Структура внимания и транс

Прежде чем рассказать о том, как можно думать о внимании, несколько понятий.

Сборка.

Есть одна забавная особенность: то, что мы видим на 99% - работа мозга. Он достраивает то, что мы видим, до некого целого, на основе опыта. Вы смотрите на стул и знаете, что у него четыре ножки. Хотя может видите только две. Остальное – работа мозга. Он достроил кусочки того, что вы видите, до такой штуки под названием "стул" на основе того, что вы видели до этого.

Проще объяснить на примере Куба Неккера. Вы смотрите на него и видите трёхмерную фигуру – куб. Но на бумаге (или экране) – это просто набор линий. Остальное – работа мозга. Он из набора линий создал трехмерный объект.
Кстати, Куб Неккера можно воспринимать несколькими разными способами. Во-первых, он может быть повёрнут вниз (передняя грань ниже задней). Во-вторых он может быть повёрнут вверх (передняя грань выше задней). В-третьих, его можно воспринимать в виде странной фигуры, у которой центральный прямоугольник образует верх, два треугольника и четыре трапеции составляют остальные грани. В-четвёртых, фигура аналогичная предыдущему варианту, но только прямоугольник – это дно. В-пятых, его можно воспринимать как набор линий.
Это – разные варианты сборки. То, что с этими линиями делает мог. И если первые два варианта воспринимать легко, остальные три – тяжёлое дело. Особенно попытка увидеть то, что действительно нарисовано – набор линий.

  • Само собой можно собрать и ещё несколькими способами, фигуры получаются несколько странными, но…

По всей видимости – это то, что называется гештальтом.

Гештальт: (от нем. Gestalt - форма, структура) - основное понятие гештальт-психологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии).

Семь плюс-минус два.

Но если внимание – система однозадачная, что тогда описывает формула, что во внимании может быть максимально семь (плюс-минус два) объекта? Внимание – хитрая штука. Фокус внимания действительно штука однозадачная, но позволяющая быстро-быстро перемещаться. Для быстрого-быстрого перемещения нужно помнить некоторое количество предыдущих настроек. Что и делается: семь – это число различных "сборок", гештальтов, которые хранятся в памяти. То есть у внимания какая-то своя память. Кроме неё есть ещё кратковременная – туда грузится что-то интересное из замеченного, и долговременная – если это интересное стоит запомнить надолго.

  • Как у цифрового тюнера в музыкальном центре или телевизоре – есть некоторое количество запомненных настроек. Если больше – нужно выкидывать старую настройку и на её место ставить новую.

Если сравнивать всё это с компьютером, то память, в которой хранятся семь (плюс-минус две) настроек – это кэш процессора. Кратковременная память – оперативная память компьютера. Ну а долговременная – это жёсткий диск.

Фигура/Фон.

Следующее – это понятие фигуры и фона. Фигура – это то, что выделено вниманием и собрано мозгом. Фон – все остальное вокруг. Для объяснения – следующая картинка. На ней можно видеть либо белую вазу, либо два чёрных профиля. Если вы видите вазу – она становится фигурой, если профили – наоборот. Одновременно вы можете видеть только что-то одно.

  • Термин тоже из Гештальт-психологии. Только чуть в другой трактовке.

Структура внимания.

Все началось с достаточно простой мысли – а как организовано внимание (чем бы оно ни было)? Если у человека есть такая вещь как внимание, то оно естественно должно иметь некую структуру и способ организации. Например, если внимание почему-то перескакивает с одного объекта на другой, то что-то происходит внутри. Какая-то игра субмодальностей.

Как человек организует вот это выделение Фигура/Фон и им управляет. При чем мне не совсем пока понятно, работает ли внимание только с Фигурой, или способно обратиться и к Фону тоже.

  • Последнее означает следующее. Может ли внимание обратиться к фону так, что бы он фоном и остался, а не превратился в фигуру.

Я так же думаю что данное исследование будет интересно тем, что если понять механику внимания, то можно подобрать ключи к его управлению несколько иным способом чем простая нагрузочная тренировка. Так же я постараюсь выдать несколько идей по этому поводу и предложить набор упражнений для развития и управления внимания.

Критические субмодальности Фигура/Фон.

Давайте сначала попробуем разобраться в том, как вообще человек различает, что вот это – Фон, а вот это – Фигура. Должно быть некое субмодальное различие между этими двумя вещами, каким-то образом оно должно быть организовано.

Лично для меня это напоминает фокус. Внутренне, на что я обращаю внимание (или внимание обращается) более резкое, яркое, там присутствую цвета. Это выглядит немного выпуклым на более плоском фоне. То есть как бы Фигура имеет объем, а фон плоский. Фон серее, гораздо более размытый, не имеет объема и если там есть движение, то оно размытое и практически незаметное.

Приблизительно то же самое наблюдается и с внешними картинами.

  • Что, скорее всего, и должно было бы происходить.

Фигура гораздо четче и резче, а то, что относится к фону воспринимается более серым, размытым и неподвижным. Вообще, можно разделить область восприятия на две области: Область Фигуры – это зона Первого Внимания (Внимания Сознания), Область Фона соответственно зона Второго Внимания (Внимания Бессознательного).

  • Этими термина я с вашего позволения и буду пользоваться дальше, осознавая всю спорность их применения. Весьма возможно, что это может быть хорошей метафорой и различию между сознанием и подсознанием. Сознание – это Фигура, что-то яркое, контрастное, четкое и маленькое по отношению к целому, а подсознание – более размытое, серое и большое.

При работе на группе было замечено что у большинства приблизительно такой же способ выделения Фигуры. Это как бы пятно на более незаметном фоне. При этом критическими субмодальностями для визуального каналом наиболее часто называли:

резкость

яркость

контрастность

На эти три субмодальности пришлось порядка 3/4 от общего числа. Встречались такие критические субмодальности, такие как:

направление

объем

размер (искажение реального размера)

расстояние

Расширение восприятия.

Выберите область, где несколько однородных объектов. Это может быть полка с книгами, стопка компакт-дисков, коробка карандашей. страница с текстом или стоянка машин. Сморите на неё так, чтобы фокус зрения был посередине. Переводите внимание последовательно с предмета на предмет, не двигая фокус зрения. Например, сначала вправо, потом вернитесь к центру и влево. На каждом предмете задерживайте внимание на 3-4 секунды. Пока вы держите предмет в фокусе внимания, рассмотрите его как можно более подробно. Учтите, что в области бокового зрения с непривычки это сделать довольно сложно.

Помните о том, что положение глаз во время этого упражнения всё время остаётся на одном и том же месте. Смещается только фокус внимания.

По началу внимание может расползаться, захватывая несколько предметов, некоторые объекты будет трудно заметить, а те, которые замечаются, трудно "собрать". Старайтесь сознательно усиливать критическую субмодальность фокуса внимания.

Меняем интенсивность критической субмодальности.

Другой вариант выполнения этого упражнения: начальные условия такие-же. Но после смещения фокуса восприятия вы меняете интенсивность критической субмодальности от минимального до максимально возможного. Например, если критическая субмодальность восприятия – яркость, то обратив внимание на нужный предмет сначала усильте его яркость до максимума, потом уменьшайте яркость до такого уровня, пока внимание не скакнёт на следующий объект.

При увеличении интенсивности критической субмодальности обычно фокус внимания начинает сужаться. Для меня критическая субмодальность фокуса внимания – яркость. Я смотрю на полку с книгами. Если я делаю во внутреннем восприятии одну из книг ярче, все остальные становятся более тёмными. Фокус внимания смещается именно к этой книге. При уменьшении яркости фокус внимания начинает расширяться, остальные книги на полке становятся заметны лучше. В какой-то момент фокус расширяется настолько, что "фигурой" становятся все видимые книги на полке. Деталей мало, но они все в фокусе внимания.

  • Об играх с размером фокуса внимания чуть позже.

При этой игрушке происходит ещё одна забавная вещь. Книга становится более яркой чем все остальные книги на полке, но при этом в центре фокуса внимания она ярче, но эта яркость уменьшается к периферии. Мозг "собрал" книгу – она стала фигурой, но размера фокуса не хватает на весь объект. Можно поиграться, чтобы вся книга была одинаковой яркости (ну, если критическая субмодальность – яркость).

Так же забавно, когда пытаешься прочесть название книги – текст как бы отделяется от обложки, становится ярким, а обложка уходит в фон. Для того, чтобы связать текст с книгой, приходится фигурой опять делать всю книгу с надписью – название при этом становится совершенно не читаемым.

Вытеснение.

Поступаете наоборот, чем в предыдущем варианте упражнения. Через 3-4 секунды, после того, как ваше внимание перешло на объект плавно уменьшаете интенсивность критической субмодальности до тех пор, пока внимание не скакнёт на другой объект, то есть текущий объект из фигуры становится фоном. Важно, чтобы объект, на который перейдёт внимание был следующим в выбранной вами очереди.

Организация внимания: А.

До этого мы работали с визуальным каналом. А как это будет в аудиальном канале? Принципиально – все то же самое. Мозг определённым образом собирает из звуков что-то осмысленное. Было с вами такое – что-то тихо играет, вы вроде бы узнали, а потом оказывается что это было совсем другое? Это по поводу сборки.

А фигура/фон – вот такая вещь. Мы можем разговаривать с другим человеком даже когда шум вокруг чуть ли не громче его голоса. Например, в метро. Те, кто регулярно на метро ездят просто этот шум не замечают. Хотя он весьма приличен. Но могут разговаривать друг с другом. Для того, чтобы услышать собеседника нужно сделать его голос фигурой, а всё остальное – фоном.

  • Я понимаю, что если о фоне в аудиальном канале говорить ещё можно, то о фигуре – несколько странно. Но хочется соблюсти единую терминологию, а не вводить что-нибудь ещё более наукоёмкое.

Размер фокуса.

Теперь можно поиграться с размером фокуса внимания. Посмотрите на внутреннюю сторону своей ладони: внимательно рассмотрите и крупные линии, и если присмотритесь всегда можно увидеть совсем крошечные. А теперь переверните ладонь и посмотрите на её тыльную сторону. Но сейчас надо видеть ладонь целиком, её всю.

Помните, как работает микроскоп – можно видеть кучу деталей, но на очень небольшой площади. Если вы хотите увидеть большую территорию – надо уменьшить увеличение. Но деталей будет видно меньше. Наше восприятие работает точно так же (правда без увеличения): хочешь разглядеть детали, сужаешь область фокуса.

Можно видеть лес – можно видеть деревья. Но по одному.

При расширении фокуса первое внимание может распространиться, например, на всю видимую область. При сужении оно может быть очень маленькую площадь – вы пытаетесь разглядеть что находится на кончике иглы. Если говорить об аудиальном канале – то можно воспринимать разговор людей в комнате как общий шум, а можно прислушиваться к словам одного-единственного человека.

Контраст.

Если размер фокуса объяснить просто, то разницу в интенсивности несколько сложнее. Тут уже нужно обращение к критической субмодальности внимания и её интенсивности. Между фигурой и фоном всегда будет некое различие в интенсивности (контраст). Оно может быть достаточно небольшим, а может быть просто колоссальным. Когда мы концентрируемся на чём-то, мы увеличиваем интенсивность критической субмодальности фигуры. Например, яркость. Или, громкость. Ясно, что внутреннюю.

Эта характеристика в электронике называется соотношение сигнал/шум. Чем это соотношение выше – тем прибор более высокого класса.

  • Что сильно сказывается на цене музыкальных центров.

Соотношение интенсивностей:

Реальное

Внутреннее

Получить это различие можно двумя способами: увеличивая интенсивность сигнала или уменьшая интенсивность шума. Или и то, и другое одновременно. Наиболее это показательно, когда мы прислушиваемся к голосу собеседника в шумном месте – например, в метро. Мы можем его слушать и разговаривать – но попробуйте его записать на диктофон. С расстояния, на котором вы его слышите – ничего не разберёшь. Мы внутренне делаем его голос громче, предварительно "собрав" гештальт. Это пример усиления интенсивности критической субмодальности – в данном случае, громкости. При этом многие могут практически не слышать шума метро. В этом случае ещё и уменьшается громкость фона. Ну, понятно, что чем соотношение сигнал/шум лучше, тем и слышно тоже вроде как лучше.

Но при уменьшении интенсивности фона мы можем попасть в другую ловушку – если там что-то произойдёт, мы это просто не заметим. Когда люди тщательно прислушиваются к чему-то, то их очень тяжело оттуда вытащить. А если прислушиваются не слишком тщательно – то могут пропустить нужную информацию.

Если вы концентрируетесь, то стараетесь создать максимальное различие между интенсивностью критической субмодальности фигуры и фона. Так приблизительно устроены навязчивости – у них очень высокое соотношение между областью навязчивости и фоном. Часто фона просто нет – человек внутри себя видит (или слышит) объект навязчивости – а он висит в пространстве безо всякого фона. Нет никакой беготни восприятия – оно сконцентрировано только на нём. Выделять как фигуру больше нечего – просто потому что ничего другого в области внимания нет. И весь кэш забит информацией об объекте. А что происходит, если фигура сравняется по интенсивности с фоном?

Либо что-то другое станет фигурой. Как в картинке с лицами и вазой. Либо ваза становится фигурой, либо лица. Ещё один вариант – человек переходить в другой канал восприятия. Но это в том случае если общая интенсивность довольно низкая. Потому что можно усиливать фон – и тогда в какой-то момент вы скорее всего расширите фокус внимания, либо уменьшать интенсивность (критической субмодальности) фигуры – когда ее интенсивность уменьшится до уровня фона – вы скакнёте в другой канал. Либо выделите что-то другое как фигуру.

Интенсивность и размер фокуса.

Когда у нас рассеянное внимание – оно перебегает с объекта на объект, и различие в интенсивности между фигурой и фоном довольно небольшое. И общая интенсивность тоже низкая. Но если вы чего-то ищите, и не знаете где это лежит – ваше внимание тоже бегает с объекта на объект, но общая интенсивность (критической субмодальности) намного выше. Вспомните, когда вы прислушиваетесь вечером где-нибудь в лесу. Довольно тихо снаружи, но идёт общее усиление фона. Помните фразу: - Так тихо, аж в ушах звенит. ­- Внутренняя громкость большая. При этом фокус внимания довольно широк. Точно так же в шуме метро можно настроиться как на голос одного человека, так и вообще на разговоры всех людей в вагоне. Это – игра с размером фокуса.

Транс.

Внимание – это фокус восприятия нашего мозга. Мы не можем воспринимать всё – есть предел количества информации, которая может попасть внутрь. При чём можно говорить о двух областях – сознательной (первое внимание) и бессознательной (второе внимание).

Устройство внимания больше всего напоминает свет от фонарика – в центре яркое пятно, в котором всё видно хорошо и размытый слабый свет по бокам – в нём видно хуже, но зато площадь больше.

Правда такая организация характерна для "нормального состояния". В принципе, возможно что останется практически только более яркое центральное пятно или наоборот – остаётся только большое более размытое пятно. И то, и другое характерно для транса.

Ещё одна вещь с фонариком – батарейки могут быть совсем новые, в "среднем состоянии" и садиться. При этом меняется только общая интенсивность света. Но при этом различие между центральной областью и боковым пятном становится больше.

С другой стороны внимание может быть обращено внутрь или наружу. В нормальном состоянии оно скачет туда – обратно. Если оно будет сконцентрировано только снаружи или только внутри – тоже будет транс. Если снаружи это будет так называемый (Аптайм) UpTime, если внутри – (Даунтайм) DownTime.

Итого внимание может перемещаться в пространстве координат: маленький – широкий фокус, маленький – большой контраст, наружу – внутрь. При этом только центральная область – это область "нормального" состояния – всё остальное это различные виды транса.

Получается, что "нормальное" состояние – это когда задействованы разные способы восприятия, есть определённый баланс. Транс наступает, когда какой-то способ восприятия начинает превалировать.

Есть ещё пространство каналов. В нем будет приблизительно так – при узком фокусе – концентрация только на одном канале, при широком – возможен одновременный доступ сразу ко всем каналам (синестезия).

Управление.

Так что все тренировки внимания и, соответственно, сознательного управления трансом, в определённой степени сводятся к управлению фокусом внимания. Так что можно просто прошкалировать переходы по всем трём осям и будем иметь довольно приличную картину способов восприятия. Она, по крайней мере, несколько шире, чем классическая линия Даунтайм – Нормальное состояние – Аптайм. Так что тренируйтесь. Эффект довольно забавный.

Упражнения

Шкалирование UpTime – DownTime.

Этот вариант шкалирования принципиально ничем не отличается от шкалирования Адреналинового Барометра или Шкалировния Эмоции.

1. Шкала.

Сначала нам нужна шкала. С одной стороны максимум состояния UpTime (+10), с другой стороны DownTime (-10), посередине – (0) Нормальное Состояние.

Шкалу эту нужно представить на полу. Так, чтобы по ней можно было походить туда-сюда. Удобнее всего получается 3-5 метров.

  • Здесь плюс и минус не означает хорошо или плохо – просто так удобнее обозначать разницу в состояниях, иначе придётся всё время определять: 6 баллов аптайм. Это просто не очень удобно. Если вам нравится – можно сделать UpTime минусом, а DownTime – плюсом.

2. Состояние в крайних точках.

Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь. Но должен быть действительно максимум состояния.

UpTime – это состояние транса, при котором ваше внимание находится максимально снаружи. Нет никакого внутреннего диалога или галлюцинаций – всё снаружи. Примеры состояния: настороженное внимание, когда вы пытаетесь услышать что-то важное, просмотр очень интересного фильма, компьютерная игра.

DownTime ­– вы максимально внутри. Вы сосредоточены на внутреннем процессе: вспоминаете, придумываете, рассчитываете. Практически ничего не попадает снаружи – ваше внимание полностью внутри. Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.

Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно. Ну, прямо как сейчас.

3. Плавный переход.

Теперь нам нужно, как говорят физики, откалибровать шкалу. Нужно сделать так, чтобы было не два пиковых состояния, а плавный переход между ними. Плавный!

Для этого пройдитесь несколько раз по шкале туда-обратно. Состояние должно расти пропорционально цифиркам на шкале. И плавно. Чтобы, если рисовать график, получилась прямая. Короче, походите туда-обратно. Раза два-три обычно бывает вполне достаточно.

4. Шкала работает.

А теперь самое интересное – вы по шкале ходите, усилий не прилагаете, а состояние меняется. Само! Проверьте. Походите и убедитесь. Никакого мошенничество, просто свойство человеческой психики (это так работают пространственные якоря).

5. Шкала двигается сама.

Но на этом облегчение жизни не заканчивается. Есть ещё резервы. По шкале можно не ходить – можно представить, что она двигается сама. Мысленно, конечно. Вы стоите, а она двигается. И состояние соответственно меняется. Получилось? Теперь можно шкалу установить так, чтобы было поудобней. Можно поднять с пола и пропустить через грудь. Или пусть она перед вами ходит. В конце концов можно её и круговой сделать, со стрелкой. Или ещё какой – на что фантазии хватит. Лишь бы работала.

Проверьте, что работает. Если переборщили – размотайте и придумайте другой дизайн.

6. Тренировка.

Естественно, нужно потренироваться в использовании такой замечательной штуки. Опробуйте переход в ряд состояний, например: +2, +4, -3, -5, +3, 0, +10, -1, -10 и т.д. Переходов десять – пятнадцать. Старайтесь с каждым разом переходить как можно быстрее. И если в начале стоит делать небольшие шаги, балла по два-три, к концу тренировки стоит делать разброс баллов в пятнадцать- двадцать.

Ну, вам понравилось? Отлично!

Рекомендации.

В принципе, это упражнение можно делать полностью внутри – мысленно определяется нулевое и максимальные значение, потом внутренне человек меняет состояние, сопоставляя его со значениями шкалы. Хотя, по опыту, выравнивать состояние ходя по полу проще, чем мысленно внутри.

Так же можно немного по другому сделать только четвёртый и пятый шаг. После того, как человек сделал плавное распределение состояния, можно не предлагать ему явную визуальную метафору, а предложить найти метафору самому.

- А теперь представь, что у тебя внутри есть регулятор, который ты можешь выставлять на нужное значения уровня адреналина. Проверь, как он работает…

Этот способ бывает более удобен тем, у кого возникают трудности с визуализацией. Если метафорически тоже не получается, можно предложить отметить изменение внутренних ощущений и связать эти ощущения с числовыми значениями.

По шагам кратко.

1. Шкала.

Представьте на полу шкалу от -10 до +10 длиной 3-5 метров.

2. Состояние в крайних точках.

Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь.

+10 UpTime – это состояние транса, при котором ваше внимание находится максимально снаружи. Примеры состояния: настороженное внимание, когда вы пытаетесь услышать что-то важное, просмотр очень интересного фильма, компьютерная игра.

-10 DownTime ­– вы полностью внутри. Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.

0 Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно.

3. Плавный переход.

Пройдитесь по шкале два-четыре раза, достигая плавного перехода состояния от -10 до +10.

4. Шкала работает.

Проверьте: если вы двигаетесь по шкале, состояние тоже меняется.

5. Шкала двигается сама.

Теперь можно не ходить по шкале, а представлять, что она двигается сама – и меняется ваше состояние.

6. Диктант.

Пройдите через ряд состояний, например: +2, +4, -3, -5, +3, 0, +10, -1, -10 и т.д.

Шкалирование: Широкий – Узкий фокус внимания.

Аналогично предыдущему, только заменяется то, с чем вы работаете. Поэтому я пропишу только второй шаг – вызов состояния.

  • Соответственно – широкий фокус можно обозначить плюсом, узкий – минусом.

(+10) Широкий фокус: лучше, когда есть перспектива. Вы немного расфокусируете зрение и пытаетесь держать в фокусе внимания всё, что вы видите перед собой. Или для аудиального канала: когда есть группа разговаривающих людей, и вы просто слышите создаваемый ею шум. В кинестетике – вы воспринимаете тело целиком, как единое целое.

(-10) Узкий фокус: вы выбираете какой-то маленький объект и полностью концентрируетесь на нём. Чем меньше (по "площади" восприятия, тем лучше). Это может быть угол окна в доме напротив или пятнышко на потолке; голос одного человека в группе или только один инструмент в симфонической музыке; ощущение кончика указательного пальца правой руки или середины ладони левой руки.

(0) Нормальное состояние: средний размер фокуса. Большая часть воспринимается вторым вниманием, но определённая, заметная часть – первым, сознательным вниманием.

Это немного связано с парой: восприятием целого – восприятием части. Но несколько шире. Здесь важно именно размер соотношений – в случае Большого Фокуса первое внимание занимает практически всю "территорию": если вы слушаете музыку, кроме нёё воспринимается и шум на улице и мяукание кота. Кроме дома напротив вы держите в фокусе и дома за ним, и деревья, и людей на улице – вы видите город. В случае Маленького Фокуса вы выбираете что-то очень маленькое по отношению ко всему остальному, что вы воспринимаете в данном канале: кончик пальца, пятнышко на потолке, шорох в углу комнаты.

Шкалирование Контраста.

(-10) Небольшой Контраст: рассеянное внимание. То, что вы наблюдаете неважно и не привлекает внимания. Оно рассеянно перебегает с книги на стол, со стола на стул, со стула на диван, с дивана на потолок. Вы воспринимаете, объект выделен, но соотношение между интенсивностью фона и интенсивностью объекта очень небольшое.

  • Напоминает некоторые варианты медитаций, при которых нужно "успокоить ум".

(+10) Большой Контраст: очень концентрированное внимание, практически навязчивость. Вы полностью настраиваетесь на какой-то объект (независимо от размера), он захватывает полностью ваше внимание, фон практически исчезает. Внимание не скачет, а полностью сконцентрировано на объекте. Например, когда вы смотрите очень интересный фильм или напряжённо смотрите на секундомер, ожидая времени для старта. Когда вы напряжённо прислушиваетесь к чему-то голосу.

  • Ближе к медитациям, в которых идёт концентрация на определённом объекте.

(0) Нормальное состояние: внимание не слишком концентрировано, но при этом и не рассеянно. Есть что-то важное и интересное, но идут отвлечения и на другие объекты.

Тренировка.

Плавные переходы.

Тренируйте плавные переходы, для каждой из осей, например от Широкого Фокуса к Узкому: воспринимаете город за окном – дом напротив – балкон – окно – форточка – ручка форточки… Потом в обратную сторону.

По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.

Быстрый переход.

Максимально быстро переходите из одного крайнего положения в другое, например для Контраста: рассеянно слышу звуки вокруг – напряжённо прислушиваюсь к голосу за окном.

По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.

Пространство Фокуса Восприятия.

Потренируем переходы с управлением фокусом внимания. Тут ещё и каналы добавляются…

Упражнение состоит в том, что вы меняете по очереди одну "координату" фокуса внимания, стараясь каждый раз выставить её по этой координате на максимум (+10 или –10).

Если идти только по крайним точкам, то мы получим кучу вариантов внимания: от полного "минуса" (Внешнее – Узкий Фокус – Маленький Контраст) до полного плюса (Внутреннее – Широкий Фокус – Большой Контраст). При желании можете посчитать количество вариантов (должно получиться восемь). Плюс три канала…

  • Для кинестетики внутри и снаружи – не совсем корректно. Но пусть внутри – это воспоминания об ощущениях и внутренние переживания. Тогда внешнее – это будет ощущения кожи.

  • Я не буду очень подробно прописывать – занятие крайне утомительное, покажу общий принцип. Составляете таблицу координат фокуса внимания:

Внутри/
Снаружи

Ширина

Контраст

Канал

Точка внимания

-10

-10

+10

В

сконцентрируйтесь на пятне на потолке

-10

+10

+10

В

с интересом рассматривайте всю комнату, как единое целое

+10

+10

+10

В

закройте глаза, представьте себе комнату целиком ярко и максимально резко

+10

+10

-10

В

сделайте образ комнаты серым, размытым, удалите его

+10

-10

-10

В

обратите рассеянное внимание на элементы мебели в образе комнаты, оно может рассеянно перебегать с одного на другое

-10

-10

-10

А

переместите рассеянное внимание на звуки вокруг, рассеянно перебирая их

-10

+10

-10

А

рассеянно слушайте всё звуки вокруг

-10

+10

+10

А

напряжёно вслушивайтесь во все звуки вокруг

+10

+10

+10

К

переместите напряжённое внимание на ощущение всего тела целиком

+10

-10

+10

К

сконцентрируйте напряжённое внимание на кончике указательного пальца

+10

-10

-10

К

рассеянно перемещайте внимание по маленьким участкам собственного тела

+10

+10

-10

К

рассеянно воспринимайте всё тело, как единое целое

Удержание внимания.

Выбрали точку в осях координат и удерживайте этот тип восприятия заданное время. Начинать лучше с 3-5 минут. Стараться довести до 20-30 минут (обычно, если можешь удержать полчаса, то можешь удержать нужный способ восприятия сколько нужно).

Точка не обязательно крайняя – это скорее всего глубокий транс, выберите что-то попроще: +3, 4, 2.

Не менее 30 минут в день.

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться