Как защититься от манипуляций на работе?

 Рассмотрим виды манипуляций

1. Введение в заблуждение

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В основе этой поговорки лежит тот факт, что словами всего не выразить. В любой ситуации есть множество нюансов и подводных камней. Какие-то угадываются сразу, о других необходимо долго думать, чтобы понять, что происходит.

Вводить в заблуждение можно осознанно и неосознанно. Манипуляция относится к осознанному введению в заблуждение другого человека. С помощью намеков, недоговоренностей и невербального языка – мимики и жестов, можно придать любой фразе, даже самой невинной, абсолютно другой смысл.

Например: «А ты заметила, как на тебя Иван Иванович посмотрел?» В этот момент Иван Иванович мог думать о чем угодно – о проблемах дома, о боли в пояснице и т.д. Однако постепенно «пророчества» начинают сбываться – если человек думает, что у него проблема, то он ее ищет и… скорее всего, находит.

Даже если раньше проблемы не было – она может появиться на пустом месте. Именно так и рождаются офисные сплетни, которые порой заканчиваются увольнениями.

2. Искажение информации

Даже если человек искренне пытается полностью передать всю необходимую информацию, она неизбежно искажается. Простая игра «Испорченный телефон», когда участники, стоящие за дверью, по очереди передают друг другу одну и ту же информацию из 3-4 предложений, наглядно демонстрирует, что к концу игры информация после пятой передачи сокращается в 2-3 раза и существенно меняется по смыслу.

Искажение происходит постоянно, т.к. невозможно помнить обо всем. В то время как вы разговариваете с другим человеком, у него в голове еще множество других дел, и даже если он очень внимательно вас слушает, всегда желательно убедиться, что он понял и как будет это использовать.

Умение так фильтровать свои слова, чтобы даже после искажений они оставались политкорректными – это очень важный навык, которому стоит учиться. Однако в случае, если другой человек хочет использовать ваши слова вам во вред, лучше просто с ним не разговаривать, т.к. любая самая невинная фраза, выдернутая из контекста беседы, может полностью поменять первоначальный смысл.

Опущение информации

Одна женщина рассказывала мне, что попала в сложную ситуацию. Ей надо было послать курьера в налоговую инспекцию, но при этом сделать так, чтобы курьеру не вручили повестку.

После долгих объяснений, когда курьер многократно подтвердил, что все понял, он поехал в налоговую инспекцию, встретил инспектора (из другой комнаты, того, с которым не нужно было ни в коем случае встречаться). Инспектор спросил курьера, из какой он фирмы, курьер ответил и инспектор вручил ему повестку.

Почему это произошло? Вероятно, в какой-то момент курьер забыл все, что ему говорили перед выездом. Сработал «автопилот» - и дальше ситуация развивалась так, как меньше всего хотел бухгалтер.

4. Жонглирование ответственностью

Многие люди боятся брать на себя ответственность и всеми правдами и неправдами этого избегают. Руководитель – по определению такой человек, на котором итак лежит большая ответственность.

Однако, когда уже есть привычка к ответственности – этим можно манипулировать. Присмотритесь и прислушайтесь к тому, как вы реагируете на просьбы окружающих. «Входите» ли вы в «положение»?

Принимаете ли оправдания от сотрудников, которые по пятому разу спрашивают вас о том, о чем вы уже четыре раза до этого сказали? Беретесь ли вы за исполнение того, что не входит в ваши служебные обязанности?

Часто в том, что человек задерживается на работе и вынужден работать сверхурочно, виноват не столько он сам, сколько остальные сотрудники, которые не предоставили вовремя необходимую информацию, перевалили свою работу и т.д..

Проанализируйте свою работу и найдите тех людей и те ситуации, которые связаны с манипуляциями. Если вы чувствуете неудовольствие от работы, вам кажется, что кто-то обвел вас вокруг пальца – возможно, вы правы и это – манипуляция.

 Как же защититься от манипуляций?

Первый, самый простой прием. Поднимите самооценку

Ежедневно внушайте себе, что вы – профессионал, и что вы достойны того, чтобы окружающие любили и уважали вас. Не надо искать этому доказательств. Любовь к себе должна быть необусловленной.

Родители в детстве любили нас просто так, за то, что мы есть. И себя надо любить просто так, без причин. Однако, если вы совершили что-то выдающееся – обязательно отмечайте это как достижение.

Многим в детстве внушали, что скромность украшает. Возможно, в каких-то ситуациях так и есть. Однако на работе такой подход часто приводит к тому, что человек, уверенный во всепобеждающей силе скромности, так и сидит на низкооплачиваемой должности всю свою жизнь, страдая комплексом неполноценности, в то время как другие, менее эффективные и талантливые, но не страдающие скромностью сотрудники делают блестящую карьеру.

Естественно, что говорить о своих достоинствах нужно в нужное время и в нужном месте, и при этом все время помнить о чувстве меры.

Второй прием – управляйте своим состоянием с помощью аффирмаций

Напишите себе ряд фраз, которые будут помогать вам в жизни и работе. Есть один анекдот про бухгалтера:

Один человек всю жизнь работал бухгалтером. Сначала рядовым, а затем – главным. Каждый день, приходя на работу, он открывал ящик своего стола ключом, что-то там читал и запирал ящик на ключ. После того, как бухгалтер ушел на пенсию, на следующее утро все сотрудники подбежали к столу, открыли и прочитали на стенке ящика выцветшую от времени надпись: «Дебет – слева, кредит – справа».

Хотя это и была шутка, однако создание у себя позитивного настроя помогает не только в работе, но и при попытках манипулировать вами. Если удастся перевести нападение в шутку – считайте, что вы победили. Обычно манипуляторы в таких случаях теряются.

Третий прием. Создайте четкие правила

В одной организации, принимающей деньги за тренинги, произошел такой случай. Один посетитель, видимо, владеющий какими-то техниками внушения или пытающийся ими овладеть, при общении с бухгалтером сначала дал ему крупную купюру, потом забрал, все время при этом болтая о чем-то. В это время второй его знакомый тоже пытался отвлечь бухгалтера. Подобное поведение может легко привести к ошибке при пересчете денег.

Если вы заметили подобные ошибки, создайте четкие правила. Например, чтобы деньги выдавал только кассир и только в специальном помещении – кассе, отгороженной окошечком от посетителей. Посетители должны заходить только по одному, деньги пересчитывать на виду у кассира, и отдавать только тогда, когда уверены в результате.

Этот же прием можно применить и к сотрудникам, которые то и дело забегают в кабинет. Сначала сформулируйте правила, затем запишите их на листе бумаги или напечатайте. Поговорите с сотрудниками, все ли им в ваших правилах понятно и внедряйте.

Например, правила могут быть такими:

  • Перед тем, как прийти к бухгалтеру, подумайте, что именно вы хотели сказать.

  • Перед тем, как прийти, пришлите ваш вопрос по электронной почте (если он не слишком сложный или если квалификация сотрудников позволяет это сделать).

  • Бухгалтер работает с сотрудниками только по одному. И т.д.

Четвертый прием. Стройте надежные отношения с руководством и сотрудниками

В случае возникновения офисных интриг и «подковерной борьбы» большое значение имеет степень вашей близости с руководителем (если Вы сам - руководитель - тогда с сотрудниками).

Отношения строятся на доверии. Это доверие и является главным вашим капиталом, который необходимо охранять и приумножать. Если вы заметили в своей работе допущенную ошибку, которую уже не исправить самостоятельно – лучше расскажите об этом сами, не ждите, всплывет она или нет. В этом случае никто не сможет шантажировать вас. Со временем у вас сложится надежная и солидная репутация, что для бухгалтера является одной из главных профессиональных компетенций.

 Пятый прием. Выводите манипулятора на чистую воду

Обычно человек становится более внушаемым и ему легче принять неправильное решение тогда, когда есть одновременно один или более раздражающих факторов:

  • Недостаточно времени.

  • Сильная физическая или эмоциональная усталость, болезнь.

  • Не хватает компетенции, вопрос очень сложный.

  • Вопрос вызывает сильные эмоции.

  • Очень велик риск.

  • Нет точных данных для принятия решения.

Подобных факторов много, здесь приведены только самые важные. Как только от вас начинают, например, требовать, чтобы работа была сделана немедленно, считайте, что это – как загорающийся сигнал тревоги.

Задавайте вопросы – почему такая срочность? Что именно случится, если прямо сейчас это сделать не получится? Любые другие вопросы, которые покажут не только ту маленькую часть картинки, которую вы видите сейчас, но и большую картинку, частью которой является маленькая.

Это – как пытаться по одному элементу паззла угадать, что нарисовано на всей мозаике. Не надо задавать лишних вопросов. Как только вы поняли, в чем дело – вы получили преимущество над манипулятором, поскольку разгадали его игру.

Например: «Василий Васильевич сказал, что в последнее время вы стали работать хуже и совершаете много ошибок!» Не бойтесь – выберите правильное время, подойдите лично к Василию Васильевичу и задайте вопрос: «До меня дошли слухи, что в последнее время я…»

Это даст вам возможность быть в курсе того, что происходит, и получать не только искаженную информацию из одного источника, но и всю прочую информацию. Так вы быстро доберетесь до истины. Правда, бывают случаи, когда нельзя спросить самого Василия Васильевича, т.к. это приведет к негативному исходу событий.

Но даже в этом случае можно навести справки, например, через секретаря или доверенных лиц, чтобы понять, откуда исходит угроза. После этого обдумайте, как следует свой предстоящий разговор, чтобы отсечь излишние эмоции и найти сильные аргументы и поговорите с этим человеком. Как только манипулятор понимает, что встретил серьезный отпор, подкрепленный силой – он обычно находит другую жертву, более легкую.

Шестой прием. Возвращение ответственности

Если человек пытается с помощью манипуляции заставить вас делать то, что должен делать он сам – не идите на это. Если вы раз согласитесь, два – дальше эта дополнительная работа может просто войти в ваши служебные обязанности, гласно или негласно. Понятно, что существует взаимовыручка в коллективе, и ей нельзя пренебрегать.

Речь идет о тех случаях, когда человек, который просит о помощи, на самом деле легко мог бы сделать свою работу сам. Типичные фразы, с помощью которых можно легко изменить ход словесного поединка: «Поставь себя на мое место. Если бы я пришла к тебе и сказала то, что ты мне сейчас, что бы ты тогда на моем месте сделал?»

В этом случае манипулятор должен будет придумывать доводы против себя самого. Попытки стать хорошим для всех сотрудников иногда на самом деле бывают следствием заниженной самооценки. В этом случае имеет смысл поработать над ее повышением.

Седьмой прием. Утро вечера мудренее

Когда у вас есть время на то, чтобы подумать над чем-то, что с первого взгляда вам не нравится – обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Пусть мнимая быстрота, мол «Сделал дело – гуляй смело» не вводит вас в заблуждение.

Во время сна левое полушарие головного мозга обменивается информацией с правым, таким образом, в принятии решения участвуют и интуиция, и логика. Именно поэтому взвешенные решения обычно более правильные, чем сиюминутные, а манипуляторы обычно нагнетают обстановку, чтобы вы приняли решение немедленно, мотивируя это разными выдуманными причинами.

Когда вы получите время на обдумывание, возможно, что-то, что прежде ускользало от вашего внимания, станет очевидным. Всегда проще найти нужные слова потом, постфактум. Однако если вы замечаете за собой подобную привычку думать «задним умом» - просто не принимайте решений сразу, заведите дежурную фразу: «Я подумаю и скажу вам свой ответ завтра».

Важно лишь, чтобы эта привычка не стала всеобщей, т.е. используйте ее по прямому назначению – для борьбы с возможными манипуляциями, а не для уклонения от работы.

Прием восьмой. Знание своих психокомплексов

Психокомплексы – это слабые стороны человека. В любом бронированном стекле есть точка наивысшего напряжения. Если случайно ударить именно в нее, то стекло рассыпается на мелкие осколки.

Если же бить в бронированное стекло кувалдой, но не попадать в точку наивысшего напряжения – то стекло держит нагрузку. Точно так же и у человека есть болезненные точки, зная которые, манипулятор может наносить точечные, но очень болезненные удары.

Если вас что-то задело, не пытайтесь об этом немедленно забыть. Найдите время, когда вы будете спокойны и вокруг никого не будет. Подумайте, что в том случае вывело вас из себя. Какая слабая точка у вас есть и как ее усилить?

Для некоторых людей слабыми точками могут быть заниженная самооценка, боязнь ошибиться, сложности в семье, то, что человек стремится скрыть от других. Изучение своих слабых сторон не означает, что вы должны их показывать другим людям.

Работайте над исправлением своих недостатков, т.к. при определенных обстоятельствах они могут повредить вам и вашей карьере. Например, если у вас излишний вес – полюбите себя такой, какая есть. Тогда грубые слова про фигуру «пролетят» мимо цели.

Прием девятый. Метафоры

Иногда неуместно прямо говорить человеку какие-то факты. Однако всегда можно рассказать какую-нибудь историю, анекдот, случай из жизни, которая косвенным образом наведет на нужную вам мысль.

Например, если кто-то постоянно приходит к вам, чтобы одолжить денег до получки, можно, конечно, каждый раз давать, а можно рассказать про кого-то, у кого была подобная проблема, и кто смог с ней справиться.

Таким образом вы не даете человеку конкретный совет, на который он бы обиделся, но мягко намекаете. Умный человек такие намеки поймет и пойдет искать удачи в другом месте. Если же метафора не сработала – попробуйте рассказать другую или перейдите к другим способам борьбы с манипуляциями.

Самый лучший способ избавиться от манипуляций – это не впадать в гнев и негативные эмоции. Если вы когда-нибудь слышали про айкидо, то в этой боевой технике тренируют способность использовать силу противника.

Из физики известно, что сила действия равна силе противодействия. Таким образом, отвечая агрессией на агрессию, вы портите нервы себе и окружающим. Если же удастся перевести вопрос в шутку, разобраться в том, что происходит, дать понять человеку, что вы видите, к чему он клонит и не позволите вами манипулировать – то многие ситуации снимутся сами собой.

   Все статьи              Автор статьи: Инна Иголкина

Источник: http://www.festivalnlp.ru



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться