Стили выступления

 Здесь нужно написать что ни будь вроде: «Личный стиль оратора является важнейшим способом влияния на публику и необходимым условием качественного выступления», - и прочие номинализации. Но эту статью мне хочется написать не столь официозно. Да, приятно, когда у оратора (выступающего, тренера) есть свой личный стиль - он позволяет выражать себя, запоминается и мотивирует зал. А то пару раз приходилось видеть «корпоративный вариант», при котором все тренеры казались выпущенными с одного конвейера – всё это выглядело не только однообразно, но серо и даже ошибки у всех были "конструктивные". 

Подобрать (или создать) свой личный стиль не так уж и просто – нужно поискать, попробовать. Но если стиль найден, он подходит как хороший костюм сшитый точно под вас – выступление выглядит совершенно естественным, цельным. Да и самому выступающему в таком стиле работать максимально комфортно.

С другой стороны, умение менять стили выступления в зависимости от задачи – показатель гибкости и профессионализма. Я как-то просматривал видео выступлений Ксении Собчак – искал пример под стиль «Стерва». Но так как телевизор я не смотрю, представление о её стиле были основаны больше на анекдотах и байках из Интернета. При этом я всегда подозревал, что Собчак тётка умная, но при этом довольно едкая и злая. И нашёл я её выступление на какой-то передаче, ну где звёзды в гости приходят и мысли рассказывают. И был просто очарован техникой: отличные жесты – завершённые, баланс мелких и крупных, по делу; хороший голос, позиция совсем чуть сверху, грамотное маркирование – при чём, как жестами, так и голосом, лёгкая стервозность -  выглядела она во время выступления совершенно естественно и конгруэнтно. Это было просто образцово, при этом не могу отнести её стиль к какому-то «характерному». В другом видео я нашёл её выступление в стиле «Стерва», и этот стиль «на ней» выглядел тоже крайне естественно – умеет человек перестраиваться.

Примеры стилей

Итак, дальше даны характерные стили выступления, воспринимать их стоит именно как шаблоны, образцы. Хорошие ораторы обычно умеют менять свой стиль -  в зависимости от цели, зала, ситуации, - да и действуют не слишком шаблонно. При чём здесь описаны только эффективные стили выступления, никаких «Зануда», «Неудачник», «Заторможенный» или «Непрофессионал». 

Артист

Image
Владимир Жириновский

Это яркий, запоминающийся стиль, хорошо позволяет поддерживать внимание и мотивированность зала. Но при этом требует от оратора определённого артистизма, харизмы и чувства баланса – иначе легко скатиться к «Клоуну». Несколько драматичен и наигран. Предполагает использование метафор и демонстраций «собой». Жесты обычно широкие, энергичные. Голос разнообразный. Маркирование больше на себя и зал. Позиция сверху.

Хороший пример – Владимир Жириновский при выступлении, например, в Думе. Жириновский, кстати, очень техничен в этом плане – отлично поставленные жесты, грамотное маркирование, метафоры, вторые смыслы.

- Кто-то чай тут пил на трибуне. Зюганов? Замените.

При этом я видел его запись выступления на съезде его партии – стиль совершенно другой, типичный «Вождь».

Барин

Image
Никита Михалков

Стиль довольно расслабленный, вальяжный. Характерна определённая снисходительность к публике. Требует большой уверенности в себе, харизматичности и конгруэнтности – без этого зал может скушать такого горе-оратора и не подавиться. Жесты широкие, плавные. Маркирование больше на себя. Голос плавный, бархатный, но при этом уверенный. Позиция сильно сверху.

Пример – Никита Михалков. Он мне в этом стиле запомнился перед выборами начала века, в телеполемике с Кириенко. Кириенко там что-то быстро болтал, заискивался, изображая смесь «Милашки» и «Специалиста», а Михалков его так снисходительно слушал. И потом просто одним плавным барским движением руки и короткой фразой «Да» Кириенко "сделал" – тот аж покраснел весь.

Свой парень

Image
Джон Кеннеди

Очень искренний и открытый стиль. Практически без игры, позиция на равных. Здесь очень важно чутко чувствовать настроение аудитории, понимать и опираться на её ценности. Предполагает активное взаимодействие с аудиторией, высокую конгруэнтность, позицию «на равных». Маркирование больше в зал, часто на конкретных людей. Жесты разнообразные, но не слишком энергичные. Голос относительно ровный.

Выбрал как образец стиля Джона Кеннеди, который, вообще говоря, считался отличным оратором –и посмотрел запись какого-то его знаменитого выступления. Он там стоял в центре какого-то стадиона, за трибуной, читал с листочка, слегка скособоченный, и при этом всё это выглядело очень искренне и естественно.

Специалист

Image
Виктор Геращенко

Стиль сухой, отстранённый, слегка дигитальный. Уверенность в себе, профессионализм, хорошее знание темы. Позиция сверху, жестов мало, голос относительно монотонный. Маркирование обычно жестами и больше на информацию.

Любимый стиль всяких представителей банков, инженеров и компьтерщиков.

Аристократ

Image
Уинстон Черчилль

Немного напоминает «Специалиста», но несколько более живой. Жестов мало, но они выверенные, плавные, широкие. Хорошо поставленный голос, но часто относительно тихий. Позиция довольно сильно сверху, но без «барской» снисходительности. Требует большой уверенности в себе, харизматичности.

Милашка

Image
Риз Уизерспун

Стиль ориентирован на то, чтобы вызвать умиление. Много внимания в зал, позиция немного снизу, улыбка, часто «скромная», небольшая нарочитая неконгруэнтность – «Милашке» требуется поддержка, которую зал с удовольствием оказывает. Но данный стиль требует подходящей внешности – что-то такое миленькое, вызывающее родительские чувства, – и обычно больше подходит молодёжи, при чём, как женского, так и мужского пола. Жесты по ширине средние, не слишком энергичные. Много маркирования голосом, маркирование руками на себя и зал.

Вождь

Image
Адольф Гитлер

Позиция сверху, харизматичность, высокие конгруэнтность и уверенность в себе. Голос уверенный, открытый, немного «трибунный». Жесты энергичные, широкие. Маркирование на себя и зал.

Проповедник

Image
Владимир Ульянов (Ленин)

Похож на «Вождя», но «Проповедник» является проводником идеи - соответственно, маркирование больше на информацию и зал, и меньше на себя. Много убеждает, объясняет, но при этом эмоционально включён, позиция сверху. Голос громкий, эмоциональный, много голосового маркирования. Жесты широкие, энергичные.

Стерва

Image
Ксения Собчак

Провокационный стиль – энергичный, резкий на грани хамства, и тут нужно очень аккуратно держать баланс, чтобы не скатиться к «Хаму». Хорош для полемики или провокационного взаимодействия с залом. Но при этом требует харизматичности, хорошей сообразительности, гибкости и умения справляться с трудными ситуациями. Позиция сверху, маркирование как зала, так и себя. Жесты резкие, энергичные, достаточно разнообразные – широкие, узкие, мелкие. Может использоваться нарочитая неконгруэнтность. Голос громкий, уверенный.

Что делать

Для начала сделайте растяжку - выберите несколько стилей, сильно отличающихся друг от друга, например «Вождь», «Специалист», «Свой парень» или «Стерва», «Проповедник», «Милашка», - и сделайте одно и то же выступление в разных стилях. Если не совсем понятно, что это за стиль – поищите ораторов, которые, на ваш взгляд, выступают в этом стиле и посмотрите несколько их выступлений.

Потом попытайтесь сделать стиль под себя, например «Аристократ» с добавлением «Артиста» и «Стервы».

Для оценки можно писать себя на видеокамеру, но лучше если вы выступите перед аудиторией, хотя бы и не большой, которая сможет дать грамотную обратную связь.

Все статьи                                                      Автор статьи: Александр Любимов



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться