Сигналы глазного доступа НЛП: Развенчание мифов

Годами я был уверен в том, что если человек смотрит вверх и налево, то он воспроизводит какую-то визуальную конструкцию. Если же он смотрит вверх и направо – то создает будущую память. Это то, чему меня учили, и то, что я считал правдой. Но чем внимательнее я наблюдал за людьми в различных ситуациях, тем меньше это казалось мне правильным. Ну и что? Кому есть до этого дело и какую ценность это имеет? Я долго размышлял над этим…. Затем мне вдруг стало ясно: Было очень важно узнать, что действительно происходит с сигналами подаваемыми глазами в голове, потому что по всей стране офицерам полиции, таможенникам и даже военным преподавалась информация, которая была никем не исследована и не протестирована….и выходит так, что наша представление о сигналах, подаваемых глазами абсолютно неверно.

Шесть месяцев назад, на тренинге по сертификации гипнотерапии здесь в Минесоте, мы начали исследовать сигналы, подаваемые глазами. Результаты моего первого исследования меня разочаровали – все, о чем я писал в книге Психология Убеждения (The Psychology of Persuasion), касающееся глазных сигналов оказалось полностью неверным. Эта была единственная часть книги, которую лично я не исследовал.

В этом году мои первоначальные исследования показали, что объяснение сигналов, подаваемых глазами в НЛП абсолютно не точны. Я передал проект Монике Пичовски, Ch. Моника – студентка изучающая психологию в университете штата Висконсин. На наших НЛП и гипнотических тренингах здесь, в Университете  Висконсина, ей удалось во многом улучшить форму моего исследования, а также провести несколько дополнительных исследовательских проектов в целях изучения сигналов, подаваемых глазами. Она начала аккумулировать информацию, подтверждая добытые мною данные. Она также была разочарована, так как то, что она узнавала было противоположно тому, что ей преподавалось. Она попросила Рона Стаббса, инструктора по гипнотерапии провести исследование независмо от нас. Его результаты только подтвердили наши исследования.

Что же мы выяснили? Конечно, существуют модели движения глаз, но они вовсе не те, которым нас обучали более 30 лет. Один специфический проект (1 из 4) о которым вы сейчас прочитаете был полностью спонсирован университетом Висконсина и поэтому мы хотели бы предоставить вам этот рапорт почти что в стиле АПА (Адресуемой Всем?) для ваших рецензий. Предупреждаем: Стиль АПА не так живо читается, но именно в этом виде наше исследование появится в научных журналах в этом году. Мы хотели бы, чтобы вы первым ознакомились с нашим исследованием! (Мы удалили приложения А и В для избавления вас от всех заданных вопросов, но вы можете посетить www.kevinhogan.com , где вы увидите полный список вопросов, использованных для этого  исследования.

Благодарности:

Монике М. Пичовски, Рону Стаббсу и Кевину Ногану, Доктору Бреду Каски – спонору из университета Висконсина – факультета Ривер Фалс

Вступление

В конце 70х Ричард Бендлер и Джон Гриндер представили новую область, названную Нейро-Лингвистическим Программированием (НЛП). Хотя термин Нейро-Лингвистика был придуман Альфредом Корзубски в своей книге Наука и рассудок (Science and Sanity), учение об его использовании (НЛП) еще долго не было популяризировано.

Нейро Лингвистическое Программирование может быть определено как смесь любопытства и желания учиться, используя модельную методологию, предполагающую, что поведение имеет структуру, и что моделирование позволяет нам эффективно управлять состоянием души. Эта технология помогает индивидуумам достичь результатов, которых они скорее всего не достигли бы.

Хотя многие методы НЛП были взяты из нескольких разделов психологии, большинство были рационализированы в обрабатываемый и переводной форматы, и используются в бизнесе, корпорациях, политиками и терапевтами. Методы НЛП исследуется психологическим сообществом из-за быстрой природы их использования, а также из-за неугасающих споров о том имеет ли НЛП значительный долгосрочный результат. В этом исследовании мы будем изучать один из разделов НЛП, известный как предварительная система глазных сигналов, которая обсуждается в книге «Из Лягушек в Принцы» (1978). Было проведено более 44 исследований, посвященных сигналам, подаваемых глазами, но очень немногие из них были проведены людьми, имеющих соответсвующюю НЛП-подготовку., что в свою очередь могло сильно отразиться на результатах (Шарплей 1987) из-за специфичности самой методологии. Вопрос о том почему НЛП  практики были вовлечены в лишь в малую часть подобных исследований остаётся  открытым, хотя скорее всего причина кроется в недостаточности людей ,имеющих соответствующую квалификацию. В опровержение результатов, полученных в 1984 Beck and Beck, которое ссылалось на исследование, проведенное Томасоном(Thomason), Арбаклом(Arbuckle) и Кади (Cady) 1980, утверждавшее, что имеет место значительное несоответствие  между критерием(признаком) и субъектом (предметом) глазных движений. Утверждалось, что необходимы дальнейшие исследования по изучению моделей для определения природы внутренней активности во время мыслительного процесса. Хотя внутренние процессы субъективны, в теории допускают, что когда индивидууму задают вопросы, относящиеся к одному чувству, то они получат доступ к мыслям, относящимся к этому чувству (например, подумайте о картине «Мона Лиза»).

Исследования, проведенные Бакнером (Buckner), Меарой (Meara), а также Reese and Reese (1987)  подготовили основу для этого исследования с лицами, проводящими интервью для вовлечения людей,  прошедших обучение по соответсвующей методологии в Центре Исследований и Обучения Гипнозу (Hypnosis Research and Training Center) по соответствующей методологии

Это исследование имеет своей целью изучить есть ли и если есть, то какая существует  взаимосвязь между сигналами, подаваемыми глазами, произошедшими событиями и первостепенными репрезентативными системами (визуальной, аудиальной и кинестетической). Несмотря на то что считалось, что модели не обязательно должны быть последовательными (стойкими, непротиворечивыми) во времени из-за природы поведения, взаимосвязь между движениями глаз и первоначальными репрезентативными системами  при задавании вопросов, затрагивающих природу чувств, должна быть стойкой (последовательной, непротиворечивой). Это компоновка фактов о направленных движений глаза может обеспечить необходимой информацией развитие будущих теорий и методологий моделирования для использования на тренингах, полицейской работе и терапевтами. Результат этого исследования должен либо опровергнуть существующие в данный момент теории о сигналах, подаваемых глазами, либо поддержать эти теории либо уточнить их.

Метод

В этом исследовании приняли участие  взрослые лица  с различными биографическими данными и разной возрастной категории. Это было сделано для того, чтобы не прибегать к использованию людей только из колледжа и обеспечить широкие возможности для исследования аспектов данной теории... Участники будут случайным образом выбраны  из слушателей более продвинутых курсов психологии, читаемых в Университете штата Висконсин – Ривер Фоллс. Исходя из познания участников в области НЛП и гипотез о движениях глаз, на испытаниях в Центре Исследований и Обучения Гипнозу (Hypnosis Research and Training Center) участникам будет либо предложено провести интервью, либо позиция исследователя. Это было определено перед началом исследования с помощью опроса участников о предыдущем обучении НейроЛингвистическому Программированию в рамках прослушанных курсов. Из индивидуумов, не имевших опыта в Нейро-Лингвистическом Программировании была набрана экспериментальная группа.

Материалы

На каждого участника исследования исследователь получил копию бланка интервью (См Приложение А) и бланк соглашения (см Приложение В) в стандартной файловой папке. Вопросы на этом бланке включали в себя ссылки на каждый визуальный, аудиальный и кинестетический (тактильный) сенсорный вопросы. Также мы  включили кнопку - флажок (чек бокс) соответствующую каждому возможному направлению для более высокой точности и убыстрения возможности интервьюеров зарегистрировать движение.

Процедура

Интервьюпроходили в трёх местах. Одно – учебная лаборатория социальной психологии в здании Университета штата Висконсин (комната 156, Вековое здание Науки), а другие две – классные комнаты, использованные Центром Исследований и Обучения Гипнозу (Hypnosis Research and Training Center) на их тренингах в Сиэттле и Минесоте.

Каждый участник был персонально приглашен в исследовательскую комнату, где их просили прочитать и подписать соглашение. Пока участники подписывали эту бумагу, исследователь отмечал какой рукой пользовался индивид для письма для того, чтобы определить возможные полусферические преобладание(hemispherical) у участников и зарегистрировать эту информацию на демографической форме(бланке) в Приложении А. Для того, чтобы соблюсти анонимность и точность в регистрации результатов как демографического анализа, так и интервью,  участникам было дано случайное количество заданий. Затем исследователь садился по центру от интервьюируемого и следовал инструкции, как перечисленной в Приложении А, на протяжении всего интервью. Затем каждому участнику интервью  была выражена благодарность за потраченное время, а также просьба не обсуждать заданные вопросы с другими участниками до тех пор, пока исследование не завершится, это делалось для обеспечения у будущих участников исследования отсутствия эффекта ожидания.

Результаты

Средний возраст участника, вовлеченного в данное исследование был 36.6 лет и он имел как минимум высшее образование. Возрастная категория варьировалась от 20 до 74 лет. Из 27 участников в этом примере только двое были левшами. При рассмотрения их результатов и сравнения их с правшами, мы не нашли никакой разницы в результатах. Хотя количество образцов левшей было незначительным для сравнения, мы сделали вывод на будущее, что возможно левши  и могут иметь разницу в результатах, но в данном конкретном случае это не так.

Результаты каждого интервью были записаны в Приложении А для каждого интервью в девяти движениях как представлено в детализированной таблице снизу, с с соответствующими движениями.

Когда интервью были завершены, ответы из формы в Приложении А были записаны в форму и разбиты на соответсвующий вопрос (то есть Визуально проектируемые\ вспоминаемые, Аудиально проектируемые\Вспоминаемые, Кинестетически Проектируемы\Вспоминаемые).  В Приложении С  содержатся зарегистрированные движения . Для каждого движения глаза было зарегистрировано общее количество ответов (реакций). Затем движения для Левой, Правой и Центра были добавлены к  каждой изучаемой сенсорной модальности  следуемой за верхом, центром и низом для каждой модальности. Полученные результаты могут быть разделены несколькими способами. Сведения, полученные на данном исследовании указывают на  то, нет  значительных движений, кроме как в центр середины для каждого ответа. Когда результаты были интерпретированы с направленными движениями, все кроме визуальных и кинестетических производных модальностей показали тенденцию оставаться в Центре. Что касается Визуально и Кинестетически созданных (производных), движение в данной интерпретации имело направление в право центр. Аудиально созданная (производная) была очень близка к движению направо центр, однако, но для того чтобы зарегистрировать движение как право центр не хватило чуть-чуть.

Обсуждение

В период  разработки данного исследования, мы взяли лучшие из доступных исследовательских проектов по данной тематике и вычленили то, над чем работали в данном проекте и использовали это в нашей работе. Вопросы для данной работы были сгруппированы(объединены)  из нескольких источников, а также созданы с использованием специальной сенсорной лексики для того чтобы простимулировать воспоминание  картинки, звука или чувства.

После обзора нашего плана, единственный недостаток, который мы смогли выявить состоял в способе регистрации результатов. Так как информацию регистрировали много людей должны были получится смешанные результаты. Вместо этого мы смогли прийти к непротиворечивому результату всех испытаний когда эти варьирующиеся результаты были улажены. Еще, если данное исследование будет вновь проведено в будущем, мы бы предложили ввести видеозапись интервью в целях избежания любого различия в интерпретации глазных движений. Для того, чтобы это было осуществимо, индивидуумы, выбранные для исследований должны были бы вовлечь лиц, имевших опыт работы с камерой, из-за часто возникающего беспокойства, вызванного наличием записывающего оборудования. Также, при использовании социальной психологической лаборатории, было несколько индивидуумов, выразивших озабоченность тем, что были записаны на видео пленку, хотя на неё они записаны не были, но в комнате присутствовало встроенная записывающая аппаратура. На испытаниях в Миннеаполисе отсутствие индивидуальных комнат для интервью возможно вызвали определенные отвлекание внутри экспериментальной комнаты , где индивиды возможно теряли концентрацию внимания на интервьюере, что могло повлечь за собой изменения движения глаз. Когда этот фактор был учтен, изменения в результатах зарегистрированы не были.

Вдобавок к тому, чтобы сказано о проведении интервью нам также хотелось бы предложить увеличить количество как самих интервью, так и их участников. Время необходимое (назаначеннное) для завершения каждого интервью, а также предусмотренное на последовательную регистрацию не позволяло этому случится в данных исследованиях. Даже с имевшимся у нас числом участников в результатах должна была бы быть установлена ясная модель (закономерности). Мы также рассматриваем возможность  изменения вопросов. При изучении результатов близкого по характеру данному исследования другого исследования, проведенного на курсах НЛП практика Центром Исследований и Обучения Гипнозу (Hypnosis Research and Training Center) за несколько месяцев до нашего исследования, мы обнаружили те же результаты при абсолютно разных, но имеющих общую базовую конструкцию вопросах.

Также для следующего исследования мы рассматривали вопрос о положении исследователя в комнате. Если исследователь находится в комнате и ему задают вопрос тогда вы фокусируетесь на их лицах, ищете вход, затем возвращаетесь к лицу, для того чтобы ответить. Эта переменная может быть использована в следующих исследованиях подобного рода ради тестирования для выяснения, отражается ли физический контакт с интервьюером на результатах. Большое различие внесет видеозаписывающее устройство по центру от добровольца, с монитором, спикером и микрофоном для записи результатов интервью, расположенным в комнате смежной с той, где находится доброволец.

Заключение

Это исследование имело целью опредилить, есть ли адекватная поддержка гипотезы глазных движений в НЛП. Как показали результаты нашего и других проведенных исследований - нет поддержки данной теории. Мы предполагаем, что возможно существует связь между воспоминаемыми и созданными (производными) событиями, однако исследование нужно будет повторить, введя несколько дополнительных условий для того, чтобы определить есть ли поддержка для данной идеи. В заключении, исследователи хотели бы заявить, что наши результаты говорят сами за себя и показывают, что существует взаимосвязь между глазными движениями и  сенсорным представительным (репрезентативным) мыслительным доступом.

Хоган Кевин

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться