Школы NLP и DHE

Перечитав еще раз критические статьи Холла и Лестара я в очередной раз убедился, что вся эта полемика, на самом деле, отражение вечной двойственности, существовавшей в НЛП с момента его зарождения, конфликта дигитальности и сенсорности, сознательного и бессознательного, конфликта меджду приличием и бунтарством, наукой и искусством, конфликта между условным Гриндером и условным Бэндлером.

Сегодняшнее потребительское НЛП представлено в двух школах: в «дигитальной» школе Гриндера-Делозье, наиболее заметной фигурой которой сейчас является Роберт Дилтс и с которой (через Энтус и Андрея Плигина) я хорошо знаком; а также в «интуитивно-сенсорной» школе Бэндлера, которая, насколько я понимаю, попала в Россию через Мерелин Аткинсон и в последнее время представлена по большей части господами Виноградовым и Пелехатым. Когда я говорю «потребительское НЛП» - я имею в виду прежде всего стандартные курсы типа практика или мастера, а также выдержки из практика-мастера, подаваемые под тем или иным соусом: для продаж, PR, управления персоналом и так далее. Со второй школой я знаком в основном по аудио- и видео-записям Бэндлера и по общению с парой учеников Виноградова, в первую очередь с Гришей Павловским.

Для школы Гриндера-Делозье характерен довольно занудный дигитальный стиль ведения треннингов, четкие пошаговые инструкции, оставляющие мало простора для творчества, и жесткие этические ограничения, встраиваемые участникам треннига под видом «экологии». Для второй школы характерен более живой, харизматический тренерский стиль, инструкции из серии «в общем тут дальше все понятно сами разберетесь» и этика на уровне «feel good - do it, feel bad - stop it».

Первая школа доказала свою способность массово штамповать совершенно стандартных практиков, мастеров и, что самое ужасное, тренеров. Хорошо знающих, но плохо умеющих. Умных, начитаных и эрудированных, помнящих наизусть все двеннадцать раскруток и с десяток метапрограмм, но не то чтобы излишне успешных на практике. Надо признать, что большая часть сегодняшних тренеров НЛП прошли школу Гриндера-Делозье и во многом это именно их заслуга, что НЛП так популярно сегодня в России. В среднем (я подчеркиваю, в среднем), по моим наблюдениям, эта школа более успешна в обучении, в первую очередь за счет тех же самых очень четких пошаговых инструкций.

Так вот, Майкл Холл типичный представитель этого направления, если вы когда-нибудь его видели, вы поймете, о чем я говорю. Это видно даже по языку статьи, по тому, как он защищает роль сознательного в противовес бессознательному. Умнейший дядька, с интереснейшими идеями, неплохо говорит, но как только начинается демонстрация можно отворачиваться к стенке и засыпать. У меня рука не поднялась в заголовке написать Холл vs Бэндлер, настолько разного масштаба это фигуры.

Школа Бэндлера не может похвастаться массовостью, она требует сравнительно большего объема начальных бессознательных навыков, некоего запаса общей успешности по жизни, но если в эту систему попал правильный человек она сделает из него Тренера. Кроме того, все мы знаем, что Бэндлер - это Милтон Эриксон сегодня. Изрядная доля бэндлеровского НЛП - это уличный эриксоновский гипноз, овладеть которым на сносном уровне намного сложнее, чем пройти курс потребительского НЛП. Типичный представитель школы Ричарда это Росс Джеффрис, создавший на базе НЛП и эриксоновского гипноза очень эффективную прикладную методику соблазнения женщин.

Теперь о DHE. У НЛП есть одна большая проблема. НЛП реактивно. Примерно также, как реактивно айкидо, с которым НЛП часто сравнивают. В большей степени это свойственно дигитальной школе, но и интуитивная школа тоже этим грешит. Сначала подстройка, потом ведение говорят они практикам. В итоге, часто подстройкой все и заканчивается. Вести эти люди не умеют, потому что не знают куда, а этому никто не учит. НЛП становится пассивной техникой, ждущей от объекта коммуникации, когда тот сделает первый шаг, чтобы под него подстроиться. Идет ориентация на коммуникацию как на процесс, при этом про цель коммуникации как-то забывают. Поэтому традиционное НЛП плохо работает, например, в рекламе. НЛПерам там совершенно негде развернуться со своим основым навыком калибровкой.

Бэндлер, видимо, понял это и создал DHE, которое, как верно замечает Холл, почти ничем не отличается от НЛП кроме одной очень, очень важной вещи attitude. Общим настроем на активное изменение окружения, поведения, способностей и убеждений. Если НЛП можно назвать поисками истины, то DHE не ищет истину оно ее создает, такой какая она есть в данной карте в данный момент времени. Если вы послушаете диски с семинарами Бэндлера по DHE то вы обнаружите слегка другой набор базовых убеждений по сравнению с НЛП. Пресуппозиция DHE номер один все возможно, имеет значение только хочу я этого или нет.... У этого есть свои минусы, например, найденная таким образом истина может хорошо конфликтовать с чьей-то реальностью, но плюсы с избытком себя окупают. Опыты DHE с построением состояний, встраиванием всяческих панелей и пультов управления и изменением внутренних субмодальностей - это то, чего по моему мнению очень сильно не хватает в современном потребительском НЛП.

В свою очередь Гриндер и Делозье, видимо тоже осознав какие-то ограничения своей методики, сделали шаг в сторону и занялись исследованиями о взаимодействиии сознательного и бессознательного (чему посвящены "Черепахи до самого низа") а также различных пограничных и трансовых состояний, но не через гипноз, как Бэндлер, а через разнообразные шаманские практики. В добавок, незвисимо от них, Роберт Дилтс решил поднять уроненое знамя дигитального НЛП и создал целую кучу безумно сложных моделей (вроде "кубика Дилтса"), о которых Бэндлер, как я подозреваю, даже и не слышал. Такова расстановка основных сил в НЛП и пограничных авторских дисциплинах на сегодняшний момент. Ну и конечно, вокруг НЛП как вокруг Солнца вертится несколько "светил" меньшего масштаба, как, например, Холл, с его нейро-семантическим моделированием и теорией мета-состояний.

Теперь самый главный вопрос, нам-то с вами что делать? Очевидный ответ, "учиться" (три раза), вряд ли кому-то поможет, вопрос, у кого и чему. Идти ли туда, к чему у вас природная склонность (то есть дигиталам - в дигитальные школы, и т.д.) или наоборот, развивать то, чего вам не хватает? Ясно, что все треннинги не пройдешь и всему все равно не научишься. С другой стороны, становиться узким специалистом в рамках одной школы, не занимаясь при этом НЛП профессионально - не имеет никакого смысла, для нас с вами НЛП - это прежде всего инструмент личностного роста. Так с чего же начать и чем продолжить?

Логично предроложить, что наибольших формальных успехов мы будем добиваться в том, к чему у нас есть "природная склонность", в то время как лично нас продвигать больше всего будет развитие тех навыков, скоторыми у нас "от природы" плохо. Поэтому ответ все-таки будет "и то и другое". Иначе говоря, нам предстоит понять, что двойственность НЛП на самом деле не конфликтующая, а дополняющая. И заниматься придется и тем и другим, вопрос только в какой мере и последовательности. Чтобы ответить на этот вопрос призовем на помошь теорию стэнфордского психолога с ласковой фамилией Бандура, в тайны которой в свое время посвятил нас Роберт Дилтс. (В энциклопедии Дилтса кривой Бандуры посвящено 8 страниц. Восемь чертовых страниц!) Из всех теоретических выкладок Бандуры нас с вами интересует только одно утверждение, истинность которого можно считать доказаным: чем выше наши ожидания, тем выше наши результаты. Или, применительно к нашему случаю, чем выше наши ожидания от того, какие мы изменения сможем создать в себе после конкретного треннинга, тем более вероятность того, что так оно и будет на самом деле.

Итак, если вас 1) окончательно достала ваша дигитальность (а вы знаете, как она может достать) и 2) вы ждете, что на соответствующем "про-бендлеровском" треннинге сможете добиться больших изменений - смело идите туда. Соответственно, вам также стоит подучиться в гриндеровской традиции, если вам кумиром вашего детства был Росс Джеффрис, а в вашем mp3 плейере вы не слушаете ничего кроме гипнотических индукций и семинаров Бэндлера по DHE, но при этом вы уже немножко подустали от его бесконечных перескоков с темы на тему, если вам хочется, чтобы вам наконец-то разложили все по полочкам и четко по шагам объяснили, как что делается, и более того, вы думаете, что будете способны все это понять и запомнить.

И второй очень важный момент. Если вы обнаруживаете, что "противоположная" школа вам совершенно непонятна, вы относитесь к ней с презрением или пугаетесь как черт ладана - это первый сигнал к тому , что пора начинать ей серьезно заниматься. Как только у вас случится "затык" в рамках вашей школы и вы не будете знать куда идти и что делать - попробуйте противоположную школу. Даже если с ожиданиями по поводу нее у вас не важно. Потому что когда вы серьезно застреваете - вы застреваете прежде всего в своей карте, так что худшее, что можно делать, это пытаться найти выход в ее рамках. Что будет для вас выходом за рамки - так это противоположная школа. Попробуйте. У вас получится.

Карркун

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться