Подробнее о субмодальностях

 

 Наш мозг поступает чрезвычайно хитро. Он разделяет субъективный опыт и объективный. Это означает, что ситуация, которая когда-то была для нас неприятной, через какое-то время может стать нейтральной, или, даже, приятной. И наоборот. Вы слышали фразу: ”Ты мне испортил всю жизнь”. Через 10 лет взаимной жизни вдруг вся жизнь стала испорченной. Человек сам взял и переобозначил. Сделал свою жизнь плохой. Вы можете найти множество примеров того, как человек переобозначает собственный опыт, как в одну, так и в другую стороны. Но как он это делает?

Но сначала мы попробуем понять, как человек кодирует свою оценку. Как он узнает, что является хорошим, а что не очень.

Проведем маленький опыт. Вспомните неприятную ситуацию. Мне бы хотелось, что бы вы вспомнили то, что в этой ситуации вы видели. Какие там цвета? Обычно это серый, черный, коричневый, грязно желтый. Чаще всего цвета темные и как бы “грязных” оттенков. А где расположена картинка? Покажите рукой, где относительно вас расположен тот экран, на котором вам показывают фильм об этой ситуации. Хорошо. А теперь вспомните приятную ситуацию и скажите какие там цвета. Здесь уже золотистый, голубой, зеленый, розовый. А где расположена эта картинка относительно вас? Покажите рукой. А теперь возьмите и отодвиньте неприятную картинку. Что происходит? Обычно сразу начинают говорить, что ситуация становится более спокойной. Верните ее на место. А теперь приблизьте. Что происходит с вашими переживаниями по поводу этой ситуации? Поставьте ее на такое расстояние, где бы вам хотелось. Проделайте все эти действия с приятной ситуацией.

Итак, мы сейчас сделали великолепную вещь. Мы научились управлять собственным опытом. Сознательно.

Хочу обратить ваше внимание, что такие вещи как расстояние и яркость обычно влияют наинтенсивность переживаний, а место и цвета – на знак ситуации. 

Каналы восприятия.

У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Но в НЛП используют понятие 3-х каналов:

Визуальный (В).
То, что мы видим. Образы, картинки, кино.

Аудиальный (А).
То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Кинестетический (К)
(От “кинес” – “движение” по гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относится Запах и Вкус. Иногда хорошо поделить Кинестетику на 3 части:
тактильные – ощущения кожи;
внутренние – мышечные, ощущение в желудке, тепло;
мета-ощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении: радости, любви, счастья, горя и пр. Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

В НЛП эти три канала восприятия называются еще модальностями. А различия в описании в пределах самих каналов – субмодальностями. То есть яркость, контрастность, дальность, цвета, местоположение, объем – это субмодальности зрительного канала. А громкость, ритмичность, высота звука – слухового канала. Субмодальности не касаются содержания, они касаются только описания.Так вот, весь субъективный опыт наш мозг кодирует при помощи субмодальностей. И менять свое отношение можно тоже при помощи субмодальных изменений.

Критическая (ведущая) субмодальность.

Мозг обычно пользуется для определения всего одной характеристикой. Чтобы не усложнять процесс. Все остальное просто прилагается. Вот критическая субмодальность - это тот наиболее важный параметр. Меняя его вы меняете все. На практике это обозначает, что после изменения критической субмодальности автоматически меняются все остальные. И переживания тоже... ::

Визуальные субмодальности.

Давайте возьмем картинку и попробуем на ее примере посмотреть, что такое визуальные субмодальности. Это как бы 'эталон', а то, как ее можно представить - это будет некий внутренний язык мозга, кодировка отношения. Для каждого человека она своя, но некоторые вещи для большинства будут обозначать приблизительно одно и то же.

Для удобства справа будут даны вопросы, которые могут помочь определиться с этой субмодальностью.

Положение
   
Где находится картинка?
Где этот образ расположен в пространстве?
Покажите местоположение образа руками.
Эта картинка наклонна?
Положение - одна из очень важных субмодальностей, часто бывает критической. Это как бы положение в пространстве экрана, на котором показывают вам картинки. Правда, если образ панорамный, то есть окружает вас со всех сторон, этой субмодальности скорее всего не будет.

Размер.

Какой размер у этой картинки?
Покажите ее размер руками.
Размер тоже достаточно часто бывает критической? субмодальностью, и чаще всего он отвечает за интенсивность переживания: чем меньше размер картинки, тем менее волнует этот образ. Можете поэкспериментировать - возьмите образ неприятной для вас ситуации и сделайте его меньше.

Расстояние
   
Как близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.
Расстояние работает приблизительно одинаково с размером. И свойства похожи. Отодвигание образа обычно уменьшает интенсивность переживания, приближение - усиливает.

Цветной – ч/б

Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?
Цветной – черно-белый. Обычно довольно сильно влияет на оценку. Но как будет у каждого конкретного человека сказать трудно. Иногда может являться критической субмодальностью оценки (ч/б – 'минус', цветное – 'плюс'). Но может работать совсем наоборот, являясь ассоциацией на старое черно-белое кино.

Цвета.

Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Яркость тоже очень часто бывает критической? субмодальностью, и обычно влияет наинтенсивность переживания: чем ярче – тем чувство сильнее. Поэтому уменьшение яркости обычно используется для ослабления некомфортного переживания, а увеличение – на усиление приятного.

Резкость.

Этот образ резкий или он размыт?
Резкость чаще всего отвечает за интенсивность переживания, но довольно часто служит для кодирования внутренних образов от внешних - для различия того, что человек придумал, а что видит вокруг. Но у многих внутренние образы достаточно смутные, поэтому здесь важнее отношение – более резкий, менее резкий…

Фокус.
   
Картинка в фокусе или размыта?
Фокус обычно связан с резкостью, но иногда часть картинки в фокусе (чаще всего центр) , а часть размыта. Таким способом обычно кодируется важность, выделениеобъекта. Довольно часто являетсякритической? субмодальностью внимания - на что оно направлено, то в фокусе (визуально). Есть даже соответствующее выражение: 'фокус внимания'. Можно даже потренироваться поработать с управлением вниманием таким способом.

Детальность
   
Насколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или можете различать детали?
Детальность может быть связано с резкостью (если все размыто, то какие детали), но и в резкой картинке может быть мало деталей.
При помощи детальности может кодироваться что угодно, и на что обратить внимание сказать не могу - надо калибровать.

Фон
   
Есть ли фон?
Наличие или отсутствие фона, его размытость или разные цвета достаточно часто присутствует в субмодальных различиях, но критической? субмодальностью является редко.

Форма
   
Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?

Ассоциация – диссоциация
   
Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?
Ассоциация – диссоциация очень мощная субмодальность, влияющая наинтенсивность. Если человек в событии ассоциирован, то он переживает эту ситуацию, а если смотрит на все это со стороны (диссоциация), то испытывает ощущения 'по поводу'. Обычно диссоциация очень сильно меняет интенсивностьпереживаний. Это тоже самое, что участвовать в драке и наблюдать за ней со стороны.

Панорамность.
   
Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?
Панорамность обычно сильно связана с ассоциацией - ассоциированные картинки очень часто бывают панорамны.

Граница

Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?
Граница (рамка) тоже обычно сильно влияет на оценку, но редко бывает ведущей субмодальностью. Но маленький опыт: возьмите неприятный образ и поместите его в золотистую рамку. Или искристую. Как изменилось ваше восприятие?

Движение
   
Это кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение или он статичен?
Насколько быстро это движение?
Движение часто бывает критической субмодальностью оценки, при чем не только в 'плюс - минус', но и в пониманиии вере.

Пропорции
   
Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше, меньше?
Искажение пропорций обычно позволяет кодировать отношение к более (менее) важным вещам. И встречается достаточно часто, но почему-то обычно люди редко обращают на это внимание.

Объем
   
Это плоское или объемное?
Этот образ объемный или выглядит как фотография?
Объем довольно часто бывает критической? субмодальностью. Но в какую сторону влияет сказать заранее трудно – бывает и так, и так…

Аудиальные субмодальности

Положение
   
Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?

Высота

Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?

Громкость
   
Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?
Обычно соответствует размеру и яркости в В канале. И работает приблизительно так же. К стати, в большинстве случаев 'внутренняя' громкость являлась критической субмодальностью аудиального внимания.

Моно/стерео
   
Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?
Обычно соответствует объемно / плоско в В канале.

Монотонность
   
Это монотонный звук или скорее мелодия?

Темп
   
Это быстро или медленно?

Ритм
   
Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.

Длительность
   
Это непрерывное или прерывистое

 
Кинестетические субмодальности.

Качество
   
Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение...

Интенсивность
   
Насколько сильно это ощущение?

Положение
   
Где находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого?

Движение
   
Это ощущение двигается или статично?
Это движение непрерывно или оно происходит волнами?

Направление
   
Откуда это движение стартует?
Каково направление его движения?
Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?

Скорость
   
Ощущение перемещается быстро или медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?

Размер
   
Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?

 
Регулирование интенсивности переживаний.

В наших проблемах есть как бы, две части. То, что нам мешает и то, что мы просто не умеем делать. Если вы с детства ходили в кандалах, тогда то, что вам мешает бегать - это кандалы . Но если вы их скинете совершенно не обязательно, что вы немедленно сможете бежать. Вам еще надо будет научиться этому. Так вот. Очень часто неприятные воспоминания - это те кандалы, которые нам мешают бегать. Поэтому давайте научимся от них избавляться, если они нам не нужны. Мы будем сейчас работать двумя способами. С изображением и звуком. Я предлагаю вам попробовать оба и выбрать тот, который для вас будет работать лучше. А теперь разбейтесь на пары. Один из вас будет Учеником, а второй Инструктором. Он будет говорить первому, что делать. Исходя из инструкции, которую я вам сейчас дам. Попробуйте так. Один работает со звуком, а второй с картинкой. Но если у кого-то не получается, попробуйте поработать вместо звука с изображением, и наоборот.

1. Выбор ситуации.

Выбрать неприятную ситуацию. Если вы работаете со звуком, тогда желательно, что бы она была связана с разговором. Если с образами, тогда это не важно. Главное картинка.

2 а. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком.

Попробуйте сделать звук тише. Можно представить, что перед вами регулятор громкости. Или дистанционный пульт от телевизора и вы уменьшаете звук. А возможно это у вас получиться само собой.

2 б. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа с изображением.

Отодвиньте картинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять ее руками и ими и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью. Посмотрите, что влияет сильнее, с ним и работайте.

3. Изменение оценки ситуации.

После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5-7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро. При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размытостью...

4. Проверка.

Попробуйте после этого восстановить ситуацию в первоначальном виде. Если все работает - звук сам, без вашего вмешательства, станет тише. ( Она отдвигается, становится более размытой и тому подобное). Если нет - попробуйте проделать пункт 3 еще раз, но на большей скорости. Если не получиться, попробуйте проделать все то же самое, но не уменьшать звук, а отодвигать картинку. То есть попробуйте не со звуком, а с изображением. А если работали с изображением, попробуйте со звуком.

5. Обучение подсознания.

А теперь нам надо обучить наше подсознание делать это автоматически. Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуации. Это означает, что ваше бессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подходящую интенсивность переживаний. А теперь надо попробовать объяснить бессознательному то, что мы от него хотим. Для этого проделайте пункты 1-4 еще с 2-3 ситуациями.

6. Проверка работоспособности.

А теперь попробуйте вспомнить любую неприятную ситуацию. Если она сама измениться в сторону уменьшения интенсивности переживаний, то все работает. В данном упражнении стоит обратить внимание на следующее. Для некоторых, главное в ситуации будет отдаление картинки, а звук будет не столь важен. Для других - основное - это звук, что ему говорят. Тогда ему лучше и работать с ним. Обычно, у таких людей, одновременно с уменьшением звука, картинка, тоже, либо отдаляется, либо темнеет, либо покрывается туманом и т.п.
 

Источник: trenings.ru

Все статьи                                                    Автор статьи: Александр Любимов