Классификация функций эмоций

Отражение и оценка окружающей действительности.

Различное эмоциональное реагирование людей на одно и то же событие говорит о разнообразии оценки людьми окружающей действительности, а также субъективном переживании событий и явлений.

            С помощью эмоций оцениваются прошлые события и прогнозируются будущие. Предвкушение получения удовольствия, радости от предстоящих дел, является мотивацией на эффективную работу в будущем, вызывает желание стремиться к получению желаемого.

Управляющая роль эмоций.

Эмоциями формируется отношение к тому или иному явлению, событию. Подкрепление деятельности положительными эмоциями, формирует позитивное отношение к ней.

Защитная функция эмоций.

Например, страх предупреждает человека об опасности, реальной или мнимой. Позволяет лучше продумать и прогнозировать сложившуюся ситуацию.  Часто, опасения являются проявлением бессознательного контроля безопасности действий. Если человек идёт по краю дороги и не замечает приближающийся автомобиль, то подсознание сигнализирует о возможной опасности, вызывая ощущения, которые субъективно воспринимаются, как опасения или более сильная эмоция – страх.

Мобилизующая функция эмоций.

Очень способствует поднятию общего тонуса эмоции воодушевления, радости, счастья. В кровь выбрасываются определённые гормоны, которые воздействуют на физиологию человека, вызывая прилив сил. С другой стороны, испытывая страх, вроде не очень позитивную эмоцию, человек может мобилизовать себя на активные действия. Данная эмоция способствует выбросу в кровь адреналина, который моментально подготавливает организм к активной работе.

Компенсаторная функция эмоций.

Часто, эмоции компенсируют недостаток информации, необходимой для принятия решения. В сложной и непонятной ситуации, например, трудном конфликте, с помощью эмоций создаётся оценка ситуации, может быть не самая правильная, но самая простая, это хорошо или плохо. В любом случае, можно предположить, что относительная ясность лучше, чем полное непонимание.

Сигнальная функция эмоций.

Внешнее выражение эмоций передаёт другому человеку информацию о состоянии, намерениях, проявлении симпатии или наоборот. Также с помощью эмоциональных сигналов люди управляют друг другом. Создавая эмоцию разочарования можно вызывать у других, например, чувство вины, сожаление. Радость на лице, вызывает в ответ улыбку. Агрессия может обернуться ненавистью, злобой. Более того, эмоциональные сигналы не всегда воспринимаются и оцениваются сознательно. Так, люди склонны в первые секунды составлять впечатление о ком-либо, исходя из его выражения лица, проявляемых эмоций, причём делается это быстро, автоматически. Иногда можно слышать: «ты почему такой грустный?» « - Я не грустный, а задумчивый». Но определённые черты лица, выражающие эмоциональное состояние грусти, сигнализируют другому человеку - это грусть, что конечно является субъективной интерпретацией проявления эмоций другим человеком.    

Социальный психоанализ эмоций

Очень интересное практичное понимание развития и функций эмоций предлагает известный психолог Козлов Н.И.

Этапы освоения арсенала эмоций:      

1. Управление родителями: Использование врожденного арсенала.

Новорождённый не может говорить, а так хочется сообщить родителям о своих нуждах, потребовать внимания, поблагодарить за тёплое общение. Это можно сделать только одним способом – проявляя эмоции для привлечения внимания и управления родителями, а также  другими окружающими людьми. Есть предположение, что с первых дней ребёнок использует эмоции из своего врождённого арсенала, они совсем простые, но от этого не менее эффективные. Главное получается хорошо – родители подходят и озадачиваются проблемами малыша – поесть, укачать, поменять бельё, развлечь.

2. Управление родителями: Обучение новым эмоциям.

Но ребёнок растёт, у него появляются новые интересы, потребности. И всё нужно брать от окружающего мира. Понятно, что окружающим миром для малыша являются родители или те люди, кто рядом. Для такой сложной задачи нужно обучиться новым эмоциям, например, не просто плакать, а использовать разные тона плача или громкость, чтобы мама знала – сейчас ей плачу, потому что хочу есть, а сейчас болит живот и это другой плач, а теперь нужно внимание, соответственно хныкать надо по другому и т.д. Кстати, дети умеют разным людям плакать по-разному, например, бабушке, которая редко приезжает, достаточно пискнуть, она тут же будет рядом, а папе надо орать от души, чтобы оторвать от компьютера. То есть у ребёнка появляется много разных эмоциональных состояний, которые нужны для управления родителями и другими людьми в различных ситуациях.

3. Перекладывание ответственности: мои эмоции вызываете вы.                    

По мере взросления и освоения богатого эмоционального арсенала, ребёнок начинает получать не только блага от окружающего мира, то есть от родителей, но ещё и мелкие неприятности. Например, оказывается, что кубики за собой нужно убирать, а бить бабушку пистолетом по голове, почему-то – нельзя. Появляется много новых требований: мыть руки, не писать в штаны, есть что дают, а не что хочется, запрещается кусать сверстников, драться, отбирать игрушки, нужно с кем то считаться… И тогда, ребёнок понимает сколь неприятны эти требования и запреты, что очень расстраивает, и выполнять все эти «заморочки» других людей совсем не хочется. Что делать? Как объяснить взрослым простую мысль: требования окружающего мира, начинают расходиться с собственными желаниями малыша. Да, это можно сделать единственно доступным способом, через эмоции. Ребёнок быстренько учится правильно обижаться. Обида родителям – всегда требование, вести себя так, как нужно ребёнку, а если взрослые посмеют отказать, предъявляется обида в виде красочных эмоций: криков, плача, истерики. Причём главное, чтобы взрослые поняли, что своими неправильными действиями они вызывают все эти негативные эмоции ребёнка, и сразу же начали вести себя правильно, то есть уступать всем капризам  очень обиженного человека. Закатывая очередную истерику, ребёнок начинает верить сам и показывает это родителям, что они ответственны за эмоции малыша. Вот обидели, и теперь я вам рыдаю, не могу успокоиться, а виноваты вы – родители. 

4. От родителей — к сверстникам: Выкидываем ключи эмоций, делаем эмоции непроизвольными.

Сверстники такие же маленькие управленцы, с ними нельзя общаться как с родителями, они, как правило, конкуренты. То есть хотят того же, например, играть такой же игрушкой, требуют к себе внимания, с этим надо считаться – появляется новая вводная. Эмоциональная демонстрация обиды уже работает плохо. Нужны настоящие сильные эмоции, достоверные, правдивые. Чтобы работало всё тело, орать, так до посинения, требовать, так чтобы не было сомнений – игрушка моя! Для полной достоверности включается всё тело: топанье ногами, падения на пол, царапание, кусание, короче истерика до посинения. Это настоящая телесная правда, когда эмоцию действительно уже так просто не остановить. Раньше ребёнка можно было как-то переключить, телесные ключи к эмоциям не были потеряны, например, взять на руки, потормошить, обнять и т.п. Теперь эмоции становятся как бы произвольными, включаются незаметно – ключи от них выброшены за ненадобностью.

5. Выход во взрослую жизнь, где на наши эмоции не реагирует никто…или реагируют, но не так как хотелось бы.

И вот взрослая жизнь. Чаще всего она начинается, когда человек становится кормильцем, хотя бы самого себя, то есть идёт на работу. Кому нужны его эмоции? Какие? Ты обиделся начальнику, поздравляю, желаю, чтобы первый урок неконструктивного проявления эмоций прошёл с небольшими потерями, просто второго может не быть. Зачем руководству сотрудник, болезненно реагирующий на разные эмоциональные особенности начальства. Тебе не вежливо дали распоряжение, порыдать можешь в углу, но чтобы никто не видел, иди и выполняй, работать лучше с позитивными эмоциями. Потому что в бизнесе твои внутренние переживания – это твои проблемы. Более того, если ты их захочешь навязать окружающим в виде излишней неуместной эмоциональности, то для, начала, получишь ответ – спасибо, нам это не надо. 

6. Друзья и любимые — те, с кем можно продолжать эмоциональные игры.

Но кому-то обижаться надо, не выбрасывать же накопленный богатый арсенал  эмоционального воздействия на близких людей. С ними можно продолжать «эмоциональные игры».  Хорошо, когда есть понимание, что работа, деловые отношения, бизнес – это другой контекст, в котором общаются люди, он отличается от личного общения с родными и близкими. Соответственно, способы эмоционального воздействия и реагирования должны быть различными. Когда такого понимания нет, начинаются серьёзные проблемы в деловой коммуникации. Поэтому:

  • Любая эмоция должна быть адресна и целесообразна, определена контекстом общения.

Автор: Пичугин Виталий

Размещено на сайте http://nlplife.ru/ . При публикации статьи ссылка обязательна.

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться