От удовольствия — ввысь к наслаждению

Веская причина овладеть собственным мозгом

       Как бы вы описали различия между удовольствием и наслаждением? На первый взгляд, чувства, испытываемые нами в том и другом случае, очень похожи. Даже мысли внутри обоих состояний могут казаться очень похожими. Но когда дело касается эмоционально-ментальных состояний удовольствия и наслаждения, они оказываются различны.

       Удовольствие, например, представляет собой простое первичное состояние разума, тела и эмоций. В удовольствии мы получаем определенную чувственную радость от вида, звука, ощущения, запаха, вкуса и т.д. Наслаждение, с другой стороны, — это не первичное состояние, а мета-состояние. Оно включает в себя на мета-уровне мысли и чувства об определенном первичном состоянии, обычно о состоянии удовольствия, но не ограничено этим.

Удовольствие как первичное состояние сознания

       Удовольствие, безусловно, — это основной компонент переживания высококлассной жизни. Оно представляет собой один из самых фундаментальных критериев жизни — континуума боли и удовольствия, по которым мы делаем так много основных оценок и оценочных суждений. В детстве критерий боль/удовольствие был нашим основным способом различения «зла» и «добра».

       Удовольствия, которое мы находим и испытываем во сне, при отдыхе, еде, сексе, от красоты, тепла и т.д., дают нам основные гомеостатические переживания. Вспомните, какое удовольствие приносит ночь отличного сна. Вызовите в памяти изысканное удовольствие спокойного полдня на солнечном пляже. Полностью вспомните время, когда вкус и запах какого-то блюда порадовали вас по-особенному. Вспомните телесное удовольствие от сексуальной стимуляции.

       Эти сенсорно основанные удовольствия оставляют нас с чувством прелести жизни. «О, как здорово!» И тем не менее они не обязательно ведут нас в состояние счастья. Счастье или наслаждение как состояние сознания включает в себя больше чем простое удовольствие. Удовольствие происходит преимущественно на сенсорном уровне от сенсорной стимуляции: запаха, вкуса и вида мягкой, сочной отбивной; тепла горячей ванны, расслабления мышц, запаха мыла.

       Удовольствие обычно происходит без всяких усилий, когда мы воспринимаем определенные стимулы в разных сенсорных модальностях. Иногда, когда мы заставляем себя задуматься над удовольствием и пытаемся понять его, проанализировать его, продиагностировать — ощущение удовольствия исчезает. Мы можем ощущать удовольствие в восприятии настоящего момента — с едой, отдыхом, упражнениями, красотой, запахами, прикосновениями, картинами, звуками и т.д. — отдельно от разума.

       Удовольствия также кажутся ограниченными во времени. Они длятся какое-то время и испаряются. Удовольствие от еды в начале обеда кажется чем-то очень отличным от удовольствия или неудовольствия, когда мы уже наелись. Удовольствие от купания на солнце ранней весной кажется чем-то отличным от того же удовольствия поздним летом. Удовольствие, кажется, теряет свою остроту после короткого времени. И поэтому мы говорим: «Больше это не приносит мне такого удовольствия».

       Это частично объясняет, почему мы в конце концов скучаем от чего угодно! Нигде это не проявляется так ярко, как в жизни богатых и знаменитых людей, которые часто замечают: «Это такая скука, дорогие мои».

       Чем больше мы исчерпываем гамму удовольствий, тем больше мы ощущаем разочарование, скуку и пустоту. Продолжительное удовольствие, кажется, выпивает нас.

       В удовольствии мы получаем ощущения стимуляции, радости здоровья и т.п. Оно заставляет нас ощущать себя более живыми, крепкими и расслабленными. Поэтому оно функционирует как встроенная награда для того, чтобы мы продолжали делать то, что делаем. И это до определенной степени объясняет, как оно может вызывать зависимость — мы находим в этом удовольствие. Но зависимость возникает, только если мы перемещаемся в мета-состояние и развиваем мысли о значимости того, что делаем — еде, питье, сексе и т.д. (см. ниже).

       На базовом уровне ни одно из этих удовольствий не вызывает зависимости. Попробуйте сами. Мы находим, что каждое удовольствие имеет встроенный порог. Слишком много солнца — и это становится больно! Съешьте слишком много пищи — и вы получите боль в животе, покалывание в сердце и т.п. Слишком много музыки, купания в ванной, секса…Слишком много удовольствия приносит боль (если вы не перекрываете ее мета-состоянием).

       Некоторые теоретики пытаются объяснить существование «удовольствия», апеллируя к его ценности для выживания. Они рассматривают удовольствие как эволюционное приспособление, которое позволило нашему виду выжить. Боль сигнализирует нашей нервной системе о том, что нужно прекратить и обратить внимание на опасность, а удовольствие награждает нас, чтобы мы продолжали.

       Но такая теория выживания не может объяснить ширину и глубину удовольствия. В конце концов, большинство видов удовольствия прямо-таки перегружено своей способностью радовать. Мы не просто едим. Мы находим удовольствие в тысячах комбинаций запахов, консистенций, температур огромного количества еды. У нас есть аппетит для бесчисленных комбинаций запахов, вкусов, видов, звуков и т.д.

Наслаждение как переживание мета-состояния

       Для того, чтобы «насладиться», требуется «разум» или сознание. Это требует внимания, осознавания и более высокого уровня понимания ценностей и верований. Это значит, что наслаждение заключает в себе большую степень сложности, чем простое удовольствие.

       Чтобы почувствовать наслаждение, человек должен иметь ощущение контроля над удовольствием. У нас есть ощущение, что мы «имеем» удовольствие (и справляемся с ним), а не удовольствие «имеет» нас. Это позволяет нам дальше строить и развивать свою способность наслаждаться так, чтобы мы могли позже применить ее к тому, что бы ни случилось. Это дает нам способность применять наслаждение — феномен более высокого уровня — к большому количеству ежедневных вещей. И стратегия наслаждения позволяет нам наслаждаться большим количеством вещей, чем те, которые доставляют нам удовольствие.

       Наслаждение отличается от удовольствия тем, что по своей природе включает роль сознания («разума»). У нас есть мысли в форме ценностей, верований, пониманий и т.д., об удовольствии и даже о деятельности, удовольствия не приносящей.

       MS: Ценностные мысли об PS: определенном удовольствии или другом событии

       Когда мы применяем «разум» к огромному разнообразию жизненных переживаний, мы находим себя достаточно сильными, чтобы испытывать радость и удовольствие от практически чего угодно. Это объясняет, почему некоторые люди наслаждаются от самых странных вещей.

       Лично я не понимаю, как можно назвать удовольствием лазание по льду при сорока градусах ниже нуля, когда в лицо вам дует ветер шестьдесят миль в час и вы одеваете кислородную маску — для того, чтобы забраться на самую высокую вершину мира. Моя нервная система не назвала бы это источником наслаждения.

       Точно так же ни нервная, ни лингвистическая системы во мне не позволят мне присоединиться к Клубу Полярных Медведей, чтобы ходить посреди зимы со смерзшейся задницей. Я могу пойти на лыжах или читать перед горящим камином в горной хижине. И тем не менее у меня есть друзья, для которых такое чтение явилось бы пыткой или чем угодно, но уж явно не удовольствием.

       Таким образом, хотя мы все обладаем достаточно схожими нервными системами и сенсорными рецепторами для того, чтобы от одних и тех же вещей получать удовольствие, когда мы переходим к мета-состоянию наслаждения — разница между нами взлетает экспоненциально! На этом уровне наслаждение, красота и счастье действительно находятся «в глазах» их владельца (на самом деле, в «разуме» нейро-семантических оценок). Что дает вам наслаждение? В чем вы черпаете радость? Сделайте список. Остановитесь сейчас и быстро закончите это утверждение: «Что на самом деле приносит мне наслаждение — это…» Теперь посмотрите на свои ответы. То, что дает вам наслаждение, целиком зависит от вашей семантики — тех значений (убеждений, пониманий, лингвистики), которые вы приписываете вещам, разве нет? Обычно то, что вы цените как имеющее ценность, важность и значение, затем становится вашей нейро-семантикой наслаждения.

       На мета-уровне значений мы превращаем свои удовольствия (и другие переживания) в переживания наслаждения. В качестве мета-состояния у вас есть внутренние репрезентации слов, которые объясняют ценность и важность этих радостных переживаний. У вас есть объяснения, причины, понимания и верования, которые кодируют для вас значение этого. И чем большее значение вы приписываете опыту, тем больше наслаждения он вам приносит. Это переносит нас из мира животных (и мира маленьких детей), где правит удовольствие, в истинно человеческий мир наслаждений. Здесь мы наделяем свои переживания нейро-семантикой и порождаем драйвы (движущие силы) на мета-уровне. У нас появляются драйвы не только в отношении еды, питья, воздуха, тепла, комфорта и т.п., но еще и для приключений, творчества, взаимоотношений, мудрости и т.д. Эти «драйвы» могут пересиливать действия драйвов низшего порядка.

       Это также приводит нас на уровень человеческих зависимостей. Здесь, если мы перегружаем базисное удовольствие слишком большим количеством значений — мы можем впасть в зависимость от этого и получать удовольствие от опыта через долгое время после того, как опыт завершен. Какое значение вы приписываете еде? Выпивке? Табаку? Сексуальным отношениям? Бегу? Социальному статусу? Превратили ли вы какое-нибудь из этих удовольствий в зависимость? Оставляют ли в вас эти зависимости чувства опустошения (отрицательная зависимость) или ресурсности (положительная зависимость)?

       Наша способность ценить и оценивать вещи лежит в корне наших переживаний удовольствия. Другая сторона этого проявляет себя в «ангедонии» — невозможности найти удовольствие ни в чем. Еще одно мета-состояние. У людей обычно развиваются подобные состояния, когда они подавляют (дословно, «депрессируют») свои мечты, надежды, желания, энергию и т.д. Они не ценят ничего. Они ничего не наделяют значением. Они выключают свою энергетику удовольствия.

       Учитывая элемент времени в удовольствии/наслаждении, когда мы испытываем удовольствие здесь и сейчас, мы можем не чувствовать наслаждения и обнаружить его только позднее. Только тогда, когда мы посмотрим назад на это и не найдем в этом ценность. Тогда мы восклицаем что-нибудь типа: «Боже, вот это было время!» Затем мы начинаем стремиться к тому, чтобы пережить это заново. Наслаждение в тех переживаниях может включать в себя понимание того, что достигнуто что-то важное.

       После события, принесшего наслаждение, мы можем начать понимать, что мы сами изменились после этого. Мы понимаем, что наше «я» в каком-то отношении выросло и что в результате мы стали более сложным существом.

       Конечно, те действия, которые приносят нам удовольствие, также могут приносить наслаждение, но все же эти две вещи не обязательно совпадают. Мы можем испытать удовольствие без какого-либо вложения своей психической энергии — без использования собственного мозга. Наслаждение, с другой стороны, наступает только после того, как вложено необычайно большое количество психического внимания. Это, на самом деле, объясняет его мощь — мы вкладываем вместе с действием свое сознание.

       Поскольку мы можем ощущать удовольствие с очень малыми затратами усилий, если мы не знаем о различии между удовольствием и наслаждением, мы можем считать, что точно так же мы можем получить наслаждение без сознательных усилий.

       Неверно! Для того, чтобы насладиться игрой в теннис или в футбол, насладиться чтением книги, интенсивным разговором, бегом, походами, чтобы насладиться расширением себя ради другого в любви, — эти виды человеческой деятельности требуют, чтобы мы «владели собственным мозгом» с достаточной энергией и порядком, так, чтобы мы могли предоставить достаточно внимания и концентрации для наслаждения.

       Это дает одну очень значимую причину для того, чтобы люди управляли собственным мозгом. Люди могут испытывать перебегающую гамму удовольствий без этого умения, но они никогда не «будут счастливы так, как они готовят себя», как сказал Абрахам Линкольн, пока они не научатся эффективно управлять собственным разумом. А это уменьшит их способность к наслаждению и счастью. (Звучит как отличная причина для тренировки НЛП для меня!) Чикзентмихальи (1991) в своей книге о «потоке» описал феноменологию наслаждения в следующих словах, которые дают много компонентов для стратегии наслаждения:

       «Как предлагают наши исследования, феноменология наслаждения имеет восемь компонентов. Когда люди описывают свои чувства при самых приятных переживаниях, они упоминают как минимум одно, а часто и все характеристики:

       Первое: опыт обычно происходит, когда мы сталкиваемся с задачей, в которой мы можем рассчитывать на хорошее решение (контекст).

       Второе: мы должны быть способны сконцентрироваться на том, что делаем (требуемое состояние).

       Третье и четвертое: концентрация становится возможной потому, что задача имеет ясные цели и дает непосредственную обратную связь (желаемый результат и обратная связь).

       Пятое: человек действует с глубокой, но не требующей специальных усилий включенностью, которая удаляет из сознания заботы и разочарования обычной жизни (тотальный фокус).

       Шестое: это позволяет человеку испытать чувство контроля над своими действиями (мета-состояние самоконтроля).

       Седьмое: исчезает забота о себе, но парадоксальным образом ощущение себя после усиливается (опыт обогащает семантику самого себя).

       Последнее: изменяется ощущение длительности времени. Часы проходят мгновенно, а минуты могут казаться часами (искажение времени). Комбинация всех этих элементов вызывает чувство глубокого наслаждения, которое дает людям почувствовать, что они потратили свою энергию правильно».

       Итак, наслаждение, в отличие от удовольствия, требует вложения психической энергии. Высшее наслаждение наступает, когда мы вкладываем свое сознание целиком и полностью. Тогда наше внимание фокусируется, как пучок лазера, на чем-то, что представляет для нас ценность. Эта полная включенность не позволяет нам фокусировать излишки сознания в сторону. В результате у нас развивается чувство, что мы отлично поработали и что наши цели представляют собой что-то действительно ценное для нас.

       Чикзентмихальи (1991) подчеркивает, что наслаждение происходит из «повышенного чувства контроля» и особенно от работающего контроля или, как мы говорим в НЛП, от управления своим собственным разумом и своими состояниями.

       Мы переживаем мета-состояние наслаждения так же, как мы переживаем потерю самосознания. Когда мы полностью вовлекаемся в какое-то дело, представляющее для нас истинную ценность, у нас не остается возможности для того, чтобы ругать себя. Поскольку такая озабоченность собой поглощает уйму психической энергии, у нас есть меньше энергии для концентрации.

       Феноменология наслаждения соотносится с тем, как мы испытываем само-трансцендентацию («возвышение над собой»). Мы отходим от «я». Мы также возвышаемся над еще одной умственной абстракцией — временем. В переживании наслаждения мы теряем «время». Мы переживаем искажение времени, так что оно либо бежит, либо замедляется. В наслаждении включенность заменяет отделенность, интерес заменяет скуку, чувство контроля заменяет собой рассеянность и беспомощность, и чувство возвышения над собой заменяет самосознание.

Обобщение:

       Используя модель состояний в НЛП и технологии сенсорного осознавания, мы можем двигаться от скуки, ангедонии, пустоты и т.п. к удовольствию. А используя модель мета-состояний НЛП, мы можем двигаться от удовольствия на более высокий логический уровень наслаждения и счастья. Мы можем так организовать свой разум, чтобы найти больше смысла и радости в жизни. Для меня звучит хорошо. И ощущается здорово!

Майкл Холл

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться