Болен Джин "Богини в каждой женщине. Новая психология женщины"

Отсутствие сострадания – следствие того, что женщина-Артемида нередко излишне категорична в своих оценках. Она делит мир на черное и белое. При этом не только те или иные поступки, но также и люди, их совершившие, могут быть либо отвратительны, либо прекрасны. Среднего не дано и, следовательно, она полагает, что вправе мстить беспощадно.

Чтобы взглянуть на мир иначе, ей необходимо развить в себе способность к состраданию и сопереживанию. Это становится возможным уже в зрелом возрасте, по мере того как она обретает жизненный опыт. Многие женщины-Артемиды в юности абсолютно уверены в себе, ощущают свою неуязвимость и потому бескомпромиссны. Они учатся жалеть других, лишь терпя неудачи и страдая от последствий собственных ошибок. Жизненные уроки, полученные женщиной-Артемидой, помогают ей осознать, что люди гораздо сложнее ее прежних черно-белых представлений. В результате в ней открывается способность прощать себе и другим то, чего никогда не простила бы раньше.

Решающий выбор: принесенная в жертву или спасенная Ифигения

В одном из мифов, посвященных Артемиде, – мифе об Ифигении – говорится о важном для женщины-Артемиды выборе: либо стать спасительницей Ифигении, либо же послужить причиной ее смерти.

Эпос о Троянской войне повествует о том, как греки привели свои корабли в некую гавань, чтобы оттуда плыть к берегам Трои. Однако им не удавалось осуществить свои намерения, поскольку не было попутного ветра. Их предводитель, царь Агамемнон, убежденный, что штиль наслан богами, обратился к прорицателю, который сопровождал собравшееся войско. Тот объявил: греками была оскорблена богиня Артемида, и она сменит гнев на милость лишь в том случае, если ей в жертву принесут прекрасную дочь Агамемнона, Ифигению. Агамемнон ответил отказом, но вскоре в стане воинов начались болезни. Они стали роптать. Тогда Агамемнон повелел своей жене Клитемнестре привести к нему Ифигению, чтобы якобы выдать ее замуж за греческого героя Ахилла. В действительности ее жизнь должны были обменять на попутный ветер, который поможет кораблям достигнуть Трои.

То, что произошло потом, излагается в двух версиях. Согласно первой версии, Ифигению умертвили, как того требовала Артемида. Согласно второй, Артемида в момент жертвоприношения заменила Ифигению на алтаре ланью, перенесла прекрасную дочь Агамемнона в далекую Тавриду и сделала ее своей жрицей.

Эти две версии отражают двойственность Артемиды. С одной стороны, она спасает женщин от притеснений со стороны патриархата и оберегает женские ценности. С другой – она может требовать, чтобы женщина принесла в жертву то, что традиционно рассматривается как "женское начало" – восприимчивость, заботливость и привязанность к близким. Вероятно, в каждой женщине-Артемиде есть часть, подобная Ифигении, – юное, доверчивое, прекрасное существо. В образе Ифигении воплощена потенциальная потребность женщины в половой близости, ее уязвимость и зависимость. Сможет ли она, несмотря ни на что, сберечь эту часть себя? Или же Ифигения будет принесена в жертву бесстрастной и несгибаемой целеустремленности Артемиды?

Пути развития

Чтобы преодолеть ограниченность наиболее выраженного в ней архетипа, женщина-Артемида должна развивать свои потенциальные способности; восприимчивость и умение строить близкие отношения. Ей необходимо стать уязвимее, научиться любить и заботиться. В этом ей может помочь любимый мужчина (реже – женщина) или же она должна родить ребенка.

Нередко позитивные изменения возможны лишь в том случае, если женщина-Артемида на некоторое время "останавливается", – когда она уже достигла намеченных целей или потерпела неудачу либо же после того, как в ней гаснет упоение состязанием или "охотой". Любящему ее мужчине следует либо ждать этого момента, либо уповать на помощь Афродиты.

Миф об Аталанте: метафора психологического роста

Аталанта – героиня, чья отвага и способности охотницы и бегуньи были под стать любому мужчине. Ее, оставленную в горах вскоре после рождения, нашла и вскормила медведица. Когда Аталанта выросла и превратилась в прекрасную девушку, ее возлюбленным стал охотник по имени Мелеагр. Неразлучная пара прославилась по всей Греции, особенно после их охоты на Калидонского кабана. Вскоре после этого Мелеагр умер на руках у Аталанты. Она покинула горы, где раньше скиталась вместе с любимым, предстала перед своим отцом и была признана наследницей его трона.

Теперь многие добивались ее, но она с презрением всех отвергала. Когда претенденты на ее руку и сердце начали возмущенно требовать, чтобы она наконец выбрала себе мужа из их числа, Аталанта ответила, что согласится стать женой того, кто победит ее в состязании в беге. Победитель получает ее в жены, проигравший лишается жизни.

Во всех состязаниях быстроногая была впереди. В итоге счастья решил попытать Гиппомен, искренне любивший Аталанту, однако не отличавшийся атлетическими способностями. Он был готов расплатиться жизнью за свою дерзкую попытку. Всю ночь перед состязанием Гиппомен молил о помощи Афродиту, богиню любви. Афродита услышала его мольбы и подарила ему три золотых яблока, благодаря которым он смог победить в состязании.

Яблоко 1: Осознание того, что время проходит. В начале состязания Гиппомен бросил под ноги Аталанте первое яблоко. Это яблоко привлекло ее внимание своей сияющей красотой. Аталанта приостановилась, чтобы поднять яблоко и, пока она пристально его разглядывала, Гиппомен вырвался вперед. Аталанта увидела свое искаженное отражение на круглом боку яблока и подумала: "Так я буду выглядеть в старости".

Многие энергичные женщины не осознают скоротечности времени до тех пор, пока не достигают среднего возраста и не обнаруживают, что в их жизни остается все меньше целей, к которым стоило бы стремиться. Тогда впервые к ним приходит осознание того, что им не суждено быть вечно молодыми; они начинают размышлять о том, как жить дальше.

Яблоко 2: Осознание важности любви. Аталанта опять сосредоточилась на состязании и без усилий догнала Гиппомена. Тогда он бросил ей под ноги второе яблоко Афродиты. Как только Аталанта остановилась и подняла его, на нее нахлынули воспоминания об умершем возлюбленном, Мелеагре. Она ощутила любовное томление, под влиянием Афродиты в ней пробудилось желание физической и эмоциональной близости. Подобные переживания в сочетании с осознанием неумолимости безвозвратно уходящего времени вынуждают женщину-Артемиду задуматься о любви.

Яблоко 3: Инстинкт продолжения рода и творчество. Гиппомен уже видел линию финиша, когда Аталанта догнала его вновь. Она была близка к победе, но Гиппомен бросил третье яблоко. Какую-то долю секунды Аталанта колебалась: пересечь ли ей линию финиша и победить, либо поднять яблоко и проиграть состязание? Она предпочла поднять яблоко. Гиппомен выиграл состязание и Аталанту.

Инстинкт продолжения рода, присущий Афродите (которую в этом поддерживает Деметра), заставляет многих активных, целеустремленных женщин, перешагнувших тридцатипятилетний рубеж, пересмотреть свою жизнь. Ориентированные на профессиональные успехи женщины часто оказываются застигнутыми врасплох, когда внезапно испытывают настоятельную потребность родить ребенка.

Однако третье золотое яблоко символизирует не только биологическое размножение. Для женщины средних лет социальный успех уже не столь значим, как прежде. Пробуждающаяся в ней Афродита заставляет ее находить глубоко личные формы самовыражения.

Когда женщина благодаря любви познает в себе Афродиту, она тем самым преодолевает односторонность архетипа Артемиды и обретает внутреннюю целостность. Теперь она не только сосредоточена на себе самой, но и способна откликнуться на чувства близкого ей человека. Признав ценность любви, она, подобно Аталанте, оказывается перед самым важным в ее жизни выбором.

Глава 5

АФИНА: богиня мудрости и ремесел, стратег и дочь своего отца

Богиня Афина

Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Подобно Артемиде, Афина – статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин – города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи.

Как и приличествует богине, ответственной не только за военные действия, но и за мирные домашние ремесла, Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой. Она покровительствовала не только городам и войскам, но и рукодельницам и ювелирам, гончарам и ткачам. Древние греки считали, что Афина подарила людям уздечку для приручения лошади, плуг, грабли, ярмо для быков и колесницу и обучила первых кораблестроителей. Оливковое дерево было ее особым даром городу Афины. Благодаря этому дару греки начали выращивать маслины.

Афину часто изображали с совой, птицей с огромными круглыми глазами, символизирующей мудрость. Если рядом с Афиной находилась другая фигура, это неизменно был мужчина. Она стоит за сидящим Зевсом как воин, охраняющий своего повелителя, или же изображается вместе с главными греческими героями "Илиады" и "Одиссеи" – Ахиллом и Одиссеем.

С именем Афины связывали военное мастерство и домашние ремесла, то есть те виды деятельности, которые требуют тщательного планирования и четкого исполнения задуманного. Иначе говоря, она является воплощением целенаправленности. Отличительные признаки ее мудрости – стратегический подход к делу, практицизм и стремление к реальным результатам. Афина ценит рациональное мышление и отстаивает превосходство воли и интеллекта над инстинктами. Ей дороги города. Согласно Афине (в противоположность Артемиде), первозданная природа должна быть покорена.

Генеалогия и мифология

Вхождение Афины в сообщество олимпийских богов было поистине драматическим. Она появилась на свет из головы Зевса взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич. По некоторым версиям, ее рождение напоминало своего рода кесарево сечение: Зевс почувствовал страшную головную боль наподобие "родовых мук" и призвал на помощь своего сына Гефеста, бога-кузнеца, который мощным ударом острого топора расколол ему череп, открыв путь Афине.

Афина считала, что у нее только один родитель – Зевс, с которым она была навечно связана. Она была "правой рукой" своего отца, только ей он вверял символы своей власти – молнии и эгиду.

Эта богиня не признавала свою мать – Метиду; более того, она, по-видимому, и не знала о существовании матери. Как повествует Гесиод, Метида – божество океана – была первой супругой Зевса и славилась своей мудростью. Когда она была беременна Афиной, Зевс хитростью заставил ее стать маленькой и проглотил. Ему предсказали, что у Метиды будет двое необыкновенных детей: дочь, равная самому Зевсу в храбрости и мудрости, и сын с душой завоевателя, который станет царем богов и людей. Проглотив Метиду, Зевс таким образом одолел предсказанную ему судьбу.

Согласно мифологии, Афина была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. Перечень тех, кому она помогала, читается как "Биографический справочник героев".

Среди них был Персей, убивший Медузу Горгону – женщину-чудовище со змеями вместо волос, с когтистыми медными руками и горящими яростью глазами, которая взглядом превращала людей в камень. Афина дала Персею медный щит, блестящий, как зеркало. Персей мог видеть в нем отражение Медузы, и потому ему не грозила опасность встретить ее прямой взгляд. Кроме того, когда он рубил голову Медузе, его руку направляла Афина.

Афина также помогла Ясону и аргонавтам построить корабль, на котором они отправились добывать золотое руно. Она подарила Беллерофонту золотую уздечку, дабы тот укротил крылатого коня Пегаса, и помогала Гераклу в его двенадцати подвигах.

Во время Троянской войны Афина активно действовала на стороне греков. Она заботилась о своих любимцах, особенно об Ахилле, самом грозном и сильном греческом воине. Позже она помогала Одиссею в его затянувшемся возвращении домой.

Помимо того что Афина была ближе всех к Зевсу и покровительствовала героям-мужчинам, она поддерживала патриархат в целом. Она заступилась за Ореста, который, мстя за смерть своего отца Агамемнона, убил собственную мать Клитемнестру. В защиту Ореста выступил Аполлон. Провозглашая тем самым превосходство мужчин над женщинами, он заявил, что мать – лишь почва для семени, посаженного отцом. В качестве доказательства своей правоты Аполлон сослался на Афину, которая не была рождена из материнского лона. Когда голоса судей были подсчитаны, число оправдательных и обвинительных голосов оказалось равным, поскольку Афина проголосовала за Ореста. Примкнув к Аполлону, она освободила Ореста и поддержала верховенство патриархальных обычаев над узами материнства.

Только в одном мифе об Афине говорится о смертной женщине, Арахне, превращенной Афиной в паука. Афину, как богиню ремесел, вызвала на состязание в мастерстве слишком самонадеянная ткачиха по имени Арахна. Обе работали с большой скоростью и искусством. Когда полотна были закончены, Афина восхитилась безукоризненной работой своей соперницы, но была взбешена тем, что Арахна посмела изобразить любовные похождения Зевса. Она выткала Леду, ласкающую лебедя, под видом которого Зевс проник в спальню царицы для того, чтобы овладеть ею. Следующая сцена изображала Данаю, которую Зевс оплодотворил, превратившись в золотой дождь; а еще Арахна выткала изображение девы-Европы, похищенной Зевсом, который обернулся великолепным белым быком.

Вытканные сюжеты послужили причиной гибели Арахны. Афина страшно разгневалась, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора и повесилась. Пожалев Арахну, Афина освободила ее из петли и вернула ей жизнь, превратив в паука, навечно приговоренного плести паутину (в биологии паукообразные называются арахнидами – по имени этой несчастной девушки). Отметим, что Афина, защитница своего отца, наказала Арахну скорее за публичную демонстрацию противозаконных деяний Зевса, чем за дерзкий вызов, брошенный ей самой.

Афина как архетип

Богиня мудрости Афина известна своим стратегическим гением и практицизмом. Как архетип, Афина представляет образец, которому следуют женщины, обладающие логическим складом ума и руководствующиеся скорее разумом, чем сердцем.

Афина – женский архетип, демонстрирующий, что сильный интеллект, умение не поддаваться эмоциям и правильная тактика действий в конфликтных ситуациях вполне характерны для определенного типа женщин. Женщина, движимая Афиной, не уподобляется мужчинам. Ей не нужна помощь анимуса – она и сама хорошо и ясно мыслит. Представление об Афине как архетипе логического мышления бросает вызов утверждению Юнга, что женщина мыслит посредством своей мужской стороны, анимуса, который, как предполагается, отличен от ее фемининного эго. Женщина, осознавшая остроту своего ума как связанное с Афиной женское качество, может развивать положительный образ себя, не боясь упреков в мнимом мужеподобии.

Если в женщине помимо Афины присутствуют и другие архетипы богинь, все эти архетипы могут выступать в едином союзе. Женщине, в которой сильна потребность Геры иметь супруга, Афина может помочь оценить ситуацию и выработать стратегию завоевания мужчины. Если Артемида вдохновляет женщину на создание собственного предприятия, успех проекта нередко зависит от политической проницательности Афины. Женщине, воззвавшей к Афине как к архетипу во время эмоциональной бури, рациональность этой богини поможет обрести терпение и выдержку.

Богиня-девственница

Такие качества, как неуязвимость и цельность, присущи не только Артемиде, но и Афине. Женщина, движимая Афиной, считается только со своими собственными приоритетами, подобно женщинам, в которых пробуждены архетипы Артемиды или Гестии. Как и Артемида, Афина побуждает женщину сосредоточиться скорее на том, что имеет значение для нее самой, чем на потребностях других людей.

Богиня-девственница Афина, в отличие от Артемиды и Гестии, ищет общества мужчин. Ей нравится атмосфера мужских дел и власти. В то же время архетип этой богини-девственницы помогает женщине избегать затруднительных в эмоциональном или половом плане взаимоотношений с мужчинами, с которыми она сотрудничает. Она может быть их компаньоном, коллегой или доверенным лицом, не испытывая к ним никаких эротических чувств и не нуждаясь в эмоциональной близости.

Афина появилась в обществе олимпийских богов сразу взрослой женщиной, проявляющей интерес к земным делам. Таким образом, архетип Афины представляет собой более позднюю и зрелую версию богини-девственницы, чем Артемида. Благодаря своей прагматической позиции и здравомыслию, а также отсутствию романтизма и девичьего идеализма, Афина производит впечатление "благоразумного взрослого".

Стратег

Мудрость Афины, ее умение правильно распределять свои силы и искусно маневрировать дают женщине преимущества в конкурентной борьбе. Афина проявила себя как лучший стратег во время Троянской войны. Ее вмешательство принесло грекам победу в сражении. Архетип Афины обеспечивает преуспевание в бизнесе, учебе, а также в научной и политической деятельности. В административной сфере Афина может быть представлена женщиной со степенью магистра, движущейся вверх по служебной лестнице при поддержке могущественного руководителя.

Проницательность Афины дает женщине возможность эффективно действовать в тех ситуациях, где важны политические или экономические соображения. Она может использовать свою способность мыслить стратегически для того, чтобы или продвигать свои собственные проекты, или быть компаньоном-советником успешного честолюбивого мужчины. Женщины, знающие свои возможности, обладающие интеллектом и практическим складом ума и неподвластные эмоциям в том, что касается дела, всегда руководствуются архетипом Афины. Женщина с Афиной в душе сразу схватывает, что следует сделать, и рассчитывает пути достижения желаемого результата.

Афина блистает там, где требуется воля и способности к дипломатии и интригам. Всеми этими качествами сполна обладала Клэр Бут Льюс – известная красавица, драматург, член конгресса, посол Соединенных Штатов Америки в Италии и почетный генерал армии США. Благодаря своему честолюбию, интеллекту, а также удачному браку (ее муж был основателем журнала "Тайме", Зевсом в своей области деятельности) она проложила себе путь в мужском мире. Эта женщина вызывала у окружающих зависть и восхищение. В глазах своих почитателей она заслуживала всяческих похвал за то, что проявляла неизменное хладнокровие под огнем критики. Недоброжелатели же воспринимали ее как "холодную интриганку".

Подобна Афине и успешная в науке женщина с докторской степенью. В академическом мире для получения должности помимо исследовательской работы требуется наличие публикаций, участие в различных комитетах, субсидии. Нужно понимать, что идет игра, в которой необходимо вести в счете. Чтобы продвинуться, женщинам, как и мужчинам, нужны руководители, спонсоры и союзники. Одних интеллектуальных способностей обычно недостаточно – важны правильная политика и тактика действий. Какой предмет она преподает, чему посвящены ее исследования, в каком университете она обосновалась, какого руководителя выбрала, – все это играет свою роль в решении, получит ли она субсидии и должность, необходимые для того, чтобы делать свою работу.

Розалин Елоу, которая получила Нобелевскую премию в области химии за открытие метода радиоиммунного анализа (использование радиоактивных изотопов для измерения уровня гормонов и других химических соединений в организме), приходилось быть истинной Афиной, чтобы совершить то, что она сумела сделать. Она рассказывала, какую радость доставляет ей работа головой и руками (сочетание двух аспектов Афины – мудрости и ремесленного мастерства). Нужно быть мудрым стратегом, чтобы придумать серию лабораторных экспериментов, приведших к открытиям. Кроме того, способности Афины помогли Розалин сделать политическую карьеру.

Мастерица

Будучи богиней ремесел, Афина причастна не только к полезной деятельности, но и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи. Чтобы выткать покрывало, женщина должна сначала представить его и составить точный рисунок, а затем, нить за нитью, методически воспроизвести задуманное в ткани. Отсюда мы видим, что архетип Афины подразумевает способность планировать свои действия, сноровку, предусмотрительность и терпение.

Женщины из числа переселенцев, покорявших дикие земли на Западе США, сами пряли шерсть, ткали полотно и сукно и шили практически всю одежду, которую носили члены их семей. Продвигаясь бок о бок со своими мужьями по неизведанными территориям, эти женщины были воплощением Афины – хранительницы домашнего очага. Чтобы выжить и добиться успеха, они должны были обладать характерными качествами Афины.

Дочь своего отца

Архетип Афины как "дочери своего отца", представлен женщинами, которых притягивает к могущественным мужчинам, имеющим авторитет, ответственность и власть, – иначе говоря, к мужчинам, соответствующим архетипу отца-патриарха или "мужчины-хозяина". Под влиянием Афины женщина тяготеет к близким отношениям с сильными мужчинами, которые бы покровительствовали ей и разделяли ее интересы. Подобные отношения предполагают обоюдную верность. В награду за свою преданность женщина, подобно самой Афине, становится "правой рукой" и пылкой сторонницей своего избранника, которой доверено использовать его авторитет и охранять его привилегии.

Многие секретарши, посвятившие жизнь своему начальнику, являются женщинами-Афинами.

Как "дочь своего отца", Афина делает женщину сторонницей патриархальных ценностей и легитимности мужской власти. Женщины-Афины обычно поддерживают существующее в обществе положение и руководствуются общепринятыми поведенческими нормами. Такие женщины, как правило, консервативны и сопротивляются переменам. У Афины мало сострадания к человеку, не достигшему успеха, униженному или бунтующему.

В этом отношении примером женщины-Афины может служить Филлис Шлафли, магистр, исключительный организатор и прекрасный оратор, возглавившая оппозицию Поправке о равных правах. Пока Филлис не стала лидером оппозиции, всеобщее признание этой Поправки казалось неизбежным. Поправка о равных правах была ратифицирована в тридцати штатах в течение года. Но как только в октябре 1972 года Филлис создала организацию "Остановить Поправку!", ситуация изменилась. В течение следующих восьми лет только пять штатов ратифицировали Поправку, и пять из тридцати пяти ратифицировавших ее ранее проголосовали против собственного решения, принятого ранее. Филлис Шлафли, названная биографом "избранницей молчаливого большинства", представляет собой современную Афину в роли архетипической дочери, защищающей патриархальные ценности.

Золотая середина

Женщина с сильным архетипом Афины демонстрирует естественную склонность к умеренности и живет в соответствии с идеалом Афины, по принципу "золотой середины". Крайности обычно являются результатом сильных чувств или потребностей, страстной, вспыльчивой, справедливой или жадной натуры – всего того, что прямо противоположно рациональной Афине. "Золотая середина" поддерживается и склонностью Афины контролировать события, отмечать результаты и изменять направление действия сразу же, как только оно покажется непродуктивным.

Афина в броне

Афина появилась на сцене Олимпа в блестящих золотых доспехах. И в действительности жизнь "в броне" – характерная черта всякой женщины-Афины. Интеллектуальная защита предохраняет ее от ощущения боли – как своей собственной, так и боли других людей. Во время эмоциональной бури или в тяжелом сражении она остается недоступной чувствам, наблюдая, отмечая, анализируя происходящее и решая, как ей действовать дальше.

В мире конкуренции архетип Афины имеет явное превосходство над Артемидой. Женщина-Артемида намечает цели и соперничает, но у нее, как и у самой богини Артемиды, носившей лишь короткую тунику, нет брони. Если ведущий архетип женщины скорее Артемида, чем Афина, ее задевает любое неожиданное проявление враждебности или обман. Если она обижена или оскорблена, такая женщина действует в порыве эмоций, в то время как Афина холодно оценивает ситуацию.

Развитие в себе архетипа Афины

Женщины со слабым от природы архетипом Афины могут развить его с помощью образования и работы. Образование требует качеств Афины. Когда женщина учится серьезно, у нее вырабатывается привычка к дисциплине и систематическим занятиям. Математика, естественные науки, лингвистика, научные исследования, написание статей требуют мастерства Афины. То же относится и к работе. Способность женщины поступать "профессионально" подразумевает ее объективность, беспристрастность и мастерство. Женщина, глубоко сочувствующая другим людям и посвятившая себя медицине или уходу за детьми и больными, может обнаружить, что она вступила на территорию Афины и ей необходимо научиться бесстрастному наблюдению, логическому мышлению и мастерству в своем деле.

Развитие этого архетипа стимулирует процесс образования. Любое изучение объективных фактов, обдумывание, подготовка к экзаменам, прохождение тестов – все эти занятия пробуждают Афину.

Некоторые аспекты Афины иногда развиваются и по необходимости. Юная девушка в семье, где часто происходят скандалы, может научиться скрывать свои чувства. Она надевает защитную броню, ради своей безопасности становясь оцепенелой и бесчувственной. Она может учиться наблюдать и обдумывать свои действия, чтобы выжить. Афина пробуждается и в тот момент, когда преследуемая женщина начинает планировать, как сохранить себя или выйти из сложного положения.

Уолтер Ф. Отто, автор книги "Боги Гомера", назвал Афину "богиней, которая всегда рядом". Невидимая для других, она стояла непосредственно за своими героями, нашептывая им советы, сдерживая их в нужный момент и даруя преимущество над соперниками. Всякий раз, когда женщине нужно ясно думать в эмоциональной ситуации или когда она конкурирует с мужчиной при одинаковых условиях в сфере ее деятельности, она должна призвать архетип Афины, которая "всегда рядом".

Женщина-Афина

Существует определенный тип женщины, которая, кажется, наилучшим образом воплощает Афину в повседневной жизни. Она практична, уверена в себе, не рефлексирует, избегает каких бы то ни было сложностей и все воспринимает без суеты и беспокойства. Подобно самой Афине, которая также была и богиней здоровья, женщина-Афина энергична и отличается прекрасным физическим и душевным самочувствием. Она всегда элегантно выглядит, ее одежда отличного качества, практична и хорошо сшита. В ее внешности нет никаких признаков сумасбродства. Ее стиль обычно остается неизменным в течение всей жизни.

Успешная в деловом мире женщина-Афина, как правило, носит строгий костюм и блузку. Мужские рубашки также являются подходящей одеждой для женщин-Афин, культивирующих вечную бесполость.

Юная Афина

Ребенок-Афина разделяет способность юной Артемиды к сосредоточенности, однако вдобавок в ней явно выражен интеллект. Например, девочка-Афина может сама научиться читать в трехлетнем возрасте. Обнаружив новую книгу, она, по всей вероятности, захочет сунуть в нее свой нос. Если же она не занята чтением, то ходит по пятам за отцом, спрашивая: "Папа, почему?", или "Папа, как это работает?", или, чаще всего, "Папа, покажи мне!" (обычно она не спрашивает: "Мама, почему?", за исключением тех случаев, когда ее мать тоже Афина, способная логично отвечать на ее вопросы). Девочка-Афина серьезна, она целенаправленно ищет нужную ей информацию и хочет знать, как работают те или иные вещи.

Родители

Когда дочь-Афина чувствует любовь со стороны своего отца, который сам достиг успеха в жизни и гордится тем, что она следует за ним, это помогает развитию ее естественных наклонностей. Если ее поведенческая модель получает отцовское благословение, она растет спокойной, уверенной в себе; чувство собственного достоинства присуще ей "по праву рождения". Ее ум и честолюбие не создают конфликтов. Впоследствии, став взрослой женщиной, она испытывает удовлетворение от полного напряжения своих сил и демонстрации собственных способностей.

Но не у всех женщин-Афин есть отец-Зевс, оказывающий им должное внимание, а это – существенный элемент, необходимый для их развития. У некоторых женщин-Афин их вполне успешные отцы слишком заняты, чтобы заниматься ими. Другие отцы-Зевсы настаивают, чтобы их дочери вели себя так, как традиционно подобает девочкам. Они могут сказать, поддразнивая: "Не забивай свою хорошенькую головку лишней информацией", или бранить их, говоря: "Это то, с чем маленькие девочки не должны играть", или "Это тебя не касается, это бизнес". В результате она может вырасти с ощущением, что ее не пускают туда, куда она стремится, и часто теряет уверенность в своих способностях, хотя, возможно, и не отказывается от мыслей о карьере или бизнесе.

Когда у девочки-Афины отец совсем не похож на Зевса – например, он бизнесмен-неудачник, алкоголик, непризнанный поэт или писатель, – развитие ее как Афины затруднено. Она может отказаться от целей, которых могла бы достичь, и чувствует себя самозванкой, которую могут "разоблачить", даже когда другим кажется, что она преуспевает.

Обычно матери дочерей-Афин, если они сами не являются женщинами-Афинами, полагают, что их недооценивают и что их дочери совершенно не похожи на них самих. Ориентированная на близкие отношения женщина, вероятно, обнаружит недостаток взаимопонимания со своей дочерью-Афиной. Дочери не интересно, когда мать рассказывает ей о людях и их чувствах. Она хочет знать, как работает тот или иной механизм, и с разочарованием обнаруживает, что мать не имеет об этом ни малейшего представления. Как следствие, дочь-Афина может считать свою мать некомпетентной. Одна такая мать заметила, что ее десятилетняя дочь "рассуждает как тридцатилетняя женщина". Дочь говорила ей: "Мама, будь практичной!" Мать продолжала свой рассказ: "Иногда моя дочь заставляет меня чувствовать, что взрослая – она, а я – еще ребенок!"

Мать может оказать негативное влияние на свою дочь-Афину, утверждая, что с той происходит что-то неладное. Например, она может сказать: "Ты как вычислительная машина!" или "Попытайся хотя бы притвориться, что ты девочка".

У женщины с выраженным чувством собственного достоинства, развивающей свои качества Афины и умеющей добиваться того, чего она хочет, родители обычно относятся к типу Зевс – Метида (преуспевающий отец на переднем плане, воспитывающая мать – позади). Сама же она занимает в семье позицию сына-первенца. Часто ее положение в семье обусловлено теми или иными причинами, например, она могла быть единственным ребенком или старшей дочерью. Ее брат мог быть умственно или физически неполноценным или просто не оправдывать ожиданий отца. Как следствие, честолюбивые отцовские устремления сосредоточиваются на дочери, и именно с ней он разделяет свои интересы.

Женщина-Афина с высокой самооценкой может быть дочерью делающих карьеру родителей или преуспевающей матери. Она растет, считая примером в жизни свою мать, поддерживающую ее стремление к самоосуществлению.

Подростковые и молодые годы Афины

Девушки-Афины учатся самым разнообразным вещам. Их тянет к компьютерам, и они с большим рвением изучают принципы их работы. Они чувствуют себя как рыба в воде в программировании, поскольку мыслят четко и ясно, вникая в детали. Они интересуются курсом акций, могут экономить деньги и вкладывать их в какое-либо дело.

Очень часто девушки-Афины полагают, что большинство девчонок пусты и глупы, и относятся к ним так же, как и мальчики-подростки. С большой вероятностью можно предположить, что подросток-Афина, найдя неизвестное ей насекомое, скорее будет определять, к какому виду оно принадлежит, чем испугается. В случаях, когда другие девочки реагируют чисто по-женски, она старается разобраться в происходящем. Как и полагается девочке, похожей на наказавшую Арахну Афину, ее не напугает никакой паук.

Молодая Афина может превосходить других девушек в шитье, вязании и вышивании. Она может получать удовольствие от таких занятий и разделять их с матерью и своими традиционно мыслящими подругами, даже если в других случаях и не находит с ними общего языка. В отличие от них, для нее мотивом занятий рукоделием будет не желание сделать одежду для куклы или какую-нибудь хорошенькую вещицу для себя, а стремление продемонстрировать свое мастерство. Она получает удовольствие от искусности собственной работы. Шить одежду для себя ее побуждают практичность и высокая оценка собственного труда.

Подростки Афины, в отличие от многих других, обычно не бывают трудными дочерьми. В их случае визг, крики и слезные сцены попросту отсутствуют. По-видимому, гормональные сдвиги не столь сильно воздействуют на их поведение и настроение, как у других девочек. В школьные годы они часто общаются с мальчиками, интеллектуально им равными. Девочка-Афина может состоять в шахматном клубе, сотрудничать в школьной газете, принимать участие в научных конференциях. И везде ей нравится превосходить других или быть им равной. Она может интересоваться химией, физикой или проводить время в компьютерном классе.

Разбирающиеся в общественных отношениях экстравертные девушки-Афины используют свои навыки наблюдения и анализа, чтобы выбирать те социальные связи, которые им следует поддерживать. Они осознают свою способность к успешному соперничеству, умение добиться популярности и вместе с тем – эмоциональную отстраненность от дел, которыми они заняты.

Девушки-Афины строят планы на будущее. У большинства из них есть четкие представления о том, чем они будут заниматься по окончании школы. Если их финансовое положение позволяет им поступить в колледж, они тщательно взвесят, какой именно колледж им подходит. Даже если семья не может помочь ей осуществить это намерение, она обычно находит способ получить стипендию или иную финансовую помощь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться