Выработка метасостояний при помощи "чудесного вопроса"
Эта методика была разработана в книге Стива де Шазера "Чудесный вопрос" (1980) - работе, перевернувшей представления о краткосрочной терапии. Здесь я несколько переработал эту методику, чтобы использовать ее в семантическом фрейме, где человек может полностью выйти из проблемного состояния (или пространства) и покинуть его, а затем войти в новое пространство (или состояние) решения проблемы. При этом можно предложить человеку совершенно новый способ мышления. Установив этот чудесный фрейм, мы получим возможность двигаться вперед при помощи стиля мышления, ориентированного на решение проблемы. Этот паттерн полностью использует фрейм "если бы", чтобы с его помощью создать новую фреймовую точку зрения.
Шаг 1. Сформулируйте задачу.
Начните с задавания вопросов, которые помогут вам выявить проблемное состояние, в котором вам нужно иметь в своем распоряжении больше альтернатив и реакций: "Что мне мешает взмыть на вершины жизни и жить счастливо, полно и бурно?" "Что удерживает меня на месте?" Составьте список всех формулировок и представлений, которые при этом проявятся. Или вспомните какую-нибудь концептуальную категорию, которая вам не нравится. Воспользуйтесь методом незаконченных предложений: "Мне не нравится (концепт, проблема, явление и пр. - конкретный случай, время, отношения, справедливость, власть, зависимость, независимость, манипуляции)" - или "Что меня выводит из себя - так это..."
Шаг 2. Выявите ваши представления-о-представлениях.
Каковы ваши представления об этой проблеме? Какой смысл вы ей придаете? Какие мысли-и-чувства автоматически возникают у вас, когда вы думаете об этой проблеме? Расслабьтесь и наблюдайте, какие мысли возникают у вас в отношении этого вопроса.
Шаг 3. Очертите метауровневую структуру переживания.
Полностью выявите и проясните полученную структуру метасостояний. Когда вы будете делать это в первый раз, то, чтобы вам было легче полностью понять структуру, возьмите лист бумаги и нарисуйте схему. Это даст вам новый уровень ясности в отношении тех ментальных слоев мыслей-и-чувств, в которые внедрена проблема. Повторяйте процедуру, пока не доберетесь до верхнего уровня абстракции.
Шаг 4. Проделайте экологическую проверку метапредставлений.
Действительно ли тот метод думания-чувствования, который вы применяете к этой проблеме или вопросу, вам помогает? Облегчает л и он вам жизнь? Ведет ли он к усилению чувства ресурсности? Если вы раз за разом с растущим ощущением отчетливости отвечаете "Нет!", распространите это предложение следующим образом: "Нет, думать подобным образом бесполезно: от этого только хуже". Высвободившуюся энергию отторжения мы используем в качестве толчковой силы, которая уведет лас от старого фрейма и состояния проблемы и доставит туда, где можно будет попробовать применить новый метод мышления.
Шаг 5. Представьте себе, что все наоборот.
Закройте глаза и представьте себе - ради мысленного эксперимента, - что сегодня ночью, пока вы спали, произошло чудо. Представьте себе. Пока вы спали, произошло чудо. Так что утром, проснувшись, вы поймете, что чудо произошло, но у вас не будет ни малейшего представления, как именно. И если вы как следует вообразите, что проснетесь утром, мысля-и-чувствуя совершенно иначе, то сможете уже сейчас предвкушать, насколько радикально это чудо все изменит. Не пожалейте времени - прямо сейчас - на то, чтобы представить себе это подробно и живо...
Засыпая в своей постели, вы, вероятно, захотите задаться - по-настоящему задаться - вопросом о том, какие мысли и чувства, представления и состояния нужны вам, чтобы вступить в завтрашний день подлинным фейерверком мощи, изящества, любви, страсти и уверенности в себе. А теперь, прочувствовав это состояние, подумайте, каких чувств и мыслей высшего уровня оно требует? Какие поддерживающие смыслы и представления способны его усилить? И как вы это себе представляете?
А затем, открыв глаза на следующий день после чуда, начинайте все описывать. Случилось чудо, что именно произошло, вы не знаете, но можете описать, как обстоят дела, когда вы поняли, что чудо свершилось. Что изменилось? Как вы узнаете, что что-то изменилось? Какие перемены заметят в вас окружающие?