Танец Мангуста. Статья о стратегии Уолта Диснея

Сама стратегия Уолта Диснея достаточно хорошо  известна среди практиков нейро-лингвистического программирования (НЛП). Кратко напомню:
При достижении цели на стадии создания плана действия эффективно последовательно занимать последовательно следующие позиции:

В стратегии присутствует также нейтральная позиция «Наблюдателя», которые не привязан к векторам мышления и восприятия предыдущих трех позиций, и способен со стороны увидеть неточности и возможности усиления каждой позиции.
Ограничения в стратегии имеются в переходе с позиций на позицию. Так, недопустим переход из позиции Критика в позицию Мечтателя, поскольку внутренне состояние одного является прямо противоположным для другого, и внутренне человек, переходящий таким образом с позиции на позицию не способен проявить конгруэнтность в своих чувствах. Требуется предварительный переход на нейтральную позицию.
В данном материале предполагается исследовать следующий вопрос: почему настолько эффективная стратегия, которая прекрасно структурирована с точки зрения техники, так мало используется в практике?
Чего не хватает для того, чтобы при организации мозговых штурмов руководители организаций активно использовали стратегию Диснея?
В своей практике я достаточно давно следую принципу людей живших многие, многие тысячи лет до нас: смотри на окружающую нас природу и найдешь ответ. Действительно.
Чем является  по своей сути позиция «Мечтателя» - это позиция мышления и восприятия мира Ребенком.
Чем является  по своей сути позиция «Реалиста» - это позиция мышления и восприятия мира Взрослым.
Чем является  по своей сути позиция «Критика» - это позиция мышления и восприятия мира Родителем.
Используя транзактный анализ Эрика Берна, можно увидеть, что Уолт Дисней «извлек» из своей личности возможности, содержащиеся в структуре любой личности.
Что известно о «нормальной», «здоровой» личности? Что основную ее часть должен составлять Взрослый человек, меньшую часть Ребенок и самую маленькую Родитель. Пропорций мне нигде встречать не приходилось, но приняв за основу правило Парето можно условно сказать:
60 % личности должно быть Взрослым (Реалист);
25 % - Ребенком (Мечтатель);
15 % - Родителем (Критиком).
Что известно о стратегии Диснея? Что она последовательно  и в равных объемах предлагает погружаться в состояния Мечтатель, Реалист и Критик.
Можно сделать этот метод общим и применять как универсальный? Поскольку пропорции Ребенка, Взрослого и Мечтателя у людей разные, то вряд ли это будет эффективным решением. Известно, что Дисней разделил своих сотрудников на тех, кто больше Мечтатель, больше Реалист и больше Критик  и оборудовал им отдельные помещения. В таком способе применения содержится глубокий смысл и полная конгруэнтность тому, что составляло личностные сущности его сотрудников. Кто-то был больше Мечтателем, кто-то Критиком.
Теперь давайте взглянем на вопрос с другой стороны. Какую позицию, в основном, занимают руководители? Правильно: Критика (Родителя) и одновременно Мечтателя (Ребенка). Очень немногие действительно готовы перейти на позицию Взрослого (Реалиста).
Что здесь имеется в виду? Прежде всего, то, что довольно часто многие Руководители демонстрируют желание получить все и сразу.  Назначается как бы «ответственный» за реализацию проекта. Руководитель отходит в сторону и какое-то время (редко это время бывает более 6 месяцев) погружается в проект эпизодически и неглубоко. Функцию контроля он с себя снимает. Фактически речь идет о детской позиции «перекладывания ответственности».
Любой серьезный проект требует серьезного к себе отношения и, как минимум, плана действий. С учетом того, что план корректируется и с учетом истины, что «план ничто, а планирование – все». Поэтому 6 месяцев в серьезном проекте могут дать промежуточные результат, но не полное решение. Но 6 месяцев прошло … и стало скучно. Где результат? И вот наш Руководитель перепрыгивает в позицию Критика и «ругает»  на совещании и «ответственного» и его команду. То есть налицо то, что прямо противопоказано стратегией Диснея: переход из позиции Мечтателя в позицию Критика.
Я привела пример, который достаточно часто наблюдала в жизни. Практика других специалистов может быть совершенно иной. Зачем я привела здесь эту ситуацию?
Чтобы произнести слово «скучно». В одном из описаний стратегии Уолта Диснея я прочитала: Уолт приходит в студию каждый день в новой роли. И никто не знал, кем он сегодня будет: Мечтателем, Реалистом или Критиком.
И вот это маленький элемент, на мой взгляд, может позволить Руководителям получить тот экшен, который отсутствует в традиционной презентации стратегии Уолта Диснея. Естественная потребность человека, в том, чтобы ему было интересно. Интересно жить, интересно делать свое дело, интересно…. Самое страшно чувство, которое разрушает все: и бизнес и браки это чувство скуки, и как следствие, возникающее чувство раздражения.
Если привнести в стратегию Уолта Диснея вот это маленькое дополнение: никто не знает, кем будет сегодня Руководитель, позволит дополнить технику эмоциональным наполнением. А ведь эмоции, как известно, двигатель для действий. Любых. Нет эмоций – нет действий.
Я смотрела  передачу о животных, где показывали мангустов. И вот в этой передаче меня заинтересовало то, что гипнотическое воздействие оказывает «танец» мангуста. Зверек с такой бешеной скоростью двигается из стороны в сторону, переворачивается в воздухе на 360°, что его жертва абсолютно не в состоянии пошевелиться.
Это само по себе интересное явление, поскольку мультики Диснея, да и в целом индустрия кино оказывают на людей примерно такое же воздействие. Быстро меняющийся визуальный ряд приковывает внимание зрителей и они, как завороженные сидят перед TV, или идут в кинотеатры.
Поэтому мне захотелось назвать это маленькое дополнение к стратегии Уолта Диснея «Танец Мангуста».
То есть в сухом остатке: предложить Руководителям менять свою позицию, привнести в ежедневную рутинность игру. Мы уже можем сказать, что работа менеджера это жутко скучно: ставим задачу, организуем ее выполнение, контролируем результат. И так каждый день. Это «стайеры». Это Реалисты. Это Взрослые люди. Но ведь в каждом живет Ребенок, который должен проявлять себя – и это можно и нужно делать. Отпускать в себе Ребенка – Мечтателя.
И, конечно, когда это действительно надо, занимать позицию Родителя. Это не злобный, это доброжелательный Критик, цель которого не «растерзать», а сделать все, чтобы проект развился и состоялся.
И еще несколько слов о мангусте. Я нашла такой текст в Интернете:  
"Философия мангусты. Полуторафутовый зверек не слишком силен. И густая шерсть не защищает его от зубов кобры. И яд действует на него так же, как на любое млекопитающее, то есть смертельно. А из схватки со змеей мангуста выходит победительницей. Мангусты питаются кобрами, а не наоборот.
Норберт Винер подробно описал, как мангуста убивает змею. Ложный выпад. Реакция кобры. Еще ложный выпад. Опять реакция. Снова и снова…
Пресмыкающемуся навязывается ритм убийственного танца. Ну а потом… потом злобный и коварный Наг не в состоянии прореагировать на выпад настоящий и превращается в источник мяса.
Мангуста победила не из-за размеров, не из-за силы, не из-за защищенности. Она победила потому, что умнее. У нее более совершенная нервная система. Более эффективный мозг. В мозгу этом живет «модель» змеи, ее поведения".
Именно соотносясь с этой моделью, соизмеряя с нею свое поведение, Рики-Тики-Тави и убивает кобру. Пресмыкающееся, даже больших размеров и наделенное смертельным ядом, — всего лишь пресмыкающееся. Мангуста — хищник. Не потому, что у нее больше зубы. Она эффективнее обрабатывает информацию. И пусть этому научилась не она сама. Пусть она получила эти навыки в наследство. Но все равно — противником закусывает именно мангуста».
Помните эффект 25 кадра?

Фанталова Наталия

 

Все статьи