Убеждение

Убеждение - это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. Например: "все должны любить друг друга", "я очень хороший человек", "для того, чтобы хорошо жить, нужно много работать".

Подробнее

Убеждения – правила жизни.

Убеждения – обобщенные правила жизни. Убеждения определяют что делать в каких ситуациях, как что оценивать, что можно, что нельзя и т.д. Человек либо что-то делает ради своих убеждений, либо не делает ничего.

Убеждение = ценность + правило взаимодействия.

Убеждения связывают ценности с внешним миром и между собой. Это – цемент карты. Собственно именно убеждения определяют, как человек взаимодействует с ценностью.

- Любви не бывает.
- Любовь – самое важное в жизни.
- Любовь – это женский предрассудок.
- Истинная любовь – это любовь к богу.
- Любовь может быть только одна и на всю жизнь.
- Я не способен любить.
- Я такая влюбчивая!

Убеждения по структуре: А=Б (комплексный эквивалент); А=>Б (причинно-следственная связь).

Лингвистически, убеждения – это либо убеждения о соответствии (А=Б, "зависть – это та же жадность") или о причинно-следственных отношениях (А=>Б "если ты будешь так много курить, то это подорвет твоё здоровье").

Ценности связаны с критериями при помощи убеждений о соответствии.

"Счастье – это когда рядом с тобой любимый человек и ты уверен, что всё хорошо". Счастье = любимый человек (рядом) + всё хорошо.

Убеждения – это все Логический Уровни выше способностей.

В системе логических уровней убеждения – это все уровни выше способностей. То есть это убеждения о том "что важно", "что я умею/могу" – ценности, "кто я такой" – личностное своеобразие, к чему я стремлюсь – "миссия".

При этом нужно различать способности, и убеждения о способностях: я могу…/я убежден, что смогу.

Убеждения можно разделить на ограничивающие и поддерживающие.

Ограничивающие убеждения "мешают" жить, поддерживающие – "помогают". Учтите, что в разных контекстах и в разное время одно и то же убеждение может быть поддерживающим и ограничивающим. Убеждение "нельзя на улице разговаривать с незнакомыми мужчинами" может быть поддерживающим для девочки-подростка и ограничивающим для взрослой женщины.

Структура убеждений

Итак, убеждения это правила взаимодействия с ценностью. То есть в любом убеждении будет содержаться ценность. А чего могут касаться эти правила?

Комплексные эквиваленты и причинно-следственные отношения

По структуре это могут быть либо комплексные эквиваленты (то есть когда А равно Б) или причинно-следственные связи (из А следует Б).

комплексный эквивалент (=)

причина-следствие (=>)

Свобода – это счастье.

Ты не обращаешь на меня внимание, значит ты меня не любишь.

Так как ты опоздал, ты невнимательно относишься к своей работе.

Невнимательность приводит к неуспеваемости.

Из раздражения ничего хорошего не получится.

Следствием успеха является уважение окружающих.

В речи комплексные эквиваленты и причинно-следственные связи будут представлены в виде слов-связок

комплексный эквивалент (=)

причина-следствие (=>)

потому что
в то время как
подобно тому, как
когда
если, то
так как
несмотря на
значит

прежде чем
следовательно
после того как
получается
приводит к


 

Убеждения будут давать ответ на вопросы:

- Что приводит к данной ценности (результату)?
- Каковы последствия достижения этой ценности?
- Каковы критерии данной ценности?
- Как вы определяете эту ценность для себя?

Причина (П=>Ц).

- Если много работать – это приведёт к успеху.

Убеждения о причинах сообщают нам, что нужно делать в конкретной ситуации для удовлетворения данной ценности. Исходя из убеждений о причинах человек собственно и совершает те или иные поступки.

Следствие (Ц=>С).

- Отсутствие любви в семье приводит к разводам.

Следствие помогает нам определить последствия, ожидания и задать мотивацию. Мы исследуем эти убеждения, когда проверяем экологию, исследуем вторичные выгоды. На них мы напираем, когда пытаемся смотивировать человека что-то сделать: - Если ты не будешь хорошо учиться, то останешься на второй год.

Критерии (К=Ц)

- Хороша работа – это высокая зарплата, хороший коллектив и интересное занятие.

Скорее всего будет некая сумма критериев: К1+К2+К3=Ц

При помощи критериев мы связываем ценности с внешним миром и нижними (верхними) уровнями важности. Вопрос о критериях – вопрос о смысле/значении поведения или удовлетворения ценности.

Определение (О=Ц)

- Гармония – это равновесие между собой и миром.

Сюда же будет относиться и "приравнивание" ценностей между собой.

- Здоровье – это красота.

Эти убеждения о том, чем является или не является данная ценность. При помощи определений мы связываем ценности между собой. Собственно, это цемент карты.

НО!

Довольно часто в речи убеждение пропускается и связываются между собой, например определение и следствие, причина и критерии, критерии и определение и т.д. В таком случае весьма желательно установить собственно ценность.

- Хороша семья – это любящая жена и дети. (определение).

- Для того, чтобы у тебя была хорошая семья, нужно уметь прощать. (убеждение о причинах).

Это два убеждения относительно ценности "хорошая семья". Но эквивалентом второго убеждения может быть:

- Для того, чтобы у тебя были любящая жена и дети, нужно уметь прощать.

В данном убеждении ценность "хорошая семья" заменена её определением "любящая жена и дети", то есть между собой связаны определение и причина.

Такая структура является не полной. По крайней мере для большинства раскруток весьма желательно выяснить саму ценность.

Итого

Убеждения о критериях связывают наши внутренние цели с внешним миром и нижними/верхними уровнями иерархии.

Определения помогают нам понять, чем является данная ценность и связать её с другими ценностями (не по иерархии).

Убеждения о причинах нам сообщают, что нам нужно делать.

Убеждения о последствиях – задают мотивацию, помогают определить приемлемость данных действий.

Раскрутки

Раскрутками называются речевые паттерны изменения убеждений.

По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru

Все статьи