка» перевернет этот метод с ног на голову. По сути, подстройка станет либо отстройкой, либо отсутствием подстройки. Применение этого метода с данной рамкой, пожалуй, наиболее сильно изменит сам метод. 

Но, по-моему, позволит добиться наибольших результатов в извлечении информации, так как зачастую приведет к спору. 

Вот она сыворотка правды. В споре правда (правда собеседника) несется мощным напором. Спору часто сопутствует горячность. Сознательно используемый для сбора информации спор – это контекст, позволяющий использовать в коммуникации преимущество человека с гибкими убеждениями для убеждения более костных убеждений оппонента.  

Сыворотку правды или «как будто» сыворотку правды, ставите ВЫ. Сыворотка правды – это ваша сознательная позиция против мнения собеседника, несмотря на то, что вы на самом деле думаете по этому поводу. Это всего лишь трюк. Ничего более. 

Например:

Интерпретация: Видимо, он полагает, что все хотят его надуть.

Контринтерпретация: Можно доверять людям.

Проверка: Мне кажется, что можно положиться практически на любого человека. Сколько раз я бывал, например, в незнакомых городах и когда мне приходилось просить помощи у других людей … Да что там командировки, по жизни-то на каждом шагу … 

Интерпретация: Пожалуй он думает «Спартак» – фуфло, вот –«Динамо»!!! Это да!

Контринтерпретация: Я болею за «Спартак».

Проверка: Во «Спартачи»-то дали гари на прошлой неделе! Как ни пытаются их облить по уши. «Спартак» есть «Спартак»! Вон полузащита у них… 

Напутствие тем, кто собирается вставлять картинки в эту рамку. Использование рамки «от обратного» в некоторых случаях может быть нецелесообразным. Особенно это касается метода «Подстройка».  

В НЛП подстройка к убеждениям, то есть выказывание соответствия вашей точки зрения точке зрения собеседника, является одним из главных компонентов в построении доверительных отношений с собеседником. Если вашей целью, является построение отношений с человеком, зачастую будет не самым лучшим выбором показывать свое отличие или «как будто» отличие (для него это будет одним и тем же) от него.  

Тем более, если убеждение, которое вы ставите под сомнение очень значимо для собеседника. Хотя существуют те, кто любит, чтобы ему «открывали глаза», кто просто любит спорить или ему нравятся люди, несогласные с ним и способные выразить свое несогласие. Кто-то посчитает это «честностью» и сочтет вас «надежным» человеком. И тогда … ваша отстройка превратится снова в подстройку. Все не так просто. Вперед к экспериментам!!! 

Рамка «Обобщение интерпретации (с делением вверх)»

Это еще один трюк. Если цель использования предыдущей рамки – провокация собеседника на раскрытие информации, то есть внесения активности, напряжения, энергии Ян, то цель использования рамки «обобщение» наоборот – смягчение получения информации, выделение своей отстраненной роли, энергия Инь. 

Данная рамка является частным случаем применения процесса генерализации (обобщения), описанного в трансформационной грамматике Н.Хомского и в мета-модели НЛП. 

Суть состоит в том, что мы обобщаем интерпретацию из частного случая, который мы видим на примере собеседника, в утверждение о законах (взаимоотношения людей, нашего мира, социальных и т.п.). То есть мы не говорим о конкретном человеке, но мы говорим о людях. Мы не говорим о том, что человек, например, весел и готов с нами беседовать (интерпретация), мы говорим о том, что «веселые люди обычно легко идут на контакт с другими людьми». Здесь словами, указывающими на обобщение, будут «люди», «обычно» и «с другими людьми».  

Откуда они взялись: «веселые люди» - это ваш обобщенный собеседник, который весел; «другие люди» – это всего лишь вы, только раздутый до всего человечества и «обычно» это всего лишь момент здесь и сейчас, где есть вы и ваш собеседник, но момент этот растянут почти на весь временной континуум. Так что в итоге из того, что были вы и ваш собеседник, и последний был весел и вам показалось, что вы сейчас хорошо поговорите, получилось, что «все веселые люди обычно должны сходиться легко с другими людьми». А это уже правило, утверждение или… убеждение. 

Зачем нам возводить интерпретацию во вселенские законы в контексте проверки интерпретаций? Если вы заявляете о каком-то своем убеждении, не заявляя о его принадлежности к вам (т.е. не «Я полагаю, что все бабы-стервы!», а «Все бабы – стервы!»), то вы переводите разговор на другой уровень – с обсуждения текущего поведения на нечто абстрактное и в то же время, связанное с текущей ситуацией.  

Если собеседник не согласен с этим, он, скорее всего, скажет: «Я так не думаю. На самом деле, бабы - …» И пошло-поехало – о бабах …, а не о том, кто что считает. Зачем, в свою очередь, нужен такой перевод? Например, вы говорите: «Ты что это, Вася, творишь в натуре?» или вместо этого: «Когда один человек ударяет другого по лицу, он унижает последнего!». Насколько второе мягче? И тут уж Васе придется выложить, хотел ли он вас унизить, разбив нос, или бил от нечего делать или даже наоборот из уважения к вам.

И никакого перехода «на личности»!  

Когда люди говорят об истинах, традициях, правилах, законах и т.п., они могут раскрыться гораздо сильнее, чем тогда, когда говорят непосредственно о себе, так как полагают, что вместе с ними также думает практически весь мир.

Почитайте газету «Двое». Почти все письма там – изложение случаев из собственной жизни. Но пишут там о мужьях и женах, мужчинах и женщинах, бездетных и одиноких и очень редко о себе самом (-ой) в единственном числе. Если речь идет о правилах, законах и истинах, любому мало-мальски опытному НЛПеру понятно, что речь никогда не идет о правилах, законах и истинах – речь идет только о личной истории САМОГО человека. 

Применение рамки «обобщение интерпретации» предполагает два шага:

Выведение обобщения интерпретации. Для этого, как правило, понадобится более широкий контекст взаимодействия с собеседником, то есть объединение интерпретации с другими интерпретациями или наблюдениями.

Применение метода, исходя из обобщенной интерпретации. 

Пример На основании метода «Вопросительный комментарий» 

Интерпретация: Собеседник сказал нечто, чтобы заинтересовать меня.

Обобщение интерпретации: Для обобщения интерпретации может понадобиться более широкий контекст разговора, например, здесь может быть:

а) Если человеку что-то нравится, он всегда хочет, чтобы с ним этот интерес кто-нибудь разделял.

б) Когда люди так ярко что-то описывают, они хотят, чтобы мы заинтересовались этим.

Проверка: Мне кажется, что если человеку что-то нравится, он всегда хочет, чтобы с ним этот интерес кто-нибудь разделял. (Пауза). 

Когда люди так ярко что-то описывают, у меня возникает такое чувство, что они хотят заинтересовать. (Пауза) 

Интерпретация: Еей не нравится, то, что я предложил.

Обобщение интерпретации:

а) Девушкам не нравится, когда им что-то предлагают мужчины.

б) Людям не нравится, когда их просят сделать что-то, что им не нравится. 

Проверка: Мне кажется, что девушкам обычно не нравится, когда им что-то предлагает мужчина. (Пауза)

Да-а. (тяжкий вздох ;))Людям не нравится, когда их просят сделать что-то, что противоречит их убеждениям. (Пауза) 

Эта рамка, пожалуй, требует большего опыта, творчества и сосредоточенности. Главная ловушка в том, что Вы сами можете не заметить, как взберетесь на бастионы собственных убеждений и, защищая их, будете яростно лить смолу на голову противнику. Когда вы на секунду опомнитесь в пылу боя, вспомните, что на вашей стороне не убеждения, а «как-будто» убеждения, и что именно этот факт позволяет вам гибко управлять коммуникацией. 

Когда вы будете применять эту рамку, помните о том, что ваша обобщенная интерпретация, по сути, не имеет никакой ценности, так как вы знаете, что вы сами создали ее и она искусственна до предела. Помните, что ваша цель – проверка исходной интерпретации. Проверка через обобщение всего лишь трюк. Ничего больше. 

Наблюдение

Необходимо наблюдать за собеседником сразу же, как только он начнет реагировать на примененный вами паттерн.

Воронин Антон

Все статьи