Скорочтение

Большинство приходящих на тренинг "Скорочтение" людей уже в курсе того, что скорость чтения тормозится нашей внутренней артикуляцией, или, проще говоря, неконтролируемым проговариванием читаемого. Однако мало кто знает, что скорочтением обладает каждый человек, который умеет читать, и часто, даже те, кто читать не умеет. Как это возможно? А очень просто! Если мы листаем книгу, но ничего не понимаем – это не чтение! Если мы поняли текст, то это было чтение.

Понимание опирается на наш жизненный, сенсорный опыт. Чтобы понять смысл текста, в нашем жизненном багаже должны быть опоры, фундаменты и ступени смысловых конструкций на которые может опереться новая информация. 

На ходу, уловив запах сирени, мы понимаем, что скоро время выпускных.
Ощутив вкус лимона, понимаем, что это чай с ароматизаторами.
Бросив взгляд на ясное небо, понимаем, что день будет жарким.
Прислушиваясь к раскатам грома, понимаем, что надо взять с собой зонт.
Ощутив знакомое прикосновение, понимаем, что проснулись у себя дома. 

Запах сирени – маркер (метка, идентификационный признак) объекта в реальном мире.
Вкус лимона - маркер объекта в реальном мире.
Внешний вид ясного неба - маркер объекта в реальном мире.
Звук грома - маркер объекта в реальном мире.
Ощущение знакомого прикосновения - маркер объекта в реальном мире.

Полным, исчерпывающим и всесторонним маркером объекта из реального мира и происходящих с ним и другими объектами метаморфоз является книга, часть метаморфоз – глава, эпизод или частичное описание - абзац, минимальная законченная смысловая структура это предложение. Слова – это только намёки из чего состоит смысл. Буквы сами по себе ничего не значат. Если мы переставим все буквы на странице местами, то при всём желании, мы не поймём смысла "написанного". В процессе чтения мы занимаемся тем, что ищем смысл речи, который хотел передать нам человек, только с выключенной мимикой, жестами, интонациями, громкостью и скоростью. Если даже в процессе личностного общения люди часто недопонимают друг друга, то, как же мы умудряемся "понимать" автора? Способ есть, причём способ этот не единственный. Мы собираем из букв ключики, картинки слов-ключиков к нашему сенсорному опыту, и в то мгновение, когда на зов ключика-картинки в глубинах памяти отзывается кусочек вашей жизни, только в это мгновение в мозгу рождается искра понимания.

Ежедневно по много раз мы применяем спонтанно врождённое скорочтение, когда идём по улицам, оживлённо болтая с товарищем, и боковым зрением замечаем скачущую галопом лошадь, мы, не говоря ни слова, понимаем, что это скачущая лошадь. При этом речевой аппарат занят разговором с товарищем, а одновременно 2 слова наши голосовые связки произнести не могут. Взгляд, проскользнувший по витрине с надписью "Аптека", "Продукты" или "Кино" мгновенно понимает, что это за заведения. И это, по-прежнему, без малейшего проговора (артикуляции). В эти мгновения картинки-ключи-слова выдернули из глубин нашего опыта всё, что могло скрываться за этими словами в данном контексте. И мы продолжаем ходить по улицам свято веря, что знаем (понимаем), что находится за этими дверьми… Даже если там ни разу не были… На 100 %. J

Аналогично во время чтения, мы пребываем в иллюзии, что извлекли из текста всё, что там было, всё, что хотели или хотя бы всё что могли. При этом за счёт низкой скорости чтения, у нас включается проговаривание текста, которое, будучи линейно-последовательным препятствует простраиванию ассоциативно-пространственных смысловых структур. Во время чтения мы всегда додумываем детали, дополняем пропуски, заполняем пустоты неопределённости и неизвестности подробностями из лично своего сенсорного опыта. Именно на основании совпадения ожиданий или неточности предположений мы по окончании прочтения книги можем изречь: "Я с самого начала знал, что всё закончится именно так…" или "Ух ты! Я даже не догадывался, что такое бывает!" 

Принципиальная разница, которую мы получаем, читая тексты за счёт визуального узнавания ключей-слов – это рост понимания, за счёт мгновенного доступа к пластам сенсорного опыта личности. И если всё необходимое для этого уже дано нам природой, то остаётся лишь научиться применять спонтанное скорочтение всегда, когда у нас есть в этом потребность. А для этого у нас должно быть несколько важным моментов: наличие времени (20 часов), желания (никто кроме Вас не захочет за Вас хотеть J) и простроенной последовательности скурпулёзно и методически разработанных упражнений, позволяющих собственноглазно прочувствовать таинство скорочтения.

Автор статьи: Александр Пантюхин

Все статьи
 



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться