ТОТЕ - модель описания стратегий
Вот мы и подошли к модели описания стратегий. Модель ТОТЕ описывает петлю обратной связи, лежащую в основе поведения (не только человеческого). Расшифровывается как «Тест – Операции – Тест – Выход». Модель предложена была в 60-х годах Карлом Прибрамом, Джоном Миллером и Юджином Галантером, и оказалось достаточно удобной для описания стратегий. Так что модель TOTE в НЛП – один из основных инструментов при моделировании.
Что же представляет из себя эта самая модель.
Шаги
Первый тест (записывается как T1) – это точка задания цели. Здесь человек определяет, чего он хочет достигнуть (цель), как он узнает о достижении (критерии достижения цели), мотивирует себя на действие, когда он начнёт достигать цель (триггер запуска стратегии).
Если человек хочет научиться ездить на велосипеде, то здесь он как раз определяет что это такое для него «ездить на велосипеде» - картинка, как он едет на велосипеде в компании, чувствует себя уверенно, разговаривает с теми, кто едет рядом, крутит педали и т.д. Как он узнает, что научился ездить на велосипеде: «Если проеду всю улицу вдоль дома ровно по прямой и не упаду». Мотивирует себя, представляя как он классно смотрится на велике, как на него с завистью смотрят «безлошадные», он катается с друзьями, прыгает на велосипеде с горки. И начну тренироваться, как купят велосипед и будут выходные и солнечная погода.
Операции (О) – это, собственно, движении к цели. Для нашего велосипедиста – попытки поехать, кручение педалей и всё остальное, что делают при обучении езде на велосипеде.
Второй тест (записывается как T2) это проверка: получилось – не получилось. Сравниваются критерии достижения из T1 с результатами, достигнутыми в результате операций О. Прокатился и сравниваешь – умеешь кататься или нет. При чём если в T1 три критерия – расстояние, непрерывность и чёткость – то они все и должны выполняться. То есть если проехал до конца дома, но два раза упал – то не считается. И если чётко проехал почти до последнего подъезда – тоже не считается. И если проехал вдоль всего дома, но вихляя – тоже не считается. Только если ровно проехал от начала дома до его конца по прямой – то значит результат достигнут.
Выход – это точка выбора. Если T1 = T2 то тут всё просто – процесс завершается. Но вот если возникли трудности и результат никак не достигается, тут стоит подумать. Возможно стоит изменить операции, переопределить критерии достижения, получше себя замотивировать, а может даже и переопределить цель. Так же возможно махнуть на всё рукой – цель недостижима или не стоит затраченных усилий.
T1 |
Тест 1 Определение:
|
O |
Операции Действия по достижению цели |
T2 |
Тест 2 |
E |
Выход
|
ТОТЕ как модель описания стратегий
Давайте опишем несколько стратегий, на основе ТОТЕ. Только учтите, что все эти стратегии разбиваются на кучу ТОТЕ самого разного размера: есть большие «макро-ТОТЕ», есть стратегии описания стратегий «мета-ТОТЕ», есть стратегии среднего размера, не имеющие дополнительного названия, есть совсем крошечные стратегии, которые уже невозможно разделить на ещё более мелкие стратегии – «микро-ТОТЕ».
Например, езда на велосипеде – это макро-ТОТЕ. Она состоит из более мелких ТОТЕ – определение цели поездки, ТОТЕ посадки на велосипед, ТОТЕ мотивации ехать, ТОТЕ поворота влево и т.д. Каждый из этих ТОТЕ можно разложить на ещё более мелкие.
Имейте так же в виду, что многие ТОТЕ внутри нас могут идти «параллельно» - например пишем и проверяем написанное.
Вставание по утрам
Знакомая всем ситуация – утром звенит будильник, выдёргивает из сна, ты дотягиваешься до него, нажимаешь кнопку, потом лежишь ещё немного и встаешь. А как это, возможно, устроено внутри.
Т1 : Звук будильника – это триггер запуска стратегии «просыпания». Здесь же уж «находятся» критерии того, что проснулся, определённые скорее всего на основе предыдущего опыта – состояние.. Тут же находится мотивация на подъём. Если её не хватает – будет запускаться отдельный ТОТЕ усиления мотивации.
О : В голове звучит фраза: «Пора вставать». Постепенно она становится более громкой и чёткой, меняя внутреннее состояние.
Т2 : Сравниваю состояние с эталоном из Т1 – если не совпадает, операции продолжаются. Совпало или слишком долго состояние не достигается – идём на выход.
Е : Если состояние достигнуто – выход из данного процесса и запускается ТОТЕ «подъёма с кровати». Если 5 минут прошло, а цель не достигнута (аварийное завершение по времени), то запускается стратегия усиления мотивации – кино про страшные последствия опоздания с соответствующим звуковым сопровождением.
Стратегия правописания
Эффективных стратегий правописания несколько, здесь я опишу наиболее часто встречающуюся, хотя и довольно кратко.
Написано слово – запускается стратегия проверки правильности написания.
Т1 : Окончание написания слова – триггер. Критерий выхода - правильное написание слово вызывает приятное чувство в районе солнечного сплетения, неправильное – неприятное.
О : Сравнение написанного слова с «эталоном», хранящимся в памяти. Если совпадение – приятное чувство, если не совпадает – неприятное.
Т2 : Сравниваю состояние с эталоном из Т1.
Е : Если чувство приятное – выходим из данного процесса и пишем дальше. Если чувство неприятное – запускается ТОТЕ поиска ошибки.
Упражнение «Описание стратегии»
Возьмите какое-то простое действие – чистка зубов, покупка картошки, мытьё посуды – и распишите по ТОТЕ, также как в примерах.
Не менее 3-х стратегий.
Упражнение «Цель и её достижение»
В данном упражнении вы определяете цель и способы её достижение, основываясь на модели ТОТЕ.
Самостоятельно ответьте на предлагаемые вопросы. Ответ на каждый вопрос должен быть максимально сенсорным: что Вы увидите, почувствуете и услышите.
1. Какова Ваша цель? Как Вы ее представляете?
2. Почему для Вас важна эта цель? Какие убеждения и ценности ее поддерживают?
3. Что Вы будете делать для достижения Вашей цели? (Распишите шаги)
4. Как Вы будете знать, что движетесь в выбранном направлении?
5. Какие трудности и ситуации, требующие решения, могут встретиться Вам на пути достижения цели? Как бы Вы хотели на них реагировать?
6. Как Вы узнаете, что достигли своей цели? Как Вы поймете, что процесс завершен?
Теперь подумайте, что Вы получили в результате этого упражнения? Чему Вы научились?
Не менее 2-х целей.
Эффективные и неэффективные стратегии
Стратегии могут быть эффективные и неэффективные. Неэффективная – это та, которая не работает, эффективная – при использовании которой достигается нужный результат. Понятно, что эффективность стратегий может быть разной, но пока нам будет достаточно такого деления.
В любом случае, можно сравнить эффективную и неэффективную стратегию – и постараться найти ключевые различия. После чего можно подправить неэффективную стратегию так, чтобы она заработала.
Упражнение «Сравнение эффективной и неэффективной стратегий обучения»
Сделаем мы это на примере стратегий обучения. Вам нужно то, чему вы научились (эффективная стратегия), и то, чему учились-учились – но не научились.
Для каждой стратегии нужно ответить на вопросы:
- Как вы определяли цель?
- Как вы узнавали, что достигли результата?
- Как вы себя мотивировали?
- Что вы делали для достижения цели?
- Как вы поступали в случае неудачи?
Из ответов нужно вытащить ключевые различия, например:
· В эффективной стратегии цель определялась позитивно, в неэффективной – негативно.
· В эффективной стратегии я мотивировал себя сам, в неэффективной – меня мотивировали другие.
· В эффективной стратегии в случае неудачи я искал человека, который бы показал, как делать правильно, в неэффективной – просто бросал.
И т.д.
После этого мысленно попробуйте достигнуть цели в той стратегии, которая раньше была неэффективна, но изменив как раз ключевые моменты.
По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru