В защиту НЛП

Хочу сказать пару слов в защиту нейролингвистического программирования (NLP). Мне кажется, ему это нужно.

Меня не удивляет негативное отношение к NLP, которое, да, с каждым годом реже, но все еще встречается. В конце концов, люди в своих оценках пользуются не знанием, а чужими мнениями. Но меня печалит, что на основании непроверенных, исходящих бог знает от кого слухов отвергаются полезные подходы и техники.

Говорят, они небезопасны. А разве газ и электричество безопасны? Безопасен ли автотранспорт? Кухонный нож? Безопасна ли любовь? Катание с гор? Путешествия в джунгли? Все, что по-настоящему работает, все, что доставляет удовольствие, в чем-то опасно. NLP здесь не исключение. Что лучше, по-вашему: сидеть без света или научиться пользоваться электроприборами?

Впрочем, я хочу сказать о другом. Я хочу попытаться по-простому объяснить вам, что такое нейролингвистическое программирование. Если вы никогда не проходили НЛП-тренингов, это внесет ясность в вашу голову. Впрочем, даже если вы проходили НЛП-тренинги, нельзя поручиться, что вам толком объяснили, как работает NLP. Потому что качество обучения NLP неуклонно падает - с той же скоростью, с какой растет спрос на него. А он растет и, я вас уверяю, будет расти дальше.

И это еще один повод оставить позади детские страхи и начать учиться. Особенно если ваша работа связана с общением. Я думаю, что без знаний, которые дает NLP, скоро будет так же трудно обойтись, как без мобильного телефона и ресурсов интернет. Они ведь тоже когда-то выглядели небезопасными, правда?

Отличия NLP от не-NLP

Чем подход NLP отличается от других подходов? Самое главное - он предметен. Нейролингвистическое программирование работает с тем, что “есть”. Скажем, ЭГО и СуперЭГО психоанализа - метафоры, нигде в теле человека их обнаружить не удастся, даже интуитивно. Это гениальные, но все же конструкции Фрейда. Так же точно нет и архетипов Юнга. Так же точно нет и “ребенка-родителя-взрослого” Берна. Это метафоры чего-то, о существовании чего можно бесконечно спорить. В ряде случаев эти метафоры работают, да. Но NLP предлагает нечто более существенное.

Субмодальности

А. Согласитесь, сложно отрицать, что у нас с вами есть каналы восприятия? Они “даны нам в чувственном опыте” - ведь мы видим, слышем, обоняем.

Б. И очень легко убедиться, что весь наш опыт так или иначе представлен в этих каналах восприятия (или модальностях) - о чем бы мы ни подумали, это образ и/или звуки и/или ощущения и т.д.

В. И совсем просто заметить, что любой образ имеет параметры. Если вы представите себе чайник, то на вашем “внутреннем экране” он будет иметь какой-то цвет, расположение, размер, объем и т.д. А если это кипящий чайник со свистком, то звук, который издает свисток, имеет какую-то громкость, какой-то тембр, какую-то пространственную локализацию и пр.

Эти параметры и есть то, что в NLP называется субмодальностями. И это было первое.

Второе - то, что тот или иной набор субмодальностей определяет наше отношение к опыту. Скажем, приятный и мотивирующий образ будет иметь одни характеристики (например, близкий, большой, яркий, четкий…), а неинтересный образ - совсем другие (например, далекий, тусклый, размытый…). Предпочтения по кодированию опыта у разных людей разнятся, но все же есть общее. Возьмем, скажем, опыт ощущений. Скажем, чувство легкости в конечностях и некоего “воздуха” в грудной клетке связаны с одним классом опыта, а ощущение сдавленности и боли в солнечном сплетении - с другим.

Что делает NLP?

Что делает нейролингвистическое программирование с помощью самых своих “главных” техник? Всего лишь меняет субмодальности. Раскрашивает скучные образы, приближает их, увеличивает, помогая стать более мотивирующими. Или отдаляет раздражающие и навязчивые образы, меняет характер и локализацию ощущений, добавляет приятность звукам - и страдающий человек чувствует облегчение.

Между прочим, любой психологический подход делает ровно то же самое, но только не прямо, а опосредованно. Можно сказать, наугад. NLP работает более точно и потому более эффективно.

Нейролингвистическое программирование это…

Итак, что такое 50% NLP? Это техники для работы с субмодальностями. Любой человек, между прочим, их использует, когда пытается, например, представить что-то пугающее в виде смешного или “отвлечься”, переключив канал - скажем, не разглядывая неприятные навязчивые картинки воспоминаний, а с помощью сладкого пирожного, например, активировав более приятные телесные ощущения. Только нейролингвистическое программирование выполняет эту работу технологично и системно.

Оставшиеся 50% NLP представляют из себя хоть и очень мощные, но вполне безобидные инструменты работы с языком и его структурой. Когда я перечислю их, вы убедитесь, что там и места нет манипуляциям (во всяком случае в негативном смысле этого слова).

Это, во-первых, техники сбора и уточнения информации - весьма приложимые к бизнесу, поскольку вышли из консультационных моделей и представляют из себя вариант структурированного интервью.

Во-вторых, это техники обучения навыкам, а кто не хочет легко и быстро обучаться?

В-третьих, это техники грамотной постановки целей и оптимизации системы ценностей (скажем, есть у вас какое-то ограничивающее убеждение - вы можете его пересмотреть).

И все. Это довольно много, и это очень пригождается в работе и жизни, если вы научились этим пользоваться. Но объясните мне теперь, у кого эти штуки могут вызвать непозитивные эмоции?

Александр Иванов

Все статьи



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться