О "золотой" середине, или ещё несколько слов о дуализме и бивалентности в бизнесе

 И в середине тебе станет легко

Берт Хеллингер

 

Для успешного управления бизнесом, управления компанией необходимо сочетание технологии управления и психологии управления.

 

Дуализм

 

Как при управлении бизнесом, включающим несколько направлений, так и при управлении компанией, как отдельной единицей, любой руководитель рано или поздно сталкивается с рядом проблем.

Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых подходов к решению проблем в организации. В качестве примера можно выделить два базовых подхода, когда акцент делается на:

  1. Технологию управления,

  2. Психологию управления.

Первый подход, базирующийся на технологии управления, больше свойственен руководителям с техническим складом ума («технарям»). При управлении компанией они используют «технический» подход:

  • Отлаживают технологический процесс,

  • Сокращают издержки времени на операциях и между ними,

  • Имеют очень четкую систему материального стимулирования,

  • И т.п.

Можно сказать, что при управлении компанией они стремятся сократить влияние человеческого фактора, свести к минимуму эмоциональные издержки, психология управления уходит на второй план.

Второй подход, базирующийся на психологии управления более свойственен руководителям с гуманитарным складом ума («гуманитариям»). При управлении бизнесом они опираются на «гуманитарный» подход:

  • Умеют «завести» людей, вдохновить на выполнение определенных задач,

  • Четко расставляют сотрудников на места в соответствии с психотипом человека, их больше заботит вопрос о способности или не способности сотрудника выполнить ту или иную задачу,

  • Интуитивно и продуктивно строят систему нематериального стимулирования (подсознательно знают, кого, когда и как похвалить или пожурить, что-то подарить, еще как-то отметить),

  • И т.д.

Часто при управлении бизнесом они неосознанно игнорируют технологии управления, искренне считая, что бизнес держится на нескольких ключевых личностях, а остальные сотрудники должны сами понимать, как делать свою работу так, чтобы ключевым сотрудникам было удобно работать.

Опыт управленческого консультирования доказывает, что оба подхода имеют право на существование и отражают сущность руководителя.

Но такие «однобокие» компании, как правило, лидерами не становятся.

Лидерами становятся те, кто при управлении бизнесом, управлении компанией сочетают оба подхода. Тогда возникает эффект синергии, когда

2+2=5

 

Обеспечить сочетание технологии управления и психологии управления можно несколькими путями:

  1. Благодаря личностному росту единоличного руководителя компании, когда у него одинаково хорошо развиты и левое, и правое полушарие.

  2. Когда «технарь» и «гуманитарий» в паре управляют бизнесом и имеют одинаковое право голоса.

  3. Когда периодически приглашается консалтинговая компания и/или коуч (специалист по коучингу) и «выравнивает» дисбаланс в управлении компанией.

  4. Сочетание всех трех подходов.

Первый путь. Есть люди, у которых правое и левое полушарие от рождения развиты одинаково хорошо. Но такие люди скорее исключение.

Можно заниматься личностным ростом и развивать «отстающее» полушарие, в этом может помочь коуч (специалист по коучингу). Это, безусловно, повысит эффективность управления бизнесом. Только решите для себя, готовы ли Вы к такой работе над собой. Личностный рост требует затрат времени, усилий и денег?

Второй путь. Найти партнера, у которого другое полушарие от природы развито лучше, чем у Вас и управлять компанией вместе. В конце концов, одна голова - хорошо, а две - лучше.

Здесь тоже есть подводные камни. Очень много примеров, когда партнеры впоследствии делят бизнес.

Коуч (специалист по коучингу) владеет инструментами, которые помогут Вам договориться с партнером, найти общие цели и определить роль каждого в достижении этих целей.

Третий путь. Здесь очень важно, во-первых, понимать свой доминирующий стиль мышления. Во-вторых, не ошибиться при выборе бизнес-консультанта, коуча (специалиста по коучингу).

Четвертый путь. Личностный рост руководителя + партнер + консалтинговая компания + коуч = максимальный эффект + максимальные затраты.

Выбирать в любом случае Вам.

Другие примеры дуализма в бизнесе

  1.  Выходить на другие рынки или увеличивать долю на уже имеющемся рынке.

  2. Увеличивать цену или увеличивать объем продаж.

  3. Ориентироваться на потребности рынка или на возможности собственного производства.

  4. Вкладывать деньги в оборудование или в персонал.

  5. Что важнее: учиться самому или учить персонал.

  6. Стили управления: авторитарный и демократический.

  7. Кого брать на работу: мужчин или женщин, молодых или зрелых.

Пригласите консалтинговую компанию, коуча (специалиста по коучингу) и решайте эти вопросы вместе.

Бивалентность.

Принцип двузначности или бивалентости («истинно», «ложно») использовал Аристотель для доказательства логического фатализма. Рассуждал он так:

«Предположим, сейчас истинно, что завтра будет морское сражение. Из этого следует, что не может быть, чтобы завтра не было морского сражения, иначе не было бы истинным, что морское сражение завтра произойдет. Следовательно, завтрашнее морское сражение является необходимым.

Аналогично если было бы сейчас ложно, что завтра будет морское сражение, то необходимо, что морское сражение завтра не произойдет. Но сейчас истинно или ложно, что завтра будет морское сражение. Следовательно, или необходимо, что оно будет, или необходимо, что его не будет. Обобщив это рассуждение, получаем, что все, что происходит, происходит по необходимости, и нет ни случайных событий, ни свободы воли».

Позже Я. Лукасевич отошел от двузначности («истинно», «ложно») и ввел третье понятие «безразличность».

Существуют и другие решения задачи, поставленной Аристотелем, которые выходят и за рамки трехзначной логики.

 

Кроме пары «истинно», «ложно» существуют и другие:

  • Правильно, не правильно,

  • Хорошо, плохо,

  • Справедливо, не справедливо и др.

Но все три понятия объединяет наличие оценки.

И лишь в понятии «безразличность» оценка отсутствует.

Большинство решений, которые мы принимаем в бизнесе и в жизни базируются на классической двузначной логике. И мы часто попадаем в ловушку.

Ниже приведены примеры «двузначной» логики и «безразличности» в бизнесе.

 

 

Оценка («Двузначная» логика)

 

«Безразличность»

 

Пример

Вывод

Пример

Вывод

Хороший/плохой сотрудник

Уволить или оставить, найти под «хорошего» сотрудника работу

Сотрудник такой, какой есть

Для какой работы он подходит? Использовать, как есть, доучить, уволить

Хороший/плохой начальник

Помогу, буду строить козни, уволюсь

Начальник такой, как есть

Чем я могу быть полезен компании? Смогу ли я себя реализовать?

 

Правильное/ не правильное решение

Кто прав, кто виноват? Кого наказать?

Для любой ситуации всегда существует несколько правильных решений

Это решение достаточно эффективное/не самое эффективное (урок), что делаем дальше?

Справедливая/не справедливая система оплаты

Буду хвалить или ругать

Система оплаты такая, какая она есть

Что меня не устраивает? Что хочу? Предлагаю изменения

Объем продаж высокий/низкий

Радуюсь/ ругаю персонал

Объем продаж такой, как есть. Есть ли резервы для роста?

Оценка рынка, план мероприятий, реализация мероприятий

Люди работают хорошо/ плохо

Радуюсь/ ругаю персонал

Оценка бизнес-процессов, оценка персонала

Организация бизнес-процессов, программа обучения

 

Задача представителя консалтинговой компании, коуча - выключить собственную оценку, описать существующую ситуацию в терминах «безразличности», безоценочности и показать пути перехода компании на другой уровень.

 

И в середине тебе станет легко...

Человек так устроен, что его постоянно бросает в крайности. Причина такого поведения, с одной стороны, в психологических особенностях человека, с другой стороны, в зависимости от оценки поведения окружающими.

Часто мы, готовясь принять какое-то решение или сделать поступок, задаем себе вопросы: «А что об этом сказали бы папа, мама, бабушка, дедушка, учительница, тренер, другие значимые в нашей жизни фигуры?»

И таким образом даем себе оценку со стороны, формируем свой образ.

Но давайте помнить изречение:

«Любая организация - это портрет ее руководителя».

Если Вы «технарь» от природы, скорее всего технологии управления в Вашей компании будут «на высоте», но мало внимания будет уделяться психологии управления.

Если Вы «гуманитарий», скорее всего с психологией управления будет все в порядке, а технологии управления будут «хромать».

Если Вы хотите, чтобы Ваша компания имела хороший портрет, занимайтесь собственным личностным ростом. Работа с технологиями управления, которые предоставляет наша консалтинговая компания, также ведет к личностному росту руководителя.

Роберт Дилтс , который консультирует, как коуч, руководителей таких компаний, как Fiat, Apple, IBM, и изучает стратегии поведения успешных руководителей, сказал:

«Успешные руководители думают не только головой, но и телом!»

Когда Вы сможете отказаться от оценки своих решений и поступков другими людьми и научитесь делать выбор в «дуальных» ситуациях, используя не только разум, но и собственные ощущения, тело, Вам станет легко управлять бизнесом, управлять компанией.

В этом Вам помогут коуч и специалист по бизнес-консалтингу.

   Все статьи                     Автор статьи: Владимир Зюзько

Источник: http://www.festivalnlp.ru

 



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться