"Тридцать две розы успеха" или магическая модель T.O.T.E.«Тридцать две розы успеха» или магическая модель T.O.T.E.
— Мне что-то мешает играть лучше, — сказал юный музыкант задумчиво, когда я попросил его рассказать о своей проблеме. Оказалось, что обратиться ко мне ему посоветовала его педагог, побывавшая ранее на моем семинаре. Ей показалось, что у молодого человека есть некая сложность, мешающая ему играть лучше; и сложность эта связана не с количеством тренировок, а скорее с тем способом, каким он "входит в состояние исполнителя", думает о своей игре. Буквально она сказала ему: "Качество твоей игры связано с твоим мышлением". Проблема, с которой ко мне обратился этот молодой человек, заставила меня задуматься над более общим вопросом: почему одни люди достигают совершенства, а другие все время пробуксовывают, терпят неудачу? Почему мы порой зацикливаемся, делая какие-то лишние шаги там, где их, возможно, делать не нужно? Почему при достижении жизненных целей у некоторых присутствует гнев, раздражение, боль, страх, а не радость и восхищение, помогающие нам действовать быстро, легко и красиво? Работа с этим юношей явилась для меня первым шагом в понимании того, как устроены наши мыслительные стратегии и каким образом они проявляются в конкретных действиях. То, с чего мы начали занятия с ним, в психологии называется моделью ТОТЕ. Здесь мы сделаем маленькое отступление для начинающих НЛП-еров. Аббревиатура ТОТЕ обозначает четыре шага, которые присутствуют в любой нашей мыслительной стратегии. Эта модель была предложена поведенческими психологами как самая простейшая "управленческая схема" существования любого живого организма. Точки в модели ТОТЕ представляют собой простейшие функции: постановка задачи; выбор способа ее решения и осуществление различных действий для ее достижения; получение информации об успешности ее достижения; завершение процесса и переход к решению новой задачи. Поэтому первое Т. (тест) — это "точка запуска", — то, с чего мы вообще начинаем что-либо делать; бессознательная или сознательная установка цели. О.(операции) — действия, направленные на достижение нужного результата. Далее — снова Т. (или второй тест процесса) — проверка, правильно ли все делается, в нужном ли направлении развивается процесс. Достигается ли именно та цель, которая была установлена. И, наконец, Е. (выход) — завершение процесса. Понимание того, что цель достигнута. Когда юноша рассказал мне о сложностях, возникших у него в процессе игры, я сразу понял, с чем мы будем работать — именно с моделью ТОТЕ. По моему представлению, она наилучшим образом помогает осознать и структурировать достижение любой задачи, устранить трудности. Используя эту модель, я затратил примерно 2.5 часа для того, чтобы пошагово и точно выяснить, КАК именно юноша играет музыкальные произведения. Для начала я попросил его показать мне это. — Хорошо, — сказал я, — давай сейчас ты продемонстрируешь мне то, как ты играешь и какие сложности возникают в процессе твоей игры. Молодой человек, очевидно, был готов к подобного рода вопросам и ответил, практически не раздумывая: — Ну, у меня как минимум есть одна сложность. Я не могу нормально играть 1/32 ноты. Я не выдерживаю положенную долготу звучания, а порой и вообще сбиваюсь с такта. Затем, немного помолчав, с грустью добавил: — Эта дурацкая пауза в игре буквально рвет все музыкальное! По его растерянному виду и тому тону, каким это было сказано, можно было предположить, что молодой человек уже устал бороться с самим собой в попытках решить проблему самостоятельно. Он обессилено откинулся в кресле, опустив взгляд на отполированные доски паркета. Мы помолчали. Затем я поинтересовался: — А почему тебе вообще так важно хорошо играть музыкальные произведения? Мой вопрос вызвал у юноши недоумение. — Я просто начал готовиться к конкурсу и хочу стать победителем. — Отлично! Звучит очень убедительно и достойно. Так как у нас не было музыкального инструмента, я попросил его представить, как это было бы, если бы он здесь и сейчас открыл крышку рояля, положил ноты и начал играть. Сначала он очень удивился моему предложению, но потом действительно начал перебирать в воздухе пальцами. В это время я отмечал для себя то, как двигались его глаза, насколько напряжены или расслаблены его мышцы, в каком состоянии он находится. Через некоторое время я заметил, что его зрачки расфокусировались, а правая нога вышла вперед, как бы нажимая на воображаемую педаль, хотя я его об этом не просил. По движению глазных яблок я отметил, что порой он как бы вслушивается в ту музыку, которую играет на воображаемом инструменте. Через некоторое время после того, как молодой человек закончил свою мысленную "игру", я попросил его сыграть снова, — начиная с нескольких тактов, предшествовавших музыкальному моменту, с которым было связано его затруднение. Вновь приступив к игре, молодой человек неожиданно заметил: — О! Оказывается, я вижу перед собой нотную тетрадь, по которой разучивал это произведение. — Какую конкретно часть произведения ты видишь? — уточнил я. Юный музыкант поднял глаза, как бы вглядываясь в свою воображаемую нотную тетрадь. Сосредоточившись, он немного приподнялся в кресле; затем, после некоторой паузы, выговорил ровно и твердо: — Я четко вижу одну музыкальную фразу — ту, которую играю в данный момент. Мысленно я улыбнулся. То, как старательно он стремился выполнять все мои команды, показывало, насколько важным было для юноши желание достичь результата — желание понять, в чем заключается та "сложность, связанная с мышлением", о которой сказала ему преподаватель музыки. И его вид не был более похож на вид человека, обреченного на неудачу. Открыв для себя возможность самопознания, исследования глубин своего "я", он теперь был более подобен кладоискателю с компасом в руках (этим компасом, разумеется, было НЛП) направляющемуся на поиск скрытых возможностей своего таланта. — Хорошо, — сказал я и попросил его продолжить игру, заметив тот момент, в котором происходит сбой.
Слушая рассказ молодого человека и наблюдая за его реакцией, я пришел к выводу, что мы имели дело с неуспешной микростратегией, которая каким-то образом бессознательно выработалась у юноши. На языке НЛП ее упрощенно можно записать так: Вк/К+ Успокойтесь, уважаемые читатели. Это не тайные письмена древних ацтеков и не шифровка агента Бонда в особо секретный отдел британской разведки Ми — 6. Расшифровывая эту цепочку, ее можно соотнести с последовательностью действий модели ТОТЕ, а именно: Т1. — Молодой человек представлял себя победителем на конкурсе, испытывая позитивные чувства. Когда я спросил, откуда у него такая странная реакция на 1/32 ноту, он рассказал мне историю, случившуюся с его другом на экзамене. Его товарищ играл произведение, в котором было множество нот длительностью 1/32. Он провалил экзамен и затем описал все это в самых мрачных красках. Ситуация была так живо рассказана, что юноша как будто бы сам прожил ее. Когда же после этого он начал исполнять произведения, где встречалась 1/32, то изначально был убежден, что у него не получится сыграть эту часть произведения хорошо. И от этого чувствовал себя не очень уверенно. После рассказа я поинтересовался у молодого человека, знает ли он кого-либо, кто может хорошо сыграть этот музыкальный отрывок. — Да, конечно, — ответил он — это мой педагог. Тогда я задал ему следующий вопрос: — А что мешает тебе фокусироваться на тех примерах, когда люди играют хорошо и уверенно, получая от этого удовольствие, а не вспоминать неудавшийся экзамен своего знакомого? Когда людям задаешь такие вопросы, они очень удивляются. Иногда наши самые лучшие решения оказываются очень простыми, а подобные вопросы позволяют выйти за пределы ограничений и являются одними из тех шагов, которые ведут к поиску ресурсов — резервов, скрытых внутри нашего "я", подобных тому самому заветному кладу, на поиски которого мы с молодым человеком отправились, следуя компасу — модели ТОТЕ. Теперь нам предстояло сделать в пути небольшую остановку, с тем чтобы набраться сил для преодоления следующего отрезка пути — обратиться к положительному опыту в прошлом. Я попросил юношу вспомнить те случаи, когда он сталкивался с какими-то сложностями в своей игре и затем успешно преодолевал их. Я попросил его буквально погрузиться в это состояние, вжиться в этот образ, почувствовать, что происходит в теле. Через несколько минут мышцы его лица расслабились, щеки порозовели, дыхание стало глубоким и ровным. Он сказал: — О, эта некая особая легкость в руках, в этот момент очень тепло в груди, — и он указал на область солнечного сплетения. Затем я попросил его еще как — нибудь охарактеризовать это состояние. — Это очень радостно, очень здорово, очень светло! — воскликнул он. Снова обратившись к языку НЛП, можно сказать, что этот юноша показал таким образом мне свое ресурсное состояние и то, как этот процесс организуется у него внутри: сначала он испытывает определенные чувства, а затем видит образы (К+/Вп). Выделив необходимую часть ресурсной стратегии, я решил закрепить ее для дальнейшего использования. Среди специалистов — НЛПеров этот шаг называется "якорением". Я попросил молодого человека погрузиться в эти чувства, побыть немного в этом дивном опыте, видеть этот свет. В это время я положил свою руку на его плечо, связывая его внутренние переживания с моим прикосновением. Мы повторили так три или четыре раза, пока мое прикосновение не стало вызывать точно такие же внешние проявления его внутреннего состояния спокойствия и уверенности. Теперь он уже достаточно просто мог вызывать это комфортное состояние с моей помощью. Таким образом в нашем путевом багаже появилось новое волшебное средство из арсенала НЛП — своего рода "золотой ключик", открывающий дверь к сокровищам внутреннего опыта, ресурсам, скрытым в глубине нашего сознания.
После этого я предложил молодому человеку перейти к еще одной увлекательной игре — на этот раз с фокусом его внимания. Я просил его то сконцентрироваться исключительно на руках и сыграть один из фрагментов, удерживая позитивный якорь, то переключится на собственное дыхание, то следить за тонусом своих мышц или перемещать фокус своего внимания на все тело и отслеживать все ощущения одновременно. И мы снова и снова учились управлять его внутренними представлениями и чувствами во время исполнения музыкального произведения — так, чтобы ощущения тела и движения мысли слились в одно, один непрерывный поток, полет блаженства на крыльях вдохновения и творчества... На следующий день мы назначили встречу не в той же самой комнате, а в зале. Там было пианино, он взял свою нотную тетрадь. Прежде чем он сел за инструмент, я попросил его еще раз мысленно исполнить все произведение с начала и до конца. Сам я в это время наблюдал за его физиологией и еще раз убедился, что все части ему удается играть легко и непринужденно, находясь в комфортном состоянии. Пожалуй, в его поведении по сравнению с предыдущим днем появилось больше уверенности; "отыграв" свое задание "на отлично", он повернулся ко мне; на его лице явственно читалось ощущение удовлетворенности. Тогда я задал ему следующий вопрос, целью которого было выявить его внутренний критерий завершения процесса; мне хотелось выяснить, КАК он сам может понять, что у него действительно хорошо получается сыграть это произведение. Вместо ответа он вновь устремил свой взор в направлении левого верхнего угла нашей комнаты, где днем раньше он уже "листал" свою нотную тетрадь. — Я могу видеть у себя внутри 1/32 ноты точно такого же размера, как и все остальные знаки! — сказал он немного погодя, как бы сам удивляясь своему открытию. Затем мы сели за пианино; он начал играть, а я снова воспользовался якорем, поддерживая то состояние, которое мы заякорили на прошлом занятии. Доиграв до конца, он воскликнул: — Удивительно, но я ни разу не запнулся в тех местах, где была 1/32 ноты! Я просто играл и даже не вспомнил о том, что у меня раньше были какие-то сложности! Кажется, его восторг видимо наполнил пространство комнаты, в которой мы находились, подобно блеску драгоценного самородка, обретенного мускулистой рукой упорного кладоискателя. Потерянное сокровище было найдено, а наш путь окончен. Но я попросил своего спутника не выпускать лопату из рук, а расширить и углубить вход в сокровищницу обретенных ресурсов своего сознания с тем, чтобы не упустить тот момент удачи, на который, как известно каждому кладоискателю, не стоит особо полагаться в будущих экспедициях. Нам была необходима уверенность в том, что вход в сокровищницу не будет утерян, а "золотой ключик" всегда будет при нас. Я попросил его открыть какое-нибудь другое произведение в нотной тетради, где часто встречалась бы 1/32 ноты, и снова мысленно отработать музыкальный этюд, пребывая в том же состоянии комфорта и легкости, с которым он играл в предыдущий раз. Молодой человек опять сел за пианино, и к своему великому удивлению он вновь блестяще исполнил и это музыкальное произведение, ни разу не сбившись. Мы перелистали почти всю его нотную тетрадь, силясь отыскать бывшие некогда злополучными цифры "1/32", вновь и вновь удивляясь и радуясь тому, как внезапно, словно по мановению волшебной палочки — НЛП, исчезло все то, что "мешало" моему юному другу ощутить полноценную радость творчества, ту свободу, которая так часто бывает ограничена в нашей деятельности, повседневной или творческой, теми "мелкими задоринками", что наподобие цифр "1/32" вырастают для нас в неразрешимые проблемы. Эта история явилась для меня еще одним примером того, насколько тесно взаимосвязано наше тело и наш разум. И как, изменив что-то в своих мыслительных стратегиях, мы можем влиять на наше поведенческое мастерство. Порой мне даже кажется, что некоторым вещам можно научиться, используя только мысленное представление; но безусловно процесс обучения будет более эффективным, если будут использованы и мыслительные и поведенческие способности нашей нервной системы в тесной взаимосвязи друг с другом. Часто мы имеем некоторое представление о том, каким образом нужно достичь конкретную цель, но при этом может быть недостаточно поведенческого опыта. Или, наоборот, мы повторяем какое-то действие безумное количество раз, имея поведенческую компетентность, но не достигая желаемого результата. Не полезнее было бы в таком случае разобраться, как устроены наши мыслительные стратегии и какой эффект они оказывают на наши физиологические реакции?
Может быть, рассказанная мной история вдохновит практиков и мастеров НЛП на собственный творческий поиск в "коридорах субъективного опыта людей", как она вдохновляет меня долгое время, перемещая в позицию исследователя по отношению ко всему, где я использую методы НЛП, — кто знает, какие еще неожиданные открытия и сокровища обретенных знаний о себе самом ждут нас впереди? Андрей Плигин, научный руководитель "Центра НЛП в Образовании" ![]() Обращение к авторам и издательствам: |
![]() Звоните: (495) 507-8793![]() Наша рассылка![]() ![]() |