Растяжка и шкалирование

Растяжка и шкалирование – достаточно эффективный способ научиться управлять (то есть создать себе способность) различными состояниями. При чём "состояние" в широком смысле слова – то есть чувства, мысли, фильтры восприятия… При помощи этого подхода (растяжки и шкалирования) мы можем научиться контролировать здоровье, боль, уровень адреналина, эмоции, мета-программы и ещё парой сотен разных других "характеристик" человека. Некоторые варианты прописаны в статье "Личностное редактирование", ну а мы идём дальше.

Вся эта система основана на одном простом факте – если мы что-то осознаём в себе, мы можем этим управлять. Именно можем, потому что просто осознание не всегда даёт возможность управления. Именно поэтому осознавать нужно не просто так, а хитрым способом.

Во-первых, сознание любит всякие конкретные значения – баллы, проценты, коэффициенты и т.д. То есть шкалы. Из названия понятно, что шкалирование – это процесс создания вот такой шкалы, например изменения уровня адреналина или мета-программы. Но! Для того, чтобы проградуировать эту самую шкалу нам нужны опорные точки, чтобы можно было определиться: это ноль, это сто.

Можно, конечно, просто взять некое случайное значение, и заявить что это и есть те самые "двести баллов" (иногда так и делают) – но это не интересно. Гораздо забавнее (и полезнее с точки зрения расширения возможностей) взять за начальную и конечную точку шкалы крайние значения "характеристики себя". То есть если ноль – то ничего нет, а если сто – то это некая крайность, предел сил и т.д. и т.п. Вот собственно для определения этих крайних точек, поиска максимального максимума и минимального минимума и служит растяжка.

  • При этом часто растяжка используется как вполне самостоятельный процесс, который используется для расширения карты клиента.

Итак, растяжка – метод определения и доступа к максимуму и минимуму характеристики (или к противоположным значениям – это вопрос терминологии), например: максимум и минимум раздражения, ориентация полностью на сходство – ориентация полностью на различия.

Шкалирование – привязывание значений этих состояний к определённым значениям шкалы.

Уф-ф-ф. С умными определениями вроде бы разобрались. На практике всё обычно гораздо проще.

Как можно шкалировать адреналин и эмоции можно посмотреть здесь. А мы пошкалируем что-нибудь другое.

По шагам.

Растяжка.

Определяем крайние точки

Сначала нам нужно определить крайние точки. Именно определить: что у нас на одной стороне шкалы, а что на другой. И сколько единиц.

Вообще говоря, количество единиц большой роли не играет. Это вопрос только удобства и пристрастий: можно строить от 0 до 1 (и тогда все промежуточные значения будут в десятых и сотых), от 0 до 20, от -10 до +10, от 0 до 100 и -35 до +668. Так как характеристика чисто внутренняя, к единому значению приводить большой потребности нет. Так что как больше нравится, так и выбираем.

Поэтому можем получить, что на одной стороне шкалы 0 раздражения, а на другой 20 баллов раздражения. А можно чуть по другому – на одной стороне 100 процентов радости, посередине нейтральное состояние, с другой стороны – 100 процентов огорчения. Кому как нравится.

Доступ.

После того, как крайние точки определены, начинается самый сложный и ответственный этап – собственно доступ к этим крайним состояниям. Тут есть довольно много приёмов и приёмчиков, про которые мы расскажаем чуть позже. В любом случае нам нужно получить сенсорный доступ к этим крайним уровням состояния.

Шкалирование.

После того, как крайние точки определены, растяжка сделана, приступаем к следующему важному этапу – к шкалированию. Созданию плавного перехода между этими крайними точками и "градуированию" этого перехода.

Плавные переход.

На данном этапе у нас есть только крайние точки – теперь нам нужно сделать плавный переход между ними. Самое простое – просто дать человеку попереходить от одного состояние к другому так, чтобы он научился делать это плавно, а не скачком.

Один из классических вариантов это сделать – воображаемая линия на полу, по которой человек ходит.

Создание шкалы.

После того, как создан плавный переход между крайними точками, можно собственно создавать шкалу. Для этого просто нужно привязать уровень переживания к значению шкалы. Счастье 35%, 40%, 89%...

  • Собственно, это создание и использование скользящих пространственных якорей. Но так же можно сделать то же самое при помощи скользящих визуальных или кинестетических якорей, или изменения субмодальностей.

Тренировка управления шкалой.

После этого полезно потренироваться и вызывать состояние соответствующее нужному значению.

- Покажи-ка мне восторг на 25, а теперь на 45, а теперь на 8...

Метафора управления.

Иногда бывает полезным создать метафору управления – какую-нибудь ручку, рычаг, бегунок, двигая который можно управлять этой шкалой. Такой эквалайзер.

Хотя некоторым гораздо проще контролировать процесс напрямую, например меняя критическую субмодальность. Но это не всегда удобно.

Внедрение.

Все, навык создан. Осталось его закрепить. Самое простое – начать тренироваться. Менять быстро медленно, удерживать нужное состояние, быстро перескакивать из одного в другое и так далее.

Создание шкалы.

Пространственные якоря.

Один из самых наглядных способов создания скользящего якоря – пространственная разметка (то есть пространственные якоря). Это тот самый вариант, который обычно применяется при работе с адреналином: в одном конце комнаты максимум адреналина, в другом конце комнаты минимум адреналина, и между ними можно ходить. Этот способ весьма удачен в том смысле, что в работу включается тело и все переходы можно хорошо прочувствовать. Сложности состоят в том, что требуется много места.

Используем тело.

Скользящие якоря можно ставить и с "меньшими затратами территории". Если вы их ставите другому человеку – то их можно ставить, например, на плечо нажатием пальца (вашего). Минимум – почти у локтя, по мере нарастания состояния Клиента палец потихоньку перемещается вверх, максимум получается около плечевого сустава.

Если вы ставите скользящие якоря себе, можно, например, использовать прикосновение большого пальца к указательному. Минимум состояния – прикосновение с боковой стороны у ногтя. По мере нарастания большой палец двигается по боковой стороне к основанию указательного пальца, максимум состояния – прикосновение возле основания пальца.

Так же можно использовать увеличение/ослабление тонуса мышц. Сжимаем руку в кулак, но на минимуме это сжатие слабое, состояние нарастает – возрастает и сила сжатия кулака, на максимуме кулак сжимается так, что мышцы "деревенеют".

Используем ритм.

Для установки скользящих якорей можно использовать и ритмичные движения. Например, постукивание стопой. Медленный ритм – минимум состояния, быстрый ритм – максимум.

Теперь несколько примеров того, что и как можно "растягивать и шкалировать".

Шкалирование мета-программ

Сейчас мы не будем разбирать, что такое мета-программы. Нас сейчас будет волновать другой вопрос – а как можно стать более гибким в их использовании. Как можно научиться управлять ими.

Понятно, что один из способов – это как раз растяжка и шкалирование. При этом с мета-программами достаточно просто, в большинстве своём они как раз задают противоположные значения: Референция внутренняя – внешняя, фокус сравнения на сходство – на различия, размер обобщения большой – маленький. Нужно только получить доступ к крайним состояниями и простроить шкалу между ними.

Если по шагам.

1. Определяем мета-программу.

Выбираем мета программу, с которой будем сейчас работать. Придётся пока брать парные, те, в которых больше параметров (например, Врата Сортировки и Каналы Восприятия) тоже можно шкалировать, но там процесс будет устроен несколько более хитро).

2. Крайние состояния.

Зачастую, самая трудоёмкая часть техники – доступ к состоянию. Особенно если это доступ к состоянию в "крайней" точке, на максимуме. Максимальное эмоциональное возбуждение, максимальное спокойствие, максимальная уверенность в себе – для некоторых это может вызывать определённые трудности.

Итак, как можно получить доступ к "максимуму" конкретной мета-программы?

А. Взять из опыта – скорее всего у человека хоть раз в жизни был опыт использования как мотивации К так и мотивации ОТ, или самостоятельно принимал решение, даже если это решение куда наклеить почтовую марку (Внутренняя референция).

Б. Проинструктировать, как туда можно войти: то есть подробно рассказать о переживаниях и образах, которые человек испытывает в этом состоянии.

В. Поставить человека в ситуацию, где он действует соответствующим образом (например, дать задание найти все возможные ошибки и препятствия, если нужно получить доступ к мотивации ОТ, или сделать выводы на основе имеющихся фактов, если нужно получить доступ к Стилю мышления Индукция).

3. Плавный переход.

Организуем плавный переход между крайними состояниями.

4. Шкалируем.

Создаём шкалу и тренируемся ею пользоваться.

5. Метафора управления.

Придумываем метафору схемы управления.

Мета-программы: получаем доступ к состоянию.

Может получиться так, что у человека не окажется "чистого переживания" какой либо мета-программы. Например, если человек привык "мотивироваться ОТ", ему может быть крайне трудно понять, как это "мотивироваться К". Для таких случаев предлагаю описание того, как можно добраться до переживания некоторых мета-программ. Для остальных система описания будет аналогичной.

То, что прописано в таблице – это доступ именно к "крайним точкам". При растяжке будет происходить плавный переход из состояния в состояние.

Мотивация К

Мотивация ОТ

Поиск в опыте.

- Вспомни ситуацию, когда ты что-то делал, желая получить награду. Может это было обещание отца сходит с тобой в кино, или обещание повысить тебе зарплату, или представление том, как ты классно проведёшь каникулы, если вовремя сдашь экзамены.

Инструкция.

- Представь, что ты полностью сконцентрировался на своей цели. Ты себе представляешь, что хорошего ты сможешь получить, когда её достигнешь. Ты представляешь себе яркие красочные картины того, что ты получишь, достигнув цели

Задание.

- Опиши, что хорошего ты получишь, если вымоешь (приготовишь завтрак, выучишь задание).

Поиск в опыте.

- Вспомни ситуацию, когда ты что-то делал стараясь избежать проблем. Может быть ты не хотел, чтобы огорчалась мама, или ты старался избежать плохой отметки, а может тебя подстёгивало обещание начальника уволить тебе, если ты не сделаешь работу вовремя.

Инструкция.

- Подумай о ошибках и препятствиях, которые тебя могут подстеречь на пути к цели. Концентрируйся на том, чтобы их обойти. Это твой главный фокус внимания – избежать ошибок, найти способы решить проблемы Ты стараешься уходишь от этого неприятного переживания неудачи и ошибки..

Задание.

- Найди ошибки в этом тексте.

- Что ты потеряешь, если не сделаешь эту работу вовремя?

Мотивация Активный

Мотивация Ре-Активный (Пассивный)

Поиск в опыте.

- Вспомни ситуацию, когда ты действовал сам, без какого-либо внешнего толчка. Вдруг сорвался с места и просто начал что-то делать, может даже совершенно спонтанно. И ты начал делать это без какой либо подготовки.

Инструкция.

- Ты всё не раздумывая. Ты ввязываешься ситуацию и собираешь информацию по ходу. Ты активен и организуешь всё сам. Тебе нравится это чувство энергии и движения.

Поиск в опыте.

- Вспомни, когда ты просто ждал, когда сложится ситуация или кто-то тебя подтолкнёт, чтобы начать действовать. Ты не лез напролом, а спокойно вникал в происходящее.

Инструкция.

- Ты ищешь, нет ли возможности для совершения нужных тебе действий. Ты всё тщательно взвешиваешь и обдумываешь. Ты стараешься дождаться, пока кто-то начнёт действовать первым.

Референция внутренняя

Референция внешняя.

Поиск в опыте.

- Вспомнит ситуацию, когда ты принимал решение исключительно сам. Это могло быть даже небольшое решение, но оно было только твое. Может быть ты сам решил, какую книжку хочешь почитать вечером, или какую марку наклеить на конверт, или какой ботинок надеть первым: правый или левый.

Инструкция.

- Представь, что существует только твоё мнение. Даже если ты знаешь о мнении других людей – твоё мнение полностью заслоняет их: оно громче, ярче, больше. При принятии решения не существует ничего кроме твоего мнения.

Задание.

- Определись, что ты купишь первым: молоко или хлеб.

Поиск в опыте.

- Вспомни ситуацию, когда ты полностью положился на мнение другого человека. Это могло быть даже что-то небольшое, не очень важное. Например, когда ты пришёл в магазин и попросил подобрать тебе наиболее подходящую запчасть. Или попросил официанта в ресторане принести что-то по его выбору.

Инструкция.

- Представь, что существует только мнение других людей. Ты полностью ориентируешься на чужое мнение, на слова и оценки других людей. Может быть это даже одни человек, и тогда внутри тебя существует только его мнение

Задание.

- Настрой свой телевизор (часы, плеер) абсолютно чётко следуя инструкции.

Фокус сравнения: Сходство

Фокус Сравнения: Различия

Поиск в опыте.

- Вспомни ситуацию, когда ты искал что-то точно такое-же. Тебе нужно было найти что-то совершенно одинаковое. Например: пару одинаковых носок, помаду точно такого же цвета, болт такого же диаметра.

Инструкция.

- Представь, что самое главное в твоей жизни – это стабильность. Всё твоё внимание полностью направлено на то, чтобы всё оставалось точно таким же. У каждой вещи есть своё место и она должна всегда располагаться именно на этом месте. Завтрак, обед и ужин всегда происходят в одно и то же время. Это поддерживает порядок и обеспечивает стабильность и устойчивость в твоей жизни.

Задание.

- Назови не менее десяти признаков, которые одинаковы у елей и сосен.

Поиск в опыте.

- Вспомни ситуацию, когда ты искал что-то совершенно не такое, полностью отличающееся. Это могло быть даже просто поиск того, чего нет. Знаешь, есть такие загадки в журналах – найди десять отличий. Наверняка ты играл в такую игру.

Инструкция.

- Самое главное в твоей жизни – это изменение. Ты во всём больше всего ценишь новизну. Ты стараешься максимально разнообразить свою жизнь. Ты никогда не стоишь на месте, ты всё время в поисках нового. И это новое тянет тебя. Тебя жутко раздражает всё застывшее и неподвижное. Тебе хочется поменять всё, сразу и полностью.

Задание.

- Назови десять отличий между морковкой и телевизором.

Демонстрация.

  • Работа с группой: группа распределяется по пустой комнате.

-- Сейчас мы будем развивать навык управления типом нашей референции. У левой стены этой комнаты у нас будет максимально внутренняя референция, у правой стены – максимально внешняя.

-- Встаньте прямо сейчас у левой стены. Представьте, что существует только ваше мнение. Даже если вы знаете о мнении других людей – ваше мнение полностью заслоняет их: оно громче, ярче, больше. При принятии решения не существует ничего кроме вашего мнения. Максимально погрузитесь в это состояние, прочувствуйте его. Воспринимайте всё то, что происходит вокруг, из этого состояния.

-- Теперь перейдите к правой стене. Сейчас существует только мнение других людей. Вы полностью ориентируетесь на чужое мнение, на слова и оценки других людей. Может быть это даже одни человек, и тогда внутри вас существует только его мнение. Это мнение яркое, большое, громкое, заслоняющее всё остальное. Вы просто воспринимаете это мнение. Погрузитесь в это состояние, проживите его максимально. Воспринимайте то, что происходит вокруг вас, из этого состояния.

-- Самостоятельно пройдитесь между этими крайними точками, переходя из состояния в состояние. Ваша задача сделать плавный переход между состояниями внутренней и внешней референции. Пройдитесь столько раз, сколько сочтёте нужным.

-- Теперь вы можете выбрать наиболее удобную вам точку на линии между этими крайними точками. Представьте себе шкалу, которая начинается у левой стены и заканчивается у правой. А может наоборот – начинается у правой стены, а заканчивается у левой. Это совершенно не важно. Важно то, что вы можете сами выбрать не только её направление, но и размерность. У кого-то размерность будет от нуля до ста, у кого-то от минус десяти до плюс десяти, у кого-то от минус трёх до плюс трёх. Выберите тот вариант, который будет удобен именно вам.

-- Теперь вы можете обнаружить, что если эту шкалу двигать, ваше состояние будет меняться в соответствии с вашим положением на шкале. Вам не нужно будет прикладывать никаких усилий для этого. Всё будет происходить само. Просто проверьте это.

-- Теперь вы можете сделать ваше представление шкалы более удобным. Может быть вы её оставите как есть, а может вы сделаете ручку регулировки или какой-нибудь рычаг или бегунок. Определите сами, что вам более удобно и что для вас работает лучше.

-- А теперь вы можете представить, как вы пользуетесь этим вашим новым навыком управления референцией в различных ситуациях. Посмотрите в ваше будущее и просто поместите умение пользоваться этой регулировкой не менее чем в три ситуации в различных контекстах. Посмотрите, что вам даёт возможность выбора типа референции в этих ситуациях.

Шкалирование состояния мотивированности

Сейчас мы потренируемся управлять уровнем мотвированности. Мы уже немного поговорили о шкалировании мета-программ, в частности мета-программ ОТ и К. Мета-программы мотивации сообщают о том, каким образом человек мотивируется, что он делает внутри себя, чтобы достигнуть состояния мотивированности. Но этого состояния можно достигнуть и другим способом – прямым управлением. Так, чтобы раз – и замотивировался. Два – и совершенно не хочешь этим заниматься. Итак. Здесь мы будем использовать для шкалированных (скользящих) якорей прикосновение большого пальца правой руки к внешней стороне указательного пальца той же руки. Прикосновение возле ногтя – ноль, прикосновение в области первой фаланги – максимум. Между этими точками – шкала. То есть вроде как на боку указательного пальца находится бегунок, а большим пальцем мы его двигаем.

Сначала вспомните, когда вам вроде бы надо что-то сделать, но у вас нет никакого желания это делать. Ничего в вас не собирается сдвигаться с места и хоть что-то делать. Совершенно. Заякорите его прикосновением большого пальца правой руки к области возле внешней боковой стороне ногтя указательного пальца той же руки. Это у нас будет состояние нулевой мотивации.

Теперь вспомните, когда вы "рвались в бой", готовы были сделать всё, прямо здесь и прямо сейчас. Доведите это состояние до максимального максимума, прочувствуйте, как каждая клеточка вашего тела готова наконец заняться делом. Заякорите это состояние прикосновением большого пальца правой руки к внешней боковой стороне указательного пальца той же руки в районе основания (первой фаланге). Это у нас будет максимум – десять баллов

Плавно меняйте состояние мотивированности от нуля до десяти баллов, выставляя соответствующее значение на "шкале мотивированности" – сдвигая большой палец в нужное положение. Пройдитесь по этой шкале несколько раз вверх – вниз и обратно, стараясь получить максимально плавный переход от максимальной мотивации к не мотивированному состоянию.

Теперь можно проверить – якорь должен работать сам по себе. Вы сдвигаете большой палец вдоль края указательного – и состояние меняется, мотивированность растёт или ослабевает.

При желании можно представить себе визуальный образ регулятора мотивированности, а можно продолжать пользоваться эквалайзером на указательном пальце. Как вам будет более удобно.

А теперь диктант: представьте, что вам нужно вымыть пол (сходить в магазин и т.п.). Мотивированность: 0 ... 3 ... 7 ... 4 ... 2 ... 8 ... 5 ... 9 ... 10 ...

Теперь осталось только потренироваться пользоваться этим самым регулятором мотивированности в повседневных ситуациях.

Шкалирование ресурсного состояния.

В НЛП есть такое понятие – ресурсное состояние. То есть то самое состояние, которое нужно для достижения цели. Человеку достаточно комфортно, у него есть доступ к необходимым ресурсам, он может если что найти выход из трудной ситуации. То есть у него "всё хорошо".

Ресурсное состояние не связано с какой-то определённой эмоцией – понятно, что для разных ситуаций будут полезны разные эмоции. Это скорее состояние, когда у вас есть всё необходимое для достижения цели. И точно так же, с этим состоянием можно поиграть в "растяжку и шкалирование". Самое простое: 0 – это полное отсутствие ресурса, 100 – он есть по-максимуму.

Дальше будет пример демонстрации, где растяжка будет делаться немного по-другому: максимум состояния будет достигаться в процессе шкалирования. Всё остальное вполне аналогично "стандартному" паттерну.

При этом максимум ресурсного состояния не всегда есть хорошо – некоторым требуется небольшой дисбаланс, просто потому что он их мотивирует. Так же максимальный ресурс может помешать проанализировать ошибки и воспринять критику. С другой стороны отсутствие ресурса – это весьма неприятное состояние, к тому же в нём практически ничего невозможно сделать.

Демонстрация.

-- Мне нужен желающий научиться управлять собственным ресурсным состоянием. Хорошо, Илья. Для начала просто оцени уровень ресурсности твоего нынешнего состояния. 0 – ресурса нет, 100 – столько, сколько нужно.

- Ну, мне кажется сейчас у меня около 60.

-- Замечательно. А попробуй сделать 70.

- Да.

-- Хорошо, а теперь 80.

- Сделал.

-- Теперь 90.

- М-м-м. Что-то не получается.

-- Давай постепенно. 82 … 85 … 87 … 90.

- Ну, да.

-- Но прежде чем мы пойдём на рекорд, пройдёмся по шкале. 70 … 60 … 40 … 20 … 10 …

- Ой. 10 – это что-то совсем мало.

До конца доходить не будем, остановимся на 2.

- Ох-х.

-- Теперь чуть-чуть поменьше. 1.

- …

-- А теперь пошли вверх. 10 … 20 … 30 … 50 … 70 … 90 … 100 … 110

- Да.

-- 120

- Можно и 120.

-- 130.

- 130 много.

-- Тогда остановимся на 128. Нормально?

- Попробую. Да, 128 есть!

-- Добавим чуть-чуть. 129.

- Есть!

-- И последний рывок. 129,99.

- Ха. Да!

-- Это у нас будет максимум. Еще раз пройдёмся по шкале: 110 … 80 … 50 … 70 … 40 … 20 … 100 … 10 … 90 … 40 … 70.

- У-ф-ф.

-- А теперь придумай себе какой-нибудь регулятор. Хочешь бегунок, хочешь ручку, хочешь рычаг, как переключатель скоростей в машине. Или педаль.

- Бегунок. Горизонтальный такой.

-- Выбери себе "рабочий" уровень на данный момент.

- 70 – 75.

-- А теперь подумай, как бы ты мог это использовать?

- Это позволит мне держать себя в форме в трудных ситуациях и быстро возвращать ресурсное состояние, если вдруг произойдёт что-то неприятное.

-- Отлично! Тебе понравилось?

- Ха! Ещё-бы

-- Спасибо.

Собака сверху – собака снизу

Ещё одним полезным навыком, в первую очередь для коммуникации, является то, что Бёрн назвал "собака сверху – собака на равных – собака снизу". То есть начальственная, авторитарная или подчинённая позиция в общении. Или равная позиция..

Однозначно сказать, что всегда нужно занимать "позицию сверху" или "позицию на равных" нельзя Состояние может меняться в зависимости от целей вашего общения, ситуации, привычек и представлений собеседника. Есть определённый тип людей, который в принципе не переносит каких либо уровней взаимодействия, кроме как "на равных". В то же время существует достаточно большое количество "начальственного люда", которые считают, что общаться с ними возможно только из позиции "снизу". В то же время командовать желательно из "позиции сверху" – иначе не поймут. Вариантов может быть крайне много, вы можете сами порассуждать и на эту интересную тему, но, на мой взгляд, заранее всё просчитать не возможно и нужно просто подстраиваться (или выстраивать) каждую конкретную ситуацию.

Прошу обратить внимание, что фразы "позиция сверху", "позиция снизу" в данном тексте не имеют ни малейшего сексуального оттенка :о)

Обычно, если вы занимаете позицию "сверху" – во внутреннем представлении вы остальных людей видите либо маленькими, либо картинка с ними находится внизу. Соответственно при позиции снизу, другие люди кажутся большими или как бы нависают над вами.

Демонстрация.

-- Мне нужен человек, который хочет быть любой "собакой" по собственному желанию. Хорошо, Ольга. Для начала выберем шкалу. Что у нас максимум, что у нас минимум, в каких единицах будем измерять.

- Мне представляется, что минус – это позиция снизу, ноль – позиция на равных, плюс – позиция сверху.

-- А в каких единицах?

- Минус десять – ноль – десять.

-- Отлично. Теперь давай сразу представим "ручку управления". Что это будет – бегунок от эквалайзера, круглая ручка, рычаг какой-нибудь?

- Мне больше нравится рычаг. Когда его тянешь к себе – это плюс, от себя минус.

-- Определи крайние положения этого рычага для себя, где плюс десять, где ноль, где минус десять.

- Да, я это сделала.

-- Отлично. А теперь поставь рычаг на плюс десять. Представь себе, что людишки вокруг тебя мелкие, как муравьи. А ты ВОЗВЫШАЕШЬСЯ над ними, смотришь на всех них сверху вниз.

- Я могу это сделать, но мне даже как-то неприятно так на это смотреть.

-- Постарайся сейчас сосредоточиться только на такой позиции восприятия, при этом не оценивать её. То есть просто есть вот такой взгляд на мир, сосредоточься на нем.

- ДА. Это так забавно. Они там внизу, а я такая большая.

-- Прочувствуй это своё состояние, посмотри и прочувствуй это положение рычага управления. Запомни это.

- Да, я сделала это.

-- Хорошо, идём дальше. Теперь выставь рычаг на положение минус десять, отожми его от себя максимально. ... В этом положении люди вокруг тебя БОЛЬШИЕ – ПРЕБОЛЬШИЕ, они нависают над тобой. А ты маленькая, крошечная по сравнению с ними.

- Ой! Как-то очень неприятно.

-- Точно так же как и с позицией сверху, сосредоточься именно на позиции восприятия. Не оценивай её. Тем более, что ты сейчас просто тренируешься управлять этими позициями восприятия. В жизни ты сможешь выбирать ту, которая тебе более подходит в данный конкретный момент.

- Да. Я сделала.

-- Хорошо. А теперь давай потренируем переходы. Потихоньку меняй пропорции людей и себя в твоём внутреннем представлении и выставляй рычаг на соответствующее положение. Пройдись столько раз, сколько тебе нужно, чтобы переход был плавным.

- А начинать откуда.

-- Откуда хочешь. Например можешь начать с плюс десяти.

...

- Так, я прошлась туда сюда. Вроде бы получается.

-- Хорошо. Выставь рычаг на плюс пять. Что получается.

- Я конечно больше других людей, но я уже могу их слышать и воспринимать. Хотя я конечно намного важнее их.

-- Плюс два.

- Я достаточно внимательно прислушиваюсь к чужому мнению, но я здесь главнее.

-- Ноль.

- Мы можем пообщаться наравне. Я слушаю, меня слушают.

-- Минус три.

- Я уже больше слушаю остальных, съёживаюсь потихоньку.

-- Минус пять.

- То же самое, только сильнее. "Как вы поживаете, как вам хочется?" Как то так.

-- Минус десять.

- Меня практически нет. Нечто слушает и воспринимает мнение богов. И молчит.

-- Пройдемся по шкале. Я буду называть цифру, ты просто выставляй внутри себя нужное значение. - 10 ... – 4 ... 0 ... +5 ... +7 ... +3 ... +10 ... -2 ... 0 ... – 3 ... + 3 ... Теперь выбери уровень, который тебе больше подходит для беседы в данной ситуации.

- Наверно ноль.

-- Хорошо. Твои впечатления.

- Для меня это было несколько неожиданно. Я привыкла общаться либо на равных, либо немного сверху, и позиция снизу меня просто вначале шокировала. Впрочем, как и совсем сверху. Я даже и не представляла, что других людей можно воспринимать ТАК. Зато когда немного потренировалась, я начала представлять, как я по-другому могла бы вести себя в различных ситуациях. Где попросить, где потребовать.

-- Тебе понравилось?

- Очень.

-- Спасибо.

Вопросы.

- Как позиция "сверху – снизу" связана с референцией?

-- Определённая взаимосвязь конечно есть, но это немного разные вещи. Можно быть внешне реферированным, но занимать позицию снизу только по отношению к "референту", в то же время по отношению к другим людям быть "сверху".

- Когда может быть полезна позиция "снизу"?

-- Например, когда вы учитесь. Трудно воспринимать информацию от учителя из позиции сверху. Или когда вы кого-то о чём-то просите. Просьба это всё таки более "нижнее" положение. Для многих это по крайней мере так. В то же время требование – это сверху.

- Что делать, когда собеседник пытается занять позицию "сверху" по отношению к вам, а вы этого не хотите?

-- Когда мы сейчас говорили о позициях "сверху – снизу", имелось в виду ваше внутреннее представление. Например вы можете занимать позицию "сверху", ваш собеседник тоже, но общаться при этом на равных. Для некоторых людей общение на равных – это когда оба сверху. Но на одинаковой высоте. Точно так же может быть общение на равных, когда оба находятся в позиции "снизу". Или общаться "сверху вниз", находясь "снизу", просто собеседник при этом будет "ещё ниже". Это всё относительно. Поэтому чёткой рекомендации что делать, если кто-то занимает позицию "сверху" по отношению к вам я не могу. Может он хочет проверить вас "на вшивость", и если убедиться, что вы достойны – будет спокойно беседовать "на равных". А может он хочет занять по отношению к вам более авторитарную позицию, пытаясь что-то выиграть. Такое часто может происходить на переговорах. И ваши действия уже будут зависеть от ваших целей, принципов и возможностей.

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

Все статьи

Страницы: 1 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться