Убеждение
Убеждение - это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. Например: "все должны любить друг друга", "я очень хороший человек", "для того, чтобы хорошо жить, нужно много работать".
Подробнее
Убеждения – правила жизни.
Убеждения – обобщенные правила жизни. Убеждения определяют что делать в каких ситуациях, как что оценивать, что можно, что нельзя и т.д. Человек либо что-то делает ради своих убеждений, либо не делает ничего.
Убеждение = ценность + правило взаимодействия.
Убеждения связывают ценности с внешним миром и между собой. Это – цемент карты. Собственно именно убеждения определяют, как человек взаимодействует с ценностью.
- Любви не бывает.
- Любовь – самое важное в жизни.
- Любовь – это женский предрассудок.
- Истинная любовь – это любовь к богу.
- Любовь может быть только одна и на всю жизнь.
- Я не способен любить.
- Я такая влюбчивая!
Убеждения по структуре: А=Б (комплексный эквивалент); А=>Б (причинно-следственная связь).
Лингвистически, убеждения – это либо убеждения о соответствии (А=Б, "зависть – это та же жадность") или о причинно-следственных отношениях (А=>Б "если ты будешь так много курить, то это подорвет твоё здоровье").
Ценности связаны с критериями при помощи убеждений о соответствии.
"Счастье – это когда рядом с тобой любимый человек и ты уверен, что всё хорошо". Счастье = любимый человек (рядом) + всё хорошо.
Убеждения – это все Логический Уровни выше способностей.
В системе логических уровней убеждения – это все уровни выше способностей. То есть это убеждения о том "что важно", "что я умею/могу" – ценности, "кто я такой" – личностное своеобразие, к чему я стремлюсь – "миссия".
При этом нужно различать способности, и убеждения о способностях: я могу…/я убежден, что смогу.
Убеждения можно разделить на ограничивающие и поддерживающие.
Ограничивающие убеждения "мешают" жить, поддерживающие – "помогают". Учтите, что в разных контекстах и в разное время одно и то же убеждение может быть поддерживающим и ограничивающим. Убеждение "нельзя на улице разговаривать с незнакомыми мужчинами" может быть поддерживающим для девочки-подростка и ограничивающим для взрослой женщины.
Структура убеждений
Итак, убеждения это правила взаимодействия с ценностью. То есть в любом убеждении будет содержаться ценность. А чего могут касаться эти правила?
Комплексные эквиваленты и причинно-следственные отношения
По структуре это могут быть либо комплексные эквиваленты (то есть когда А равно Б) или причинно-следственные связи (из А следует Б).
комплексный эквивалент (=) |
причина-следствие (=>) |
Свобода – это счастье. Ты не обращаешь на меня внимание, значит ты меня не любишь. Так как ты опоздал, ты невнимательно относишься к своей работе. |
Невнимательность приводит к неуспеваемости. Из раздражения ничего хорошего не получится. Следствием успеха является уважение окружающих. |
-
Абсолютно чётко разделить эти две конструкции нельзя (да в большинстве случаев и не слишком нужно). Но довольно точный критерий: в причине-следствии обязательно будет присутствовать временная рамка
В речи комплексные эквиваленты и причинно-следственные связи будут представлены в виде слов-связок
комплексный эквивалент (=) |
причина-следствие (=>) |
потому что |
прежде чем |
Убеждения будут давать ответ на вопросы:
- Что приводит к данной ценности (результату)?
- Каковы последствия достижения этой ценности?
- Каковы критерии данной ценности?
- Как вы определяете эту ценность для себя?
Причина (П=>Ц).
- Если много работать – это приведёт к успеху.
Убеждения о причинах сообщают нам, что нужно делать в конкретной ситуации для удовлетворения данной ценности. Исходя из убеждений о причинах человек собственно и совершает те или иные поступки.
Следствие (Ц=>С).
- Отсутствие любви в семье приводит к разводам.
Следствие помогает нам определить последствия, ожидания и задать мотивацию. Мы исследуем эти убеждения, когда проверяем экологию, исследуем вторичные выгоды. На них мы напираем, когда пытаемся смотивировать человека что-то сделать: - Если ты не будешь хорошо учиться, то останешься на второй год.
Критерии (К=Ц)
- Хороша работа – это высокая зарплата, хороший коллектив и интересное занятие.
Скорее всего будет некая сумма критериев: К1+К2+К3=Ц
При помощи критериев мы связываем ценности с внешним миром и нижними (верхними) уровнями важности. Вопрос о критериях – вопрос о смысле/значении поведения или удовлетворения ценности.
Определение (О=Ц)
- Гармония – это равновесие между собой и миром.
Сюда же будет относиться и "приравнивание" ценностей между собой.
- Здоровье – это красота.
Эти убеждения о том, чем является или не является данная ценность. При помощи определений мы связываем ценности между собой. Собственно, это цемент карты.
НО!
Довольно часто в речи убеждение пропускается и связываются между собой, например определение и следствие, причина и критерии, критерии и определение и т.д. В таком случае весьма желательно установить собственно ценность.
- Хороша семья – это любящая жена и дети. (определение).
- Для того, чтобы у тебя была хорошая семья, нужно уметь прощать. (убеждение о причинах).
Это два убеждения относительно ценности "хорошая семья". Но эквивалентом второго убеждения может быть:
- Для того, чтобы у тебя были любящая жена и дети, нужно уметь прощать.
В данном убеждении ценность "хорошая семья" заменена её определением "любящая жена и дети", то есть между собой связаны определение и причина.
Такая структура является не полной. По крайней мере для большинства раскруток весьма желательно выяснить саму ценность.
Итого
Убеждения о критериях связывают наши внутренние цели с внешним миром и нижними/верхними уровнями иерархии.
Определения помогают нам понять, чем является данная ценность и связать её с другими ценностями (не по иерархии).
Убеждения о причинах нам сообщают, что нам нужно делать.
Убеждения о последствиях – задают мотивацию, помогают определить приемлемость данных действий.
Раскрутки
Раскрутками называются речевые паттерны изменения убеждений.
По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru