Раскрутки как рефрейминг

Раскрутки – одна из самых интересных и захватывающих речевых моделей в НЛП. Просто подумайте: изменение убеждений просто при помощи фраз, вставленных в разговор. Но при этом, сама модель раскруток как была придумана 20 лет назад Робертом Дилтсом, так и оставалась в виде 14 паттернов. Но паттерны характерны тем, что не дают общей картины и не говорят об общих принципах. А для полноты картины хочется иметь и общее, и частное представления.

В результате, в последнее время начали появляться различные идеи относительно того, как можно думать о раскрутках по-другому. Я тоже хочу предложить свой вариант.

Раскрутки как рефрейминг

О раскрутках можно думать, как о виде рефрейминга. Роберт Дилтс именно так их и определяет. Вообще говоря, рефрейминг – способ по-другому взглянуть на ситуацию, так, чтобы изменилась её оценка. Люди же реагируют не столько на то, что происходит, сколько на то, как они это оценивают. Сказал, что это не «занудство», а «тщательный сбор информации для лучшего понимания ситуации» - и отношение уже другое.

Напомню, что рефрейминг может быть содержания и контекста. При рефрейминге контекста мы само утверждение не трогаем, но помещаем его в такую ситуацию, где смысл этого утверждения меняется. Например, «злость» вообще плохо, но «спортивная злость» - очень даже полезная штука. Аналогично: жадность – жадность к знаниям, любовь – любовь к обжорству, убийство – убийство врага на войне. При рефрейминг содержания мы уже меняем само утверждение, чтобы получить другой смысл. Жадность можно назвать домовитостью, обжорство – любовью к жизни, а стукачество – социальной активностью.

Для большинства людей убеждения что-то вроде внутренних аксиом, они абсолютно и даже не подвергаются сомнению. Основная идея раскруток состоит в том, чтобы показать человеку, что убеждение не данность, а контролируемый инструмент. В этом случае у этого самого человека появляется возможность перестроить свой внутренний мир. Для этого мы как раз и можем применить рефрейминг, как способ по-другому взглянуть на убеждение, поставить его в другую рамку.

Раскрутки как рефрейминг контекста

Понятно, что если мы поместим убеждение в другой контекст, оно станет для его обладателя выглядеть сильно иначе. При раскрутке контекста мы не меняем само убеждение, но меняем ситуацию вокруг него. При этом наша задача «выбить» человека из его привычных границ. Так что взгляд на убеждение, предлагаемый в раскрутках контекста, должен быть неожиданным, гротескным, злым, восторженным и т.д. – то есть разрушающим привычный шаблон восприятия этого убеждения.

При раскрутке контекста убеждение фиксируется

При раскрутке контекста убеждение фиксируется

Напоминаю, что контекст может быть внутренним - состояние, мысли, воспоминания, фантазии, намерения - и внешним. Внешний контекст – это просто ситуацию вокруг, но эту ситуацию можно «растягивать» и «сжимать» в зависимости от цели. Мы можем обратиться в прошлое или будущее, подумать о причине создания убеждения, расширить его на всех людей или переместить в другую точку мира. В большинстве случаев эти контексты выгодно смешивать, например, связывая эмоции человека и изменение обстановки.

- Я ненавижу свою жену.
- Ты решил её поненавидеть, потому что её поведение отличалось от твоих фантазий на счёт семейной жизни?

Ниже приведены наиболее часто используемые изменения контекста, но только ими раскрутки контекста, конечно, не ограничиваются.

Что определяет контекст

Что определяет контекст

Причина создания убеждения

Убеждения человек себе создаёт (следовательно, может и разрушить), и для создания убеждения была причина.

- Я не способен на откровенные отношения.
- Наверно ты поверил в это после того, как в детском саду ты не смог поделиться с симпатичной девочкой своей страшной детской тайной?

Намерение убеждения

Мы обращаем внимание человека на то, что убеждение он использует не просто так, а зачем-то.

- Настоящая любовь бывает только раз в жизни.
- Думать так - хороший способ избегать каких-либо отношений.

Результат использования убеждения

Понятно, что если убеждением пользоваться, это даст какой-то результат. Положительный или отрицательный вопрос уже интерпретации. Но хоть какой-то результат будет. К этому типу как раз относятся «универсальные» раскрутки, которые практически не зависят от самого убеждения.

- Это хороший способ сделать себя несчастным.
- С таким убеждением ты никогда ничего не добьёшься в жизни.

Последствия использования убеждения

Последствия – это скорее «результат результата». Чуть дальше по линии времени. Если результатом использования убеждения может быть «высокая должность», то последствиями «подорванное на тяжёлой работе здоровье».

- Только тяжёлый труд приведёт к успеху.
- К успеху то он может и приведёт, но вот здоровье-то ты подорвёшь этим тяжким трудом.

Время, место, люди, вещи…

Мы можем контекст расширять, сжимать, сдвигать. Время применения убеждения может быть расширено до всей жизни человека или сжато до одной секунды, или сдвинуто в прошлое или будущее.

- Я – неудачник.
- Ты об этом думаешь в каждую секунду своей жизни?

С людьми даже более интересно. С одной стороны, можно обладание убеждением «растянуть» на всех людей, а сжать можно как до отдельного «абстрактного» человека, так и до конкретных, важных для человека людей.

- Все бабы – шлюхи.
- Если бы мужчины так думали, никто бы не женился.

- Все бабы – шлюхи.
- Я и не знал, что твоя мать была шлюхой.

Исключение из правил

И один из самых логичных способов – найти ситуацию, где данное убеждение не работает, то есть исключение из правил. При чём такую ситуацию можно предложить как самому, так и возложить эту почётную обязанность на клиента.

- Семья – это рабство!
- Знаете ли вы семьи в которых поддерживаются равноправные отношения?

Я – другие

Убеждения можно разделить на две большие группы: убеждения о себе и убеждения о мире.
- Я недостоин успеха, - убеждение о себе.
- Никто не достоин успеха, - убеждение о мире, в данном случае, о других людях.
На этом различии можно поиграть. Например, убеждение о других людях применить к самому человеку – тогда получится то, что у Дилтса называется «применение к себе».

- Все всегда ошибаются.
- И в чем ты всегда ошибаешься?

Можно и наоборот, применить убеждение о себе к людям:

- Я не верю, что могу справиться с этой задачей.
- Да, люди с такой проблемой справится не могут!

Раскрутки как рефрейминг содержания

При рефрейминге содержания (смысла) мы меняем уже внутреннюю структуру убеждения. (и это главное отличие от рефрейминга контекста, в котором само убеждение мы «фиксируем»). В данном случае убеждение удобно представлять как связь элементов, соответственно, убеждение нам нужно в форма «А связано с В».

Убеждение как связь двух элементов

Убеждение как связь двух элементов

При раскрутке содержания мы один из элементов (или оба сразу) меняем так, чтобы «порвать связь»: делаем его больше, меньше или вообще превращаем в нечто странное.

При раскрутке содержания наша задача разорвать связь

При раскрутке содержания наша задача разорвать связь

Итак, что же можно сделать.

Укрупнение

Укрупнение

Укрупнение

При укрупнении мы один из элементов делаем непропорционально больше, крупнее, толще или выше.

- Только тяжелый труд может привести к успеху.
- То есть абсолютно все успешные люди тяжело трудились?

Разукрупнение

Разукрупнение

Разукрупнение

Здесь, соответственно, наоборот. Один из элементов надо сделать меньше, тоньше, или ниже.

- Успех – это удача.
- Да, если ты можешь сделать хоть что-то – это большая удача!

Аналогия

Аналогия

Аналогия

Аналогия – это сдвиг "по горизонтали", небольшое искажение. Что-то похожее, но не идентичное. Метафора, притча и т.д.

- Семья – это рабство!
- Да, в семье у человека есть те, о ком он заботится и кто о нём заботится.

Соответствие с раскрутками по Дилтсу

Если сопоставить с раскрутками по Дилтсу, то мы получим приблизительно следующее:

Раскрутки контекста

Раскрутки смысла

  • намерение

  • последствия

  • мета-фрейм

  • другой результат

  • иерархия критериев

  • стратегия реальности

  • размер фрейма 

  • применение к себе

  • модель мира

  • переопределение

  • разделение

  • объединение

 

аналогия

Аналогия и размер фрейма можно применить как при раскрутке контекста, так и при раскрутке содержания, в зависимости от того, к чему мы ищем аналогию или размер чего меняем.

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

Все статьи