Сознание как репрезентатор - концептуализатор

Итак, мы начинаем с простого восприятия. Мы видим то, что мы видим. Мы слышим то, что мы слышим. Мы чувствуем то, что мы чувствуем. Но при этом ничто не остается неизменным. Будем считать это первым уровнем разума, или сознания. Таково сознание крохотных младенцев и большинства животных.

Второй уровень берет начало с развития фантастической способности константности репрезентаций. Достижение этого уровня позволяет нам пройти несколько стадий развития, выделенных психологом Пиаже: стадию конкретного мышления, предоперационную стадию, стадию формальных операций, или концептуальную стадию, и т. д. В процессе прохождения этих стадий наши ментально-эмоциональные навыки формируют новый, высший уровень способностей, а именно способности к форматированию и программированию. На репрезентативном уровне мы способны конструировать, запоминать и создавать наш внутренний мир. Мы помним то, что увидели и испытали. Мы представляем себе то, что могло бы быть. Подобным образом "мыслят" кошки и собаки. Они знают нас, помнят, куда мы поставили тарелку с едой, и даже могут прибегать к простейшим операциям конструирования.

С репрезентативной точки зрения мышление порождает информацию. И это происходит не только в том смысле, что мы можем экстернализировать наши внутренние зрительные образы, звуки, запахи и ощущения, это происходит также и буквально. Когда мы мыслим, наше мышление информирует нас. Оно формирует нас внутренне - отливая и создавая нас в соответствии со структурой и организацией данных, - наш стиль мышления формирует и форматирует наше ощущение мира. Другими словами, идеи и информация "программируют" нас. При этом важно подчеркнуть значение данных и тот факт, что данные не являются нейтральными. Таким образом, в отличие от компьютеров мы сами играем центральную, ключевую роль в процессе нашего собственного программирования, что наделяет нас почти магической способностью быть программистами для самих себя.

В отличие от компьютера, который может функционировать лишь исходя из программного обеспечения, которое некто установил на него, мы обладаем значительно большей гибкостью. Мы действительно можем программировать наше собственное функционирование. Поскольку мы можем конструировать и удерживать свой внутренний мир, мы также можем повсюду носить его с собой. Мы делаем это с помощью мыслей и слов и с помощью картин, присутствующих в нашем сознании. Таким образом, мы можем выйти за рамки мира знаков, управляющих системами коммуникации, используемых животными. В процессе коммуникации животные используют ту или иную форму поведения (рычат, лают, огрызаются, показывают зубы и т. д.) в качестве сообщения по поводу сообщения. Они подают нам сигнал знака.

Мы же, в отличие от них, имеем возможность оперировать полноценными символами. Мы можем использовать совершенно произвольные и бессмысленные вещи, замещающие и репрезентирующие другие вещи. Мы можем составлять такие символические обозначения как "кошка" и "собака", что гораздо более эффективно, чем имитировать в пространстве внешний вид этих домашних животных с помощью пальцев или издавать тявкающие и мурлыкающие звуки. На основе подобных символов мы можем создавать еще более высокие уровни сознания - концепты и концептуальные реальности, такие как "животные", "разумные существа", "время", "взаимосвязь", "власть", "я", "предназначение" и т. д.

Этот концептуальный уровень мышления переносит нас к нашим высшим уровням сознания. Здесь сознание задает

фреймы референции и формирует высший уровень ментальных "сущностей", включающих наши убеждения, ценности, идеи, воспоминания, представления, предпочтения. Именно здесь мы создаем всевозможные конструкции высшего уровня: философские и теологические системы, принципы, парадигмы и т. д.

Джон проделал подобную операцию в отношении своей работы. Изначально он рассматривал в качестве призвания свою страсть к музыке. С данной точки зрения работа в магазине в должности заместителя менеджера его не удовлетворяла. Поэтому, размышляя о том, что работа отнимает у него все свободное время, не оставляя практически ничего для занятий музыкой, и что так будет продолжаться еще долгие годы (очередная концепция), он думал: "Я чувствую себя загнанным в ловушку".

Когда мы переходим к этим высшим уровням, оказывается, что "сознание" влияет на "сознание". Действительно, мы можем размышлять о своем мышлении. Мы можем испытывать чувства по поводу своих чувств. Мы можем делать выбор, касающийся нашего выбора. Мы можем выработать понимание своего понимания. Это переносит нас на новый уровень развития. Мы выходим за рамки "сознания" просто как репрезентатора и картографа окружающего мира и переносимся к высшему уровню сознания - к метасознанию. И когда это происходит, мы начинаем открывать для себя бесконечную спираль "сознания", создающего все более высокие его уровни. При этом каждый более высокий уровень "сознания" управляет предыдущими уровнями и доминирует над ними.

Когда вы спрашиваете того или иного человека о его опыте (в сущности, не имеет значения, касается ли вопрос работы, семьи, отдыха, чего угодно), он сообщит вам свои мысли-и-чувства по поводу данного непосредственного объекта опыта. Но на этом он не остановится. Как только он заговорит о чувстве скуки или расстройства, гнева, радости, удовлетворения, чего угодно - у него появятся "вторичные мысли". И тогда он поведает вам свои новые мысли-и-чувства по поводу первичных мыслей-и-чувств.

Некоторые высшие животные также способны выходить за рамки простых репрезентаций и переходить к метауровню над ними, так что у них формируются примитивные "представления", "идеи" и даже "убеждения". И все же на определенном уровне любое животное прекращает абстрагировать. Но только не мы, люди. Мы никогда не прекращаем. Какую бы идею (или эмоцию, выбор, представление, мысль, убеждение и т. д.), мы ни переживали, мы можем генерировать другую мысль или чувство по поводу предшествующих. Так у нас формируется осознание, касающееся нашего тела, сознания, чувств и т. д.

Какая сила разума или души порождает этот бесконечный процесс? В философии сознания данная сила носит название саморефлексирующего сознания. Под этим понимается способность к отражению - рефлексированию на наши предшествующие ментально-эмоциональные переживания. Здесь-то и кроется возможность управления собственной личностью. Благодаря указанному механизму мы обладаем безоговорочной властью взять под контроль собственную жизнь - свое сознание, эмоции, используемый нами язык, формы поведения, выборы, взаимоотношения и т. д.

Что это означает для вас?

  • Это означает, что ваши сиюминутные мысли не должны управлять вашим мозгом.

  • Это означает, что ваши эмоции не должны господствовать над вашими переживаниями.

  • Это означает, что ваши переживания не должны доминировать над вашим выбором.

  • Это означает, что вы - являясь живой, дышащей и использующей символы формой жизни - можете развить собственные управляющие функции и направить их на руководство и самоорганизацию фреймов сознания. Данное обстоятельство наделяет всех нас способностью использовать широкий спектр опций самопрограммирования. Другими словами, мы можем функционировать, исходя из наших высших управляющих состояний сознания-и-эмоций и тем самым брать под свой контроль собственную жизнь. Вы заинтригованы?

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться